- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2000 года N 44-О
По запросу Федерального арбитражного суда Центрального округа о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Федерального арбитражного суда Центрального округа,
установил:
1. Федеральный арбитражный суд Центрального округа просит проверить конституционность подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающего ответственность за нарушение положений статей 2-8 названного Закона в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным (в силу данного Закона) сделкам.
Санкция, установленная оспариваемой нормой, была применена в конкретном деле нижестоящими судебными инстанциями, законность решений которых в кассационном порядке проверяет заявитель. По его мнению, будучи мерой административной ответственности, эта санкция является несоразмерной и нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 34 (часть 1), а также статье 55 (часть 3), согласно которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 29 декабря 1998 года и 5 июля 1999 года) определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства и направлен на стабилизацию денежного обращения, защиту внутреннего рынка и недопущение сокращения валютных резервов, а потому оспариваемая норма названного Закона, как устанавливающая ответственность за нарушение валютного законодательства, сама по себе не нарушает статьи 19 (часть 1), 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 14 и пункта 4 статьи 2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" во взаимосвязи с другими положениями действующего законодательства, в том числе нормами ГК Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и УК Российской Федерации, следует, что за совершение противоправных сделок с валютой и иных незаконных валютных операций предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Условия привлечения лица к ответственности (определение перечня противоправных деяний, санкций за их совершение и др.) устанавливаются отраслевым законодательством, т.е. решение этого вопроса относится к компетенции законодателя, а решение вопроса о том, к какому виду ответственности должен быть привлечен правонарушитель, и применение к нему той или иной меры ответственности - к компетенции соответствующих правоприменительных органов, подменять которые, по смыслу статьи 125 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации не вправе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
Отказать в принятии к рассмотрению запроса Федерального арбитражного суда Центрального округа, поскольку разрешение поставленных в нем вопросов неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Текст документа сверен по:
файл - рассылка