почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
12
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 января 2004 года N 31


Об утверждении и реализации программы Минобразования России
на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"

    
    
    В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"
    
приказываю:
    
    1. Утвердить прилагаемую программу Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее Программа).
    
    2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И.Грибанову):
    
    2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2009 годы.
    
    2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году:
    
    отраслевые Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;
    
    отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
    
    2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
    
    3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н.Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.
    
    4. Руководителям подведомственных образовательных учреждений обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт.
    
    5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году.
    
    6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.А.Балыхина.
    
    

Министр
В.М.Филиппов

    

    
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минобразования России
от 12 января 2004 года N 31

    
    
ПРОГРАММА
Минобразования России на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"



Паспорт программы

    
    Наименование Программы: Программа Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа).
    
    Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы:
    
    Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной Программы на 2004-2006 годы "Безопасность образовательного учреждения", протокольное решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 N 5.
    
    Разработчики Программы:
    
    - Минобразование России во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России;
    
    - Головная организация по разработке Программы - Орловский государственный технический университет.
    
    Цели и задачи Программы:
    
    Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
    
    Задача, решаемая в рамках Программы:
    
    - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
    
    Сроки реализации Программы:
    
    Начало - I квартал 2004 года.
    
    Окончание - IV квартал 2007 года.
    
    Структура Программы
    
    Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I-й блок - инвестиционно-производственный, II-й блок - научно-инновационный.
    
    Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".
    
    Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления:
    
    Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения;
    
    Направление 2 - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;
    
    Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения.
    
    Ответственные за исполнение Программы:
    
    Минобразование России, МЧС России, Госстрой России, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, образовательные учреждения и профсоюзные органы.
    
    Источники финансирования Программы.
    
    Бюджет Минобразования России за счет средств:
    
    а) ФПРО;
    
    б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;
    
    в). НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании";
    
    Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений.
    
    Ожидаемые конечные результаты
    
    Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.
    
    

I. Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-ориентированными методами

    
    Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
    
    К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.
    
    Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
    
    Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
    
    Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
    
    К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:
    
    Гражданский кодекс Российской Федерации в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;
    
    Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;
    
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;
    
    Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности;
    
    Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
    
    Федеральный закон "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
    
    Федеральный закон "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;
    
    Федеральный закон "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
    
    Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
    
    Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании" и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
    
    Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
    
    Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
    
    Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
    
    Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
    
    Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
    
    Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
    
    - слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
    
    - отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
    
    - неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
    
    - эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
    
    - невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
    
    - отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
    
    Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
    
    Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС России в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирован 1121 пожар, в которых погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб составил более 70 млн.рублей. В апреле 2003 года произошли чрезвычайные происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутии) и школе-интернате для глухонемых детей в г.Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибло 54 учащихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
    
    Всего пожаров и возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской области - 151, г.Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.
    
    За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч. погибло 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская область - 8).
    
    По инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования признано аварийными 2518 объектов, из которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов).
    
    Следует отметить недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных учреждений.
    
    Действующие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений.
    
    СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных заведений", "Проектирование профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты.
    
    Все это свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие существующие нормативы.
    
    В системе образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных заведений, учащихся и студентов по безопасности, не организована подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
    
    Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.
    
    

II. Основные цели и задачи Программы

    
    Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
    
    В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
    
    - оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
    
    - создание региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
    
    - обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
    
    - анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной, правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;
    
    - разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих государственных нормативных документов;
    
    - активизация научных исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
    
    - создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;
    
    - организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;
    
    - разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
    
    При проведении инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:
    
    - оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
    
    - определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
    
    - оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших среди учащихся, студентов, производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций;
    
    - пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации.
    
    

III. Сроки и этапы реализации Программы

    
    Программа рассчитана на период 2004-2007 годы и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.
    
    

IV. Структура Программы

    
    Программа состоит из двух блоков:
    
    I-й блок - инвестиционно-производственный,
    
    II-й блок - научно-инновационный.
    
    Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности", который связан с практической реализацией задач по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение следующих вопросов:
    
    - оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
    
    - создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений;
    
    - организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизации с целью оценки пожарной и конструктивной безопасности;
    
    - определение комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности образовательного учреждения до требований существующих норм и правил;
    
    - апробация оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение конкурсов на их поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание.
    
    Научно-инновационный блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:
    
    Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.
    
    Это направление предусматривает научно-обоснованную переработку и подготовку отраслевых нормативно-правовых и методических документов в связи с выходом новых законодательных и иных нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.
    
    В частности предусматривается:
    
    - инвентаризация существующих нормативных документов и правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение их до сведения руководителей образовательных учреждений;
    
    - разработка отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической и инженерной безопасности зданий и сооружений;
    
    - анализ существующих и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений;
    
    - разработка рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений, оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность.
    
    Направление 2 - Учебно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения:
    
    - создание методики и оптимизация схем эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта образовательного учреждения;
    
    - разработка программ по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего документа единого образца;
    
    - подготовка комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и переподготовки специалистов по пожарной безопасности;
    
    - разработка методических рекомендаций для организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных условий;
    
    - проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений.
    
    Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения:
    
    - разработка единой методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений;
    
    - разработка (при необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений;
    
    - разработка рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения (УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;
    
    - разработка и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных коррекционных образовательных учреждений;
    
    - разработка методов и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и заданных сроков работоспособности в условиях пожара;
    
    - разработка методики расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и с круглосуточным пребыванием учащихся;
    
    - разработка научно-обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных учреждений различного назначения.
    
    

V. Нормативное сопровождение Программы

    
    Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной Программы на 2004-2006 годы "Безопасность образовательного учреждения".
    
    Решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
    
    Решение Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26.
    
    Решение коллегии Минобразования России от 25.11.2003 N 19.
    
    Соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность образовательного учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России.
    
    Соглашение между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации Программы Минобразования России на 2004 год "Безопасность образовательного учреждения".
    
    Издание приказов Минобразования России в развитие настоящей Программы об утверждении:
    
    а) совета Программы;
    
    б) состава рабочей группы Программы;
    
    в) перечня Региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и методических рекомендаций о деятельности Центра.
    
    Решения (постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении и финансировании региональных программ "Безопасность образовательного учреждения".
    
    VI. Ресурсное обеспечение Программы
    
    Программа по обеспечению безопасности образовательных учреждений является инвестиционной с консолидацией источников финансирования из бюджетов всех уровней.
    
    Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие.
    
    Из бюджета Минобразования России за счет средств:
    


- ФПРО

- 300 млн.руб.


- сметного назначения на приобретение оборудования и капремонт федерального бюджета

- 2889 млн.руб.


- расходов по НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании"

- 18 млн.руб.


Из внебюджетных средств вузов

- 30 млн.руб.

    
    Финансирование Программы в 2004 году предусматривается за счет бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн.руб.
    
    В целом финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд.рублей.
    
    Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2005 году предполагаются следующие:
    
    - из бюджета Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн.рублей;
    
    - за счет средств софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления - 600 млн.рублей.
    
    Приобретение оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений, их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.
    
    Программа базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе:
    
    - "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов";
    
    - "Биологическая безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др.
    

Распределение финансирования по Программе

    

Наименование блоков

Объемы финансирования, млн.руб.

(разделов)

Всего

В том числе



2004

2005

2006

2007

I-й блок - Инвестиционно-производственный


3459

1000



II-й блок - Научно-инновационный


18




Итого:


3,477

1000



    
    
VII. Механизм реализации программы

    
    Распределение госбюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом софинансирования и принятых региональных программ субъектов Российской Федерации.
    
    Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета и региональных бюджетов будет осуществляться на конкурсной основе.
    
    Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных учреждений, будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов.
    
    Приоритетностью реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов.
    
    На региональные центры безопасности образовательных учреждений в 2004 года возлагаются следующие задачи:
    
    - проведение обучения и повышения квалификации по пожарной безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;
    
    - организация подготовки, переподготовки и аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда;
    
    - проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения, сертификации на безопасность образовательных учреждений региона;
    
    - ведение текущего мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;
    
    - подготовка предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников системы Минобразования России;
    
    - изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности образовательных учреждений;
    
    - организация и проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в регионе;
    
    - оказание практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным) органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по безопасности жизнедеятельности;
    
    - создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной и электробезопасности.
    
    

VIII. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения

    
    8.1. Организация управления
    
    Заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации. Выполнение Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и региональными органами исполнительной власти.
    
    Минобразование России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения".
    
    Для реализации Программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Минобразованием России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями МЧС России и Госстроя России.
    
    Управление Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации через Совет и Рабочую группу Программы.
    
    Совет Программы формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других основных исполнителей Программы.
    
    Состав Совета Программы утверждается приказом Минобразования России.
    
    Совет Программы возглавляет председатель - Министр образования Российской Федерации или его первый заместитель.
    
    Совет Программы:
    
    - определяет политику в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы;
    
    - принимает решения по управлению Программой;
    
    - не реже 1 раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
    
    - проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
    
    Подготовка заседаний Совета проводится рабочей группой Программы.
    
    Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
    
    Рабочая группа Программы возглавляется заместителем Министра и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и других основных исполнителей Программы.
    
    Рабочая группа Программы:
    
    - в своей работе руководствуется решениями Совета Программы;
    
    - осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;
    
    - разрабатывает совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей) Программы в рамках Соглашений по включению мероприятий, корректировке и реализации Программы;
    
    - обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений Совета Программы.
    
    Министерство образования Российской Федерации проводит следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
    
    - разрабатывает конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами (перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школ-интернатов общего типа и детских домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти Российской Федерации;
    
    - заключает договора с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном порядке за поставку соответствующего оборудования;
    
    - разрабатывает нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов:
    
    - разрабатывает отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной безопасности;
    
    - создает региональные центры безопасности образовательного учреждения;
    
    - организует обучение, повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров по пожарной безопасности.
    
    Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
    
    - разрабатывают и утверждают региональную программу "Безопасность образовательного учреждения";
    
    - выделяют из бюджета средства на реализацию региональной программы "Безопасность образовательного учреждения";
    
    - принимают участие в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения школ-интернатов общего типа и детских домов на условиях софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;
    
    - участвуют в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за счет средств Минобразования России;
    
    - организуют обучение в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по пожарной безопасности;
    
    - проводят расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений региона;
    
    - организуют работу по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности;
    
    - обеспечивают проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного оборудования в соответствии с установленными нормативами;
    
    - определяют организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного оборудования в конкретные образовательные учреждения региона;
    
    - финансируют и организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий, оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях.
    
    Организации-исполнители определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают:
    
    - выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому из средств Программы, на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся у них лицензии;
    
    - целевое расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность;
    
    - своевременно направляют в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетные материалы;
    
    - участвуют в рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы, предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости и финансовые средства для рекламы.
    
    

IX. Мероприятия по реализации программы Минобразования
России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного
учреждения"

    
    Программа реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно повышение пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений всех типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
    
    Мероприятия Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
    
    Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
    

    

1. Организационное обеспечение реализации Программы

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн. руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения работ

Исполнитель



2004

2005

2006

2007




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Заключение рамочных соглашений о сотрудничестве по выполнению мероприятий Программы Минобразования России с МЧС России и Госстроем России

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России, МЧС России, Госстрой России

2.

Заключение двухсторонних соглашений между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по выполнению мероприятий Программы

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

3.

Создание и оснащение региональных центров по обеспечению безопасности на базе образовательных учреждений (15 региональных центров в 2004 году).

30

20

10

10

Внебюд-
жетные средства вузов

2004-2007 годы

Минобразование России

4.

Проведение организационных мероприятий по определению региональных центров и формированию головных организаций и научно-технических советов по разделам Программы

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России

5.

Разработка, принятие и финансирование региональных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

-

-

-

-

Регио-
нальные бюджеты

IV кв. 2003 года

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

6.

Организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизации, оценке пожарной, электрической и конструкционной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России, региональные органы управления образованием, региональные органы Госстроя России

7.

Определение на конкурсной основе организаций и предприятий по поставке оборудования и средств обеспечения безопасности, их монтажу, наладке и сервисному обслуживанию

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России

8.

Проведение заседаний коллегий Минобразования России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации о состоянии безопасности образовательных учреждений (по отдельному плану)

-

-

-

-


Ежегодно

Минобразование России, органы управления образованием субъектов РФ

9.

Проведение региональных совещаний по федеральным округам по обеспечению безопасности образовательных учреждений (по отдельному плану)

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России

10.

Корректировка региональных и муниципальных эвакуационных схем, систем технического резерва и транспортного обеспечения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах образовательных учреждений с учетом их специфики и текущего состояния коммуникационных систем

-

-

-

-


2004-2007 годы

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

    

    

2. Оснащение современным противопожарным оборудованием,
средствами защиты и пожаротушения образовательных учреждений

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения работ

Исполнитель



2004

2005

2006

2007




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Организация работы по осуществлению поставок оборудования и средств защиты в соответствии с установленными противопожарными нормативами, их монтажа и наладки:






2004-2007 годы

Минобразование России, региональные органы исполнительной власти


а) в специальных коррекционных образовательных учреждениях;

70

-

-

-

Бюджет Минобразования России, ФПРО




б) в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школы-интернаты общего типа, детские дома);

230




230

-

-

-

Бюджет Минобразования России, ФПРО
    
     Региональные бюджеты

2004 год

Минобразование России, региональные органы исполнительной власти


в) в образовательных учреждениях, подведомственных Минобразования) России:

0,923

-

-

-

Федеральный бюджет Минобразования России*


Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов РФ, образовательные учреждения

_______________

    * 40% сметных назначений на приобретение оборудования и капитальный ремонт, выделяемых Минобразованием России подведомственным образовательным учреждениям, должны быть направлены на выполнение мероприятий программы.




школы-интернаты
    

129,51

-

-

-



 


учреждения дополнительного образования детей и молодежи
    

0,383

-

-

-





детские дома
    

969,929   

-

-

-





образовательные учреждения:
    









начального профессионального образования

285,461

-

-

-





среднего профессионального образования

1279,465

-

-

-





высшего профессионального образования

4,772

-

-

-





дополнительного профессионального образования

218,824

-

-

-





прочие


-

-

-





г) в школах-интернатах, сельских, поселковых, городских школах и дошкольных учреждениях органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования

-



-

400



600

-



-

-



-

Бюджет Минобразования России

Бюджеты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

2005 год

Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов РФ, образовательные учреждения

         

    

3. Обучение, повышение квалификации, подготовка
и переподготовка кадров по пожарной безопасности

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения

Исполнитель



2004

2005

2006

2007


работ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Разработка примерного положения о центре по обучению и проверке знаний требований пожарной безопасности работников образовательных учреждений

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России

2.

Организация системы подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России

3.

Организация противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений через средства массовой информации

-

-

-

-



Минобразование России, МЧС России, региональные органы исполнительной власти

4.

Разработка комплекта учебных пособий и методических материалов для обучения сотрудников и обучающихся противопожарной безопасности

1,2

-

-

-

Бюджет Минобра-
зования России, НТП "Феде-
рально-регио-
нальная политика в науке и образовании"

2004 год

Организация-исполнитель на конкурсной основе

5.

Разработка научно-методических материалов по организации тренинга сотрудников и обучающихся при возникновении пожара в учебных заведениях

0,3

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

6.

Разработка учебных пособий и методических материалов по подготовке и переподготовке кадров по пожарной безопасности

1,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

    
    

4. Нормативное правовое и методическое обеспечение
противопожарной безопасности

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения

Исполнитель



2004

2005

2006

2007


работ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Разработка Правил пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов (образовательных учреждений профессионального образования; специальных коррекционных образовательных учреждений; образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников; общеобразовательных учреждений) с учетом требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании"

1,6

-

-

-

Бюджет Минобра-
зования России, НТП "Федерально-
региональная политика в науке и образовании"

2004 год

Минобразование России, организация-исполнитель на конкурсной основе

2.

Разработка общего технического регламента, устанавливающего обязательные требования к эксплуатации образовательных учреждений в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

3.

Разработка системы мониторинга обеспеченности состояния противопожарной защиты образовательных учреждений на базе геоинформационных технологий и создание единой информационной среды

1,1

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

4.

Разработка и согласование нормативных, правовых документов и методического обеспечения по охране труда, пожарной безопасности и обеспечению безопасности учебного процесса в образовательных учреждениях, в том числе:

а) Разработка и введение с 2004 года отраслевой отчетности о состоянии пожарной безопасности в образовательных учреждениях;

б) Разработка положения о региональном центре безопасности жизнедеятельности;

в) Разработка положения о центре по обучению и проверке знаний требований пожарной безопасности работников образовательных учреждений;

г) Разработка правового и экономического механизма стимулирования исполнителей Программы и участников работ по обеспечению пожарной безопасности.

0,95












    
    
0,25

    
    
    
    
    
    0,20
    
    
    
    
    0,25
    
    
    
    
    
    
    
      0,25

-




    
    
    
    
    
    
    



-





    

-



    
    
-
    
    
    
    
    
    
    
    
-     

-




    
    
    
    
    
    
    



-





    

-


    
    

-
    
    
    
    
    
    
    
    
-     

-




    
    
    
    
    
    
    



-





    

-


    
    

-
    
    
    
    
    
    
    
    
-     

//-//

2004 года

//-//

5.

Разработка правил и методов оперативной деятельности сотрудников на основе моделирования процесса развития пожара в здании образовательного учреждения

0,4

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

6.

Разработка методики и рекомендаций по эвакуации людей из образовательных учреждений различных типов и видов при чрезвычайных ситуациях, вызванных пожаром

0,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

7.

Разработка методических рекомендаций по пожарной профилактике и типовых наглядных средств (плакатов) для образовательных учреждений

0,85

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

    

    

5. Научное обеспечение безопасности образовательных учреждений

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения

Исполнитель



2004

2005

2006

2007


работ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Создание комплексной системы безопасности тепло-, электро-, газоснабжения объектов образования на основе компьюте-
ризированных программно-аппаратных комплексов

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

2.

Определение и апробирование принципиально новых устройств автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций

0,35

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

3.

Разработка методики расчета допустимых электрических нагрузок на действующие и проектируемые электросети с учетом требований пожарной безопасности

0,5

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

4.

Разработка устройств автоматического контроля параметров электросетей, сигнализаций и принудительного отключения при возникновении пожарной ситуации

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

5.

Разработка методики проведения тепловизорного экспресс-обследования электросетей и распределительного оборудования образовательных учреждений

0,7

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

6.

Разработка типового учебного стенда-имитатора "Охранно-пожарная сигнализация"

0,75

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

7.

Исследование и разработка эффективных огнезащитных покрытий и методов их нанесения на деревянные и металлические поверхности строительных конструкций образовательного учреждения

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

8.

Разработка методики расчета параметров и средств системы автоматического пожаротушения оснащения замкнутых помещений в образовательных учреждениях

0,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

9.

Разработка типовых комплектов малогабаритного автоматизированного противопожарного оборудования для отдаленных сельских школ

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

10.

Разработка нормативов и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных кор-рекционных образовательных учреждений

1,2

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

11.

Создание новых модифицированных сорбентов - специализированных агентов фильтрующие противогазов, адаптированных для безопасного использования в образовательных учреждениях по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

0,7




//-//

2004 год

//-//

12.

Разработка системы персонального (пейджингового) оповещения людей (в том числе слабослышащих и глухих) о чрезвычайных ситуациях в здании образовательного учреждения.

0,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

    
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование