- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям территориальных |
Безопасность и регулярность полетов гражданской авиации Российской Федерации связана с метеорологическими особенностями времени года и способностью авиапредприятий обеспечить качественную подготовку летного состава к работе в условиях предстоящего сезона.
Как показывает многолетняя практика работы гражданской авиации, весенне-летний период года отмечается возрастанием интенсивности полетов, как транспортной авиации, так и полетов на выполнение различных видов авиационных работ.
Весенний период характерен неустойчивыми погодными условиями с наличием опасных для полетов метеорологических явлений погоды, резкой сменой погоды с ухудшением видимости в снежных зарядах практически до нуля, полетами в условиях грозовой деятельности, ливневыми осадками, прогнозируемым и непрогнозируемым сдвигом ветра, повышенной атмосферной турбулентностью, размоканием поверхности грунтовых аэродромов и посадочных площадок.
Высокие температуры наружного воздуха, значительно снижают взлетные и посадочные характеристики, допустимую взлетную массу и скороподъемность ВС. Все это в свою очередь увеличивает потребную взлетную и посадочную дистанции, и требует от экипажей тщательного расчета и строгого выполнения требований РЛЭ ВС по соблюдению допустимых параметров на различных этапах полета.
В целях обеспечения высокого уровня безопасности полетов, своевременной и качественной подготовки авиационного персонала авиапредприятий и авиакомпаний ГА к работе в весенне-летний период предлагаю:
1. Руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководителям авиапредприятий и авиакомпаний центрального подчинения, проконтролировать выполнение в авиакомпаниях и авиапредприятиях мероприятий по подготовке экипажей воздушных судов к полетам в ВЛП 2005 г. в соответствии с требованиями "Инструкции по подготовке управлений, объединений, предприятий, вузов гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период", введенной в действие распоряжением первого заместителя Минтранса РФ от 11.03.2004 г. № НА-111-р.
2. Руководителям авиапредприятий и авиакомпаний, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, а также авиационные работы:
2.1. Организовать подготовку авиационного персонала к полетам в ВЛП в соответствии с требованиями "Инструкции по подготовке управлений, объединений, предприятий вузов гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период", от 11 марта 2004 г. № НА-111-р, программ подготовки летного состава, инструкций по отдельным видам авиационных работ.
2.2. Включить в РПП эксплуатанта, часть "D" "Подготовка авиационного персонала" п.2.5 "Сезонная подготовка" программы подготовки летного состава к полетам в весенне-летний период.
2.3. Вопросы, не вошедшие в планы теоретической и летной подготовки в ВЛП 2005 года, указанные в данных методических рекомендациях, включить в тематику разборов, ЛТК и самостоятельной подготовки летного состава.
3. При подготовке летного состава авиапредприятий и авиакомпаний ГА, эксплуатирующих самолеты 4-го класса и вертолеты всех классов:
3.1. Программы теоретической подготовки проходить в полном объеме, без сокращений, с указанием особенностей выполнения полетов в предстоящий период, обратив особое внимание на вопросы эксплуатации авиационной техники.
3.2. Летную подготовку КРС, КЛС, инструкторский, летный и инспекторский состав проходит согласно ППЛС типа ВС в полном объеме, независимо от класса пилота ГА и опыта работы.
3.3. Командно-летный и инструкторский состав самолетов 4-го класса и вертолетов всех классов, осуществляющий тренировку летного состава к полетам в ВЛП - летную тренировку засчитывает как персональную.
Рекомендуемая тематика теоретической подготовки летного состава
предприятий к полетам в весенне-летний период 2005 года.
1. Метеорологические особенности ВЛП.
1.1. Основные синоптические процессы характерные для ВЛП в различных регионах полетов.
1.2. Метеорологические факторы ВЛП, влияющие на безопасность полетов, их краткая физическая характеристика:
- грозовая деятельность;
- повышенная электризация атмосферы;
- ливневые осадки;
- атмосферная турбулентность;
- сдвиг ветра;
- пыльные бури;
- тропические циклоны.
1.3 Анализ и оценка метеорологической обстановки для принятия решения на вылет в условиях ВЛП.
2. Особенности полетов в ВЛП.
2.1. Анализ характерных для ВЛП авиационных происшествий (в т.ч. категории CFIT), имевших место в ГА в предыдущие годы. Профилактические мероприятия по предотвращению их повторяемости;
2.2. Краткий анализ состояния безопасности полетов в авиапредприятии (авиакомпании) в ВЛП прошлых лет. Система мер по предотвращению столкновений ВС с препятствиями в управляемом полете, применяемая в авиапредприятии (авиакомпании);
2.3. Анализ АП по причинам перегруза ВС;
3. Эксплуатационные особенности выполнения полетов
в условиях высоких температур.
- эксплуатационные ограничения;
- влияние высоких температур на взлетно-посадочные характеристики самолета и вертолета;
- особенности летной эксплуатации ВС на высокогорных аэродромах в условиях ВЛП;
- особенности продолженного взлета и действия экипажа при отказе критического двигателя в условиях высоких температур и большой взлетной массы ВС;
- влияние отклонения температуры от СА на выбор эшелона полета, по критериям запаса по углу атаки, устойчивости самолета, расхода топлива;
- особенности поведения самолета и его пилотирования на практическом потолке. Рекомендации по предупреждению сваливания самолета в рассматриваемых условиях;
- необходимость точного расчета взлетно-посадочных характеристик с учетом фактической Тнв во время взлета;
- при выполнении взлета в условиях высоких температур наружного воздуха взлет выполнять от начала ВПП с использованием максимальной взлетной тяги двигателей.
4. Особенности полетов в условиях грозовой деятельности.
- ограничения для полетов в условиях грозовой деятельности;
- особенности предполетной подготовки и принятия решения на полет при наличии грозовой деятельности, штормового предупреждения в районе аэродрома, на маршруте;
- обязанности КВС при попадании ВС в опасные для полета зоны грозовой деятельности;
- правила обхода грозовых очагов и зон сильных ливневых осадков с использованием бортовой РЛС и визуально;
- обеспечение безопасности самолетовождения при маневрировании в зоне грозовой деятельности;
- краткий анализ авиационных происшествий в горной местности при обходе грозы;
- экипажу в процессе предполетной подготовки получать информацию о фактической грозовой обстановке по МРЛ аэропорта вылета.
5. Особенности взлета и захода на посадку в условиях сдвига ветра.
Рекомендации экипажу ВС по обеспечению безопасности полетов
в условиях сдвига ветра.
- умение по распознаванию сдвига ветра визуально (по наблюдениям за явлениями погоды) и по штатным бортовым приборам;
- меры по обеспечению безопасности полета при взлете и заходе на посадку в условиях возможного (ожидаемого) сдвига ветра и при внезапном попадании в сдвиг ветра;
- практические рекомендации по предотвращению попадания ВС в спутные вихри при взлете и заходе на посадку;
- авиационные происшествия, обусловленные попаданием ВС в зону сильного сдвига ветра на взлете и при заходе на посадку.
6. Обеспечение безопасности полетов в зонах повышенной
электрической активности атмосферы.
- условия образования зон повышенной электрической активности атмосферы;
- методические рекомендации по выполнению полетов в зонах электрической активности атмосферы;
- действия экипажа в случае поражения ВС разрядом атмосферного электричества;
- аэросиноптический анализ случаев поражения атмосферным электричеством воздушных судов в авиапредприятии.
7. Влияние ливневых осадков на безопасность взлета и посадки.
- ограничения для взлета и посадки в условиях ливневых осадков;
- рекомендации по выполнению взлета и посадки на самолетах в условиях возможного аквапланирования (акваглиссирования);
- изменение летно-технических характеристик ВС при полете в условиях ливневых осадков.
8. Особенности самолетовождения в ВЛП.
- краткий анализ характерных случаев потери ориентировки, нарушений режима полета, правил использования воздушного пространства;
- обязательные процедуры действий экипажа и ведения радиосвязи в вопросах СВЖ при обходе опасных явлений погоды на МВЛ в различных регионах полетов.
9. Особенности выполнения полетов в условиях сложной
орнитологической обстановки.
- рекомендации экипажу по предотвращению столкновения ВС с птицами при взлете и в полете;
- анализ случаев столкновений ВС с птицами в авиапредприятии (авиакомпании).
10. Причины грубых посадок на эксплуатируемых типах ВС.
- причинно-факторный анализ грубых посадок и рекомендации по их предупреждению в различных эксплуатационных условиях ВЛП.
11. Предотвращения столкновения ВС с наземными препятствиями на
различных этапах полета.
действия экипажа по сигналу (ССОС, СППЗ);
- технология установки на эшелоне перехода давления аэродрома, сверки значения текущей высоты со значением контрольной высоты по расчету экипажа (информации ATIS) и доклада диспетчеру УВД (согласно РД ФСВТ от 20.03.2000 г. № 201300).
12. Особенности эксплуатации систем ВС и двигателей в ВЛП.
- особенности подготовки, запуска и эксплуатации двигателей и ВСУ в условиях высоких температур наружного воздуха и на высокогорных аэродромах;
- особенности состояния авиационного топлива в переходные сезоны, контроль качества топлива перед заправкой ВС;
- особенности эксплуатации СКВ на земле и в полете в условиях ВЛП;
- особенности эксплуатации тормозной системы ВС в условиях высоких температур и на высокогорных аэродромах. Рекомендации по предупреждению перегрева тормозных устройств колес шасси;
- требования по осмотру ВС и проверке его оборудования:
а) после поражения атмосферным электричеством;
б) после полета в штормовую болтанку;
13. Аварийно-спасательная подготовка.
- анализ АП в ГА за 2004 г. (Разбор реальных АП в аспекте АСП);
- действия экипажа при автономном существовании в различных условиях при выполнении вынужденной посадки;
- действия членов экипажа, средства и методы защиты от неблагоприятных факторов при выживании;
- устройство и тактико-технические характеристики средств защиты, авиационных спасательных средств. Правила и порядок их применения;
- оказание само- и взаимопомощи членами экипажа в случае травмы и при ухудшении самочувствия в условиях автономного существования;
- отработка взаимодействия членов экипажа при вынужденной посадке на сушу и на воду.
Дополнительно для экипажей самолетов 4-го класса и вертолетов всех классов.
1. Методические рекомендации по подготовке экипажей
на самолете АН-2 в ВЛП.
При тренировке и допуску членов экипажей самолетов АН-2 к полетам в весенне-летний период руководителям авиакомпаний и авиапредприятий обращать особое внимание на подготовку летного состава в вопросах знания руководящих документов, регламентирующих летную работу в ГА, технологии работы экипажа и других документов по летной и технической эксплуатации;
Тренировку на тренажере выполнять в объеме Задачи 19. упр. 1,3 Раздела 3 "Программы подготовки пилотов на самолете АН-2", утвержденной МГА 29.05.87г. в объеме 3.00 часов. Тренировку можно совмещать с ежеквартальной;
Летную тренировку выполнять в следующем объеме:
- Задача 40, упр.1 - три полета по прямоугольному маршруту с двумя посадками в аэродромных или в производственных условиях (при перерывах в полетах на колесном более трех месяцев и для КВС, выполняющих полеты первый год при перерыве в полетах более одного месяца).
- Задача 41, упр.1 - четыре захода на посадку по системам ОСП, РСП (в облаках или за шторкой) выполняется, если в течение 3-х месяцев, предшествующих подготовке, КВС не выполнил заходы в СМУ или с применением шторки. Разрешается данное упражнение совмещать с Задачей 40, упр.1.
Соблюдение последовательности при выполнении упражнений необязательно.
2. Методические рекомендации по подготовке экипажей
при выполнении авиационно-химических работ.
2.1. При подготовке оперативных точек к работе на АХР обращать внимание на нанесение на карту естественных и искусственных препятствий, линий ЛЭП, санитарных зон на карты полей. Правила выполнения полетов на АХР в пересеченной местности.
2.2. Уделять повышенное внимание командирам впервые введенным в строй, а также вновь освоившим данный вид авиационных работ.
2.3. При подготовке экипажей обращать внимание на умение правильно подбирать посадочные площадки с воздуха, оценивать их состояние, размеры, уклоны, выбирать метод захода на посадку, методы взлета и посадки применительно к конкретным условиям. Отрабатывать умение командира ВС своевременно и быстро выбирать площадки на случай экстренной посадки на всех этапах полета.
2.4. При тренировке экипажей к полетам на выполнение АХР с жидкими химикатами обращать внимание на выдерживание экипажем параметров полета по высоте, скорости, вертикальной скорости снижения и набора высоты, координированное выполнение разворотов. На правильность расстановки сигнальщиков, согласно предварительных расчетов.
2.5. Организовать заправку ВС при выполнении АХР, хранение ГСМ на временных складах и контроль за его качеством в строгом соответствии с требованиями нормативных документов.
2.6. Организовать реализацию Указания МГА от 19.12.88г. № 770/У "Об упорядочении ведения первичной документации на АХР".
2.7. На специальных занятиях повторить Указание МГА от 20.12.88г № 782/У "О введение в действие типового положения об организации охраны и противопожарного обеспечения воздушных судов ГА, базирующихся на аэродромах ПАНХ".
2.8. Летную проверку на допуск летного состава к полетам на АХР выполнять в объеме задачи № 43, при перерыве в полетах на АХР более 6 месяцев тренировка проводится в соответствии с РОЛР ГА 87г. п 6.4.8.
3. Методические рекомендации по подготовке экипажей
при выполнении лесоавиационных работ.
3.1. Планировать и организовывать в летных подразделениях проведение необходимых занятий с целью подготовки летного состава к выполнению данного вида работ в соответствии с требованиями нормативных документов.
3.2. В процессе организации подготовки к выполнению ЛАР согласовывать с Базами охраны лесов (отделениями) сроки проведения предварительной подготовки, для привлечения к участию в них летчиков-наблюдателей.
3.3. С экипажами ВС и летчиками-наблюдателями перед выполнением работ организовать изучение Инструкций по взаимодействию и технологии работы экипажа при выполнении полетов по патрулированию лесов.
Заключение о готовности экипажей к выполнению лесопатрульных работ дает лицо командно-летного состава, проводившее подготовку и розыгрыш полета к данному виду авиационных работ.
3.4. Летную проверку на допуск летного состава к полетам по ЛАР выполнять в объеме задачи № 53, упр. 3 (2 полета по маршруту, время: 2ч. 30мин).
4. Методические рекомендации по подготовке экипажей,
выполняющих полеты на вертолетах.
Подготовка летного состава на вертолетах МИ-2 и КА-26 проводится в объеме ППЛС-92г. На вертолетах КА-32 в объеме ППЛС В-04г. на вертолете МИ-8 в объеме ППЛС В-99г., на вертолете AS-355N в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке программами подготовки летного состава.
В процессе проведения предварительной подготовки у экипажей вертолетных подразделений проверить знание разделов РЛЭ и технологии работы экипажа (по типам ВС) в части:
- правил эксплуатации систем вертолета, обратив особенное внимание на противообледенительную и топливную систему, технологию заправки ВС, слив и контроль отстоя топлива, контроль чистоты дренажа;
- правил и порядка выполнения полетов с подбором посадочных площадок с воздуха, с грузом на внешней подвеске, при выполнении предполагаемых авиационных работ;
- особое внимание обратить на подготовку полетных карт, детальное изучение и знание препятствий в районе аэродромов и в районе предполагаемых авиационных работ, их соответствие относительному и абсолютному значению и фактическому местоположению.
- Командно-летному и инструкторскому составу вертолетных подразделений, совместно со специалистами аэродромной службы и службы ГСМ, перед началом авиационных работ произвести облет посадочных площадок (вертодромов) для оценки их состояния и пригодности к выполнению полетов вертолетами соответствующих типов.
4.1. Летную тренировку на вертолете МИ-8 выполнять в следующем объеме:
4.1.1. 4 полета с одним задросселированным двигателем, при этом выполняется:
- 1 полет по кругу с заходом на посадку и посадкой с коротким пробегом при одном задросселированном двигателе;
- 1 полет для отработки элементов техники пилотирования при имитации отказа одного двигателя на этапе взлета (прерванный взлет);
- 1 полет для отработки элементов техники пилотирования при имитации отказа одного двигателя на этапе взлета (продолженный взлет);
- 1 полет для отработки элементов техники пилотирования при имитации отказа одного двигателя на режиме висения.
4.1.2. 2-4 полета в аэродромных (производственных) условиях при температуре наружного воздуха +20 градусов и выше с максимально допустимой полетной массой для данных условий в соответствии с требованиями РЛЭ вертолета.
4.2 Летную тренировку на вертолете МИ-26Т выполнять в следующем объеме:
4.2.1. 2 полета по кругу с заходом на посадку и посадкой с коротким пробегом при одном задросселированном двигателе.
4.2.2. 2-4 полета в аэродромных (производственных) условиях при температуре наружного воздуха +20 градусов и выше с максимально допустимой полетной массой для данных условий в соответствии с требованиями РЛЭ вертолета.
4.3. Летную тренировку на вертолете МИ-10, МИ-34С выполнять в следующем объеме:
4.3.1. На вертолетах МИ-10К, МИ-34С тренировочные полеты и посадки с коротким пробегом с одним задросселированным двигателем не предоставляются.
4.3.2. 2-4 полета в аэродромных (производственных) условиях при температуре наружного воздуха +20 градусов и выше с максимально допустимой полетной массой для данных условий в соответствии с требованиями РЛЭ вертолета.
5. Методические рекомендации по подготовке экипажей, выполняющих
полеты на вертолетах для проведения взрывных работ по ликвидации
ледяных заторов на водных магистралях Российской Федерации.
К выполнению полетов для проведения взрывных работ по ликвидации ледяных заторов на льду рек и озер допускать наиболее подготовленные и опытные экипажи, прошедшие тщательную (не формальную) подготовку с принятием всех необходимых мер по обеспечению безопасности полетов и проведением контроля готовности конкретных экипажей к предстоящему полету.
Подготовку экипажей к выполнению полетов для проведения взрывных и противопаводковых работ провести в строгом соответствии с требованиями "Инструкции по подготовке экипажей и выполнению полетов на вертолетах МИ-8 для проведения взрывных работ по ликвидации ледяных заторов на водных магистралях Российской Федерации", утвержденной УГНБП ФАС России 18.03.98г., исходя из конкретных физико-географических особенностей региона, сложившихся условий выполнения и обеспечения полетов.
Категорически исключить совмещение тренировочных полетов с проведением взрывных противопаводковых работ.
С экипажами, выполняющими полеты для проведения взрывных работ изучить правила перевозки опасных грузов и меры безопасности при выполнении таких полетов, а также провести тренаж в кабине вертолета по четкому взаимодействию членов экипажа и привлекаемого персонала (взрывниками) по грамотному и умелому применению ими аварийно-спасательных средств и дополнительного оборудования.
Начальник Управления надзора |
|