МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
2 октября 2002 г. |
Москва |
№ ПР-14-р |
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С
САМОЛЕТОМ АН-2 RA-84639
27 июня 2002 г. в простых метеоусловиях при выполнении авиационно-химических работ на самолете Ан-2 RA-84639 ФГУП "Костромское АП" подконтрольного ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России, в районе оперативной точки "Дубовое" Липецкой области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв.
Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (КВС) С.М. Рычкова и второго пилота B.C. Фролова выполнял первый полет по обработке посевов жидкими ядохимикатами. Взлетная масса составляла 5232 кг, центровка 26,5 % САХ не выходили за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-2.
Взлет самолета по показаниям экипажа производился от начала ВПП с закрылками, выпущенными на 20°, на взлетном режиме работы двигателя. В процессе взлета двигатель работал устойчиво, наддув и обороты соответствовали взлетному режиму.
В наборе высоты примерно на высоте 40 м мощность и обороты двигателя стали уменьшаться (обороты достигли 2000 об/мин.), скорость и высота полета стали падать.
По команде КВС второй пилот установил рычаг управления двигателем в крайнее переднее положение, однако падение мощности и оборотов продолжалось. КВС принял решение о выполнении вынужденной посадки.
Для предотвращения столкновения с лесополосой, расположенной прямо по курсу полета, КВС взял штурвал полностью "на себя", но самолет продолжал терять высоту.
Первое столкновение с верхушками деревьев произошло левым нижним крылом с креном приблизительно 10-15°. Последующее касание земли произошло левой стойкой и левым нижнем крылом на удалении 24 м от лесополосы.
В результате столкновения самолета с земной поверхностью произошло его разрушение. Находившиеся на борту члены экипажа не пострадали.
При осмотре двигателя комиссией по расследованию на сетке карбюратора были обнаружены останки птицы, что и вызвало падение оборотов и снижение мощности двигателя из-за частичного перекрытия канала подачи воздуха в карбюратор.
Причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-84639 явилось его столкновение с деревьями лесополосы с последующим грубым приземлением во время вынужденной посадки вследствие попадания птицы в воздухозаборник карбюратора двигателя.
С 1990 по 2002 год произошло пять аварий ВС из-за их столкновения с птицами:
25 мая 1991 г. с вертолетом Ми-2 №23375 Нальчинского объединенного авиационного отряда в районе н.п. Малка (попадание птицы в двигатель);
24 сентября 1992 г. с вертолетом Ми-8Т №24661 Колпашевского государственного авиационного предприятия в районе н.п. Игол (попадание птицы в двигатель);
20 августа 1993 г. с самолетом Ан-12 RA-11375 Сыктывкарского авиационного предприятия в районе аэродрома Славгород (отказ двух двигателей из-за столкновения с птицами при взлете);
20 марта 1999 г. с самолетом Як-40 RA-87489 Новгородского авиационного предприятия в аэропорту Бата (Экваториальная Гвинея) (попадание птицы в двигатель во время взлета);
27 июня 2002 г. с самолетом Ан-2 RA-84639 ФГУП "Костромское авиапредприятие" в Липецкой области (попадание птицы в двигатель).
В заключении Управления государственного надзора за безопасностью полетов от 6 марта 2001 г. № 22.10-211 "О серьезном инциденте с самолетом Ил-96-300" проводился анализ состояния орнитологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. В заключении отмечалось, что с 1994 года наблюдается устойчивая тенденция ухудшения орнитологической обстановки в аэропортах Российской Федерации. Так, если с 1990 по 1994 год в среднем происходило 1,2...1,5 столкновения с птицами на каждые 100 тыс. часов налета, то начиная с 1996 года отмечается не менее трех столкновений на 100 тыс. часов налета.
Повторно проведенный анализ орнитологического обеспечения полетов (приложение к настоящему распоряжению) показывает, что за 2000-2002 годы ситуация с орнитологическим обеспечением полетов практически не изменилась. Предлагаю:
1. Заместителю начальника Управления аэропортовой деятельности А.А. Пчелину совместно с ГосНИИ ГА подготовить предложения по внесению изменений в нормативные документы гражданской авиации, направленные на повышение качества и эффективности орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов.
2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России проверить выполнение подконтрольными аэропортами требований раздела 4.9 "Анализ орнитологического обеспечения полетов" РООП ГА-89, дать оценку оснащенности аэропортов средствами для отпугивания птиц. О результатах проверки сообщить в Управление аэропортовой деятельности и Управление государственного надзора за безопасностью полетов до 21 октября 2002 г.
3. Рекомендовать руководителям аэропортов, предприятий по ОрВД и ИВП и авиакомпаний:
обратить внимание личного состава на наступивший осенний период массовых миграций птиц и необходимость ужесточения в связи с этим контроля за состоянием орнитологической обстановки в районе аэродрома и районе авиационных работ;
изучить настоящее распоряжение со всем летным составом, а также специалистами групп орнитологического обеспечения полетов, диспетчерами органов УВД и инженерно-техническим персоналом.
Заместитель Министра |
П.В. Рожков |
|
Приложение | |||||||
|
от " |
2 |
" |
октября |
2002 г. |
№ |
ПР-14-р |
ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ
ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 1990-2002 годы
Таблица
Распределение числа столкновений ВС с птицами
по типам воздушных судов с 1990 по 2002год
|
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Всего |
Авиационные происшествия |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
5 |
Инциденты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самолеты 1-3 класса |
78 |
70 |
48 |
35 |
32 |
38 |
68 |
48 |
72 |
44 |
53 |
59 |
52 |
697 |
Самолеты 4-ого класса |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
15 |
Вертолеты |
11 |
10 |
3 |
5 |
|
4 |
1 |
5 |
|
|
2 |
|
|
41 |
Всего событий |
93 |
84 |
53 |
42 |
32 |
43 |
69 |
53 |
72 |
44 |
55 |
60 |
53 |
753 |
Рисунок