почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Использование денежных средств, предоставляемых ГУП. Кредитный договор



 Вопрос:


    Возможно ли использование денежных средств, предоставляемых ГУП в целях увеличения уставного фонда, для погашения кредита, денежные средства по которому будут перечислены в счет исполнения обязанности по возврату бюджетного кредита.



 Ответ:


    В соответствии с п.1 ст.819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
    
    Таким образом, договор кредита является возмездным договором.
    
    Согласно п.2 ст.819 ГК РФ к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
    
    Согласно п.2 ст.810 ГК РФ сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.
    
    В соответствии с п.1 ст.408 ГК РФ обязательство прекращается надлежащим исполнением.
    
    Таким образом, для возврата первой части бюджетного кредита, необходимо получить согласие кредитора. В противном случае перечисление денежной суммы в счет погашения части бюджетного кредита не прекратит обязательство по возврату соответствующей части бюджетного кредита.
    
    2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия (п.2 ст.14 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
    
    В соответствии с п.3 ст.14 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ (далее - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
    
    В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ (далее - ФЗ "О бухгалтерском учете") все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. В силу п.2 ст.15 ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
    
    Следовательно, решение об увеличении уставного фонда государственного предприятия в 2005 году может быть принято собственником его имущества только на основании данных годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за 2004 год.
    

    При этом необходимо иметь в виду, что размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (п.3 ст.14 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
    
    Согласно п.4 указанной статьи одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
    
    Как п.4 ст.9 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", так и п.1 ст.113 ГК РФ предусматривают требование к содержанию устава, в соответствии с которым устав государственного или муниципального предприятия, кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования.
    
    Таким образом, необходимо принятие собственником имущества ГУП " решения о внесении изменений в устав предприятия в части увеличения размера уставного фонда, источник формирования уставного фонда предприятия останется тем же - денежные средства.

    3. В соответствии со ст.9 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 10 данного Федерального закона для государственной регистрации унитарного предприятия. Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
    
    Согласно п.1 ст.10 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
    
    В соответствии с п.1 ст.17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
    

    а) подписанное заявителем* заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации**. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
________________
    * В соответствии с п.1 ст.9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
    
    ** Форма указанного заявления утверждена постановлением Правительства РФ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" от 19 июня 2002 года N 439.

    
    б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
    
    в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
    
    г) документ об уплате государственной пошлины.
    
    В соответствии с пп.3 п.1 ст.333_33 НК РФ за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, взимается государственная пошлина величиной в 20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 1 настоящего пункта.
    
    Пп.1 п.1 ст.333_33 НК РФ установлена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
    
    Следовательно, за государственную регистрацию изменений, вносимых в устав государственного предприятия, взимается государственная пошлина в размере 400 рублей.
    
    В соответствии с п.1 ст.18 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
    
    В силу п.3 ст.18 и п.1 ст.8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (далее - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.*
________________
    * В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" и в соответствии с п.15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба.


    Таким образом, после принятия решения о внесении изменений в устав государственного предприятия указанные изменения подлежат государственной регистрации.
    
    4. В соответствии с п.2 ст.24 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ (далее - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств.
    
    Согласно п.4 ст.18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
    
    В силу п.1 ст.819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
    
    Таким образом, в случае заключения ГУП договора кредита ГУП необходимо не только согласовать с собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, объем и направление использования денежных средств, полученных на основании договора кредита, но и получить согласие собственника на заключение такого договора.
    
    Кроме того, в силу п.1 ст.23 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. В соответствии со ст.5 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
    
    В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
    

    Таким образом, при отсутствии согласия собственника имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, на заключение договора кредита, указанный договор будет недействителен, т.е. ничтожен в силу ст.168 ГК РФ.
    
    Следовательно, согласие собственника на заключение договора кредита должно быть получено до момента его заключения.
    
    В соответствии с п.1 ст.819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
    
    Согласно п.2 ст.819 ГК РФ к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
    
    В соответствии с п.1 ст.809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
    
    Таким образом, если в договоре кредита с банком не будет предусмотрено условие об уплате процентов за пользование кредитом, у предприятия возникнет обязанность по уплате процентов в размере ставкой банковского процента (ставки рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
    
    

Орлова М.А., юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85

1 ноября 2005 года N Ю8715
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование