- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Для представления уполномоченному представителю права на подтверждение достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, правовых оснований не имеется
Вопрос:
Приказом Минфина России от 3 марта 2005 года N 31н утверждены новые формы деклараций по налогу на добавленную стоимость и порядки их заполнения. При этом право подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в декларации по налогу на добавленную стоимость, предоставлено руководителю организации и главному бухгалтеру. Российская организация - налогоплательщик имеет многофилиальную структуру, поэтому представляет в налоговые органы ежемесячно декларацию по налогу на добавленную стоимость более чем на 120 листах. Возможно ли в этом случае подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, подписью уполномоченного представителя организации?
Ответ:
Исключение уполномоченного представителя организации из перечня лиц, подтверждающих достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 3 марта 2005 года N 31н, объясняется следующими нормами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. При этом на основании подпункта 4 пункта 1 данной статьи Кодекса именно на налогоплательщиков возложена обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 26 Кодекса допускается участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Однако статья 80 Кодекса, предусматривающая порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, не содержит положений, на основании которых уполномоченный представитель мог бы подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в налоговой декларации. В пункте 2 данной статьи Кодекса только перечислены способы представления налоговой декларации налогоплательщиком в налоговый орган, и наряду с передачей декларации по телекоммуникационным каналам связи, а также в виде почтового отправления с описью вложения, указывается в том числе передача налоговой декларации через представителя.
Кроме того, согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
Таким образом, ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в налоговой декларации, может нести только сам налогоплательщик.
На основании пункта 1 статьи 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В силу статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" правами законных представителей обладают единоличные исполнительные органы (генеральные директора, директора, президенты) акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью.
Учитывая изложенное, для представления уполномоченному представителю права на подтверждение достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, правовых оснований не имеется.
Таким образом, достоверность и полнота сведений, указанных в декларации по налогу на добавленную стоимость, подтверждается подписью руководителя и главного бухгалтера организации.
О.И.Шапошникова,
Министерство финансов Российской Федерации
8 сентября 2005 года N МВ3430