почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
24
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Колебание цен на товар, связанное с влиянием сезонности

    
    

 Вопрос:

    
    Предприятие осуществляет торговлю средствами сельскохозяйственной защиты. Данный товар подвержен большому влиянию сезонности. Причем сезонность определяется даже не календарными сроками, а погодными условиями. Часто период применения данных средств ограничен всего несколькими днями. В связи с этим спрос на данные средства сельскохозяйственной защиты тоже жестко ограничен непродолжительным временным периодом.
    
    Все эти факторы, естественно, не могут не отражаться на ценовой политике предприятия. Большинство из продаваемых предприятием препаратов используются в сельском хозяйстве всего один раз в год. Срок годности этих препаратов в среднем не превышает 3 лет. Поэтому очень часто стоит вопрос о продаже товара со значительной скидкой в последние дни спроса на него в текущем году, т.к. если он не будет реализован в этот период, то дальнейшая его реализация будет невозможна в связи с окончанием срока годности.
    
    Кроме этого, цены на многие препараты устанавливаются за 2-3 месяца до реализации данного препарата, и отражаются в заключенных договорах с хозяйствами. Временная разница между заключением договора и реализацией по нему - 2-3 месяца, а оплатой по нему - 6-9 месяцев, т.к. оплата осуществляется с отсрочкой платежа.
    
    Как в данном случае предприятию отразить эти хозяйственные операции, чтобы исключить претензии со стороны налоговых органов?
    
    Какой непродолжительный период времени и на каком основании необходимо рассматривать на предмет отклонения от средней цены более чем на 20%: календарный, ограниченный установленными нормами (месяц, квартал), т.е. с 1 по 30; календарный, ограниченный периодом спроса (в данном случае тот же месяц может быть определен как с 10 по 10, или с 15 по 15)?
    
    Колебания цен необходимо определять в период заключения договоров, реализации или оплаты. Ведь в период заключения договоров, когда устанавливается цена, отклонений может и не быть, а в связи с тем, что реализация по ним осуществляется в разные периоды, в зависимости от погодных условий в различных регионах, на момент отгрузки может возникнуть.
    
    В случае возникновения необходимости доначисления цен до среднерыночных, в каких информационных источниках их можно определить?
    

    Какими хозяйственными операциями и проводками необходимо это отразить?
    
    И по каким налогам в данном случае возникает дополнительное обременение?
    
    

 Ответ:

    
    Статьей 40 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Исключение составляют только случаи, указанные в п.2 данной статьи (сделки между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени).
    
    В вышеуказанных случаях налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п.3 ст.40 Налогового кодекса РФ).
    
    При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки.
    
    Поскольку причины колебания цен соответствуют положениям Налогового кодекса РФ, налоговые органы не вправе предъявлять какие-либо претензии в отношении того, что цены, применяемые предприятием, не соответствуют рыночному уровню.
    
    Чтобы дополнительно обезопасить себя, организация может принять маркетинговую политику, в которой будут предусмотрены все виды скидок, применяемые предприятием.
    
    В отношении того, за какой период времени необходимо рассматривать средний уровень цен, Минфин РФ выпустил письмо от 16 сентября 2004 года N 03-02-01/1, в котором сообщается, что для целей ст.40 Кодекса непродолжительным периодом времени может быть признан период времени, определенный на основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности налогоплательщика, учета особенности реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и специфики таких товаров, работ, услуг. Так, например, учитываются сезонное производство товаров, их распродажа по окончании сезона, сроки годности товаров, колебания потребительского спроса, другие существенные обстоятельства, повлекшие отклонение применяемых налогоплательщиками цен. Для каждой сферы деятельности характерен свой период времени, соответствующий признаку непродолжительного периода, в течение которого отклонение примененных налогоплательщиками цен вызвано колебаниями рыночных цен.
    
    Таким образом, чтобы определить "непродолжительный период времени", необходимо провести исследование условий деятельности нескольких аналогичных предприятий, действующих в аналогичных условиях. Пока результатами такого исследования не будет доказано обратное, предполагается, что цена, применяемая предприятием, соответствует рыночной (п.1 ст.40 Налогового кодекса РФ).
    

    Кроме того, данное письмо сообщает, что при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитываются официальные источники информации о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. Для целей определения сопоставимости условий сделок учитываются разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
    
    Кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. Поэтому при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования. Кроме того, в необходимых случаях при проведении налогового контроля налоговые органы вправе привлекать экспертов и специалистов, в том числе независимых оценщиков. В соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
    
    То есть предполагается, что информацию о рыночных ценах можно получить в территориальных органах статистики.     
    
    Если необходимо доначислить цены до среднерыночных, то также необходимо доначислить НДС и налог на прибыль. В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом:
    
    Д 90 субсчет "НДС" К 68 субсчет "НДС" - доначислен НДС;
    
    Д 99 К 68 субсчет "Налог на прибыль" - доначислен налог на прибыль (основание - справка бухгалтера).
    
    

ООО "ЦБО БАЛАНС ПЛЮС",
г.Москва,
тел./факс (095) 775-31-42 (доб. 50-54)
[email protected]

17 октября 2005 года N А4083
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование