Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003447.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

2 октября 2002 г.

Москва

№ ПР-14-р


ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С
САМОЛЕТОМ АН-2 RA-84639

    
    
    27 июня 2002 г. в простых метеоусловиях при выполнении авиационно-химических работ на самолете Ан-2 RA-84639 ФГУП "Костромское АП" подконтрольного ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России, в районе оперативной точки "Дубовое" Липецкой области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв.
    Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (КВС) С.М. Рычкова и второго пилота B.C. Фролова выполнял первый полет по обработке посевов жидкими ядохимикатами. Взлетная масса составляла 5232 кг, центровка 26,5 % САХ не выходили за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-2.
    Взлет самолета по показаниям экипажа производился от начала ВПП с закрылками, выпущенными на 20°, на взлетном режиме работы двигателя. В процессе взлета двигатель работал устойчиво, наддув и обороты соответствовали взлетному режиму.
    В наборе высоты примерно на высоте 40 м мощность и обороты двигателя стали уменьшаться (обороты достигли 2000 об/мин.), скорость и высота полета стали падать.
    По команде КВС второй пилот установил рычаг управления двигателем в крайнее переднее положение, однако падение мощности и оборотов продолжалось. КВС принял решение о выполнении вынужденной посадки.
    Для предотвращения столкновения с лесополосой, расположенной прямо по курсу полета, КВС взял штурвал полностью "на себя", но самолет продолжал терять высоту.
    Первое столкновение с верхушками деревьев произошло левым нижним крылом с креном приблизительно 10-15°. Последующее касание земли произошло левой стойкой и левым нижнем крылом на удалении 24 м от лесополосы.
    В результате столкновения самолета с земной поверхностью произошло его разрушение. Находившиеся на борту члены экипажа не пострадали.
    При осмотре двигателя комиссией по расследованию на сетке карбюратора были обнаружены останки птицы, что и вызвало падение оборотов и снижение мощности двигателя из-за частичного перекрытия канала подачи воздуха в карбюратор.
    Причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-84639 явилось его столкновение с деревьями лесополосы с последующим грубым приземлением во время вынужденной посадки вследствие попадания птицы в воздухозаборник карбюратора двигателя.
    С 1990 по 2002 год произошло пять аварий ВС из-за их столкновения с птицами:
    25 мая 1991 г. с вертолетом Ми-2 №23375 Нальчинского объединенного авиационного отряда в районе н.п. Малка (попадание птицы в двигатель);
    24 сентября 1992 г. с вертолетом Ми-8Т №24661 Колпашевского государственного авиационного предприятия в районе н.п. Игол (попадание птицы в двигатель);
    20 августа 1993 г. с самолетом Ан-12 RA-11375 Сыктывкарского авиационного предприятия в районе аэродрома Славгород (отказ двух двигателей из-за столкновения с птицами при взлете);
    20 марта 1999 г. с самолетом Як-40 RA-87489 Новгородского авиационного предприятия в аэропорту Бата (Экваториальная Гвинея) (попадание птицы в двигатель во время взлета);
    27 июня 2002 г. с самолетом Ан-2 RA-84639 ФГУП "Костромское авиапредприятие" в Липецкой области (попадание птицы в двигатель).
    В заключении Управления государственного надзора за безопасностью полетов от 6 марта 2001 г. № 22.10-211 "О серьезном инциденте с самолетом Ил-96-300" проводился анализ состояния орнитологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. В заключении отмечалось, что с 1994 года наблюдается устойчивая тенденция ухудшения орнитологической обстановки в аэропортах Российской Федерации. Так, если с 1990 по 1994 год в среднем происходило 1,2...1,5 столкновения с птицами на каждые 100 тыс. часов налета, то начиная с 1996 года отмечается не менее трех столкновений на 100 тыс. часов налета.
    Повторно проведенный анализ орнитологического обеспечения полетов (приложение к настоящему распоряжению) показывает, что за 2000-2002 годы ситуация с орнитологическим обеспечением полетов практически не изменилась. Предлагаю:
   1. Заместителю начальника Управления аэропортовой деятельности А.А. Пчелину совместно с ГосНИИ ГА подготовить предложения по внесению изменений в нормативные документы гражданской авиации, направленные на повышение качества и эффективности орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов.
    2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России проверить выполнение подконтрольными аэропортами требований раздела 4.9 "Анализ орнитологического обеспечения полетов" РООП ГА-89, дать оценку оснащенности аэропортов средствами для отпугивания птиц. О результатах проверки сообщить в Управление аэропортовой деятельности и Управление государственного надзора за безопасностью полетов до 21 октября 2002 г.
    3. Рекомендовать руководителям аэропортов, предприятий по ОрВД и ИВП и авиакомпаний:
    обратить внимание личного состава на наступивший осенний период массовых миграций птиц и необходимость ужесточения в связи с этим контроля за состоянием орнитологической обстановки в районе аэродрома и районе авиационных работ;
    изучить настоящее распоряжение со всем летным составом, а также специалистами групп орнитологического обеспечения полетов, диспетчерами органов УВД и инженерно-техническим персоналом.
    

    

Заместитель Министра

П.В. Рожков

                  
    


Приложение
к распоряжению Минтранса России

 

от "

2

"

октября

2002 г.


ПР-14-р

    
    
ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ
ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 1990-2002 годы


Таблица

Распределение числа столкновений ВС с птицами
по типам воздушных судов с 1990 по 2002год


1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Всего

Авиационные происшествия

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

5

Инциденты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самолеты 1-3 класса

78

70

48

35

32

38

68

48

72

44

53

59

52

697

Самолеты 4-ого класса

4

4

2

2

 

1

 

 

 

 

 

1

1

15

Вертолеты

11

10

3

5

 

4

1

5

 

 

2

 

 

41

Всего событий

93

84

53

42

32

43

69

53

72

44

55

60

53

753

    


Рисунок