почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
21
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 мая 2003 года N ИО-13-54/2858


О Концепции международного сотрудничества
Российской Федерации в области природопользования
и охраны окружающей среды

    
    
    В целях повышения эффективности реализации единой государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, усиления позиции России на международной арене и улучшения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти Межведомственной рабочей группой разработан проект Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
    
    Проект Концепции согласован со следующими федеральными органами исполнительной власти: Минатом России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МИД России, Минэнерго России, Росгидромет.
    
    Рассмотрите и представьте в десятидневный срок в МПР России предложения по плану реализации Концепции.
    
    Приложение: проект Концепции.
    
    

Заместитель Министра
И.Е.Осокина

    

    
Проект

    
    
КОНЦЕПЦИЯ
международного сотрудничества Российской Федерации
в области природопользования и охраны
окружающей среды

    
    Рост глобальной зависимости мировой экономики от интенсивно возрастающего потребления природных ресурсов, неизбежное соперничество на мировом природно-ресурсном рынке, обострение проблем сохранения благоприятной окружающей среды требуют укрепления международного компонента экологической и природно-ресурсной безопасности Российской Федерации.
    
    Настоящая Концепция международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды на среднесрочную перспективу (далее - Концепция) подготовлена в рамках, определенных Концепцией национальной безопасности и Концепцией внешней политики Российской Федерации.
    
    Концепция исходит из важности международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельного блока активной внешнеполитической деятельности российского государства, учитывает особое значение и ответственность России, обладающей природно-ресурсным и стабилизационным экологическим потенциалом общемирового значения, отвечает потребностям национального развития и основополагающим решениям ООН по устойчивому развитию, нацелена на повышение роли Российской Федерации в мировом природно-ресурсном и природоохранном сотрудничестве.
    
    

1. Общие положения

    
    Концепция определяет общие принципы, приоритетные направления и регионы, стратегические цели и конкретные задачи, важнейших партнеров международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, а также основные механизмы этого сотрудничества на среднесрочную перспективу.
    
    Международное сотрудничество, осуществляемое Российской Федерацией в области природопользования и охраны окружающей среды, призвано содействовать решению задачи обеспечения устойчивого развития страны в условиях глобализации и быть направленным на расширение эффективного участия в природно-ресурсных и природоохранных соглашениях.
    
    Концепция предназначена для обеспечения формирования и эффективного функционирования системы международной деятельности, соответствующей государственной политике Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
    
    Концепция представляет общегосударственные подходы к координации деятельности российских участников международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
    
    

1.1. Природные ресурсы, экологическая политика
и национальные интересы Российской Федерации

    
    Российская Федерация располагает природными ресурсами мирового значения. Экосистемы России вносят существенный вклад в стабилизацию состояния окружающей среды Евразии и всей планеты.
    
    Природно-ресурсный потенциал России является важнейшим фактором устойчивого развития на национальном уровне и существенным резервом глобальной стабильности мировой экономики и общества.
    
    Минерально-сырьевые ресурсы, особенно в части энергетического сырья, занимают ведущее место в мире и тем самым оказывают принципиальное влияние на весь ход глобального ресурсопотребления.
    
    Регуляторная способность российских экосистем является одним из важнейших природных ресурсов страны, способным стать действенным фактором международных отношений.
    
    В настоящее время необходима экологическая оптимизации и соответствующая экономическая рационализация действующих режимов природопользования путем формирования эффективных экономических механизмов и установления параметров использования природных ресурсов, исходя из учета возможных рисков их освоения для сохранения устойчивости экосистем.
    
    Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды - важнейшая составная часть национальной экологической политики Российской Федерации.
    
    Необходимость международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды связана с задачами обеспечения внешних условий устойчивого развития Российской Федерации через активное влияние на процессы глобализации, путем оптимизации участия в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях и обеспечения выполнения взятых на себя международных обязательств.
    
    

1.2. Правовая основа и организация международного сотрудничества
Российской Федерации в области природопользования
и охраны окружающей среды

    
    Международное сотрудничество базируется на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
    
    Международное природно-ресурсное и природоохранное сотрудничество осуществляется в соответствии с общими целями и задачами внешней политики Российской Федерации.
    
    Общую координацию международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды выполняет федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
    
    Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, заключение в установленном порядке международных договоров, организация и координация выполнения обязательств, вытекающих из участия России в международных договорах и членства в международных организациях по указанной проблематике, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в пределах установленной компетенции и во взаимодействии с органами государственного управления субъектов Российской Федерации.
    
    

1.3. Принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

    
    Концепция основана на императивах общего международного права и международного права окружающей среды, а также на кардинальном принципе, сформулированном Стокгольмской Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды, об основных правах человека на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно.
    
    Исходя из обобщающего принципа охраны (защиты) окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений Концепция базируется на следующих специальных принципах международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды:
    
    - неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами;
    
    - недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде;
    
    - запрещения военных или любых иных враждебных средств воздействия на природную среду;
    
    - предварительного уведомления и обмена информацией;
    
    - предосторожности;
    
    - взаимных консультаций;
    
    - минимизации воздействия на окружающую среду.
    
    Концепция учитывает:
    
    - целесообразность расширения участия России в глобальных и региональных природоохранных международных инициативах;
    
    - совпадение национальных интересов государств в области глобальной оптимизации состояния окружающей среды и экологически безопасного природопользования как исходной базы развития регионального и межрегионального сотрудничества;
    
    - возможности использования положения Российской Федерации в международных организациях для обеспечения национальных интересов и приоритетов в природно-ресурсной и природоохранной деятельности.
    
    

1.4. Приоритеты международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

    
    Приоритеты международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды определены необходимостью обеспечения условий экологически безопасного устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном, субъектов Федерации и местном уровнях.
    
    К приоритетам международного сотрудничества относятся:
    
    - гармонизация российских и международных подходов к природно-ресурсной и природоохранной деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
    
    - выполнение обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и членства в международных организациях в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - развитие международного рынка экологических услуг, обеспечивающее устойчивое развитие регионов, имеющих глобальное значение;
    
    - гармонизация направлений и содержания международных исследований в области экологически безопасного устойчивого освоения природных ресурсов;
    
    - обеспечение активного участия Российской Федерации в глобальных и региональных системах мониторинга окружающей среды и контроля освоения природных ресурсов, в разработке международной системы оценки экологических рисков;
    
    - разработка и создание эффективной системы природопользования и управления окружающей средой приграничных районов, бассейнов и прибрежных морских зон, с учетом трансграничного контекста;
    
    - эффективное использование возможностей международных организаций международного опыта в природно-ресурсной и природоохранной деятельности, включая взаимодействие по предотвращению и ликвидации последствий экологического терроризма.
    
    Развитие международного сотрудничества предусматривает:
    
    - эффективное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций системы ООН и других всемирных объединений, организаций Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, СНГ и других региональных объединений по природоохранной и природно-ресурсной тематике, использование финансовых возможностей международных доноров, международного опыта, политической и технической поддержки международных организаций;
    
    - содействие созданию структур природно-ресурсного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза, становлении и координации сотрудничества Российской Федерации с НАТО в рамках научных программ НАТО, Комитета НАТО по вызовам современного общества и др.;
    
    - охрану окружающей природной среды Арктики (в рамках Программы действий Арктического совета), Каспийского, Балтийского, Черного и Азовского морей к северо-западной части Тихого океана, трансграничных водотоков (бассейнов), а также озера Байкал;
    
    - разработку межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров, развитие двустороннего научно-технического сотрудничества, активизацию обмена научно-технической информацией в области природопользования и охраны окружающей среды с государствами - участниками СНГ;
    
    - привлечение общественности, неправительственных организаций, национального и зарубежного бизнеса к осуществлению международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
    
    

2. Цели и задачи международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды

    
    Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды предусматривает концентрацию сил и средств для:
    
    - продвижения национальных интересов Российской Федерации в указанной области международной деятельности;
    
    - создания условий экологически безопасного и обеспеченного природными ресурсами перехода Российской Федерации к устойчивому развитию через содействие устойчивому глобальному развитию;
    
    - обеспечения постоянного анализа эффективности участия Российской Федерации в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций для оптимизации форм и механизмов сотрудничества.
    
    Основной целью международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является достижение совместными с другими странами усилиями приемлемого качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на глобальном и региональном уровнях.
    
    Достижение поставленной цели возможно только в условиях интенсивного экономического развития Российской Федерации на основе:
    
    технологического прогресса и экологизации экономики,
    
    оптимизации внешних заимствований,
    
    приемлемых условий вхождения в мировую финансово-экономическую систему,
    
    сохранения суверенитета над имеющими общемировое значение минеральными, биологическими и стабилизационными экологическими ресурсами России.
    
    Достижение указанной цели требует также решения комплекса взаимно увязанных задач по становлению эффективных форм сотрудничества, включающего:
    
    - укрепление институциональных основ международного сотрудничества, организацию достаточной координации и адекватного информационного обеспечения сотрудничества;
    
    - обеспечение эффективности международного вклада в проведение единой государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - учет национальных интересов Российской Федерации в процессе формирования глобальной экологической и природно-ресурсной политики, а также глобального и региональных рынков природных ресурсов и услуг;
    
    - использование принципов экологической оптимизации природопользования как основы международного сотрудничества в указанной области;
    
    - обеспечение природно-ресурсной и экологической безопасности страны во внешнеэкономической деятельности;
    
    - участие в международных программах по проблематике устойчивого развития и разработке мер по обеспечению природно-ресурсной и экологической безопасности, включая нормализацию антропогенных воздействий на биосферу;
    
    - повышение эффективности участия Российской Федерации в деятельности международных организаций по природно-ресурсной и природоохранной тематике;
    
    - разработку механизмов, обеспечивающих выполнение международных обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - взаимодействие с международными финансовыми организациями по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - формирование необходимых условий для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере освоения, рационального использования и воспроизводства национального природно-ресурсного комплекса и охраны окружающей среды;
    
    - стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
    
    - участие в разработке и реализации конверсионных операций по части долговых обязательств России и зарубежных стран перед Россией путем реализации эффективных проектов по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
    
    - изучение минерально-сырьевых ресурсов зарубежных стран с целью обеспечения возможностей покрытия дефицита отдельных видов природных ресурсов в России;
    
    - участие в совершенствовании международного права в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - развитие международного сотрудничества по оценке влияния на окружающую среду различных типов и источников энергии, включая новые и нетрадиционные;
    
    - гармонизацию законодательства, национальных и международных процедур, критериев и нормативов оценки качества окружающей среды и разработку международной системы нормирования;
    
    - участие в развитии международной правовой основы и эффективных экономических механизмов для формирования инновационной природосберегающей экономики и обеспечения перехода Российской Федерации к устойчивому развитию;
    
    - международную унификацию и стандартизацию методов и средств аналитического контроля и форматов обмена данными в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - участие в мировом информационном процессе по вопросам мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды;
    
    - участие в создании трансграничных систем мониторинга и управления природными ресурсами и состоянием окружающей среды береговых зон с использованием средств дистанционного зондирования и современных информационных технологий;
    
    - сотрудничество в области обмена данными и информацией по состоянию окружающей среды и чрезвычайным ситуациям;
    
    - формирование эффективных механизмов межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;
    
    - обеспечение экологически безопасного обращения с токсичными химическими веществами, опасными и радиоактивными отходами, уничтожения химического оружия, реабилитация территорий, пострадавших в ходе испытания ядерного оружия в Российской Федерации;
    
    - обеспечение экологической безопасности трансграничной хозяйственной деятельности для Российской Федерации;
    
    - противодействие экологическому терроризму;
    
    - расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды с государствами - участниками СНГ, а также в других приоритетных регионах, расширение межгосударственного информационного обмена в приоритетных регионах;
    
    - обеспечение достойного участия Российской Федерации в рациональном освоении природных ресурсов Мирового океана, развитии экологически безопасного природопользования в береговых зонах.
    
    

3. Основные направления международного сотрудничества в различных отраслях природно-ресурсного комплекса

    
    В настоящее время и в обозримом будущем важнейшее значение имеет сотрудничество с программами и организациями системы ООН. К их числу в первую очередь относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Программа развития ООН (ПРООН); Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Форум ООН по лесам (ФЛООН); Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН).
    
    Приоритетными международными партнерами сотрудничества также являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Совет Европы и Программа Европейского Союза ТАСИС; Организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС); координирующие природопользование и экологическую политику органы СНГ и других региональных объединений.
    
    Важнейшее значение имеет развитие сотрудничества с такими международными институтами, как Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и Международный союз охраны природы (МСОП); Международный комитет научных исследований (ИКСУ); Международный геологический конгресс и Мировой нефтяной конгресс; Глобальный центр по мониторингу лесных пожаров (Фрайбург, Германия); Международный орган по морскому дну и др.
    
    Принципиальное значение имеет взаимодействие по проблематике природопользования и охраны окружающей среды с международными финансовыми организациями: Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Всемирным банком и др.
    
    Действенной формой международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является участие в соответствующих глобальных и региональных конвенциях.
    
    

3.1. Международное сотрудничество по изучению, воспроизводству и использованию минерально-сырьевых ресурсов

    
    Международное сотрудничество в этой области включает:
    
    - создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств - продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;
    
    - геолого-экономическую оценку минерально-сырьевой базы России с учетом зарубежного опыта, условии рыночной экономики и мировой конъюнктуры;
    
    - обеспечение принятия внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России, достижение оптимальных уровней рационального и сбалансированного потребления и охраны минерально-сырьевого комплекса в условиях глобализации;
    
    - привлечение инвестиций и расширение взаимодействия по созданию совместных предприятий для освоения и охраны минерально-сырьевых ресурсов, в том числе континентального шельфа и Мирового океана;
    
    - вовлечение в сферу международного сотрудничества новых и нетрадиционных видов минерального сырья, а также использование инновационных технологий поиска и разработки минерально-сырьевых ресурсов;
    
    - обобщение и адаптацию к национальным условиям мирового опыта экологизации недропользования, защиты окружающей природной среды и разрешения конфликтов интересов при эксплуатации минерально-сырьевых и биологических ресурсов.
    
    

3.2. Международное сотрудничество по сохранению и использованию
водных ресурсов, включая международные, и взаимодействие
по совместному использованию и охране трансграничных
водных объектов

    
    Деятельность в указанной области включает следующие направления:
    
    - освоение и охрана ресурсов Мирового океана;
    
    - внедрение водоохранных и водосберегающих технологий;
    
    - удовлетворение потребностей населения в приграничных регионах России в качественной питьевой воде, увеличение использования подземных вод для этих целей;
    
    - обеспечение эффективной защиты приграничных водных источников от антропогенного и техногенного загрязнения;
    
    - охрана и восстановление приграничных рек;
    
    - разработка и осуществление межгосударственных целевых программ по вопросам водного хозяйства, использования и охраны трансграничных водных объектов.
    
    

3.3. Международное сотрудничество по охране, защите,
воспроизводству и рациональному использованию
лесных ресурсов

    
    Международное сотрудничество в области совершенствования управления лесами, организации лесопользования, лесовосстановления и предотвращения негативных последствий лесных пожаров требует расширения масштабов участия России в мировом лесосырьевом рынке с реализацией в полном объеме мероприятий по сохранению и восстановлению лесов, по борьбе с нелегальным оборотом древесины и включает:
    
    - разработку критериев и индикаторов устойчивого управления лесами и устойчивым лесопользованием,
    
    - выявление роли экологических факторов в системах инвентаризации лесов,
    
    - инвентаризацию и сохранение девственных лесов,
    
    - создание национальной системы сертификации лесных ресурсов, соответствующей международным требованиям,
    
    - лесную сертификацию,
    
    - предотвращение международной торговли незаконно добытой древесиной и другими лесными ресурсами,
    
    - разработку и проведение совместных международных мероприятий но организации борьбы с нелегальным оборотом древесины,
    
    - сохранение генетических ресурсов лесов,
    
    - обмен передовыми методами и технологиями в области лесовосстановления, лесоразведения, лесной генетики и семеноводства,
    
    - защиту леса от вредителей и болезней,
    
    - совместное изучение, разработку и использование новых эффективных методов биологической борьбы с вредителями и болезнями леса с использованием полезных насекомых и микробиологических препаратов,
    
    - создание единой информационной базы данных о распространении особо опасных, в том числе карантинных видов вредителей и болезней леса и борьбы с ними,
    
    - интеграцию лесопатологического мониторинга России в систему международных мониторинговых сетей,
    
    - сотрудничество по охране и организации мониторинга численности животных, обитающих в пограничных лесах сопредельных государств,
    
    - международный обмен лесопожарной информацией и передовыми технологиями тушения лесных пожаров,
    
    - организацию международной помощи при возникновении чрезвычайных лесопожарных положений и совместной охраны приграничных лесов сопредельных государств,
    
    - исследования влияния лесных пожаров на окружающую среду, включая глобальное, а также роли пожаров для лесохозяйственного комплекса,
    
    - заключение межправительственных соглашений о совместных действиях по отражению последствий лесных пожаров на окружающую среду, по ликвидации чрезвычайных пожарных ситуаций и по совместной охране приграничных лесов сопредельных государств (в том числе - перезаключение договоров по совместной охране приграничных лесов с КНР, Монголией и Финляндией).
    
    

3.4. Международное сотрудничество по охране окружающей среды,
сохранению биологического разнообразия и формированию
трансграничных и международных систем особо охраняемых природных
территорий, а также по обеспечению экологической
безопасности

    
    Международное сотрудничество по охране окружающей среды, сохранению биологического разнообразия и формированию трансграничных и международных систем особо охраняемых природных территорий и акваторий, а также по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
    
    - сохранение устойчивости экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, предотвращение глобальных изменений климата и сокращения ресурсов пресных вод, борьба с опустыниванием и другими экологически опасными процессами;
    
    - участие в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в разработке и выполнении международных договоров по ее охране;
    
    - совершенствование международного экологического права и действующей системы международных соглашений по защите окружающей среды и рациональному природопользованию;
    
    - совершенствование национального законодательства и его гармонизация с международным законодательством в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - обеспечение выполнения положений заключенных международных соглашений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
    
    - упреждающее воздействие на процессы глобализации путем активного участия в международных взаимодействиях и переговорах по использованию природных ресурсов, транграничному перемещению потенциально опасных для населения и окружающей среды технологий, товаров, услуг и отходов;
    
    - обеспечение экологической безопасности Российской Федерации, включая предотвращение трансграничного переноса загрязняющих веществ на территорию и акватории Российской Федерации;
    
    - обеспечение экологической безопасности обращения с токсичными химическими веществами, опасными и радиоактивными отходами, а также уничтожения химического и ядерного оружия;
    
    - обеспечение обязательной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов хозяйственной деятельности, реализуемых на территории и акваториях России;
    
    - сотрудничество по экологической проблематике в рамках СНГ, Европейского Союза, АТЭС и других приоритетных региональных объединениях;
    
    - активное участие в деятельности международных экологических организаций, в том числе входящих в систему ООН;
    
    - формирование адекватной международно-правовой базы устойчивой эксплуатации и управления биологическими ресурсами международных вод на основе сохранения биологического разнообразия, формирования систем особо охраняемых акваторий и др.;
    
    - учет положительного зарубежного опыта сочетания экономического развития с сохранением устойчивости экосистем в Канаде и в государствах Северной Европы, а также в таких странах, как США, Австралия и Бразилия;
    
    - формирование и выполнение международных природоохранных проектов и программ по определенным выше приоритетным тематическим направлениям, комплексных программ и проектов в приоритетных регионах, а также участие в глобальных программах;
    
    - сотрудничество в области обмена данными и информацией по состоянию окружающей среды.
    
    Приоритетным партнером сотрудничества по охране окружающей среды является ЮНЕП, взаимодействие с которой развивается по таким тематическим направлениям, как:
    
    - мониторинг и оценка состояния окружающей среды;
    
    - своевременное выявление экологических угроз (экологических рисков);
    
    - помощь государствам в решении их природоохранных проблем в увязке с хозяйственной деятельностью;
    
    - совершенствование международного экологического права и оказание содействия государствам в выполнении международных природоохранных конвенций;
    
    - формирование национального законодательства в экологической области;
    
    - проблемы пресноводных ресурсов и защиты морей от наземных источников загрязнения.
    
    Важнейшим механизмом международного сотрудничества по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Российской Федерации, исходя из международно-признанного рыночного статуса ее экономики, является расширение участия в важнейших глобальных и региональных конвенциях по охране окружающей среды, имеющих обязательный для выполнения международно-правовой статус. Развитие такой деятельности, в частности, требует участия:
    
    - в формировании действенной системы международных соглашений в области природопользования и охраны окружающей среды, как необходимых общих рамок устойчивого развития;
    
    - в совершенствовании международного экологического и "ресурсного" права как основы глобального рынка экологических услуг и компенсационных механизмов;
    
    - в формировании общих подходов к окружающей природной среде и ее компонентам как к основополагающему ресурсу устойчивого развития, гарантирующему сохранение необходимых естественных условий для регенерации и восстановления способности глобальной экосистемы к саморегуляции.
    
    Развитие международного сотрудничества по охране окружающей среды, сохранению биологического разнообразия и формированию трансграничных и международных систем особо охраняемых природных территорий и акваторий, а также по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации также требует:
    
    - формирования научных основ в рамках парадигмы взаимной обусловленности планетарных абиотических, биотических и социальных процессов;
    
    - разработки международных экономических механизмов сохранения глобальных экостабилизационных ресурсов;
    
    - адекватного информационного сопровождения;
    
    - взаимодействия с транснациональными корпорациями по проблематике охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе эксплуатации природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности;
    
    - взаимодействия с российским бизнесом по проблематике экологизации природопользования и содействия формированию объединений хозяйствующих субъектов, использующих международный опыт экологизации производства;
    
    - опоры на независимые от финансирования из зарубежных источников формы общественного экологического движения.
    
    

3.5. Взаимодействие органов государственного контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды Российской Федерации
с соответствующими национальными, межнациональными
и международными органами и формированиями

    
    К основным задачам соответствующих органов в международном плане относятся обеспечение экологической безопасности Российской Федерации в трансграничном контексте, особенно в части предотвращения биологических опасностей и загрязнения от различных источников.
    
    Расширение взаимодействия между национальными контрольно-надзорными органами в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества требует:
    
    - улучшения информированности о выполнении двух- и многостороннего сотрудничества,
    
    - привлечения контрольно-надзорных органов к формированию межгосударственного сотрудничества,
    
    - привлечения международного содействия для совершенствования деятельности распорядительно-разрешительных и контрольных органов,
    
    - усиления взаимодействия на оперативном уровне в виде совместных рейдов, организации общих контрольных створов на трансграничных объектах, развития информационного взаимодействия экологических инспекторов СНГ и других сопредельных государств для обеспечения выполнения положений ратифицированных соглашений и конвенций.
    
    

4. Формирование и осуществление планов международного
сотрудничества в области природопользования и охраны
окружающей среды

   


4.1. Планирование международного сотрудничества
на федеральном уровне

    
    Подходы к планированию деятельности по подготовке и осуществлению международного сотрудничества на федеральном уровне включают:
    
    - тесное взаимодействие и межведомственную координацию российских участников международного сотрудничества в целом и по тематическим направлениям;
    
    - системное использование природно-ресурсной и природоохранной информации для обеспечения межведомственной координации сотрудничества;
    
    - анализ базовых идей международной природно-ресурсной и природоохранной деятельности на близкую и отдаленную перспективу, накопленного опыта сотрудничества и обязательств, накладываемых действующими международными соглашениями;
    
    - прогноз последствий намечаемой деятельности и оценку планируемых результатов с позиций общих задач внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
    
    - обеспечение информационной безопасности и защиты национальных интересов в процессе международной деятельности;
    
    - обеспечение достаточными материальными и финансовыми ресурсами;
    
    - обеспечение соответствующим научно-информационным сопровождением;
    
    - учет международного компонента в рамках федеральных целевых, отраслевых и иных программ, стратегий и планов действий в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - укрепление организационных структур сотрудничества;
    
    - информирование общественности о целях, задачах и реальной эффективности осуществляемых международных мероприятий.
    
    

4.2. Планирование международного сотрудничества на уровне
субъектов Российской Федерации

    
    Конкретная деятельность в рамках международного сотрудничества осуществляется в соответствующем регионе Российской Федерации при координации и необходимой поддержке со стороны ответственных федеральных органов исполнительной власти.
    
    Подходы к планированию деятельности по подготовке и осуществлению международного сотрудничества на уровне субъектов Российской Федерации требуют:
    
    - формирования гармоничных, устойчивых взаимоотношений между ответственными органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
    
    - обеспечения необходимой координации международной деятельности нескольких субъектов Федерации исходя из принципов системного подхода, в первую очередь применительно к трансграничным бассейнам, прибрежно-морским зонам и другим крупным международным регионам;
    
    - учета соответствующего международного компонента при формировании планов и программ социально-экономического развития субъектов Федерации;
    
    - информирования общественности о возможностях и преимуществах реализации международных проектов и программ для субъектов Федерации.
    
    

5. Укрепление институциональной основы и повышение
эффективности международного сотрудничества

    
    Укрепление институциональной основы международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды требует:
    
    - оптимизации организационных механизмов сотрудничества, необходимого межведомственного и межрегионального взаимодействия;
    
    - укрепления организационной и координирующей роли федерального органа исполнительной власти (и его территориальных органов), уполномоченного в рамках установленной компетенции осуществлять международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды;
    
    - формирования системы информационного обеспечения межведомственной координации сотрудничества;
    
    - формирования системы нормативно-правового и организационного обеспечения выполнения обязательств, принятых в рамках действующих международных соглашений;
    
    - обеспечения контроля национальными средствами получаемых от международных партнеров данных о ключевых параметрах глобального и регионального состояния окружающей среды;
    
    - содействия федеральных органов исполнительной власти субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
    
    - формирования агентств содействия международному сотрудничеству в приоритетных регионах.
    
    Совершенствование международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды предусматривает:
    
    - "мониторинг" процессов международного сотрудничества;
    
    - оценку качества правовой базы и эффективности механизмов международной природоохранной деятельности на федеральном и местном уровнях;
    
    - выявление общегосударственных, местных и локальных приоритетов сотрудничества, их согласование и включение международного компонента в процесс управления состоянием окружающей среды;
    
    - развитие взаимодействия с неправительственными организациями в международном сотрудничестве в России и за ее рубежами;
    
    - информирование общественности о целях, ходе и результатах сотрудничества по конкретным проблемам и объектам;
    
    - подготовку квалифицированных кадров сотрудничества.
    
    Повышение эффективности международного природно-ресурсного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации предполагает:
    
    - внедрение современных форм и методов системного управления и контроля, целевой межведомственной и межрегиональной координации;
    
    - корреляцию с иными направлениями внешней политики Российской Федерации и ее внешнеэкономической деятельности;
    
    - согласование общих целей, задач и ожидаемых результатов по конкретным видам международного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях;
    
    - установление приоритетов и критериев эффективности сотрудничества в соответствии с национальными интересами Российской Федерации (с учетом региональных и местных интересов);
    
    - формулирование четких приоритетов в международных проектах и программах, выполняемых с российским участием, эффективный контроль результатов;
    
    - включение проблематики международного сотрудничества в систему образования и профессиональной подготовки кадров;
    
    - использование потенциала гражданского общества, возможностей неправительственных организаций и общественных объединений.
    
    Общие критерии эффективности международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды включают:
    
    - соответствие выявленным приоритетам, целям и задачам сотрудничества;
    
    - содействие выполнению международных обязательств Российской Федерации;
    
    - вхождение в качестве компонента в национальные и региональные программы и планы развития;
    
    - привлечение международного опыта и возможностей обучения российского персонала;
    
    - обеспечение контроля российской стороны за информацией, формируемой в рамках международных программ и проектов с ее участием;
    
    - привлечение зарубежных финансовых и технико-технологических ресурсов;
    
    - финансово-экономическую целесообразность;
    
    - содействие становлению благоприятного инвестиционного климата.
    
    

6. Механизмы и этапы реализации Концепции

    
    Реализация международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации на основе развиваемой нормативно-правовой базы, через участие в деятельности международных организаций и соглашений, выполнение соответствующих разделов целевых и тематических программ, планов действий федерального и регионального уровня, национального компонента международных программ и проектов.
    
    Участие в деятельности международных организаций и в реализации положений глобальных и региональных конвенций осуществляется с целью учета российских интересов в приоритетах международного сотрудничества.
    
    Осуществление сотрудничества предусматривает:
    
    - консолидацию средств и усилий на приоритетных направлениях сотрудничества и участия в деятельности ведущих международных организаций;
    
    - выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по участию в международном сотрудничестве;
    
    - преимущественную целевую реализацию взносов Российской Федерации в фонды международных организаций на российской территории, а также в приоритетных регионах, для решения задач и развития направлений сотрудничества, определенных Концепцией;
    
    - оптимизацию нормативно-правовой базы сотрудничества;
    
    - управление информационными и финансовыми потоками, обеспечивающими различные формы природоохранного сотрудничества на федеральном и местном уровнях;
    
    - развитие информационных аспектов и соответствующих технологий сотрудничества, обеспечивающих информационную безопасность и иные государственные интересы в процессе такого сотрудничества;
    
    - организацию постоянно действующих международных информационных систем экологической оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды.
    
    Реализация Концепции осуществляется в два этапа: подготовительный (2002-2004 годы) и основной (2004-2010 годы). В 2010 году подводятся итоги реализации Концепции.
    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка

    

    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование