почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
24
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Органы, осуществляющие надзорные функции
за деятельностью юридического лица



 Вопрос:


    Какие органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований?
  


 Ответ:


    Надзорные функции за деятельностью юридического лица осуществляют прокуратура, налоговый орган, антимонопольный орган.
    
    1. В соответствии с п.1 ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
    
    Таким образом, в случае заключения субагентом договора на оказание услуг связи от имени оператора, не имеющего соответствующую лицензию, иск о признании сделки недействительной вправе предъявить прокуратура, если в уставном капитале оператора есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
    
    В случае заключения договора на оказание услуг связи субагентом (юридическим лицом), не имеющим лицензии, от своего имени, указанный договор может быть признан недействительным по иску прокуратуры, если в уставном капитале (фонде) субагента есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
    
    2. Налоговый орган.
    
    В соответствии с п.11 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О налоговых органах") налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
    
    Аналогичная норма раньше содержалась в ст.31 НК РФ, затем она была исключена из статьи 31 НК РФ Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ.
    
    В настоящее время НК РФ не предусматривает случаев, когда налоговому органу предоставлено право предъявлять в суд иск о признании сделки недействительной.
    
    В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ  (далее - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ) федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
    
    Закон РФ "О налоговых органах" не указан в ст.2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ. Следовательно, положения Закона РФ "О налоговых органах" подлежат применению в части, не противоречащей НК РФ.
    
    Но при этом необходимо учитывать мнение Конституционного Суда РФ, выраженное в определении Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 года N 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и в определении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации". В данных определениях Конституционный Суд РФ указал на то, что налоговый орган вправе предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам в рамках проведения проверок для обеспечения поступления налогов в бюджет, т.е. о признании сделки недействительной в силу ст.169 ГК РФ, как противоречащей основам правопорядка и нравственности. Право налогового органа на предъявление в суд иска о признании сделки недействительной в силу ст.169 ГК РФ подтверждается и судебно-арбитражной практикой (например, постановление ВАС РФ от 7 июня 2005 года по делу N 2748/05,  постановление ФАС СЗО от 8 июля 2005 года по делу N А42-9397/04-13, постановление ФАС СЗО от 22 июля 2005 года по делу N А42-12663/04-13, постановление ФАС СЗО от 28 июля 2005 года по делу N А42-13436/04-13).
    
    В силу п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
    
    Таким образом, налоговый орган не вправе предъявлять в суд требование о признании сделки недействительной, за исключением требования о признании сделки недействительной в силу ст.169 ГК РФ как противоречащей основам правопорядка и нравственности в рамках проведения проверок для обеспечения поступления налогов в бюджет.
    
    3. Антимонопольный орган.
    
    В соответствии с п.6 ст.12 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон РСФСР от 22 марта 1991 года) антимонопольный орган вправе обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или в части договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству.
    
    В силу п.1 ст.1.1, п.1 ст.2 и ст.4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года антимонопольное законодательство состоит из настоящего Закона, федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации (т.е. на состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке), в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
    
    Ст.ст.5-10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года предусматривают перечень действий, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов.  
    
    ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. В соответствии со ст.1 ФЗ "О связи" одной из целей настоящего Федерального закона является обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи.
    
    Следовательно, антимонопольный орган* вправе предъявить требование о признании сделки недействительной, если сделка нарушает положения ФЗ "О связи" в части норм, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации (т.е. на состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке), и заключение такой сделки является одним из действий, предусмотренных ст.ст.5-10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года.
________________
    * Таким органом является Федеральная антимонопольная служба (Положение о федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331.

    
    Как было указано в одном из постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (от 24 февраля 1998 года по делу N А05-3193/97-197/6) предъявление антимонопольным органом иска о признании сделки недействительной на основании ст.173 ГК РФ в связи с нарушением законодательства о лицензировании не входит к компетенцию антимонопольного органа.
    
    Таким образом, в рассматриваемом случае антимонопольный орган не вправе предъявить в суд иск о признании недействительным на основании ст.173 ГК РФ договора на оказание услуг связи, заключенного от своего имени субагентом (юридическим лицом), не имеющим лицензии.
    
    Договор оказания услуг междугородней и международной телефонной связи, заключенный от своего имени субагентом (физическим лицом), не имеющим соответствующей лицензии, является, в силу ст.168 ГК РФ, ничтожной сделкой. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может предъявить любое заинтересованное лицо. Применить последствия недействительности ничтожной сделки вправе также суд по собственной инициативе.
    
    

Орлова М.А., юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85

1 декабря 2005 года N Ю9096


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование