почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
12
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2004 года Дело N А05-7358/03-17


[Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является, следовательно, судом неправомерно удовлетворены исковые требования в части взыскания денежной суммы, составляющей размер налога на добавленную стоимость]

         
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Кирилловой И.И., Чертилиной З.А., рассмотрев 01.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 05.12.2003 (судья Трубина Н.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 (судьи: Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7358/03-17, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Няндомского узла связи филиала "Артелеком Архангельской области" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда), Департаменту финансов администрации Архангельской области, Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области о взыскании 105398 руб. 34 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50-процентной скидки за услуги телефонной связи за период с сентября по декабрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
    
    Определением от 22.09.2003 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Няндомский район" (далее - Управление).
    
    Решением от 05.12.2003 исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
    
    Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004 решение оставлено без изменения.
    
    В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы взаимоотношения истца и Управления основаны на договоре, поэтому суд неправомерно освободил Управление от ответственности за неисполнение договора; суд неправомерно взыскал сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), включенную в размер иска; суд неправомерно взыскал сумму невозмещенных расходов истца за декабрь 2002 года, поскольку их возмещение должно быть произведено в январе 2003 года.
    
    Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
    
    Как следует из материалов дела, истец с сентября по декабрь 2002 года в соответствии со статьей 28 Закона предоставил инвалидам льготы по оплате услуг связи в сумме 105398 руб. 34 коп. (в том числе 17569 руб. 90 коп. НДС), Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
    
    Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
    
    В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
    
    В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
    
    Судом обеих инстанций установлено, что согласно статье 55 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Согласно статье 57 этого же Закона на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Архангельской области предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций в сумме 165939 тыс.руб.
    
    Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином РФ на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
    
    Указанные денежные средства получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, в том числе 177300 руб. перечислено МО "Няндомский район", которое в свою очередь в полном объеме перечислило их истцу.
    
    Однако денежных средств, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Архангельской области, оказалось недостаточно.
    
    Согласно акту от 27.03.2003 Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка использования денежных средств Фонда компенсаций, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Архангельской области. Было установлено отсутствие нецелевого использования выделенных средств, а также наличие задолженности Российской Федерации перед Архангельской областью на выполнение Закона в размере 41805,0 тыс.руб.
    
    В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила) (действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 год), финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда в финансовом году. Как установлено судом первой инстанции, в 2002 году средства федерального бюджета на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона инвалидам и абонентской плате за пользование им в части возмещения расходов операторам связи Минтруда не выделялось.
    
    Объем оказанных услуг ответчиками не оспаривается и подтверждается имеющимися в материалах дела актами сверки.
    
    Суд обеих инстанций сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по оплате услуг связи, установленных Федеральным законодательством, за счет казны Российской Федерации в связи с неисполнением государством своих обязанностей по компенсации затрат коммерческой организации.
    
    Довод подателя жалобы о договорном характере правоотношений между истцом, оказывающим льготные услуги отдельным категориям граждан, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, является несостоятельным.
    
    Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
    
    Довод Минфина о неправомерности взыскания суммы невозмещенных расходов истца за декабрь 2002 года кассационная инстанция считает необоснованным, поскольку на момент рассмотрения дела подателем жалобы не представлены доказательства компенсации этих расходов истцу.
    
    Вместе с тем кассационная инстанция согласна с доводом подателя жалобы о неправомерности взыскания судом суммы НДС.
    
    Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены объекты налогообложения по НДС.
    
    В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
    
    Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является. Следовательно, судом неправомерно удовлетворены исковые требования в части взыскания денежной суммы, составляющей размер налога на добавленную стоимость.
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение от 05.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7358/03-17 отменить в части взыскания 17569 руб. 90 коп. В иске в этой части отказать.
    
    В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить в силе.

         

Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
И.И.Кириллова
З.А.Чертилина

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка
    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование