Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901945388.htm


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 августа 2005 года N 1314-р


[Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга
критически важных объектов и (или) потенциально опасных
объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных
грузов)
]


    1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

    2. Роскосмосу совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.


Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков



ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 августа 2005 года
N 1314-р


КОНЦЕПЦИЯ
федеральной системы мониторинга критически важных
объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры
Российской Федерации и опасных грузов


I. Введение

    1. Федеральная система мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (далее - система мониторинга) осуществляет информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    2. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью совершенствования организации работ в области своевременного выявления и предупреждения угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма в отношении критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

    3. Система мониторинга создается в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных грузов (далее - грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

    4. Настоящая Концепция определяет цели, задачу, функции, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания, использования и развития системы мониторинга.

    

II. Основные понятия

    5. Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

    "критически важные объекты" - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;

    "потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

    "объекты" - критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

    "грузы" - опасные вещества, материалы, изделия и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений и средств, а также иного имущества;

    "защищенность объектов и грузов" - состояние, при котором в отношении объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения возникновения потенциальной опасности и преодоления (снижения до минимального уровня) негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;

    "кризисная ситуация" - ситуация, которая характеризуется резкой сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних процессов, действующих на объекты и грузы, протекает в течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение защищенности объектов и грузов;

    "мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

    

III. Цели, задача и функции системы мониторинга

    6. Целями создания системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

    7. Задачей системы мониторинга является информационная поддержка разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов.

    Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и грузов.

    8. Система мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих функций:

    а) сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых данных;

    б) информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;

    в) подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;

    г) прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов;

    д) ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и грузов;

    е) предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;

    ж) формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств;

    з) информационное обеспечение реализации международных договоров и соглашений в области мониторинга объектов и грузов, участницей которых является Российская Федерация.

    

IV. Состав и структура системы мониторинга

    9. Система мониторинга предполагает федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни. При этом в состав системы мониторинга каждого уровня должны быть включены:

    а) центры системного мониторинга и оперативного управления (далее - центры мониторинга);

    б) системы, комплексы и средства получения информации об обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;

    в) системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных и оповещения.

    10. Основными структурными элементами системы мониторинга, обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать центры мониторинга федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    11. Объединение информационных ресурсов центров мониторинга различных уровней осуществляется с использованием систем и средств телекоммуникации, при этом учитывается необходимость обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к их базам данных.

    При решении возложенной на систему мониторинга задачи должна быть предусмотрена возможность информационного взаимодействия центров мониторинга различных уровней с другими государственными и негосударственными информационными системами общего и специального назначения Российской Федерации, а также с международными информационными системами.

    Регламент информационного взаимодействия устанавливается в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о федеральной системе мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов с учетом законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

    

V. Основные принципы системы мониторинга

    12. При создании и использовании системы мониторинга необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

    а) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи, а также ее структуры и характеристик:

    уровню угроз в отношении объектов и грузов;

    структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;

    б) организационное, информационное и функциональное единство системы мониторинга, основу которого составляют:

    единая система классификации и кодификации угроз объектам и грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов и грузов;

    базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе данных мониторинга;

    единая геоинформационная система;

    в) иерархичность построения системы мониторинга, возможность централизованного и санкционированного децентрализованного использования ресурсов системы мониторинга;

    г) рациональная функциональная совместимость центров мониторинга различных уровней;

    д) унификация программных, информационных и технических средств, обеспечение совместимости элементов системы мониторинга, возможности ее модульного наращивания и модернизации;

    е) возможность структурного и функционального развития, оптимизации состава пользователей системы мониторинга и спектра оказываемых услуг;

    ж) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны;

    з) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании иных систем мониторинга;

    и) гарантированная защита информации от несанкционированного доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в системе мониторинга информации;

    к) недопущение зависимости системы мониторинга от иностранных технологий.

    

VI. Основные направления работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга

    13. Основными направлениями работ в области создания, использования и развития системы мониторинга являются:

    а) организационное и финансово-экономическое обеспечение системы мониторинга;

    б) совершенствование нормативно-правовой базы;

    в) создание и внедрение перспективных научно-технических разработок;

    г) обеспечение национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

    14. В области организационного и финансово-экономического обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи:

    а) разработка технико-экономического обоснования мероприятий по созданию и применению системы мониторинга, комплексной увязке ее составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    б) анализ иных систем мониторинга, обеспечение унификации технических и организационных решений;

    в) выработка предложений по необходимым объемам и источникам финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), их выделению (привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию, использованию и развитию системы мониторинга;

    г) включение работ по созданию и развитию системы мониторинга в федеральные и региональные целевые программы;

    д) формирование института федеральных и региональных операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;

    е) разработка и реализация механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов и грузов.

    15. Основными направлениями деятельности в области совершенствования нормативно-правовой базы являются:

    а) обеспечение разработки проектов и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов, в том числе в отношении установления ответственности собственников (балансодержателей) объектов и грузов и эксплуатирующих их организаций за несоблюдение установленных мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и грузов;

    б) гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и международными договорами (соглашениями) в этой области;

    в) введение норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их обязательной сертификации.

    16. Основными направлениями деятельности в области создания и внедрения перспективных научно-технических разработок являются:

    а) подготовка и внедрение технических регламентов для различных видов деятельности в отношении объектов и грузов, обеспечивающих выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;

    б) отработка типовых (унифицированных) технических и организационных решений создания и использования системы мониторинга в рамках региональных целевых программ;

    в) разработка единой системы критериев и комплексных методик анализа обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов, маршрутов транспортировки грузов;

    г) обеспечение информационного обмена между центрами мониторинга различных уровней;

    д) создание в рамках системы мониторинга специализированных средств сбора и передачи информации, функционирующих на всей территории Российской Федерации;

    е) развитие систем дистанционного мониторинга объектов и грузов;

    ж) создание мобильных (перебазируемых) центров мониторинга, обеспечивающих информационную поддержку деятельности, осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций;

    з) формирование отечественной научно-технической кооперации в области создания и использования системы мониторинга, в том числе определение головных организаций, объединяющих разработчиков и производителей технических систем, комплексов и средств мониторинга, а также системы мониторинга.

    17. Основными направлениями деятельности в области обеспечения национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов являются:

    а) обеспечение государственного контроля за информационной и научно-технологической безопасностью, в том числе за достоверностью и полнотой информационных ресурсов системы мониторинга;

    б) разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам системы мониторинга;

    в) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации при осуществлении взаимодействия с международными и иностранными органами и организациями;

    г) организация подготовки кадров в области создания, использования и обеспечения безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

             


Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"