Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007776.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ
СЛУЖБА РОССИИ


09.06.98 г. № 22.10-338

Заключение
об авиационном происшествии
с самолетом Ан-2 RA-71272

Начальникам региональных
управлений ФАС России

Руководителям авиапредприятий



    
    28 июня 1997 г. днем в простых метеоусловиях в районе населенного пункта Ново-Мусино (Республика Башкортостан) произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом Ан-2 RA-71272 авиакомпании "Башкирские авиалинии", подконтрольной Башкирскому региональному управлению ФАС России.
    Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (КВС) Салихова И.Д. и второго пилота Янковенко В.В. выполнял авиационно-химические работы в районе населенного пункта Ново-Мусино.
    После заправки горюче-смазочными материалами и ядохимикатами экипаж произвел взлет для обработки очередного поля. По заявлению экипажа взлетная масса при этом составила 5250 кг, центровка - 25,7 % САХ.
    По заявлению экипажа взлет выполнялся на номинальном режиме работы двигателя с закрылками, отклоненными на 20°. Взлетный режим работы двигателя экипажем не использовался, так как наработка двигателя после капитального ремонта составила 7 ч 49 мин.
    После набора высоты 50 м и уборки закрылков экипаж установил режим работы двигателя Рк = 860 мм рт.ст. и = 1850 об/мин, выполнил первый разворот и приступил к набору высоты с вертикальной скоростью около 0,5 м/с при поступательной скорости 140 км/ч.
    Полет к обрабатываемому участку проходил над пересеченной местностью вверх по склону крутизной около 10 град.
    Выбранные экипажем маршрут полета и режим работы двигателя не обеспечили набор и выдерживание минимальной безопасной высоты полета над препятствиями 100 м, предусмотренной п. 16 раздела "Выполнение полета" главы 7 РЛЭ самолета Ан-2.
    Экипаж допущенную ошибку своевременно не исправил и это в дальнейшем привело к тому, что крутизна склона превысила угол набора высоты.
    С опозданием оценив степень создавшейся опасности, а также не имея возможности отвернуть в безопасную сторону из-за наличия справа и слева препятствий на местности, экипаж увеличил режим работы двигателя до взлетного, выпустил закрылки и энергичным взятием штурвала на себя предпринял попытку преодолеть препятствие по курсу полета.
    Самолет вышел на большие углы атаки с потерей скорости и высоты полета и столкнулся хвостовой частью фюзеляжа с землей.
    От удара о землю самолет разрушился, экипаж не пострадал.
    При проведении расследования выявлены серьезные недостатки организации и проведении полетов на авиационно-химических работах.
    Организация работы на оперативной точке и предварительная подготовка с экипажем командиром звена Чанышевым Х.А. выполнены формально, с нарушениями требований руководящих документов.
    Допуск к полетам второго пилота, имевшего перерыв более 90 дней, проведен в нарушение требований п. 3.5.7 НПП ГА-85 и п. 6.4.3 РОЛР ГА-87 без тренировки в маршрутных (производственных) полетах.
    Инструкция по производству полетов в районе аэродрома составлена с нарушениями требований раздела 4 "Посадочная площадка" Методики составления инструкции по производству полетов.
    Командир воздушного судна, в нарушение требований п.п. 5.3.1 и 5.3.2 Руководства по авиационно-химическим работам в гражданской авиации (РАХР ГА-84), осмотр участков, подлежащих обработке, не выполнил, а также не определил характер их сложности и порядок обработки. Из подлежащих обработке не были исключены участки, на которых не обеспечивалась безопасность полета.
    Эксплуатация барографа АД-2 при выполнении полетов проводилась с нарушениями требований п.п. 1.17.01 и 1.17.03 РТО самолет Ан-2, что привело к наложению записей параметров последнего из предыдущих полетов и невозможности проведения их анализа.
    Причиной авиационного происшествия без человеческих жертв явились ошибки, допущенные экипажем в выборе маршрута и режима работы двигателя, приведшие к необходимости увеличения вертикальной скорости при дефиците тяги на высоте полета ниже безопасной, выходу самолета на большие углы атаки, потере поступательной скорости и столкновению его со склоном возвышенности.
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Начальникам территориальных органов ФАС России:
    1.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия без человеческих жертв с самолетом Ан-2 RA-71272 авиакомпании "Башкирские авиалинии" довести до подконтрольных предприятий.
    2. Руководителям авиапредприятий:
    2.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-71272 изучить со всем летным и инженерно-техническим персоналом.
    2.2. С летным составом, участвующим в проведении авиационно-химических работ, повторно изучить с принятием зачетов требования глав 2, 3 и 5 Руководства по авиационно-химическим работам в гражданской авиации.
    2.3. С летным составом, выполняющим полеты на самолетах Ан-2 в сельскохозяйственном варианте, повторно изучить требования раздела "Выполнение полета" главы 7 РЛЭ самолета Ан-2.
    2.4. Генеральному директору авиакомпании "Башкирские авиалинии" обратить внимание на серьезные нарушения требований руководящих документов командным и летным составом компании при проведении авиационно-химических работ.
    
    

Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов ФАС России



А.В. Нерадько