- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2005 года N 13916/05
[В надзорную инстанцию передано дело о признании незаконными действий таможни, выразившихся в отказе применения для общества упрощенного порядка декларирования в виде временного периодического декларирования, так как таможня не имела законных оснований для отказа обществу в применении упрощенного порядка декларирования товара по мотиву неполноты уплаты таможенных платежей, при этом предложение о таможенном оформлении товара после введения в действие повышенных ставок таможенных пошлин не основано на нормах законодательства]
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юхнея М.Ф., судей Андреева Е.И., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Тюменская нефтяная компания" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2005 по делу N А47-16012/2004 АК-27 Арбитражного суда Оренбургской области, установила следующее.
Открытое акционерное общество "Тюменская нефтяная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Орской таможне и Приволжскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы о признании незаконными действий Орской таможни, выразившихся в отказе применения для общества упрощенного порядка декларирования в виде временного периодического декларирования, изложенном в решении таможни от 17.08.2004 N 33-05/07459, и решения Приволжского таможенного управления от 20.09.2004 N 69, которым подтверждена правомерность отказа в применении порядка периодического временного декларирования, а также о взыскании 7923000 рублей убытков, причиненных этими действиями.
Определением от 14.01.2005 по ходатайству заявителя требование о взыскании суммы убытков выделено в отдельное производство и в рамках настоящего дела судом не рассматривалось.
Решением суда первой инстанции от 02.03.2005 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 15.08.2005 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение им норм материального права и нарушение единообразия судебной практики.
Рассмотрев заявление общества, изучив материалы дела, судебная коллегия усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.08.2004 обществом в Орскую таможню подана временная таможенная декларация N 35914831 для оформления поставок на экспорт в сентябре 2004 года мазута топочного марки М-100 в количестве 50000 тонн.
Решением Орской таможни от 17.08.2004 N 33-05/07459 обществу отказано в применении упрощенного порядка декларирования в виде периодического временного декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на основании пункта 2 статьи 137 Кодекса. Обществу было предложено заявить экспортируемый товар в двух временных таможенных декларациях: с периодом перемещения в одной 1-го и 2-го сентября 2004 года, а во второй - остальной период сентября 2004 года, с применением тех размеров экспортных пошлин, которые предусмотрены законодательством в период фактического перемещения товара через границу.
Принимая указанное решение, Орская таможня сослалась на постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 394 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (опубликовано в "Российской газете" от 03.08.2004 N 164, вступило в силу по истечению одного месяца со дня опубликования), согласно которому увеличены ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты с 37,5 долларов США за тонну до 45,4 долларов США за тонну.
Решением от 20.09.2004 N 69, принятым по жалобе общества, Приволжское таможенное управление признало решение таможни правомерным, а жалобу общества оставило без удовлетворения на том основании, что применение упрощенного порядка декларирования в виде принятия таможенным органом временной таможенной декларации, поданной обществом 17.08.2004, привело бы к нарушению требований, установленных пунктом 2 статьи 137 Кодекса, а именно - освободило бы декларанта от уплаты таможенных платежей в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из надлежащего исполнения обществом обязанности по уплате таможенных платежей в размере, действующим на дату подачи временной таможенной декларации по тем ставкам, которые действовали на момент декларирования, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для отказа обществу в применении упрощенного порядка декларирования товара.
Отменяя решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции признал выводы судов необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Перемещение товара через таможенную границу после 03.09.2004 должно быть оплачено экспортной пошлиной, установленной к применению с 03.09.2004.
Из анализа статей 132, 138, пункта 1 статьи 325, статьи 348 Кодекса следует, что временное декларирование продукции, поставляемой на экспорт, без учета изменения внутри заявленного периода ставок вывозных таможенных пошлин и при отсутствии изменения сведений по количеству, потребительским свойствам и цене продукции, приводит к освобождению общества от соблюдения требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей. Возможность их дополнительного взыскания в бюджет при таких обстоятельствах Кодексом не предусмотрена.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, таможня законно и обоснованно отказала обществу в применении упрощенного порядка декларирования на тех условиях, которые выбраны обществом.
Судом кассационной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Кодекса при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136, 138 Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений, исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Пунктом 2 статьи 137 Кодекса устанавлено, что упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
Из содержания указанных правовых норм следует, что условиями, при которых декларант вправе осуществлять периодическое временное декларирование, являются:
- отсутствие возможности представления точных сведений о товаре, необходимых для таможенного оформления, если это обусловлено обычным ведением внешней торговли;
- отсутствие препятствий для таможенного контроля;
- полная и своевременная уплата таможенных платежей;
- соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- соблюдение таможенных режимов.
При наличии названных условий таможенный орган не вправе препятствовать декларанту в осуществлении права на периодическое временное декларирование товара.
В рассматриваемом случае в качестве основания для отказа в применении упрощенного порядка декларирования таможенные органы ссылаются на несоблюдение условия о полноте уплаты вывозной таможенной пошлины по ставке, действующей на день фактического вывоза товара с территории Российской Федерации.
Каких-либо иных оснований для принятия оспариваемых решений таможенными органами не приведено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Кодекса для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 312 и пунктом 1 статьи 327 Кодекса.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 138 Кодекса ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган.
Судами установлено и таможней не оспаривается тот факт, что на момент подачи временной таможенной декларации таможенные пошлины исчислены и уплачены обществом в полном объеме.
При таких обстоятельствах таможня не имела законных оснований для отказа обществу в применении упрощенного порядка декларирования товара по мотиву неполноты уплаты таможенных платежей, при этом предложение о таможенном оформлении товара после введении в действие повышенных ставок таможенных пошлин не основано на законе.
В связи с изложенным, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2005, принятое по данному делу предлагается отменить на основании статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как нарушающее единообразие в толковании и применении судом кассационной инстанции норм права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 299, 300 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
1. Передать дело N А47-16012/2004 АК-27 Арбитражного суда Оренбургской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2005 по делу N А47-16012/2004 АК-27 Арбитражного суда Оренбургской области.
2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
3. Представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в срок до 30.01.2006.
Председательствующий судья
М.Ф.Юхней
Судья
Е.И.Андреев
Судья
А.И.Чистяков
Текст документа сверен по:
официальный сайт
Высшего Арбитражного Суда РФ
www.arbitr.ru
по состоянию на 11.10.2006