почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
10
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


СОГЛАШЕНИЕ
об унификации отдельных правовых норм,
применяемых в морском торговом судоходстве


    Договаривающиеся Стороны,

    руководствуясь решениями Экономического совещания стран членов Совета Экономической Взаимопомощи на высшем уровне (1984 год),

    исходя из Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи,

    в целях создания более благоприятных условий для сотрудничества в области морского судоходства,

    принимая во внимание Соглашение о сотрудничестве в морском торговом судоходстве от 3 декабря 1971 г.,

    договорились о нижеследующем:


Статья I

    1. Унифицированные правовые нормы, содержащиеся в приложении к настоящему Соглашению, будут применяться во взаимных правовых отношениях учреждений, организаций, предприятий, а также граждан стран - участниц настоящего Соглашения,

    2. При этом раздел II приложения утрачивает силу в отношении каждой страны - участницы настоящего Соглашения со дня принятия этой страной Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям, подписанной в Лондоне 19 ноября 1976 года.


Статья II

    1. Настоящее Соглашение открыто для подписания странами членами СЭВ до 31 декабря 1987 года.

    2. Настоящее Соглашение вступает в силу через 90 дней со дня, когда не менее чем пять подписавших его стран уведомят депозитария о завершении процедур, необходимых в соответствии с их законодательством для введения в действие данного Соглашения.

    3. В отношении каждой другой страны, подписавшей настоящее Соглашение, оно вступает в силу через 90 дней со дня, когда она уведомит депозитария о завершении процедур, необходимых в соответствии с ее законодательством для введения в действие указанного Соглашения.


Статья III

    Настоящее Соглашение сдается на хранение Секретариату Совета Экономической Взаимопомощи, который будет выполнять функции депозитария этого Соглашения. Депозитарий разошлет заверенные копии настоящего Соглашения всем странам, подписавшим его или присоединившимся к нему, а также будет извещать эти страны о всех получаемых уведомлениях и сообщениях, касающихся данного Соглашения.


Статья IV

    1. К настоящему Соглашению после вступления его в силу могут присоединиться с согласия стран-участниц другие страны путем передачи депозитарию документов о присоединении.

    2. Соглашение вступает в силу для присоединяющейся страны по истечении 90 дней со дня получения депозитарием сообщения о согласии на присоединение от всех стран - участниц настоящего Соглашения.


Статья V

    Настоящее Соглашение может быть изменено при согласии всех Договаривающихся Сторон. Предложения об изменении Соглашения могут быть сделаны любой Договаривающейся Стороной. Согласованные изменения Соглашения оформляются соответствующими протоколами к нему.


Статья VI

    Каждая страна - участница настоящего Соглашения может денонсировать это Соглашение в любое время путем уведомления депозитария об отказе от Соглашения не менее чем за 6 мес. до окончания календарного года. В этом случае Соглашение прекратит свое действие в отношении данной страны начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором было сделано уведомление об отказе от Соглашения.


Статья VII

    Депозитарий настоящего Соглашения зарегистрирует его в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии с ее Уставом.

    Совершено в г.Бухаресте (СРР) 10 июля 1987 года в одном экземпляре на русском языке.


По уполномочию Правительства
Народной Республики Болгарии
(с прилагаемым протоколом*)

По уполномочию Правительства
Венгерской Народной Республики
(с прилагаемым протоколом*)

По уполномочию Правительства
Германской Демократической
Республики
(с прилагаемым протоколом*)

По уполномочию Правительства
Республики Куба
(с прилагаемым протоколом*)

По уполномочию Правительства
Польской Народной Республики
(с прилагаемым заявлением*)

По уполномочию Правительства
Союза Советских Социалистических
Республик
(с прилагаемым протоколом*)

----------------
    * Протокол и заявление не приводятся. Примечание .
     

Приложение
к Соглашению об унификации
отдельных правовых норм, применяемых
в морском торговом судоходстве
от 10 июля 1987 года



Унифицированные правовые нормы,
применяемые в морском торговом судоходстве

Раздел I

  

Коллизионные нормы

Статья 1

    1. К праву собственности и к другим вещным правам на морские суда, а также к возникновению, изменению и прекращению этих прав применяется законодательство флага судна.

    2. Положения, изложенные в первой части настоящей статьи, не затрагивают формы сделки, по которой передается право собственности или устанавливаются иные вещные права на морское судно.


Статья 2

    1. К отношениям, связанным с подъемом и удалением имущества, затонувшего во внутренних или территориальных водах, применяется закон местонахождения имущества.

    2. К затонувшим в открытом море морским судам и к находящимся на них грузам и иным предметам применяется закон флага судна.


Статья 3

    1. Отношения по морской перевозке груза регулируются законом, применение которого стороны предусмотрели в договоре перевозки.

    2. При отсутствии соглашения, указанного в первой части настоящей статьи, к отношениям по перевозке грузов применяется закон страны местонахождения перевозчика.


Статья 4

    1. К отношениям по морской перевозке пассажира и багажа, включая отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, применяется закон, обусловленный соглашением сторон и указанный в пассажирском билете, а при отсутствии такого соглашения - закон страны местонахождения перевозчика.

    2. Положения настоящей статьи применяются также к круизам.


Статья 5

    Права и обязанности сторон по тайм-чартеру и по договору найма судна, при отсутствии иного соглашения сторон, определяются законом страны местонахождения судовладельца (соответственно наймодателя).


Статья 6

    К договору буксировки, при отсутствии иного соглашения сторон, применяется закон места заключения договора, а если он был заключен в открытом море - закон флага буксирующего судна.


Статья 7

    1. Возмещение убытков, причиненных вследствие столкновения судов во внутренних или территориальных водах, регулируется законом в месте столкновения.

    2. Если столкновение судов произошло в открытом море, применяется закон страны, в суде или арбитраже которой рассматривается спор, возникший в связи со столкновением.

    3. Если все столкнувшиеся суда плавают под одним и тем же флагом, применяется закон флага этих судов независимо от того, где произошло столкновение.


Статья 8

    1. В случаях, не подпадающих под действие ст.7, ответственность за вред, причиненный судном, определяется по закону места совершения правонарушения, однако если правонарушение было совершено в открытом море, применяется закон флага судна.

    2. Если причинитель вреда и потерпевший принадлежат одному и тому же государству, применяется их общий национальный закон независимо от того, где было совершено правонарушение, причинившее вред.


Статья 9

    1. При отсутствии иного соглашения сторон к общей аварии применяется закон страны, в порту которой после общей аварии закончен рейс судна (морское предприятие).

    2. Если все лица, интересы которых затронуты общей аварией, принадлежат одному и тому же государству, применяется их общий национальный закон.

    3. Процедура распределения общей аварии определяется законом страны, в которой производится ее распределение.


Статья 10

    1. При отсутствии иного соглашения сторон к отношениям, связанным с вознаграждением за спасание, имевшее место во внутренних или территориальных водах, применяется закон, действующий в месте спасания, а если спасание происходило в открытом море, - закон страны, в суде или арбитраже которой рассматривается спор, возникший в связи со спасанием.

    2. Если спасавшее и спасенное суда плавают под одним и тем же флагом, применяется общий закон флага этих судов независимо от того, где имело место спасание.

    3. К распределению вознаграждения за спасание между владельцем и экипажем спасавшего судна, а также между членами экипажа применяется закон флага этого судна.


Статья 11

    1. К правовому положению экипажа, а также к отношениям между членами экипажа и судовладельцем, поскольку договором, регулирующим эти отношения, не установлено иное, применяется закон флага судна.

    2. Отношения между членами экипажа судна, связанные с его эксплуатацией, определяются законом флага судна.


Статья 12

    1. Исковая давность определяется по закону страны, законодательство которой применяется для определения прав и обязанностей участников соответствующего правоотношения.

    2. Требования, на которые исковая давность не распространяется, определяются по закону страны, в суде или арбитраже которой рассматривается спор.


Статья 13

    Допускается включение в договоры, связанные с торговым мореплаванием, условий о применении иностранных законов и обычаев торгового мореплавания.


Статья 14

    Иностранный закон не применяется, если его применение противоречит основным принципам социалистического государственного строя и правового порядка.


Раздел II

Ограничение ответственности судовладельца


Статья 15

    1. Судовладелец может ограничить свою ответственность суммами, предусмотренными в ст.18, по требованиям, которые независимо от их правового основания возникли вследствие:

    а) смерти или повреждения здоровья лица, находившегося на судне, либо утраты или повреждения находившегося на судне имущества;

    б) причинения в связи с плаванием или эксплуатацией судна ущерба лицам или имуществу, не находившимся на судне.

    2. Если ущерб, указанный в подпункте 1 "б" настоящей статьи, причинен лицом, не находившимся на судне, судовладелец, ответственный за действия и упущения того лица, может ограничить свою ответственность, когда действие или упущение было связано с судовождением или управлением судном либо с погрузкой, перевозкой или выгрузкой груза, багажа или ручной клади, либо с посадкой, перевозкой или высадкой пассажиров.

    3. Судовладелец не имеет права ограничить свою ответственность на основании настоящей статьи, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия или упущения, совершенного с намерением причинить такой ущерб или по самонадеянности, с сознанием, что такой ущерб, возможно, будет причинен.


Статья 16

    1. Судовладельцем для целей ограничения ответственности считается собственник морского судна, его оператор и фрахтователь, эксплуатирующий судно от своего имени, включая фрахтователя судна по тайм-чартеру. В отношении судна, собственником которого является государство, судовладельцем для целей ограничения ответственности считается организация - юридическое лицо, в оперативном управлении которого находится морское судно.

    2. Если какое-либо из требований, указанных в ст.15, предъявлено к лицу, за действия или упущения которого является ответственным судовладелец, это лицо имеет право воспользоваться ограничением ответственности, установленным для судовладельца, если не доказано, что ущерб причинен этим лицом умышленно.

    3. Действие, направленное на ограничение ответственности, или ссылка на такое ограничение не означает признания ответственности.


Статья 17

    1. Ограничение ответственности на основании ст.15 не применяется к требованиям:

    а) вызванным спасанием или о взносе по общей аварии;

    б) членов экипажа и других служащих судовладельца, обязанности которых связаны с судном, а также их наследников или лиц, имевших право на получение от них содержания, если по законодательству, регулирующему отношения этих лиц с судовладельцем, он не вправе ограничить свою ответственность по этим требованиям либо она превышает суммы, предусмотренные в ст.18;

    в) о возмещении ущерба от загрязнения нефтью, подпадающим под применимое международное соглашение, регулирующее ограничение ответственности за такой ущерб;

    г) о возмещении ядерного ущерба, подпадающим под применимое международное соглашение, регулирующее или запрещающее ограничение ответственности за такой ущерб.

    2. К ответственности за ущерб, причиненный в результате смерти или повреждения здоровья в случаях, когда происшествие, вызвавшее такой ущерб, не затрагивает интересов лиц, являющихся гражданами других государств, положения ст.15-24 применяются постольку, поскольку применимы специальными правилами не установлено иное.

    3. К требованиям, возникшим в связи с подъемом, удалением или уничтожением любого судна (включая все, что на нем находилось), которое затонуло, а также к требованиям, возникшим вследствие причинения ущерба портовым сооружениям и судоходным путям, положения ст.15-24 применяются, если специальным нормативным актом не установлено иное.

    4. Ограничение ответственности на основании ст.15 не применяется к ответственности владельцев:

    а) судов на воздушной подушке;

    б) плавучих платформ, построенных для разведки или разработки природных ресурсов морского дна или их недр.


Статья 18

    1. Суммы, которыми судовладелец может ограничить свою ответственность по требованиям, названным в ст.15, составляют:

    а) когда происшествие вызвало только требования о возмещении ущерба, причиненного имуществу, - 57 переводных рублей за каждую тонну вместимости судна;

    б) когда происшествие вызвало только требования о возмещении ущерба, причиненного личности, - 177 переводных рублей за каждую тонну вместимости судна;

    в) когда происшествие вызвало как требования, указанные в подпункте "а", так и требования, указанные в подпункте "б" настоящей статьи, - 177 переводных рублей за каждую тонну вместимости судна, из которых одна часть суммы в размере 120 переводных рублей за каждую тонну вместимости судна предназначается исключительно для оплаты требований о возмещении ущерба, причиненного личности, а другая часть суммы в размере 57 переводных рублей за каждую тонну вместимости судна предназначается для оплаты требований о возмещении ущерба, причиненного имуществу. Если первой части суммы окажется недостаточно для оплаты требований о возмещении ущерба, причиненного личности, неоплаченный остаток таких требований подлежит (пропорционально) оплате из второй части суммы наряду с иными требованиями.

    2. К требованиям о возмещении ущерба, причиненного личности, относятся требования, возникающие в результате смерти или повреждения здоровья человека.

    3. Для целей ограничения ответственности судовладельца под вместимостью судов с механическим двигателем понимается чистая вместимость судна с добавлением к ней объема машинного отделения, а под вместимостью остальных судов - их чистая вместимость.

    4. Для целей определения предела ответственности судовладельца судно вместимостью менее 300 т считается судном вместимостью 300 т.


Статья 19

    Пределы ответственности, предусмотренные в ст.18, применяются к совокупности всех требований, возникших из какого-либо одного происшествия, против судовладельца или судовладельцев и любого лица, упомянутого в п.2 ст.16.


Статья 20

    Если судовладелец, ответственность которого ограничивается на основании ст.15, имеет право на встречное требование, вытекающее из того же самого происшествия, ограничение ответственности применяется лишь в отношении разницы, образующейся в результате зачета сумм взаимных требований.


Статья 21

    1. В целях ограничения своей ответственности по требованиям, ответственность по которым может быть ограничена на основании ст.15, судовладелец может создать один ограничительный фонд в суде или арбитраже, в котором к нему предъявлено какое-либо из этих требований, а если такие требования еще не предъявлены, - то в суде или арбитраже, в котором они могут быть предъявлены.

    2. Фонд создается в размере сумм, указанных в ст.18, путем внесения денежных сумм или предоставления обеспечения, признаваемого приемлемым и достаточным судом или арбитражем, в котором создается фонд.

    3. Созданный таким образом фонд предназначается только для оплаты требований, в отношении которых может быть осуществлено ограничение ответственности.


Статья 22

    1. После создания фонда в соответствии со ст.21 суд или арбитраж, в котором он создан, исключительно компетентны решать все вопросы распределения фонда.

    2. Фонд распределяется между кредиторами пропорционально размерам их требований, установленным судом или арбитражем.


Статья 23

    После образования судовладельцем фонда в соответствии со ст.21 ни один кредитор, для удовлетворения требований которого предназначен этот фонд, не вправе в целях обеспечения или удовлетворения таких требований осуществлять какие-либо права в отношении любого другого имущества судовладельца.


Статья 24

    Ст.15-20 применяются и в том случае, если фонд, указанный в ст. 21, не был создан.

    В этом случае требования кредиторов подлежат пропорциональному удовлетворению из сумм, исчисленных в соответствии со ст.18.



Раздел III

Исковая давность и гражданская юрисдикция


Статья 25

    1. К требованиям, вытекающим из договора перевозки пассажира, применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня, когда пассажир покинул судно или должен был его покинуть.

    Если вред, причиненный здоровью пассажира во время его перевозки, стал причиной смерти пассажира, применяется срок исковой давности в два года со дня смерти пассажира, но не более трех лет со дня, когда пассажир покинул судно.

    К требованиям, вытекающим из перевозки багажа, применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня выдачи багажа или со дня, в который он должен был быть выдан в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней.

    2. К требованиям о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня столкновения.

    К регрессным требованиям, вытекающим из солидарной ответственности владельцев столкнувшихся судов перед потерпевшими, применяется годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня платежа.

    3. К требованиям о вознаграждении за спасание и оказание помощи применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня окончания спасания или оказания помощи.

    4. К требованиям, вытекающим из договора буксировки применяется годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня окончания буксировки.

    5. К требованиям, связанным с лоцманскими услугами, применяется годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда закончилось или должно было закончиться предоставление услуг.

    6. К требованиям, вытекающим из договора об агентском или маклерском обслуживании, применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня возникновения права на иск.

    7. К требованиям, вытекающим из договора тайм-чартера, применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня окончания срока действия договора.

    8. К требованиям, вытекающим из договоров лизинга и найма судна, применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня окончания срока действия договора.

    9. К требованиям, вытекающим из договора морского страхования, применяется срок исковой давности в два года, исчисляемый со дня возникновения права на иск.


Статья 26

    К дополнительным требованиям применяется срок исковой давности, соответствующий сроку давности по основному требованию.


Статья 27

    1. День, с которого в соответствии со ст.25 исчисляется срок исковой давности, в этот срок не включается.

    2. Срок исковой давности истекает:

    а) если срок определен в днях, он истекает в последний день срока;

    б) если срок определен в неделях, месяцах или годах, он истекает в тот день, который по названию или числу соответствует первому дню срока, а если такого числа в последнем месяце срока нет, то в последний день данного месяца;

    в) если последний день срока давности приходится на нерабочий день, то срок истекает в первый следующий за ним рабочий день.


Статья 28

    В случае исполнения обязательства по истечении срока исковой давности должник не вправе требовать исполненное обратно, хотя бы в момент исполнения он и не знал об истечении этого срока.


Статья 29

    Лицо, к которому предъявлено требование, может в любое время в течение срока исковой давности продлить этот срок путем заявления, сделанного в письменной форме заявителю требования. Этот срок может быть продлен путем последующего заявления или заявлений.


Статья 30

    1. Течение срока исковой давности прерывается:

    а) предъявлением иска в суде или арбитраже, компетентном рассматривать спор;

    б) совершением в письменной форме действий, свидетельствующих о признании требования.

    2. После перерыва срок исковой давности начинает течь вновь.


Статья 31

    1. Течение срока исковой давности не начинается, а начавшееся приостанавливается, если иск не может быть предъявлен из-за непреодолимой силы или других обстоятельств, устранение которых не зависит от истца, а также в других случаях, предусмотренных правилами, применяемыми к отношениям в области торгового мореплавания.

    2. На время препятствия, влекущего приостановление давности, течение срока исковой давности приостанавливается, а после прекращения действия этого препятствия продолжается. Если после возобновления течения срока исковой давности оставшаяся его часть составляет менее трех месяцев, истцу предоставляется для предъявления иска три месяца.


Статья 32

    1. Споры, возникающие из договорных или других гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием, подведомственны общим судам за исключением тех случаев, когда в силу международных соглашений или соглашений, заключенных сторонами, предусмотрено их разрешение арбитражем.

    2. Арбитражами, упомянутыми в п.1 настоящей статьи, являются арбитражи при торговых палатах или специализированные арбитражи и арбитражи ad hoc.


Статья 33

    1. Споры, указанные в ст.32, если они подведомственны общим судам и стороны не договорились об ином, подлежат рассмотрению в суде по месту жительства ответчика, а если ответчик является юридическим лицом, по месту нахождения органа или имущества этого юридического лица.

    2. Истец, кроме того, по своему выбору может предъявить иск:

    а) по требованиям из договора перевозки груза - по месту заключения договора перевозки, если там имеется коммерческое предприятие перевозчика или его отделение, через посредство которого был заключен этот договор;

    б) по требованиям из договора перевозки пассажира и багажа - по месту заключения договора перевозки или постоянного жительства истца, если там имеется коммерческое предприятие перевозчика или его отделение, - через посредство которого был заключен этот договор, либо в суде места отправления или места назначения согласно договору перевозки;

    в) по требованиям, связанным с загрязнением нефтью, - по месту причинения ущерба;

    г) по требованиям о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, - по месту нахождения судна ответчика или порта приписки этого судна, а если указанное столкновение имело место в пределах порта, внутренних и территориальных вод, - по месту столкновения судов;

    д) по требованиям о взыскании вознаграждения за спасание на море - по месту нахождения судна ответчика или порта приписки этого судна.


Статья 34

    Встречные иски и иски третьих лиц, предъявленные в отношении того же предмета спора, компетентны разрешать суды или арбитражи, принявшие к своему рассмотрению первоначальные иски.



Раздел IV

Наем судна в тайм-чартер

Глава 1. Наем судна


Статья 35

    1. По договору найма судна наймодатель обязуется за обусловленное вознаграждение (наемную плату) предоставить нанимателю на определенный или неопределенный срок неукомплектованное экипажем судно для использования в целях торгового мореплавания.

    2. Договор найма судна должен быть заключен в письменной форме.

    3. Последующие статьи настоящего раздела применяются в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено иное.


Статья 36

    К отношениям из договора найма судна, если они не урегулированы положениями настоящего раздела или соглашением сторон, соответственно применяются нормы гражданского права о договоре имущественного найма.


Статья 37

    В течение действия договора наниматель обязан поддерживать используемое им судно в том состоянии, в котором оно было получено от наймодателя.


Статья 38

    1. Если договор найма заключен на неопределенное время, то каждая из сторон вправе отказаться от него, предупредив письменно об этом другую сторону в установленный этим договором срок, а в том случае, когда такой срок не был установлен, - за два полных периода, за который оплачивается наемная плата.

    2. Наймодатель вправе отказаться от договора, если наниматель допустил просрочку в оплате двух платежей наемной платы подряд или если он использовал переданное ему судно вопреки условиям договора.


Статья 39

    1. После истечения срока найма или прекращения действия договора по основаниям, указанным в ст.38, наниматель обязан возвратить судно в обусловленном месте.

    2. Если наниматель с согласия наймодателя продолжает использование переданного в наем судно после истечения срока действия договора найма, то действие этого договора продлевается на неопределенное время.

    3. Если к согласованному сторонами сроку судно по независящим от нанимателя причинам не смогло прибыть в указанное в п.1 настоящей статьи место, действие договора найма продлевается на время, необходимое для прибытия судна в это место или ближайший названный наймодателем порт.


Статья 40

    Возвращаемое судно передается наймодателю в том состоянии, в котором оно было получено нанимателем, с учетом нормального износа.


Статья 41

    1. Наниматель вправе передавать используемое им по договору найма судно в поднаем третьим лицам, если это не запрещается договором найма.

    2. К отношениям на договоры поднайма судна соответственно применяются положения настоящего раздела.

    3. Заключение договора поднайма не освобождает нанимателя от выполнения договора, заключенного с наймодателем.


Глава II. Тайм-чартер

Статья 42

    1. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется предоставить фрахтователю за обусловленное вознаграждение надлежащим образом снаряженное и укомплектованное экипажем судно для использования в целях торгового мореплавания. Вознаграждение исчисляется по периодам времени. Срок действия тайм-чартера определяется установленным периодом времени или временем выполнения обусловленных рейса или рейсов.

    2. Договор тайм-чартера должен быть заключен в письменной форме.

    3. Последующие статьи настоящего раздела применяются в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено иное.


Статья 43

    1. Судовладелец обязан содержать судно в течение срока договора в состоянии, обусловленном тайм-чартером, и оплачивать содержание судового экипажа.

    2. Фрахтователь вправе использовать предоставленные ему по тайм-чартеру судовые помещения и оборудование исключительно в целях, указанных в договоре. Судовладелец может использовать такие помещения и оборудование лишь с согласия фрахтователя.

    3. Фрахтователь вправе отдавать капитану распоряжения, касающиеся коммерческой эксплуатации судна. Капитан подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к судовождению, техническому обслуживанию судна, внутреннему распорядку на нем и составу судового экипажа.


Статья 44

    1. Перемена судовладельца не прекращает действия тайм-чартера и не изменяет его условий.

    2. В случае перемены судовладельца его правопреемник несет солидарную ответственность со своим предшественником по обязательствам, возникшим из тайм-чартера.


Статья 45

    1. Капитан признается представителем фрахтователя при осуществлении прав и обязанностей последнего, вытекающих из коммерческой эксплуатации судна. В случае превышения капитаном своих полномочий в отношении добросовестно действующего третьего лица ответственность за ущерб перед этим третьим лицом несет фрахтователь. В этом случае фрахтователь вправе потребовать от судовладельца возмещения понесенных им убытков.

    2. Если капитан при такой сделке не заявил, что он выступает от имени фрахтователя, то судовладелец несет солидарно с фрахтователем ответственность за последствия, вытекающие из этой сделки.


Статья 46

    1. Если состояние судна временно перестает соответствовать обусловленному договором, судовладелец обязан немедленно привести его в надлежащее состояние. Фрахтователь освобождается от уплаты вознаграждения судовладельцу за время, в течение которого судно не было пригодным к эксплуатации. Если судно стало непригодным по причинам, зависящим от фрахтователя, он не освобождается от уплаты обусловленного договором вознаграждения, независимо от возмещения причиненных судовладельцу убытков.

    2. Если предусмотренное договором состояние судна не может быть восстановлено, обязанность уплаты вознаграждения прекращается с даты наступления его непригодности к эксплуатации.


Статья 47

    В случае гибели судна обязанность уплаты вознаграждения прекращается со дня его гибели, а если этот день установить невозможно, со дня получения последнего известия о судне.


Статья 48

    Судовладелец вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если фрахтователь, не имея на это права, отказался от уплаты вознаграждения или допустил просрочку в оплате, или использовал судно вопреки условиям договора.


Статья 49

    Из вознаграждения, причитающегося судну за действия по спасанию на море, проведенные в период договорного срока, вычитаются все убытки и расходы, вызванные спасанием, и доля спасательного вознаграждения, причитающаяся судовому экипажу. Оставшаяся часть вознаграждения распределяется поровну между судовладельцем и фрахтователем.


Статья 50

    1. Фрахтователь вправе заключить от своего имени самостоятельный договор фрахтования судна на время (договор субфрахтования в тайм-чартер), если это не запрещается договором тайм-чартера.

    2. К отношениям из договора субфрахтования в тайм-чартер соответственно применяются положения настоящей главы.

    3. Заключение договора субфрахтования в тайм-чартер не освобождает фрахтователя от выполнения условий тайм-чартера, заключенного с судовладельцем.


Раздел V

Договор морской перевозки пассажира и его багажа

Статья 51

    По договору морской перевозки пассажира и его багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в порт назначения, а пассажир обязуется уплатить обусловленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и плату за провоз багажа.


Статья 52

    1. Выданный пассажиру билет служит доказательством заключения договора морской перевозки пассажира, его содержания, а также внесения пассажиром платы за проезд.

    2. Допускается выдача билетов именных и на предъявителя.

    3. Билет должен содержать сведения о:

    а) месте и дате его выдачи;

    б) порте отправления и порте назначения;

    в) наименовании и адресе перевозчика, заключившего договор перевозки и фактического перевозчика; в случае выдачи именного билета - также об имени и адресе пассажира;

    г) наименовании судна;

    д) времени отхода судна и, если это обусловлено договором перевозки, времени прибытия,

    е) условиях перевозки, предусмотренных договором;

    ж) размере платы за проезд.

    4. Именной билет, переданный без согласия перевозчика третьему лицу, не предоставляет последнему права на проезд.


Статья 53

    Перевозка охватывает следующие периоды:

    а) в отношении пассажира - время нахождения пассажира на судне, время посадки на судно и высадки с него, а также время доставки пассажира водным путем с берега на судно и обратно, если стоимость такой доставки включена в стоимость билета или если судно, используемое для доставки, было предоставлено перевозчиком;

    б) в отношении ручной клади - время, указанное в подпункте "а" настоящей статьи, а также время, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, на причале или в любом другом портовом сооружении либо на нем, если эта ручная кладь принята перевозчиком, его служащими или агентами и еще не выдана пассажиру;

    в) в отношении иного багажа - время с момента принятия багажа перевозчиком, его служащими или агентами на берегу или на борту судна и до момента его выдачи.


Статья 54

    1. Перевозчик обязан к началу перевозки привести судно в состояние, годное к плаванию и безопасной перевозке пассажиров, заблаговременно надлежащим образом укомплектовать его экипажем, снарядить и снабдить всем необходимым и содержать его в таком состоянии во время перевозки.

    2. Перевозчик обязан обеспечить правильное размещение и обслуживание пассажиров во время перевозки сообразно ее виду и продолжительности. Льготы и услуги, предоставляемые пассажирам, и порядок их предоставления определяются издаваемыми в установленном порядке правилами перевозки.

    3. Пассажир обязан подчиняться установленному на судне порядку и выполнять все связанные с этим распоряжения капитана.


Статья 55

    1. Порядок и условия перевозки багажа определяются издаваемыми в установленном порядке правилами перевозки.

    2. Ручная кладь перевозится совместно с пассажиром.

    3. Другой багаж, включая автомашину, перевозится отдельно от пассажира с выдачей последнему документа, удостоверяющего принятие к перевозке этого багажа.

    4. Багаж, не востребованный в течение трех месяцев со дня прихода судна в порт назначения, может быть реализован перевозчиком в установленном порядке.


Статья 56

    1. Перевозчик и пассажир вправе отказаться от договора перевозки в случае военных или иных действий, представляющих опасность для пассажиров, экипажа и судна, блокады порта отправления или порта назначения, задержания судна по распоряжению властей, а также невозможности выполнения рейса по другим причинам аналогичного характера, наступившим до или после начала перевозки.

    2. При отказе от договора по причинам, указанным в п.1 настоящей статьи, пассажиру возвращается плата за проезд и провоз багажа в полном размере, если сторона отказалась от договора до начала перевозки, или в размере платы, причитающейся за непройденное расстояние, если такой отказ сделан после начала перевозки.

    3. Если судно не сможет продолжить перевозку или достичь порта назначения по причинам, которые не указаны в п.1 настоящей статьи и за наступление которых перевозчик не несет ответственности, пассажир вправе потребовать возвращения ему платы за проезд, причитающейся за непройденное расстояние, или, если он не откажется от договора, потребовать, чтобы перевозчик предоставил ему другое судно или другое средство транспорта для доставки в порт назначения.


Статья 57

    1. Пассажир вправе в любое время до отхода судна из порта отправления, а после начала рейса - до отхода судна из любого порта, в который судно зайдет для посадки и высадки пассажиров, отказаться от договора перевозки.

    2. Пассажир, своевременно уведомивший перевозчика об отказе от договора перевозки, имеет право получить обратно плату за проезд и провоз багажа. Срок, в течение которого пассажир должен уведомить перевозчика об отказе от договора, и размер возвращаемой платы определяются в соответствии с издаваемыми в установленном порядке правилами перевозки.

    3. Пассажиру, не явившемуся на борт судна до установленного времени отхода судна, если это не вызвано болезнью этого пассажира либо другими причинами, перечисленными в правилах перевозки плата за проезд не возвращается.

    4. Пассажир имеет право отказаться от договора также в случае, когда отход судна задерживается более чем на 3 дня, если перевозка совершается пассажирским судном. В этом случае пассажир имеет право получить обратно плату за проезд и провоз багажа независимо от срока, в течение которого он уведомил перевозчика об отказе от договора, при условии, что такой отказ сделан до отхода судна.


Статья 58

    Если судно погибло (в частности, затонуло или разрушено), насильственно захвачено либо признано непригодным к плаванию. действие договора перевозки пассажира прекращается. В этих случаях пассажиру возвращается плата за проезд и провоз багажа в порядке, предусмотренном п.2 ст.56 настоящего раздела.


Статья 59

    1. Перевозчик отвечает за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира, а также за утрату, недостачу и повреждение багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен указанный вред, произошло во время перевозки и явилось следствием вины перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах их служебных обязанностей.

    2. Бремя доказывания, что происшествие, вследствие которого был причинен вред, произошло во время перевозки, а также бремя доказывания размера причиненного вреда возлагается на истца.

    3. Бремя доказывания вины перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах их служебных обязанностей, в причинении смерти или повреждении здоровья пассажира, а также в утрате, недостаче и повреждении ручной клади, за исключениями, указанными в п.4 настоящей статьи, возлагается на истца.

    4. Если смерть или повреждение здоровья пассажира либо утрата, недостача и повреждение его ручной клади произошли в результате или в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой на мель, взрывом или пожаром либо недостатками судна, вина в этом перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах их служебных обязанностей, предполагается, поскольку не доказано противоположное.

    5. В случаях утраты, недостачи и повреждения иного багажа, независимо от характера происшествия, вызвавшего наступление вреда, вина указанных в п.3 настоящей статьи лиц предполагается, поскольку не доказано противоположное.

    6. Если перевозчик докажет, что причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья либо утраты, недостачи или повреждения его багажа была вина пассажира либо вина последнего способствовала возникновению или увеличению причиненного вреда, в возмещении вреда может быть отказано или размер возмещения может быть соответственно уменьшен.


Статья 60

    Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или повреждение денег, ценных бумаг, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, если с перевозчиком не было заключено соглашение об их хранении в безопасности и они не были переданы в установленном порядке капитану или указанному им лицу.


Статья 61

    1. О повреждении багажа пассажир обязан письменно уведомить перевозчика.

    Это уведомление должно быть сделано:

    а) в отношении ручной клади - до или в момент высадки пассажира;

    б) в отношении иного багажа, а также ручной клади, принятой перевозчиком или его служащим, - до или в момент выдачи багажа или указанной ручной клади.

    Об утрате и недостаче багажа или о его повреждении, если это повреждение невозможно обнаружить внешним осмотром, упомянутое уведомление должно быть сделано пассажиром в течение 15 дней со дня выдачи багажа или с того момента, когда он должен был быть выдан.

    2. При нарушении пассажиром положений, изложенных в п.1 настоящей статьи, предполагается, если не доказано противоположное. что пассажир получил свой багаж неповрежденным.


Статья 62

    Ответственность перевозчика, предусмотренная статьей 59 настоящего раздела, ограничивается по каждому пассажиру и рейсу суммой:

    а) в отношении вреда, причиненного смертью или повреждением здоровья пассажира, - 39932 переводных рубля;

    б) в отношении вреда, причиненного утратой, недостачей или повреждением багажа:

    - за ручную кладь - 713 переводных рублей;

    - за иной багаж - 1027 переводных рублей;

    - за автомашину и находящийся в ней или на ней багаж - 2852 переводных рубля.


Статья 63

    1. Перевозчик и пассажир, заключив письменное соглашение, вправе установить более высокие пределы ответственности, чем предусмотренные в ст.62.

    2. Применение пределов ответственности, предусмотренных в ст.62 или в соглашении, упомянутом в п.1 настоящей статьи, исключается, если вред был причинен в результате действий и упущений перевозчика, совершенных с намерением причинить этот вред, либо вследствие самонадеянности, с сознанием возможности причинения вреда.


Статья 64

    1. Служащие или агенты перевозчика, к которым предъявлены требования о возмещении вреда, указанного в п.1 ст.59, вправе ограничить свою ответственность в соответствии с положениями ст.62.

    2. Положения п.1 настоящей статьи не применяются, если вред пассажиру был причинен в результате действий и упущений служащих или агентов перевозчика, совершенных с намерением причинить этот вред либо вследствие самонадеянности, с сознанием возможности причинения вреда.


Статья 65

    Правила об ответственности, предусмотренные настоящим разделом, не применяются к случаям причинения вреда, вызванного ядерным инцидентом, если такая ответственность определяется законодательством, устанавливающим ответственность за такой вред, либо применимым к ядерному инциденту международным соглашением.


Статья 66

    Соглашение сторон, ограничивающее права пассажира либо исключающее или ограничивающее ответственность перевозчика по сравнению с установленной в ст.62, недействительно.


Статья 67

    1. Если осуществление перевозки или ее части поручено фактическому перевозчику, перевозчик тем не менее остается ответственным за всю перевозку. Вместе с тем фактический перевозчик несет обязанности и имеет права в отношении части перевозки, осуществляемой им самим.

    2. В отношении перевозки, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия и упущения фактического перевозчика, а также его служащих и агентов, действовавших в пределах их служебных обязанностей.

    3. Любое специальное соглашение о том, что перевозчик принимает на себя обязанности, не возлагаемые на него нормами настоящего раздела, или отказывается от предоставляемых этими нормами прав, имеет силу для фактического перевозчика только при его точно выраженном в письменной форме согласии на это.

    4. Когда перевозчик и фактический перевозчик несут ответственность и в той мере, в какой они несут ответственность, они отвечают солидарно.

    5. Никакое из положений настоящей статьи не наносит ущерба праву регресса перевозчика и фактического перевозчика друг к другу.



Текст документа сверен по:
"Морское право и практика",
вып.1, 2, М.: В/О "Мортехинформреклама",
1989 год

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование