- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Об утилизации неремонтнопригодного оборудования
Вопрос:
Какие нормы законодательства регламентируют вопрос утилизации неремонтнопригодного оборудования. Мы создали комиссию и провели инвентаризацию, в результате которой выявили наличие телекоммуникационного оборудования, непригодного к дальнейшему использованию. Данное оборудование невозможно продать, его надо "выбросить".
Есть ли нормативно-правовые требования по поводу уничтожения, ликвидации и вывоза на свалку телекоммуникационного оборудования? Обязательно ли заключать договор с какой-либо компанией на утилизацию данного оборудования или мы можем справиться собственными силами? Какие документы нужны для подтверждения неремонтнопригодности оборудования и его дальнейшей утилизации?
Ответ:
В соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года N 26н (далее - ПБУ 6/01), при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В силу п.5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Таким образом, телекоммуникационное оборудование со сроком полезного использования более 12 месяцев, является основным средством организации.
В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Таким образом, телекоммуникационное оборудование, непригодное к использованию в силу физического износа, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
В соответствии с п.1 ст.12 ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Согласно п.2.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года N 49 (далее - Методические рекомендации), сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. В силу п.3.6 Методических рекомендаций на основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Таким образом, списание телекоммуникационного оборудования, непригодного для использования, с бухгалтерского учета осуществляется на основании отдельной описи составляемой при инвентаризации имущества организации.
В соответствии с п.6.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 года N 68н (далее - Инструкция), организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая используемые в научной, производственной и других видах деятельности, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней. Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.
Согласно п.6.19 Инструкции при списании приборов и изделий организации изымают из этих приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих проведение таких работ в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. На основании этих актов соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе в чистоте, содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам.
Таким образом, при списании телекоммуникационного оборудования, детали которого содержат драгоценные металлы и сплавы, помимо отдельной описи составляется акт ликвидации и происходит учет изъятых деталей.
В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, телекоммуникационное оборудование, непригодное для использования, относится к отходам производства и потребления.
В силу п.1 ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст.11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В арбитражно-судебной практике по-разному толкуются положения ФЗ "Об отходах производства и потребления", возлагающие обязанность на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по разработке лимитов на размещение отходов, и положение ст.8.2 КоАП РФ.
Так, в постановлении от 27 июля 2004 года по делу N А56-12491/03 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на то, что "общество, не производящее продукцию и не занимающееся размещением отходов, не нарушило требований ст.11 Закона".
В постановлении от 2 июля 2003 года по делу N А56-1164/03 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что отсутствие лимитов на размещение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Таким образом, исходя из указанных постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, во-первых, обращение с отходами включает в себя лишь деятельность по производству продукции и размещению отходов, во-вторых, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, указанное в ст.8.2 КоАП РФ, не охватывает собой неисполнение обязанности по утверждению лимитов на размещение отходов.
Толкование норм законодательства, данное в указанных постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, является ограничительным. С указанными выводами арбитражного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов,
Таким образом, под предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, и предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанную с обращением с отходами, упоминаемыми соответственно в ст.18 и ст.11 ФЗ "Об отходах производства и потребления", следует понимать предпринимателей и юридических лиц, не только осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению, т.е. хранению и захоронению отходов, но и осуществляющих деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Таким образом, предприниматели и юридические лица, занимающиеся деятельностью, в процессе которой образуются отходы потребления (т.е. каждый индивидуальный предприниматель и каждое юридическое лицо), обязаны разрабатывать лимиты на их размещение (предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории).
Поскольку в силу ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" норматив образования отходов представляет собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, термин "продукция" и термин "товар", исходя из положений ст.1, п.1 ст.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", являются синонимами, юридическое лицо, оказывающее услуги и не занимающееся производством продукции, не обязано разрабатывать нормативы образования отходов.*
________________
* В то же время в постановлении от 3 октября 2005 года по делу N А56-506/05 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на то, что отсутствие у общества, осуществляющего деятельность по оказанию телекоммуникационных услуг, нормативов на образование отходов является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Ст.8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Исходя из определения термина "обращение с отходами", предусмотренного в ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", под иным обращением с отходами следует понимать деятельность, в процессе осуществления которой образуются отходы.
Следовательно, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, влечет привлечение к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ст.22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (далее - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, иным нормативно-правовым актом РФ, в соответствии с которым должно осуществляться хранение и захоронение отходов, является ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Следовательно, несоблюдение требования ст.11 и ст.18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" по разработке лимитов на размещение отходов влечет за собой привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В связи с этим представляется более правильным точка зрения арбитражного суда, в соответствии с которой индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, не занимающееся производством продукции, но осуществляющие какую-либо иную деятельность, обязаны разрабатывать лимиты на размещение отходов, отсутствие лимитов является основанием для привлечения указанных лиц к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2003 года по делу N А13-8283/03-07АП, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2005 года по делу N А56-506/05, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2005 года по делу N Ф04-320/2005(8165-А75-19), постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2005 года по делу N Ф04-9545/2004(7675-А75-19)).
В силу п.4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года N 461 (далее - Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов утверждаются в территориальных органах Министерства природных ресурсов РФ.
В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст.5 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу ст.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.1 ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления"). К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.2 ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления"). К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.3 ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию и захоронению отходов.
Таким образом, федеральные органы государственной власти вправе принимать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с деятельностью, в процессе которой образуются отходы, а также деятельностью по сбору, использованию и захоронению отходов. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты в той мере, в какой это необходимо для организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы государственной власти субъектов РФ не вправе принимать нормативно-правовые акты в области обращения с отходами.
В соответствии с п.2.4 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных письмом Минприроды РФ от 21 июля 1994 года N 01-15/29-2115 (далее - Временные правила), места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя. В силу п.2.6 Временных правил транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. Транспортировка опасных отходов допускается только специально оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление согласно действующим инструкциям.
Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов. Разрешение на размещение отходов выдается только при обосновании невозможности их переработки (отсутствии технологии, оборудования и др.) (п.п.2.8, 2.9 Временных правил).
В соответствии с п.5.1 Временных правил выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится территориальным органом Минприроды России по типовой форме. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека. Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов (п.5.2 Временных правил).
Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год. Для получения разрешения на размещение отходов природопользователь обязан представить в территориальный орган Минприроды России следующие документы по установленной форме:
заявку на размещение отходов;
лимит размещения отходов, установленный природопользователю на данный период;
перечень и характеристику отходов, подлежащих размещению;
плановые мероприятия по достижению лимитов размещения отходов;
характеристику объектов, на которых предполагается размещение отходов. Представляется на каждый объект (собственный или арендуемый), в т.ч. расположенный на территории предприятия;
копию (по рекомендуемой форме) договора с администрацией объекта для размещения отходов в случае, если отходы направляются для размещения на объект, не принадлежащий данному природопользователю. Владелец объекта, кроме того, представляет копии договоров с природопользователями, месторасположение которых находится за пределами территории, подведомственной территориальному органу Минприроды России.
Кроме этого, природопользователь должен иметь:
обоснование условий и сроков временного накопления отходов на промышленной площадке до момента их использования или направления на объект для размещения отходов;
заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр (базирующееся на результатах геологических, инженерно-геологических и гидрогеологических исследований), Роскомвода; Госатомнадзора России (при необходимости); копии актов, удостоверяющих горный и земельный отвод;
плановые мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов;
заключение государственной экологической экспертизы территориального органа Минприроды России на размещение отходов. При этом устанавливается возможность размещения опасных отходов на конкретном объекте с учетом полного предотвращения их вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения, а также возможности природопользователя по сокращению объемов образования отходов и их использованию, а также внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов производства, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов (п.п.5.4, 5.5 Временных правил).
В силу п.6.10 Временных правил прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен. В этих случаях природопользователь должен обратиться в территориальный орган Минприроды России за получением соответствующего разрешения для размещения отходов.
Таким образом, захоронение отходов (телекоммуникационного оборудования) осуществляется при наличии разрешения, для получения которого представляются, в частности, обоснование невозможности переработки оборудования, утвержденные лимиты размещения отходов, копия договора с администрацией объекта для размещения отходов.
Распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 20 ноября 2001 года N 2217-р был утвержден Порядок сбора отходов на территории Центрального административного района (далее - Порядок сбора отходов на территории Центрального административного района).
В соответствии с п.2.4.1 Порядка сбора отходов на территории Центрального административного района вывоз отходов осуществляется на основании лицензии или договора с организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Согласно п.2.4.2 Порядка сбора отходов на территории Центрального административного района вывоз отходов осуществляется специализированным мусоровозным транспортом. Транспортировка должна вестись способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам (п.2.6 Временных правил охраны окружающей среды от отходов). Если предприятие вывозит отходы самостоятельно, оно должно иметь собственную или арендованную мусоровозную технику.
При этом необходимо иметь в виду, во-первых, что в соответствии с п.1 и п.3 ст.3 Закона Санкт-Петербурга "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" от 25 июля 2005 года N 411-68 Центральный район является административно-территориальной единицей Санкт-Петербурга. Как было указано выше, органы государственной власти субъектов РФ не вправе принимать нормативно-правовые акты в области обращения с отходами.
Во-вторых, в соответствии с пп.74 п.1 ст.17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.*
________________
* В соответствии с п.2.17 Временных правил определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.
Таким образом, если телекоммуникационное оборудование не относится к опасным отходам, указанное оборудование может быть вывезено на объект для размещения отходов организацией самостоятельно.
Орлова М.А., юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85
30 января 2006 года N Ю9177