- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Проект N 492292-4
Вносится депутатами
Государственной Думы
Г.В.Куликом, Н.И.Борцовым,
В.Р.Мединским, А.Н.Хайруллиным
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Технический регламент
"Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели принятия настоящего федерального закона
Настоящий Федеральный закон (далее - технический регламент) принят в целях защиты жизни и здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Статья 2. Сфера применения настоящего технического регламента
1. Настоящий технический регламент устанавливает:
1) объекты технического регулирования, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
2) правила идентификации объектов технического регулирования настоящего технического регламента;
3) требования безопасности к объектам технического регулирования настоящего технического регламента;
4) требования к упаковке и маркировке и правила ее нанесения;
5) правила и формы оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
2. Требования настоящего технического регламента обязательны для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации, а также должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента.
3. Сфера применения настоящего технического регламента не распространяется на продукцию, предназначенную для детского питания.
Статья 3. Объекты технического регулирования настоящего технического регламента
Объектами технического регулирования настоящего Технического регламента являются используемые в качестве пищевого продукта безалкогольная продукция, природная минеральная вода (далее - минеральная вода), признанная таковой в соответствии с законодательством Российской Федерации, и столовая вода (далее - продукция) в первичной упаковке, выпущенные в обращение на территорию Российской Федерации для реализации потребителю, процессы их производства, хранения, перевозки.
Статья 4. Правила идентификации объектов технического регулирования
1. Идентификация объектов технического регулирования производится для целей отнесения их к сфере действия настоящего технического регламента.
2. Для идентификации объектов технического регулирования в целях применения настоящего технического регламента любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что идентифицируемая продукция соответствует одному из видов продукции, установленному в статье 3 настоящего технического регламента.
3. Для идентификации процессов производства, хранения и перевозки в целях применения настоящего технического регламента, любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что данные процессы имеют целью производство, хранение и перевозку продукции.
4. Идентификация продукции проводится посредством визуальной проверки наличия у нее идентификационных признаков с использованием нанесенной на ней маркировки и (или) сопроводительной документации.
Статья 5. Законодательство в сфере действия настоящего технического регламента
Законодательство в сфере безопасности и невведения в заблуждение потребителей безалкогольной продукции, минеральной воды и столовой воды, процессов их производства, хранения, перевозки состоит из настоящего технического регламента, других технических регламентов, содержащих требования в сфере безопасности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей пищевых продуктов.
Статья 6. Основные понятия и идентификационные признаки объектов технического регулирования
Для целей применения настоящего технического регламента используются следующие понятия. Определения данных понятий содержат в себе идентификационные признаки объектов технического регулирования настоящего технического регламента.
Безалкогольная продукция - безалкогольные напитки и пищевые полуфабрикаты, применяемые для их изготовления (сиропы, концентраты, сухие смеси) путем смешивания их с водой.
Безалкогольный напиток - жидкий пищевой продукт, который:
а) предназначен для питья;
б) основным, но не единственным, компонентом которого является питьевая или природная минеральная вода;
в) содержание этилового спирта в котором не превышает 1,2% (об.), а для квасов - не превышает 1,5% (об.)
К безалкогольным напиткам не относится молочная и соковая продукция.
Безалкогольные напитки специального назначения - безалкогольные напитки, в состав которых добавлены ингредиенты, снижающие риск возникновения заболеваний, или ингредиенты, употребление которых направлено на улучшение или коррекцию функций организма.
Безалкогольные напитки низкой калорийности - безалкогольные напитки, энергетическая ценность которых не превышает 20 ккал на 100 мл.
Безалкогольные тонизирующие напитки - безалкогольные напитки специального назначения, содержащие кофеин в количестве 0,151-0,4 мг/см и/или другие тонизирующие вещества (компоненты), в том числе растительного происхождения, в количестве (в одной упаковке) достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека; в состав напитков могут также входить легкоусвояемые углеводы, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества, субстраты и стимуляторы энергетического обмена.
Газированная природная минеральная вода - природная минеральная вода, содержащая двуокись углерода в количестве не менее 0,2% масс.
Газированный безалкогольный напиток - безалкогольный напиток, содержащий двуокись углерода в количестве не менее 0,2% масс.
Загрязнение пищевой продукции - попадание в пищевую продукцию предметов, частиц, веществ и организмов, вследствие которого она приобретает опасные для человека свойства и перестает соответствовать требованиям технического регламента.
Изотонический безалкогольный напиток - безалкогольный напиток специального назначения, способствующий возмещению потерь нутриентов в период выполнения интенсивных физических нагрузок и в период восстановления организма человека после таких нагрузок.
Искусственно-минерализованная вода - безалкогольный напиток, произведенный из питьевой воды с добавлением минеральных солей до общей минерализации от 1 г/л до 2 г/л.
Квас - безалкогольный напиток, приготавливаемый путём незавершённого спиртового или спиртового и молочнокислого брожения экстрактов из зернового сырья (концентрат квасного сусла и т.п.), а также экстрактов (соков) из овощного, плодово-ягодного и другого растительного сырья и натуральных сахаросодержащих продуктов, в который могут быть добавлены натуральные или идентичные натуральным вкусо-ароматические добавки.
Концентрат безалкогольного напитка (далее - концентрат) - пищевой полуфабрикат, одна из рецептурных составляющих для получения безалкогольного напитка, состоящая из двух и более ингредиентов.
Негазированный безалкогольный напиток - безалкогольный напиток, содержащий двуокись углерода в количестве менее 0,2%масс.
Негазированная природная минеральная вода - природная минеральная вода, которая содержит двуокись углерода в количестве менее 0,2% масс.
Прослеживаемость - возможность заинтересованного лица документально установить предыдущего и последующего собственника (владельца) продукции (сырья), кроме потребителя.
Производственное помещение - помещение, используемое непосредственно для производства продукции.
Природная минеральная вода (далее - минеральная вода) - вода из водоносных горизонтов, не подверженных антропогенному воздействию, подземных природных источников или скважин, характеризующаяся стабильным химическим составом и температурой в пределах естественных вариаций на конкретной территории, прошедшая разрешенную настоящим техническим регламентом обработку, упакованная в потребительскую упаковку и предназначенная для непосредственного потребления человеком в качестве пищевого продукта.
К природной минеральной воде не относятся смеси природных минеральных вод из разных водоносных горизонтов с разными условиями формирования гидрохимических типов.
Природная минеральная вода с ограничением по применению - природная минеральная вода, которая по своим свойствам не может применяться без ограничений по применению.
Природный источник (родник, ключ) минеральной воды - естественный выход на поверхность природной минеральной воды.
Сироп - пищевой полуфабрикат, предназначенный для приготовления безалкогольного напитка путем его смешивания с питьевой или природной минеральной водой в определенном соотношении.
Тонизирующие компоненты - индивидуальные химические вещества, обладающие тонизирующим действием на организм человека. К тонизирующим компонентам относятся кофеин, гингозиды, элеутерозиды, схизандрин.
Санитарная обработка помещений, оборудования и инвентаря - мойка или иная обработка поверхностей помещений, оборудования и инвентаря, в результате которой помещения, оборудование и инвентарь не могут явиться источником загрязнения пищевых продуктов (сырья).
Сухая смесь для приготовления безалкогольного напитка (далее - сухая смесь) - сухой пищевой полуфабрикат, предназначенный для приготовления безалкогольного напитка путем его смешивания с питьевой или природной минеральной водой в определенном соотношении.
Столовая вода - смесь двух или более природных минеральных вод с общей минерализацией до 2 г/л., упакованная в потребительскую упаковку и предназначенная для непосредственного потребления человеком в качестве пищевого продукта без ограничений.
Энергетические безалкогольные напитки - напитки безалкогольные тонизирующие, содержащие кофеин в количестве 0,151-0,4 мг/см напитка и имеющие энергетическую ценность за счет моно-и дисахаридов не менее 40 ккал (168 кДж) на 100 см напитка.
Глава 2. Требования безопасности к безалкогольной продукции, минеральным и столовым водам
Статья 7. Безопасность продукции
1. Безопасность продукции обеспечивается путем соблюдения требований, установленных настоящим техническим регламентом, а также соблюдения требований других технических регламентов в сфере безопасности пищевых продуктов.
2. Безалкогольная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в Приложении 1.
3. Минеральная вода и столовая вода должны соответствовать требованиям, установленным в Приложении 2.
Статья 8. Требования безопасности к упаковке безалкогольной продукции, минеральных и столовых вод
1. Продукция должна быть герметично упакована таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому без очевидного нарушения целостности самой упаковки, либо закрывающего эту упаковку устройства.
2. Материалы упаковки должны соответствовать требованиям технического регламента в сфере материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, а до его вступления в силу - требованиям нормативных актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти.
Статья 9. Требования к маркировке безалкогольной продукции, минеральных и столовых вод
1. Маркировка продукции осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере защиты прав потребителей и должна содержать достоверную информацию о маркируемых безалкогольной продукции, минеральной и столовой воде.
2. Маркировка безалкогольной продукции должна включать дополнительно к требованиям части 1 настоящей статьи следующую информацию:
1) наименование безалкогольной продукции согласно статье 6 настоящего Технического Регламента;
2) тип напитка (газированный, негазированный);
3) наименование и местонахождение изготовителя;
4) наименование и местонахождение организации, уполномоченной на принятие претензий на территории Российской Федерации (для импортной продукции);
5) количество безалкогольной продукции (в массовых или объемных единицах);
6) дата изготовления и срок годности одновременно или дату окончания срока годности;
7) условия хранения, если они установлены изготовителем;
8) состав продукта;
9) пищевая ценность (из расчета на 100 мл напитка, готового к употреблению);
10) рекомендации по приготовлению и употреблению (только для концентратов, сухих смесей и сиропов).
3. В маркировке безалкогольной продукции запрещается упоминать любые функциональные воздействия на организм человека, оказываемые ею, если отсутствуют доказательства, подтверждающие данные воздействия.
4. В маркировке безалкогольных напитков с содержанием кофеина более 150 мг/кг должна присутствовать фраза: "Не рекомендуется лицам до 18 лет, старшего и пожилого возраста, больным гипертонической болезнью, с нарушением сердечной деятельности, повышенной нервной возбудимостью, выраженным атеросклерозом, лицам, страдающим бессонницей, беременным, кормящим матерям";
5. При наличии в безалкогольном напитке подсластителя аспартам должна быть нанесена надпись: "Содержит источник фенилаланина".
6. Маркировка минеральных вод и столовых вод должна содержать следующую информацию:
1) обозначение вида продукции как минеральной воды или как столовой воды согласно статьи 6 настоящего технического регламента;
2) тип (газированная, негазированная);
3) номер скважины (скважин) и/или наименование месторождения (название участка месторождения) или наименование источника;
4) наименование и местонахождение изготовителя;
5) наименование и местонахождение организации, уполномоченной на принятие претензий на территории Российской Федерации (для импортной продукции);
6) общая минерализация или сухой остаток (грамм/литр);
7) химический состав минеральной воды и столовой воды, характеризующий и позволяющий идентифицировать данную минеральную воду (определяет изготовитель) в пределах естественных вариаций.
8) Наименование природной минеральной воды должно соответствовать географическому, историческому месту ее происхождения (для минеральных вод под географическим объектом понимается месторождение или его участок), либо быть фантазийным.
9) В маркировке минеральных вод запрещается упоминать любые особые свойства, в том числе связанные с происхождением природной минеральной воды (название месторождения), включая название минеральной воды, если отсутствуют доказательства, подтверждающие декларируемые свойства.
10) Информация об ограничении по применению (если таковое имеется).
7. Текст маркировки безалкогольной продукции, минеральных и столовых вод должен быть размещен непосредственно на потребительской упаковке или на этикетке, или ярлыке, листке-вкладыше, должен легко пониматься и размещаться на видном месте так, чтобы его можно было легко увидеть и прочитать. Текст маркировки может быть нанесен любым способом. Текст маркировки наносится на русском языке, дополнительно может наноситься на любом языке.
8. Товарный знак для продукции может быть приведен в тексте маркировки на языке, который использовался при регистрации данного товарного знака.
9. Дополнительно могут быть нанесены другие надписи информационного и рекламного характера, относящиеся к данной продукции.
Глава 3. Требования безопасности к процессам производства, хранения, перевозки продукции
Статья 10. Требования к процессу производства продукции
1. Для обеспечения безопасности продукции в процессе производства необходимо:
1) осуществлять производство продукции на основе принципов, установленных в статье 11 настоящего технического регламента;
2) использовать воду, материалы и изделия, контактирующие с продукцией, которые соответствуют требованиям соответствующих технических регламентов;
3) организовать водоснабжение в соответствии с требованиями статьи 12 настоящего технического регламента;
4) использовать сырье, соответствующее требованиям статьи 13 настоящего технического регламента, других технических регламентов в сфере безопасности пищевых продуктов.
5) использовать здания (объекты) и производственные помещения, соответствующие требованиям статьи 14 настоящего технического регламента;
6) использовать оборудование и инвентарь, соответствующие требованиям статьи 15 настоящего технического регламента;
7) осуществлять удаление и хранение отходов, образующихся при производстве продукции, в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего технического регламента.
8) допускать к производству продукции персонал, соответствующий требованиям статьи 17 настоящего технического регламента;
9) организовать систему производственного (собственного) контроля в порядке и объеме, установленном статьей 18 настоящего технического регламента;
Статья 11. Принципы, обеспечивающие безопасность продукции в процессе ее производства
Производство продукции должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:
1) выбор технологических процессов и режимов их осуществления на всех этапах (участках) производства продукции, обеспечивающих безопасность производимой продукции;
2) выбор оптимальной последовательности (поточности) технологических процессов, исключающей загрязнение производимой продукции и сырья;
3) контроль работы технологического оборудования, организованный в порядке, обеспечивающем безопасность производимой продукции;
4) соблюдение условий хранения сырья;
5) содержание помещений, оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства продукции, в таком состоянии, чтобы они не могли являться источником загрязнения продукции;
6) выбор способов и периодичности санитарной обработки (мойки), дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений, санитарной обработки (мойки) и дезинфекции оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства продукции, обеспечивающих их безопасность. Санитарная обработка, дезинфекция, дезинсекция и дератизация должны проводиться с периодичностью, достаточной для того, чтобы избежать риска загрязнения продукции. Периодичность санитарной обработки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции устанавливается участником хозяйственной деятельности в рамках системы производственного (собственного) контроля;
7) ведение и хранение документации, подтверждающей выполнение требований настоящего технического регламента.
Статья 12. Требования к воде, используемой при производстве продукции, и водоснабжению
1. Требования к воде в разных агрегатных состояниях, используемой при производстве продукции:
1) вода, используемая для непосредственного контакта с сырьем должна соответствовать требованиям технического регламента к питьевой воде, а до вступления его в силу - требованиям нормативных актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти;
2) пар, использующийся в непосредственном контакте с сырьем и готовой продукцией, не должен приводить к загрязнению продукции.
2. Требования к водоснабжению:
1) в производственных процессах, не связанных непосредственно с производством продукции (в противопожарных системах, для охлаждения холодильного оборудования, производства пара и др.) допускается использовать непитьевую воду. Предназначенные для этих целей трубопроводы не должны использоваться в целях снабжения питьевой водой и должны иметь идентификационные признаки, позволяющие отличать их от водопроводов для питьевой воды. В случае использования в процессе производства продукции не- питьевой воды, она должна циркулировать по отдельной системе, которая не должна быть связана с системами питьевой воды;
2) при применении тепловой обработки сырья и готовой продукции в герметичных емкостях (оборудовании), должны быть созданы условия, чтобы вода, используемая для охлаждения емкостей после тепловой обработки, не являлась источником загрязнения продукции.
Статья 13. Требования к продовольственному сырью, используемому при производстве продукции
1. Сырье и ингредиенты, используемые в процессе производства безалкогольной продукции, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в соответствующих технических регламентах, а до их вступления в силу - требованиям нормативных актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти и сопровождаться документацией, обеспечивающей безопасность и прослеживаемость.
2. Для розлива минеральной воды в потребительскую упаковку должно использоваться сырье, добытое и отнесенное к природной минеральной воде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере недропользования. Критерии для отнесения сырья к природной минеральной воде как к пищевому продукту содержатся в настоящем техническом регламенте.
Статья 14. Требования к зданиям (объектам) и помещениям, в которых осуществляется процесс производства продукции
1. Планировка, конструкция, размещение и размер производственных помещений должны:
1) обеспечивать поточность технологических процессов, исключающую встречные или перекрестные потоки сырья и готовой продукции, загрязненного и чистого инвентаря, если это необходимо для предотвращения загрязнения продукции;
2) давать возможность производить санитарную обработку, дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию;
3) предупреждать или минимизировать воздушное загрязнение таким образом, чтобы избежать возможности поступления воздуха из условно-загрязненной зоны в условно-чистую зону.
4) предусматривать защиту от проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых;
5) обеспечивать необходимое рабочее пространство для выполнения технологических операций в условиях, обеспечивающих безопасность производимой продукции;
6) не иметь зон, из которых трудно или невозможно удалить грязь, конденсат, плесень и иные источники загрязнения продукции;
7) защищать в процессе ее производства от контакта с токсичными материалами, не допускать образования конденсата на поверхности потолков или, при отсутствии потолков, на внутренней поверхности крыши, а также на всех конструкциях, находящихся над производственными помещениями;
8) обеспечивать условия хранения сырья и готовой пищевой продукции.
2. В производственных помещениях не допускается хранение любых веществ и материалов, не использующихся при производстве продукции, в том числе моющих и дезинфицирующих средств.
3. Элементы производственных помещений должны соответствовать следующим требованиям:
1) полы должны давать возможность производить такой дренаж поверхности, чтобы исключить скопление воды в производственном помещении;
2) поверхности стен и дверей должны быть выполнены из водонепроницаемых, неабсорбирующих, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и дезинфекции. Поверхности стен и дверей должны поддерживаться в исправном состоянии.
3) потолки (или, при отсутствии потолков, внутренняя поверхность крыши) и надземные конструкции должны быть выполнены так, чтобы не допускать осыпания в пищевые продукты различных частиц и попадания в них конденсата и нежелательной плесени;
4) окна (фрамуги), которые имеют возможность открываться, должны быть оборудованы защитными сетками от насекомых, съемными для чистки;
4. Здания (объекты), в которых находятся производственные помещения, должны быть оборудованы:
1) туалетом со смывом, соединенным с действующей канализационной сетью. Туалет должен находиться в помещении, отдельном от производственного. Двери туалетов не должны выходить непосредственно в производственные помещения;
2) не менее чем одним умывальником для мытья рук в каждом производственном помещении. Умывальники для мытья рук должны быть оборудованы подводкой горячей и холодной воды, оснащены средствами для мытья рук и одноразовыми материалами для вытирания рук или оборудованием для сушки рук;
3) системами вентиляции и/или кондиционирования, которые должны быть выполнены так, чтобы избежать возможности поступления воздуха из условно загрязненной зоны в условно чистую зону. Конструкция и исполнение вентиляционных систем должна обеспечивать быстрый доступ к фильтрам и другим частям, требующим чистки или замены;
4) раздевалками для персонала, которые не должны находиться в производственных помещениях и предусматривать раздельное хранение личной и производственной (специальной) одежды персонала;
5) следующими помещениями:
а) для хранения, мойки и дезинфекции инвентаря и оборотной тары, используемых при производстве продукции;
б) для хранения уборочного инвентаря и оборудования, их мойки и дезинфекции;
Указанные помещения должны быть оборудованы подводкой горячей и холодной воды, легко поддаваться санитарной обработке.
5. Канализационное оборудование в производственных помещениях должно быть спроектировано и выполнено так, чтобы избежать риска загрязнения продукции.
Статья 15. Требования к оборудованию и инвентарю, используемым в процессе производства продукции
Оборудование и инвентарь, используемые при производстве продукции, должны:
1) иметь конструктивные и эксплуатационные характеристики, обеспечивающие производство продукции, соответствующей требованиям настоящего и других технических регламентов в сфере безопасности пищевых продуктов. Конструкция и исполнение оборудования и инвентаря должны давать возможность производить их санитарную обработку и дезинфекцию;
2) быть изготовленными из таких материалов, чтобы не являться источником загрязнения продукции, и содержаться в исправном состоянии;
3) поверхности оборудования и инвентаря, которые непосредственно контактируют с продукцией, должны быть гладкими, выполненными из водонепроницаемых, неабсорбирующих, моющихся и нетоксичных материалов, устойчивых к воздействию коррозии, которые можно подвергать мойке и дезинфекции. Требования к материалам, контактирующим с пищевыми продуктами, устанавливаются в соответствующем техническом регламенте, а до его вступления в силу нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;
4) оборудование должно быть установлено таким образом, чтобы давать возможность производить его надлежащую санитарную обработку, а также санитарную обработку окружающей зоны;
5) оборудование, если это необходимо для достижения целей настоящего технического регламента, должно быть оснащено соответствующими контрольными приборами.
Статья 16. Требования по обращению с отходами производства
1. Отходы, образующиеся в процессе производства, должны регулярно удаляться из производственных помещений после завершения технологических операций.
2. Условия хранения и удаления отходов должны исключать возможность загрязнения продукции, возникновения угрозы жизни и здоровью человека, а также исключать возможность загрязнения окружающей среды.
Статья 17. Требования к персоналу, занятому в процессе производства продукции
1. Персонал, занятый в технологических операциях, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт персонала с продукцией (сырьем), материалами и инвентарем, контактирующими с продукцией (сырьем), должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь подготовку в области соблюдения требований, обеспечивающих безопасность производства пищевой продукции;
2) проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
2. Персоналу, занятому в процессе производства продукции, запрещается проносить в производственное помещение посторонние предметы, любые украшения, мелкие, колющие и режущие предметы, курить в этих помещениях и принимать пищу.
3. Персонал, занятый в процессе производства продукции, в той мере, в какой это необходимо, чтобы не являться источником загрязнения продукции, должен соблюдать личную гигиену, носить чистую специальную (производственную) одежду и обувь;
4. К технологическим операциям в процессе производства продукции, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт персонала с продукцией (сырьем), материалами и изделиями, контактирующими с продукцией (сырьём), не допускаются лица, больные инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут передаваться через продукцию. Любое лицо, занятое в процессе производства продукции, должно незамедлительно сообщить о своем заболевании или симптомах и, если возможно, о его причинах, своему непосредственному руководителю.
Статья 18. Требования к системе производственного (собственного) контроля
1. Для целей производства продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента, участники хозяйственной деятельности в сфере производства продукции должны организовывать, применять и поддерживать систему производственного (собственного) контроля, основанную на следующих принципах:
1) определение любых опасностей в процессе производства и обращения, которые могут привести к выпуску в обращение продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента;
2) определение критических контрольных точек в процессе производства, на которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить опасность, определенную в соответствии с пунктом один настоящей статьи. Для целей применения настоящего технического регламента под критической контрольной точкой понимается заданные параметры определенного технологического процесса (его части) несоблюдение которых с большой долей вероятности может привести к выпуску в обращение продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента;
3) установление предельных значений показателей, определяемых и контролируемых в критических контрольных точках;
4) ведение мониторинга показателей, контролируемых в критических контрольных точках;
5) установление порядка действий в случае отклонения показателей, указанных в пункте три настоящей статьи, от установленных;
6) ведение документации, фиксирующей применение мер, указанных в пунктах 1-5 настоящей статьи. Указанная документация должна храниться участником хозяйственной деятельности в течение срока, превышающего на два месяца срок годности произведенной продукции.
Статья 19. Требования к процессу хранения продукции
1. В процессе хранения продукции должны соблюдаться условия хранения для каждого вида продукции.
2. Сроки годности и условия хранения продукции устанавливаются изготовителем. Сроки годности и условия хранения должны быть установлены таким образом, чтобы при хранении в соответствии с установленными условиями продукция не приобретала опасных для здоровья человека свойств.
3. Не допускается хранение продукции совместно с иной пищевой и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению продукции.
4. Здания (объекты) и помещения, в которых осуществляется хранение продукции, должны соответствовать требованиям статьи 14 настоящего технического регламента, кроме части четыре указанной статьи.
Помещения и оборудование, предназначенные для хранения продукции с регламентированными условиями хранения, должны быть оснащены контрольно - измерительными приборами для контроля условий хранения.
5. Продукция, находящаяся в процессе хранения, должна сопровождаться документами, обеспечивающими прослеживаемость, а также информацией об условиях хранения, дате изготовления и сроке годности данной продукции.
6. В помещениях для хранения продукции, в том числе холодильных камерах, должны регулярно проводиться санитарная обработка, дезинфекция, дезинсекционные и дератизационные мероприятия с периодичностью, необходимой для того, чтобы помещения для хранения не могли являться источником загрязнения продукции. Периодичность санитарной обработки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции устанавливается участником хозяйственной деятельности в сфере хранения продукции.
Статья 20. Требования к процессу перевозки продукции
1. Перевозка продукции осуществляется пригодным для этих целей транспортным средством. Условия перевозки определяет грузоотправитель. Они должны соответствовать условиям, установленным изготовителем для перевозки данной продукции. Грузовые отделения транспортных средств и/или контейнеры не должны использоваться для перевозки других грузов, если это может привести к загрязнению продукции.
2. При использовании транспортных средств и/или контейнеров для перевозки одновременно продукции и других пищевых продуктов или других грузов, необходимо обеспечить их изоляцию друг от друга таким образом, чтобы исключить возможность загрязнения продукции.
3. Перевозка жидкой не упакованной продукции должна осуществляться в опломбированных цистернах, предназначенных для перевозки только жидких пищевых продуктов. Такие цистерны должны иметь нестираемую маркировку, указывающую, что они предназначены для перевозки исключительно жидких пищевых продуктов.
4. Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту продукции от загрязнения, проникновения животных, в т.ч. грызунов, и насекомых, установленные условия перевозки пищевых продуктов, давать возможность вести мониторинг за их соблюдением (кроме контейнеров), а также проводить санитарную обработку и/или дезинфекцию.
5. Грузовые отделения транспортных средств, а также контейнеры для перевозки пищевых продуктов должны быть выполнены из моющихся и нетоксичных материалов.
6. Грузовые отделения транспортных средств и контейнеры для перевозки продукции должны подвергаться регулярной санитарной обработке, дезинфекции, дератизации и дезинсекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Периодичность уборки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции устанавливается участником хозяйственной деятельности в сфере перевозки пищевых продуктов. Вода, используемая для мойки грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна соответствовать требованиям технического регламента к питьевой воде, а до вступления его в силу - требованиям нормативных актов Российской Федерации и нормативных документов органов исполнительной власти.
7. Перевозимая продукция должна сопровождаться документами, подтверждающими ее безопасность (декларация о соответствии или сертификат соответствия), документами, обеспечивающими прослеживаемость (накладная), а также информацией об условиях хранения и сроках годности данной продукции.
Статья 21. Требования к устройству и содержанию водозаборного сооружения (каптажа) и оборудования для добычи минеральных вод
1. Тип и конструкция водозаборных сооружений должны обеспечивать безопасность добываемых минеральных вод. Выбор типа и конструкции водозаборных сооружений для добычи минеральных вод осуществляется в зависимости от геологических, гидрогеологических и санитарно-эпидемиологических условий.
2. Для добычи минеральных вод могут использоваться природные источники, скважины, пройденные с другими целями и попутно вскрывшие водоносные горизонты (структуры), содержащие минеральные воды. При этом данные природные источники и скважины должны быть оборудованы в соответствии с требованиями настоящего Технического регламента.
3. Конструкция скважины должна обеспечивать вывод минеральных вод только из одного водоносного горизонта. Вывод различных по составу минеральных вод одной скважиной путем усложнения ее конструкции и использования для этого межтрубного пространства не допускается.
4. Конструкция каптажа родника должна учитывать характер излива подземной воды (восходящий, нисходящий) и должна обеспечивать вывод только минеральной воды (для восходящего родника через дно, для нисходящего - через одну из стен каптажной камеры), а также возможность опорожнения и вентиляции камеры.
5. Оборудование скважины, ее оголовка и каптажа родника должны быть выполнены с применением антикоррозийных материалов и обеспечивать возможность установки измерительных приборов и отбора проб минеральной воды.
6. Для исключения загрязнения подземных вод обсадные трубы скважин должны быть водонепроницаемыми на всем протяжении, а стены каптажной камеры родника - везде кроме места выхода минеральных вод.
7. Территория вокруг устьевой части водозаборного сооружения (в радиусе не менее 3 метров) должна иметь твердое и прочное покрытие. Устьевая часть водозабора должна быть доступна для осмотра, проведения ремонтных работ и санитарной обработки.
8. Вокруг водозаборного сооружения устанавливается санитарно-защитная зона охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Каптажное сооружение должно быть оборудовано контрольно-измерительной аппаратурой, обеспечивающей проведение режимных наблюдений, и должно быть защищено от доступа посторонних лиц.
10. Извлеченная из недр природная минеральная вода должна храниться в закрытых емкостях, выполненных из материалов, устойчивых к их агрессивному воздействию.
Статья 22. Требования к обработке минеральных вод
1. Для обработки минеральных вод разрешается применять следующие способы:
1) отделение нерастворимых элементов, таких как соединения железа и серы, путем фильтрации или декантирования;
2) отделение соединений железа, марганца и серы, а также мышьяка путем обработки воздухом, в том числе обогащенным озоном;
3) полное или частичное освобождение от свободной двуокиси углерода исключительно физическими методами;
4) насыщение двуокисью углерода.
2. Для обработки минеральных вод кроме способов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, разрешается применять также способы, которые не изменяют исходный состав и не меняют свойства минеральной воды.
Под свойствами минеральных вод в целях применения настоящего технического регламента понимается содержание и соотношение катионов - кальция, магния, натрия и калия, анионов - гидрокарбонатов, сульфатов, хлоридов, микроэлементов, органических веществ, радиоактивных элементов.
Глава 4. Оценка соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента
Статья 23. Формы оценки соответствия продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки требованиям настоящего технического регламента
1. Оценка соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента производится в формах:
1) в форме обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента;
2) в форме проведения государственного контроля (надзора).
2. Оценка соответствия процессов производства, хранения, перевозки производится в форме государственного контроля (надзора).
Статья 24. Подтверждение соответствия
1. Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента носит обязательный характер.
2. Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Статья 25. Декларирование соответствия. Заявители
1. Декларирование соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента осуществляется по одной из следующих схем:
1) принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
2) принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.
2. При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, являющиеся либо изготовителем, либо продавцом продукции.
Статья 26. Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств
1. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента.
2. Доказательственные материалы должны содержать результаты собственных испытаний, подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и требований других технических регламентов в сфере безопасности пищевых продуктов. Протоколы испытаний могут быть получены в любой испытательной лаборатории.
3. Кроме документов, указанных в части 2 настоящей статьи, доказательственные материалы могут включать другие документы по выбору заявителя, послужившие основанием для заявления о соответствии декларируемой продукции требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов в сфере безопасности пищевых продуктов, в том числе сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
Статья 27. Принятие заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель предоставляет доказательственные материалы, указанные в части 3 статьи 26 настоящего технического регламента, а также в дополнение к ним протоколы испытаний, проведенных в независимой аккредитованной испытательной лаборатории, подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента.
Статья 28. Декларация о соответствии
1. Заявитель имеет право оформить и зарегистрировать декларацию о соответствии на каждое наименование продукции или одну декларацию о соответствии на весь ассортимент выпускаемой продукции одного вида.
2. Декларация о соответствии должна быть составлена на русском языке и должна содержать:
1) наименование и местонахождение заявителя;
2) наименование и местонахождение изготовителя;
3) информацию об объекте подтверждения соответствия:
а) вид продукции;
б) указание наименования или наименований продукции;
4) заявление о соответствии продукции требованиям настоящего Технического регламента;
5) указание на выбранную схему декларирования соответствия;
6) срок действия декларации о соответствии.
7) перечень доказательственных материалов.
3. Срок действия декларации о соответствии не должен превышать 5 лет.
Статья 29. Принципы и формы государственного контроля (надзора)
1. Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции и процессов производства, хранения и перевозки пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
2. Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется на стадии ее обращения.
3. Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции и процессов производства, хранения и перевозки продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (далее - орган государственного контроля (надзора)).
4. Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции, процессов производства, хранения и перевозки продукции требованиям настоящего технического регламента проводится в следующих формах:
1) визуальный контроль;
2) инструментальный контроль.
Под визуальным контролем понимается проверка наличия и соответствия маркировки продукции требованиям настоящего технического регламента, других технических регламентов в сфере безопасности пищевых продуктов, а также любые мероприятия по государственному контролю, для осуществления которых не требуется применения средств измерений. Под инструментальным контролем понимается мероприятие по проверке выполнения (соблюдения) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, предъявляемых настоящим техническим регламентом, другими техническими регламентами в сфере безопасности пищевой продукции и процессов ее производства, перевозки и хранения, осуществляемое при помощи средств измерений как на месте проведения государственного контроля, так вне места государственного контроля путем отбора проб (образцов) продукции с оформлением акта отбора для исследования (испытаний) и обследования условий ее производства, хранения и перевозки.
5. Запрещается изъятие продукции для целей инструментального контроля без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные правилами отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений.
Статья 30. Правила проведения государственного контроля (надзора)
1. При проведении государственного контроля должностные лица (лицо) органа государственного контроля (надзора) осуществляют идентификацию объектов технического регулирования настоящего технического регламента согласно статье 4 настоящего технического регламента.
2. При проведении визуального контроля должностные лица (лицо) органа государственного контроля (надзора) не вправе совершать действия, которые могут привести к потере товарного вида и невозможности дальнейшей реализации продукции.
3. В случае соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента при проведении визуального контроля и принятия органом государственного контроля решения не проводить инструментальный контроль, продукция, взятая для визуального контроля, возвращается продавцу.
4. При проведении инструментального контроля должностные лица (лицо) органа государственного контроля (надзора) проводят отбор проб продукции в соответствии с правилами отбора образцов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 31. Порядок оформления результатов мероприятий по контролю (надзору)
1. По результатам мероприятий по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора) должен быть составлен акт, а также могут быть составлены следующие документы:
протокол об административном нарушении;
2) предписание.
2. Акт по результатам мероприятий по контролю составляется должностными лицами органа государственного контроля (надзора) по результатам государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями настоящего технического регламента, а также законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
3. Протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в случае наличия признаков административного правонарушения, выявленного в результате мероприятий по государственному контролю (надзору). Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
4. Предписание выдается хозяйствующему субъекту должностными лицами (лицом) органа государственного контроля (надзора) по результатам государственного контроля (надзора). Предписание должно содержать информацию о выявленных нарушениях, ссылки на пункты статей настоящего и других технических регламентов, требования которых были нарушены, а также сроки, в течение которых, проверяемый обязан устранить выявленные нарушения. Предписание может быть выдано одновременно с составлением протокола об административном правонарушении.
Статья 32. Административная, уголовная и дисциплинарная ответственность
За нарушение требований настоящего технического регламента устанавливается административная, уголовная и дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Переходные положения и порядок введения в действие технического регламента
Статья 33. Переходные положения
1. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения настоящего технического регламента, разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего технического регламента и утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Сертификаты (декларации) соответствия на продукцию, изготовленную до вступления в силу настоящего Технического регламента, выданные до вступления в силу настоящего Технического регламента, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.
3. Продукция, изготовленная до вступления в силу настоящего технического регламента, допускается к реализации в течение срока годности.
4. На продукцию, изготовленную и выпущенную в обращение до вступления в силу настоящего Технического регламента, распространяются требования, действовавшие до вступления в силу настоящего Технического регламента.
Статья 34. Порядок вступления в силу настоящего Технического регламента
Настоящий Технический регламент вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Статья 35. Действие нормативных правовых актов после вступления в силу настоящего Технического регламента
Со дня вступления в силу настоящего Технического регламента иные законы и нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации в сфере безопасности безалкогольной продукции и природных минеральных вод и процессов их производства, хранения, реализации, перевозки и утилизации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Техническому регламенту.
Президент
Российской Федерации
Приложение 1
к Федеральному закону
Технический регламент "Требования к
безалкогольной продукции, природным
минеральным и столовым водам,
процессам их производства, хранения, перевозки"
Требования к безалкогольным напиткам
Таблица 1
Показатели безопасности
Индекс |
Группа продуктов |
Показатели |
Допустимые уровни, мг/кг, не более |
1 |
2 |
3 |
4 |
Напитки безалкогольные |
Токсичные элементы: |
||
Свинец |
0,3 | ||
Мышьяк |
0,1 | ||
Кадмий |
0,03 | ||
Ртуть |
0,005 | ||
Радионуклиды, Бк/л: |
|||
Цезий-137, |
70 | ||
стронций-90 |
100 | ||
Микотоксины: |
|||
Патулин |
0,05 | ||
Кофеин, мг/л |
|||
400 | |||
|
85 |
Таблица 2
Микробиологические показатели безопасности
Индекс |
Группа продуктов |
КМАФАнМ, КОЕ/см, (г), не более |
Объем или масса продукта (см, г), в которых не допускаются |
Примечания | |||||||
БГКП (колиформы) |
Патогенные, в т. ч. сальмонеллы |
Дрожжи и плесени |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||||
1. |
Напитки безалкогольные непастеризованные и без консерванта со сроком годности менее 30 суток |
30 |
333 |
25 |
100* |
*КОЕ/ 100 см, не более | |||||
2. |
Напитки безалкогольные, в т.ч. содержащие фруктовые и овощные соки, со сроком годности 30 суток и более: | ||||||||||
- на сахарах |
- |
100 |
100 |
15* |
*КОЕ/100 см, не более | ||||||
- на подсластителях неуглеводной природы |
100* |
100 |
100 |
- |
*Количество мезофильных аэробных КОЕ/100 см( ) | ||||||
- сокосодержащие |
- |
100 |
100 |
40 |
|||||||
3. |
Концентраты для напитков в потребительской таре |
5*10(4)* |
1,0 |
25 |
10 |
*Кроме концентратов, содержащих бикарбонат натрия | |||||
4. |
Сиропы непастеризованные |
- |
1,0 |
25 |
50* |
*КОЕ/10 см, не более | |||||
5. |
Сиропы пастеризованные горячего розлива |
- |
1,0 |
25 |
40 |
||||||
6. |
Концентрат квасного сусла, концентраты (экстракты) квасов |
- |
1,0 |
25 |
- |
||||||
7. |
Квасы нефильтрованные: | ||||||||||
в кегах |
- |
3,0 |
25 |
- |
|||||||
Разливные |
- |
1,0 |
25 |
- |
|||||||
8. |
Квасы фильтрованные непастеризованные: | ||||||||||
в упаковке из полимерных материалов |
- |
10,0 |
25 |
- |
|||||||
в кегах |
- |
3,0 |
25 |
- |
|||||||
разливные |
- |
1,0 |
25 |
- |
|||||||
9. |
Квасы фильтрованные пастеризованные |
10 |
10,0 |
25 |
100 |
||||||
10. |
Сухая смесь для приготовления напитка |
5*10 |
1,0 |
25 |
100* |
*КОЕ/г, не более |
КМАФАнМ - количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов.
БГКП - бактерии группы кишечных палочек
КОЕ - количество колониеобразующих бактерий
Приложение 2
к Федеральному закону
Технический регламент "Требования
к безалкогольной продукции, природным
минеральным и столовым водам, процессам
их производства, хранения, перевозки"
Требования к минеральным и столовым водам
Таблица 2.1
Показатели безопасности химического состава, (мг/дм)
NN |
Наименование показателя |
Предельно допустимая концентрация в течение 2-х лет с момента вступления в силу технического регламента |
Предельно допустимая концентрация по истечении 2-х лет с момента вступления в силу технического регламента |
1 |
Свинец |
0,01 |
0,01 |
2 |
Кадмий |
0,003 |
0,003 |
3 |
Ртуть |
0,001 |
0,001 |
4 |
Селен |
0,05 |
0,01 |
5 |
Мышьяк* |
0,1 |
0,01 |
6 |
Стронций |
25,0 |
25,0 |
7 |
Фторид** |
15,0 |
5,0 |
8 |
Никель |
не контролируется |
0,02 |
9 |
Сурьма*** |
не контролируется |
0,005 |
10 |
Цианиды*** |
не контролируется |
0,07 |
11 |
Медь |
1,0 |
1,0 |
12 |
Барий |
1,0 |
1,0 |
13 |
Хром |
не контролируется |
0,05 |
14 |
Нитраты |
50,0 |
50,0 |
15 |
Нитриты |
2,0 |
0,02 |
_____________
* Для природных минеральных вод для ограниченного применения допускается содержание мышьяка до 2 мг/л
**При содержании фторида более 1 мг/л производитель обязан указать на этикетке "содержит фторид". При содержании фторида более 2 мг/л производитель обязан указать на этикетке "не рекомендуется для систематического потребления детьми дошкольного возраста".
*** Определение содержания сурьмы и цианидов проводится на стадии оценки возможности использования минеральной воды для применения в целях настоящего технического регламента.
Таблица 2.2
Микробиологические показатели безопасности
NN |
Наименование показателя |
Предельно допустимое значение показателя |
1 |
БГКП (общие колиформные бактерии) |
Отсутствие в 250 см |
2 |
Термотолерантные колиформы |
Отсутствие в 250 см |
3 |
Фекальные стрептококки |
Отсутствие в 250 см |
4 |
Споры сульфитредуцирующих клостридий |
Отсутствие в 50 см |
5 |
Pseudomonas aeruginosa |
Отсутствие в 250 см |
Таблица 2.3
Показатели радиационной безопасности
NN |
Наименование показателя |
Предельно допустимое значение показателя, Бк/л |
1 |
Уран , U 234, 238 |
45,0 |
2 |
Радий, Ra 226, 228 |
18,0 |
3 |
Цезий, Cs 134, 137 |
600,0 |
4 |
Стронций, Sr 90 |
100,0 |
5 |
Йод, J 131 |
500,0 |
6 |
Плутоний, Pu 238, 239 |
10,0 |
7 |
Америций, Am 241 |
10,0 |
Пояснительная записка к проекту
федерального закона технического регламента
"Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки "
Настоящий технический регламент разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "О техническом регулировании", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию.
Объектами технического регулирования данного технического регламента являются природная минеральная вода, безалкогольная продукция, столовая вода, а также процессы их производства, хранения и перевозки.
Настоящий технический регламент не содержит требований к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам и их применению в безалкогольной продукции, общих требований по маркированию и этикетированию пищевых продуктов, а также требований к материалам и средствам, контактирующим с безалкогольной продукцией и минеральной водой. Указанные вопросы являются предметом регулирования других технических регламентов в сфере обеспечения безопасности пищевых продуктов (см. Приложение).
Настоящий технический регламент является отраслевым нормативным правовым актом в сфере обеспечения безопасности пищевых продуктов и связанных с ними процессов производства, хранения и перевозки и занимает видовую ("вертикальную") нишу в системе технических регламентов в пищевой отрасли. Место данного технического регламента в системе технического регулирования в сфере обеспечения безопасности пищевых продуктов указано в Приложении.
Целями принятия данного технического регламента являются обеспечение безопасности граждан и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, в т.ч. создание правовой базы для борьбы с фальсифицированной продукцией. Для реализации этих целей техническим регламентом устанавливаются дополнительные показатели безопасности для природных минеральных вод, уточняются термины и определения. Одной из главных проблем на российской рынке минеральных вод является тот факт, что значительная доля минеральных вод, реализуемых на российском рынке, не являются таковыми, а состоят из смеси нескольких минеральных вод. Для такого типа продукции вводится новый термин для российского рынка - "столовая вода".
Одной из важных задач, которую планируется решить путем принятия данного технического регламента, является устранение избыточных административных барьеров для развития предпринимательства в сфере производства и обращения безалкогольной продукции и минеральных вод. Так, например, в настоящее время хозяйствующие субъекты должны получать на безалкогольную продукцию и минеральные воды два разрешительных документа: свидетельство о государственной регистрации в органах Роспотребнадзора и сертификат соответствия в аккредитованном Ростехрегулированием органе по сертификации. Данное требование является ярким примером дублирования полномочий органов государственного контроля (надзора), т.к. для выдачи указанных документов проводятся испытания продукции на соответствие одних и тех же показателей безопасности.
Данным законопроектом предлагается полностью отказаться от обязательной сертификации, заменив ее на декларирование соответствия, что позволит также развиваться системам добровольной сертификации в сфере безалкогольной продукции и минеральных вод, хорошо зарекомендовавших себя в странах с рыночной экономикой как инструмент повышения качества выпускаемой продукции.
Одной из важных проблем, которую планируется также решить путем принятия данного технического регламента, является обеспечение гармонизации требований, предъявляемых к безалкогольной продукции и минеральным водам, с международными стандартами Кодекс Алиментариус и европейскими директивами в этой области.
В настоящее время целый ряд требований, которые содержатся в международных стандартах, в российских нормативных правовых документах отсутствуют. Решение данной проблемы особенно актуально в преддверии вступления Российской Федерации в ВТО. Требования к безалкогольной продукции и минеральным водам, установленные настоящим техническим регламентом, в значительной степени гармонизированы с требованиями Кодекса Алиментариус и европейских директив. Однако ряд показателей безопасности безалкогольной продукции и минеральных вод установлен в соответствии с действующими требованиями СанПиН и ГОСТ 13273-88 в силу национальной специфики.
Актуальной проблемой является также устранение тех действующих требований, необходимость регулирования которых не подтверждена на практике.
В пункте 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" определены основные требования к техническому регламенту, что определяет содержание данного технического регламента.
В Главе 1 определены цели принятия, сфера его действия, правила идентификации объектов технического регулирования, а также даны основные определения.
В Главе 2 установлены требования, обеспечивающие безопасность безалкогольной продукции, минеральных вод и столовых вод, требования к маркировке.
В Главе 3 установлены требования к процессам производства, хранения, перевозки продукции и дополнительные требования к процессам производства минеральных вод и столовых вод.
В Главе 4 определены формы оценки соответствия объектов технического регулирования - государственный контроль (надзор), правила его проведения и обязательное подтверждение соответствия. Формой обязательного подтверждения соответствия установлена декларация о соответствии на основании собственных доказательств или принятии декларации соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны. Так же в этой главе содержатся положения об ответственности за нарушения требований технического регламента.
В Главе 5 установлены переходные положения и определен порядок вступления в силу технического регламента, а также правовой статус нормативных правовых документов Российской Федерации и документов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации после вступления в силу данного проекта технического регламента. В переходных положениях определен статус продукции и документов, подтверждающих соответствие продукции после вступления в силу настоящего технического регламента, а также содержатся предписания исполнительной власти о разработке нормативных правовых актов, которые должны сопровождать данный закон, в частности, правил и методов исследований (испытаний) и измерений пищевых продуктов.
Данный технический регламент является важным шагом в реализации положений Закона "О техническом регулировании". Он устанавливает требования прямого действия к объектам технического регулирования, в целом соответствующие действующей международной практике, а также определяет формы оценки соответствия за соблюдением установленных требований.
Принятие данного технического регламента обеспечит:
- повышение уровня безопасности безалкогольной продукции и минеральных вод, реализуемых на территории Российской Федерации;
- упорядочение нормативной базы, необходимой для обеспечения безопасности безалкогольной продукции и минеральных вод;
- значительный уровень гармонизации требований к безалкогольной продукции и минеральным водам с требованиями международных стандартов;
- создание благоприятных условий для внедрения в производство прогрессивных технологий;
- баланс между необходимым уровнем безопасности и уровнем технического и экономического состояния России.
Приложение
к пояснительной записке
Система объектов технического регулирования и технических регламентов в пищевой промышленности
Пищевые продукты, включая напитки | ||
N |
Объекты технического регулирования |
Название технического регламента |
Макроотраслевые (горизонтальные) технические регламенты, содержащие общие требования ко всем видам пищевых продуктов, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации | ||
1 |
Пищевые продукты: нормы допустимого содержания загрязнителей, новые продукты и пр., процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых продуктов (диетическое, профилактическое и иное питание) |
Технический регламент "Требования к пищевым продуктам, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых продуктов" |
2 |
Пищевые продукты: требования к маркированию и этикетированию |
Технический регламент "О маркировке пищевых продуктов" |
3 |
Материалы и средства, контактирующие с пищевыми продуктами и кормами |
Технический регламент "Материалы и средства, контактирующие с пищевыми продуктами и кормами" |
4 |
Пищевые добавки, ароматизаторы, технологические вспомогательные средства |
Технический регламент "Пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства и их применение в пищевых продуктах" |
5 |
Пищевые продукты для отдельных категорий потребителей (детское питание). |
Технический регламент "Требования к пищевым продуктам для детского питания, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации" |
6 |
Пищевые продукты и пищевые ингредиенты, содержащие генно-модифицированные продукты или состоящие из генно-модифицированных продуктов |
Технический регламент "О генно-модифицированных продуктах, процессах их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации" |
Технические регламенты, содержащие требования к отдельным видам пищевых продуктов | ||
1 |
Мясо и мясные продукты |
Технический регламент на мясо и мясные продукты. |
2 |
Мясо птицы и продукты его переработки |
Технический регламент на мясо птицы. |
3 |
Яйца и продукты на их основе |
Технический регламент на яйца и продукты на их основе |
4 |
Молоко и молочные продукты |
Технический регламент на молоко и продукты его переработки |
5 |
Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки |
Технический регламент "О требованиях безопасности пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации" |
6 |
Зерно, крупа, мука |
Технический регламент на зерно и продукты его переработки |
7 |
Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия |
Технический регламент на хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия |
8 |
Соя, бобовые культуры и продукты их переработки |
Технический регламент на сою, бобовые культуры и продукты их переработки |
9 |
Кофе и цикорий |
Технический регламент на кофе, цикорий и продукты их переработки |
10 |
Чай |
Технический регламент на чай |
11 |
Плоды, овощи и корнеплоды |
Технический регламент на свежие плоды, овощи и корнеплоды |
12 |
Соки, нектары, сокосодержащие напитки |
Технический регламент на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей |
13 |
Джемы, конфитюры, желе, варенье |
Технический регламент на джемы, конфитюры, желе, варенье |
14 |
Продукты переработки овощей и корнеплодов |
Технический регламент на продукты переработки овощей и корнеплодов |
15 |
Крахмал, крахмалопродукты и побочные продукты крахмалопаточного производства |
Технический регламент на продукцию крахмалопаточного производства |
16 |
Грибы и продукты на их основе |
Технический регламент на грибы и продукты на их основе |
17 |
Орехи и продукты на их основе |
Технический регламент на орехи и продукты на их основе |
18 |
Вино и виносодержащие напитки |
Технический регламент на вино и виносодержащие напитки |
19 |
Ликероводочные напитки |
Технический регламент на ликероводочные напитки |
20 |
Пивоваренная продукция |
Технический регламент на пивоваренную продукцию |
21 |
Безалкогольные напитки и минеральная и вода |
Технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки" |
22 |
Питьевая бутилированная вода |
Технический регламент "Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости" |
23 |
Кондитерские изделия |
Технический регламент на кондитерские изделия |
24 |
Сахар |
Технический регламент на сахар |
25 |
Растительные масла и продукты их переработки |
Технический регламент "О масложировой продукции" |
26 |
Поваренная соль |
Технический регламент на поваренную соль |
27 |
Мёд и продукция пчеловодства |
Технический регламент на мёд и продукцию пчеловодства |
28 |
Пищевые концентраты и специи |
Технический регламент на пищевые концентраты и специи |
Обоснование необходимости принятия Федерального закона технического регламента "Требования к безалкогольной продукции и минеральным водам, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации"
Основанием для разработки проекта Федерального закона технического регламента "Требования к безалкогольной продукции и минеральным водам, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации" (далее - технического регламента) является Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.
Целью разработки проекта является создание в системе технических регламентов РФ о пищевой продукции технического регламента, устанавливающего обязательные и исчерпывающие требования, обеспечивающие безопасность при производстве и обращении безалкогольной продукции и минеральных вод и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие Федерального закона обосновывается необходимостью приведения в соответствие требований в сфере его применения с положениями Конституции РФ, реализации требований Федерального закона "О техническом регулировании", устранения избыточных административных барьеров, дублирования и противоречий в законодательстве.
Объектами технического регулирования в рамках предлагаемого проекта являются используемые в качестве пищевого продукта безалкогольная продукция. (Коды ОКС: 67.020, 67.040, 67.050, 67.100.30, 67.080, 67.160.20, 67.220.20, 67.230 и 67.250.)
Проект учитывает состояние и тенденции в развитии национальной и международной нормативно-правой базы для рассматриваемой группы пищевых продуктов. Основой для разработки проекта являлись основополагающие Федеральные законы, в т.ч. "О техническом регулировании", СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и др.
Требования к безопасности продукции разработаны с учетом рекомендаций Стандарта Кодекса Алиментариус CODEX-STAN 108-1981, Rev. 1-1997 на природные минеральные воды, Директивы Совета Европейских Сообществ 80/777/ЕЕС от 15 июля 1980 г. и Директивы Европейской комиссии 2003/40/ЕС от 16 мая 2003 г.
Проект не содержит требований к безопасности безалкогольной продукции, отличающихся от обязательных требований, предъявляемых к рассматриваемым объектам технического регулирования в настоящее время в Российской Федерации.
В то же время, проект содержит требования к безопасности природных минеральных вод, отличающиеся от обязательных требований к минеральным водам в Российской Федерации, а именно: расширена номенклатура показателей безопасности и ужесточены допустимые уровни присутствия регламентируемых элементов и веществ в природных минеральных водах.
Так, например, действующими в Российской Федерации Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами регламентируется содержание в минеральных водах лишь трех токсичных элементов - свинца (0,1 мг/кг), кадмия (0,01 мг/кг) и ртути (0,005 мг/кг), в то время как Стандартом Кодекса Алиментариус CODEX-STAN 108-1981, Rev. 1-1997 на природные минеральные воды, и Директивой Европейской комиссии 2003/40/ЕС от 16 мая 2003 г. устанавливают требования для 16-ти элементов, в том числе для свинца - 0,01 мг/л, кадмия - 0,003 мг/л и ртути - 0,001 мг/л.
Приведены в соответствие с требованиями международных стандартов также микробиологические показатели безопасности минеральных вод. При увеличении общего количества показателей и принятии более строгих критериев безопасности, проектом технического регламента предполагается отказаться от контроля показателей, не регламентируемых международными стандартами. В частности, предусматривается отказ от контроля такого показателя как БГКП (колиформы) фекальные, как не характерного для природных минеральных вод, с одновременным введением контроля количества фекальных стрептоккков, согласно международными требованиям.
Несмотря на отсутствие в международных стандартах специальных требований к радиоактивности природных минеральных вод, в силу специфики радиационной обстановки в ряде районов нашей страны, проектом технического регламента предусматривается сохранение контроля по показателям радиоактивности. Принятые проектом показатели радиационной безопасности природных минеральных вод отличаются от действующих и базируются на требованиях Европейских стандартов Euratom, регламентирующих радиационную безопасность пищевых продуктов. При этом принимаемые проектом предельно допустимые уровни содержания таких радионуклидов как Цезий 137 и Стронций 90 значительно ужесточены и соответствуют действующим отечественным требованиям к безалкогольным напиткам.
Перечень показателей безопасности минеральных вод проекта технического регламента, отличающихся от положений обязательных международных стандартов, или обязательных требований, действующих на территории РФ, приведен в Приложении.
В связи с необходимостью разработки методов анализа большинства регламентируемых международными стандартами элементов, проектом предусматривается переходный период, необходимый для разработки и аттестации таких методик. Продолжительность переходного периода устанавливается техническим регламентом в течение двух лет со дня вступления его в силу.
Проект содержит положения, отличающиеся от отдельных положений Федеральных законов N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Отличия обосновываются несоответствием отдельных положений указанных Федеральных законов принципам и требованиям технического регулирования, установленным ФЗ N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Проект содержит термины и определения на безалкогольную продукцию и природные минеральные воды, которые устраняют неоднозначное понимание и толкование наименований, применяемых при маркировке продукции.
Так, например, проектом принято соответствующее международным терминам и определениям наименование "природные минеральные воды", а также введены определения "природного источника" и "природной минеральной воды, газированной двуокисью углерода из источника".
Положения данного проекта технического регламента устанавливают исчерпывающий перечень обязательных требований и направлены на согласование интересов всех участников российского рынка безалкогольной продукции и природных минеральных вод, что соответствуют целям технического регулирования, установленным законом "О техническом регулировании", обеспечивают необходимые нормы безопасности продукции при ее производстве и обороте, создают основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечивая тем самым необходимый уровень защиты прав потребителей и общественного доверия к продукции, направлены на поддержание условий добросовестной конкуренции и защиту интересов участников рынка.
Приложение
Перечень показателей безопасности минеральных вод проекта технического регламента, отличающихся от положений обязательных международных стандартов, или обязательных требований, действующих на территории РФ
N |
Наименование показателя |
Предельно допустимая концентрация, установленная в проекте технического регламента на переходный период |
Предельно допустимая концентрация, установленная в проекте технического регламента после окончания переходного периода |
Предельно допустимая концентрация, действующая на территории РФ |
Предельно допустимая концентрация, установленная международными стандартами на природные минеральные воды |
Примечание | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||||||||||||||
Показатели безвредности химического состава, (мг/л) | |||||||||||||||||||||
Свинец |
0,1 |
0,01 |
0,1 |
0,01 |
|||||||||||||||||
Кадмий |
0,003 |
0,003 |
0,01 |
0,003 |
|||||||||||||||||
Ртуть |
0,001 |
0,001 |
0,005 |
0,001 |
|||||||||||||||||
Селен |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
0,01 |
|||||||||||||||||
Мышьяк |
0,1 |
0,01 |
2,0 |
0,01 |
|||||||||||||||||
Стронций |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
- |
|||||||||||||||||
Фторид |
- |
- |
15,0 |
5,0 |
|||||||||||||||||
Фенолы |
- |
- |
0,001 |
- |
|||||||||||||||||
Никель |
- |
0,02 |
- |
0,02 |
|||||||||||||||||
Сурьма |
- |
0,005 |
- |
0,005 |
|||||||||||||||||
Цианиды |
- |
0,07 |
- |
0,07 |
|||||||||||||||||
Марганец |
- |
0,5 |
- |
0,5 |
|||||||||||||||||
Хром |
- |
0,05 |
- |
0,05 |
|||||||||||||||||
Нитриты |
2,0 |
0,02 |
2,0 |
0,1 |
|||||||||||||||||
Уран |
- |
- |
1,8 |
- |
|||||||||||||||||
Микробиологические показатели | |||||||||||||||||||||
1. |
КМАФАнМ |
- |
- |
100 |
- |
||||||||||||||||
2. |
БГКП (общие колиформные бактерии) |
250 |
250 |
100 |
250 |
Объем, в котором не допускаются (мл) | |||||||||||||||
3. |
БГКП (колиформы) фекальные |
- |
- |
100 |
- |
Объем, в котором не допускаются (мл) | |||||||||||||||
4. |
Термото- |
250 |
250 |
- |
250 |
||||||||||||||||
5. |
Фекальные стрептококки |
250 |
250 |
- |
250 |
Объем, в котором не допускаются (мл) | |||||||||||||||
6. |
Споры сульфитреду- |
50 |
50 |
- |
50 |
Объем, в котором не допускаются (мл) | |||||||||||||||
7. |
Pseudomonas aeruginosa |
250 |
250 |
100 |
250 |
Объем, в котором не допускаются (мл) | |||||||||||||||
Показатели радиационной безопасности, Бк/л (Бк/кг) | |||||||||||||||||||||
1 |
Общая альфа- |
- |
- |
0,1 |
- |
||||||||||||||||
2 |
Общая бета- |
- |
- |
1,0 |
- |
||||||||||||||||
3. |
Уран , U 234, 238 |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
- |
В РФ произво- | |||||||||||||||
4. |
Радий, Ra 226, 228 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
- |
В РФ произво- | |||||||||||||||
5. |
Цезий, Cs 134, 137 |
600,0 |
600,0 |
1000,0 |
600,0 |
В РФ произво- | |||||||||||||||
6. |
Стронций, Sr 90 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
125,0 |
В РФ произво- | |||||||||||||||
7. |
Йод, J 131 |
500,0 |
500,0 |
1000,0 |
500,0 |
||||||||||||||||
8. |
Плутоний, Pu 238, 239 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
20,0 |
||||||||||||||||
9. |
Америций Am 241 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
20,0 |
Финансово-экономическое обоснование проекта
Федерального закона технического регламента "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки "
Принятие настоящего технического регламента не потребует финансовых или материальных затрат, увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и дополнительного бюджетного финансирования.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона технического регламента "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки"
В случае принятия Федерального закона технического регламента "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки" необходимо внести изменения в:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 14, ст.1650);
2) Федеральный закон Российской Федерации от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2000, N 2, ст.150);
3) постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" в части регистрации пищевых продуктов ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2001, N 1 (часть II), ст.124);
4) постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2001, N 1(часть II), ст.123).
5) постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1997, N 33, ст.3899);
6) постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2000, N 48, ст.4701);
7) постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 29, ст.3746);
В случае принятия Федерального закона технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки" необходимо принять:
постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения данного технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также, в случае отсутствия таких национальных стандартов, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения данного технического регламента и осуществления оценки соответствия.