- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Комментарий
к главе 25_1 НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов" / О.В.Семенова, 2006
( Автор: Семенова Ольга Владимировна - главный специалист отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России)
До введения в действие главы НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" платность за пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, была определена Федеральным законом от 24 мая 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире". Статьей 35 данного Закона было установлено, что пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания предоставлялось за плату, размеры которой устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации. Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 года N 1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых их среды их обитания без лицензии запрещено". Предельные размеры платы за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1998 года N 1490 "О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами". Однако, порядок исчисления и уплаты указанных платежей не был определен.
Приказом Минфина России от 29 декабря 2000 года N 420 "О перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет N 40101 "Доходы распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" платежи за пользование объектами животного мира, предусмотренные Федеральным законом от 23 мая 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" подлежали зачислению на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" по статье 1050800 "Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Поступление платежей за пользование водными биологическими ресурсами обеспечивалось путем продажи на специальных аукционах квот (лотов), дающих право на вылов определенного объема (порядка 50 % общего допустимого улова водных биологических ресурсов) конкретных видов рыб и других морских биоресурсов. Приказом Минэкономразвития России от 10 января 2001 года N 3 "Об организации обеспечения проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" утвержден Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Остальная часть водных биоресурсов распределялась в пределах общего допустимого улова на безвозмездной основе.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 8 августа 2001 года) в Классификации доходов бюджетов Российской Федерации плата за пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами относилась к Федеральным налогам и входила как составная часть в раздел "Платежи за пользование природными ресурсами".
В целях установления на законодательном уровне платежей за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов был принят Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", дополняющий Налоговый кодекс Российской Федерации главой 25_1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", который вступил в действие с 1 января 2004 года.
Главой установлены все необходимые элементы налогообложения как по сборам за пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, так и по сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Порядок предоставления объектов водных биологических ресурсов в пользование (промысел водных биоресурсов), а также порядок выдачи лицензий на пользование (промысел) определены Федеральными законами от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации".
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности - промышленное рыболовство или промышленное рыбоводство. Срок действия лицензии - не менее трех лет.
Помимо лицензии на промышленное рыболовство организации и индивидуальные предприниматели должны получить разрешение на вылов водных биоресурсов. Оно дает право на вылов определенного количества конкретных водных биоресурсов в конкретный период времени, конкретным судном в пределах установленной доли квот. Распределением квот занимается Федеральное агентство по рыболовству в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов".
Что касается о признании плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих организацию любительского и спортивного рыболовства в пределах выделенных им квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также физических лиц, осуществляющих пользование объектами водных биологических ресурсов в целях спортивного и любительского рыболовства по именным разовым лицензиям (разрешениям), то необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333_1 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками указанного сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Согласно подпункту 19 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", регулирующего отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, документов, удостоверяющим право на добычу (вылов) определенного объема водных биоресурсов является разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Статьей 24 Закона установлено, что любительское и спортивное рыболовство гражданами осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением любительского и спортивного рыболовства на водных объектах или их частях, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В соответствии со статьей 30 Закона квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке установленным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что для организации любительского и спортивного рыболовства ежегодно утверждаются квоты добычи (вылов) водных биоресурсов, а также требуется получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в общеустановленном порядке организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по организации любительского и спортивного рыболовства. При этом сумма сбора рассчитывается исходя из объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов, установленных для конкретного пользователя водными биоресурсами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Физические лица - граждане, осуществляющие пользование водными биологическими ресурсами в целях любительского и спортивного рыболовства на водных объектах или частях, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, по именным разовым лицензиям, полученным от организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по организации любительского и спортивного рыболовства, плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не являются.
В долгосрочное пользование объекты животного мира предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям на основании лицензии. Лицензия выдается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира". Форма долгосрочной лицензии утверждена совместным Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 июня 1998 года N 348/400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира".
Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации определено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира выдают:
в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам рыболовства - Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству;
в отношении объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства - Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.
Органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению) на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по лицензии (разрешению) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
В соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333_3 Налогового кодекса Российской Федерации, объектами обложения признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, и в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333_3 НК РФ - объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Вышеназванной главой установлен закрытый перечень объектов животного мира, пользование которыми осуществляется за плату, и фиксированные ставки платы за каждый вид объектов животного мира.
При этом, необходимо иметь ввиду, что ставки сбора за пользование объектами животного мира, установленные указанной главой, рассчитаны исходя из потребности в финансовых средствах на охрану, защиту и воспроизводство охотничьих животных, а также на содержание мест их обитания, и действующих в настоящее время цен на товары и услуги.
Одновременно следует иметь ввиду, что ставки сбора за пользование объектами животного мира, установленные вышеназванной главой, увеличены по сравнению со ставками, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 года N 1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено", которым были утверждены предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено.
Так ставка сбора за овцебыка и гибрида зубра с бизоном или домашним скотом увеличена с 1000 рублей до 15 000 рублей, за медведя с 550 до 3 000 - 6 000 рублей в зависимости от вида, за благородного оленя с 350 до 1 500 рублей, за лося с 550 до 1 500 рублей.
За виды мелких пушных животных и пернатой дичи установлены фиксированные ставки за одно животное в следующих размерах: харза 100 рублей, степной кот и камышовый кот 100 рублей, глухарь 100 рублей, улар кавказский 100 рублей, европейская норка 30 рублей и т.д. При этом ранее действовавшая ставка платы за мелких пушных животных и пернатую дичь была установлена в размере от 10 до 100 рублей за группу животных за год.
В случае отсутствия в перечнях какого-либо вида животных и биоресурсов при изъятии их из среды обитания, сбор за пользование такими ресурсами не взимается.
Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации"), а также лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 года N 22 "О перечне районов проживания малочисленных народов Севера" утвержден перечень районов проживания малочисленных народов Севера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" утвержден перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Кроме того, право на бесплатный вылов рыбы в личных целях имеют лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования.
Следует учесть, что данные категории пользователей освобождаются от уплаты сборов только за вылов биоресурсов в пределах установленных квот и лимитов. Их устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству в порядке предусмотренном Постановлением от 20 ноября 2003 года N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов".
Взамен существовавшей до настоящего времени платы за группу мелких пушных животных или пернатой дичи принятой статьей 333_3 главы 25_1 установлен исчерпывающий перечень таких животных и конкретные ставки сбора. Ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены в рублях за одно животное. Размеры ставок практически не превышают размеров ранее действующих ставок за исключением отдельных видов животных (овцебык, гибрид зубра, медведь).
Например, самая минимальная ставка сбора установлена 20 рублей за охоту на фазанов, тетеревов и т.д. Самая максимальная ставка установлена в размере 15 000 рублей за одно животное за охоту на овцебыка и на гибрид зубра с бизоном или домашним скотом.
При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных применяются ставки сбора за пользование объектами животного мира в размере 50 процентов от установленных ставок.
Например:
Организация имеет лицензию для охоты на лосей. Организации разрешается отстреливать молодняк этих животных. Следовательно, за одно животное - лося, организация будет платить 750 рублей (ставка для лося установлена в размере 1500 рублей за одно животное).
Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены в рублях за 1 тонну водных биоресурсов дифференцированно в зависимости от районов промысла и сложившейся структуры оптовых цен при реализации конкретного вида водных биологических ресурсов. При этом по морским млекопитающим ставки установлены в рублях за 1 млекопитающее. Следует также учитывать, что сбор по осетровым видам рыб взимается только при наличии разрешенного промысла. В настоящее время он относится к запрещенным видам промысла.
Ставки сбора по одним и тем же рыбам отличаются в зависимости от бассейна: Дальневосточного, Северного, Балтийского, Каспийского, Азово-Черноморского. Например, за одну тонну трески, пойманную в Беринговом море, нужно заплатить 3 000 рублей, а за тонну той же рыбы, выловленной в Белом море придется заплатить 5 000 рублей.
В целях поддержания социальной стабильности градообразующих российских рыбохозяйственных организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, установлены пониженные ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами в размере 15 процентов от установленных ставок, предусмотренных для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. При этом, пониженная ставка сбора применяется только в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 году. Законодательно определены критерии отнесения российских рыбохозяйственных организаций к градо- и поселкообразующим. Это организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции. Несоблюдение одного из названных условий лишает рыбохозяйственные организации статуса градо- и поселковообразующих российских рыбохозяйственных организаций и, как следствие, права на применение вышеуказанной льготы.
Промышленные квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на 2001 год были установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 146-р в отношении крупных и мелких пресноводных. По конкретным предприятиям промышленные квоты на 2001 год были утверждены приказом Госкомрыболовства от 22 марта 2001 года N 93 с учетом предложений региональных рыбохозяйственных советов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 295 "Об утверждении положения о федеральном агентстве по рыболовству" вопросы определения для российских пользователей квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов находятся в ведении данного агентства.
При изъятии объектов животного мира и водных биоресурсов в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира и водных биоресурсов, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти, устанавливаются нулевые ставки сбора. Нулевые ставки сбора устанавливаются при изъятии животных и водных биоресурсов в целях изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отсюда возникает вопрос какие подтверждающие документы для налоговых и иных контролирующих органов необходимо будет представить хозяйствующему субъекту в ходе его документальной проверки для подтверждения использования им объектов животного мира по ставке 0 рублей, если пользование осуществляется, в том числе для регулирования видового состава объектов животного мира, в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти?
При изъятие объектов животного мира и иных видах пользования животным миром в целях предусмотренных пунктом 6 статьи 333_3 главы 25_1 (далее-глава) хозяйствующему субъекту необходимо представить подтверждение для правомерности применения им ставки 0 процентов. Это можно сделать путем представления в налоговые органы данных не только о видах и объемах (количестве) животного мира, разрешенных к изъятию, но об условиях пользования животным миром. Так, в утвержденной форме долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира (Приказ Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России от 22 июня 1998 года N 378/400) предусмотрено, что условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, являются неотъемлемой частью настоящей лицензии (то есть эти условия обязаны прилагаться к ней). Следовательно в этих приложениях к лицензии должно быть зафиксировано, что определенные виды животных и их количество, используются именно на те цели, при которых правомерно применять ставку в размере 0 процентов.
Также необходимо иметь ввиду, что в случае выдачи лицензии (разрешения) на промысел биологических ресурсов одновременно как во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море, так и на иных участках Баренцева и других морей Северного бассейна, то есть без разделения между указанными территориями объемов водных биологических ресурсов, предоставляемых в пользование, сбор следует уплачивать за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по этой лицензии (разрешению).
Порядок расчета сборов изложен в статье 333_4 Налогового кодекса Российской Федерации. Сбор за пользование объектами животного мира определяется по формуле (для каждого вида животных и птиц), как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.
Плательщики сбора за пользование объектами животного мира сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
Плательщики сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов.
Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентов.
Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Суммы сбора за пользование объектами животного мира в полном объеме поступают в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В целях налогового контроля информацию о плательщиках сборов в налоговые инспекции также предоставляют государственные органы, осуществляющие лицензирование в сфере пользования объектами животного мира и водными биоресурсами. Лицензирующие органы подают в налоговые инспекции по месту своего нахождения сведения о выданных лицензиях (разрешениях), суммах сборов, подлежащих уплате по каждой лицензии (разрешению), и сроках уплаты сборов. Эти сведения лицензирующие органы должны предоставлять не позднее 5-го числа каждого месяца по специальным формам, утвержденным Приказом МНС России от 5 апреля 2004 года N САЭ-3-21/260@ "Об утверждении форм сведений о выданных организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов" и Приказом МНС России от 5 апреля 2004 года N САЭ-3-21/259@ "Об утверждении форм сведений индивидуальным предпринимателям, физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира".
Главой предусмотрено представление разного рода сведений не только лицензирующими органами, но и самими пользователями.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов, в срок не позднее 10 дней с даты получения лицензии (разрешения) на пользование представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), а также суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов по формам, в соответствии с федеральным налоговым органом.
Организации и индивидуальные предприниматели, получившие лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), а также сведения о суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов по формам, в соответствии Приказом МНС России от 5 апреля 2004 года N САЭ-З-21/261@.
За непреставление сведений в установленный срок плательщика сбора штрафуют в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ на сумму 50 рублей за непредставленный документ.
Кроме того, за указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность. Согласно пункта 1 статьи 15_6 КоАП РФ на должностное лицо налагается штраф в размере от трех до пяти МРОТ.
Для физических лиц, не являющихся предпримателями, Кодекс не предусматривает обязанности уведомлять налоговые органы о полученных разовых лицензиях, а также о суммах единовременных сборов.
Приказом МНС России от 23 июля 2004 года N САЭ-3-21/438@ утвержден перечнь документов, на основании которых осуществляется зачет или возврат сумм сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333_7 НК РФ допускается возможность возврата или зачета уплаченной суммы сбора по неиспользованным лицензиям (разрешениям). Для этого плательщик сбора - организация и или индивидуальный предприниматель представляет в налоговую инспекцию заявление о зачете или возврате суммы сбора, а также уточненные сведения о полученной лицензии, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора.
К нереализованным лицензиям на пользование объектами животного мира относятся - бланки именных разовых лицензий полученные организациями и индивидуальными предпринимателями от лицензирующих органов, но не выданные физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей), именные разовые лицензии, полученные от лицензирующих органов организациями и индивидуальными предпринимателями и выданные физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей), но не использованные или не полностью использованы ими.
Платежи за именные лицензии, получаемые организациями непосредственно от физических лиц, компенсируют сумму сбора, которую организации уплатили в бюджет по этим лицензиям, и составляют доходы организаций. Сумму платежа физические лица вносят либо в кассу организации либо перечисляют на расчетный счет.
В отношении возмещения организации сумм сбора, уплаченных физическими лицами в бюджет при получении именной разовой лицензии от организации, следует отметить, что статьей 33_7 Кодекса предусмотрено право обращения организациями в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира, выданным уполномоченным органом. Поэтому права на возврат или зачет сумм сбора за пользование объектами животного мира при получении именной разовой лицензии от организаций, уплаченных физическим лицом в бюджет, главой 25_1 НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" не предусмотрено.
На основании пункта 1 статьи 264 Кодекса суммы налогов и сборов, начисленные в установленном порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организацией в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Таким образом, пользователям животного мира, признаваемым в соответствии с положениями главы 25_1 Кодекса плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, в целях налогообложения прибыли указанный сбор следует относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.