почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
10
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСТ Р 22.3.02-94

Группа Т50*
__________________________
* В Указателе "Национальные
стандарты" 2005 год приведена группа Т58. -
Примечание .


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Общие требования

Safety in emergenies. Medical and evacuation support of the affected people.
General requirements


    
ОКСТУ 0022

Дата введения 1996-01-01


Предисловие

    
    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) совместно с Российской Медицинской Академией последипломного образования, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 324
    
    3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    
    4 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2000 г.) с Изменением N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000)
    
    

    1 Область применения

    
    Настоящий стандарт определяет цели и задачи, основные принципы и организацию работ по лечебно-эвакуационному обеспечению населения (ЛЭО) в чрезвычайных ситуациях (ЧС) на территории Российской Федерации.
    
    Требования стандарта обязательны для органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней при подготовке и проведении работ по ЛЭО в ЧС.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    

    2 Определения

    
    2.1 Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЛЭО в ЧС) - часть системы медицинского обеспечения, представляющая собой комплекс своевременных, последовательно проводимых мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пораженным в зонах ЧС в сочетании с эвакуацией их в лечебные учреждения для последующего лечения.
    
    2.2 Первая медицинская помощь (ПМП) - комплекс медицинских мероприятий, выполняемый на месте поражения преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств.
    
    2.3 Первая врачебная помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами и направленный на устранение последствий поражения, непосредственно угрожающих жизни пораженного, на предупреждение развития осложнений и подготовку пораженного в случае необходимости к дальнейшей эвакуации.
    
    2.4 Квалифицированная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемый квалифицированными врачами (хирургами, терапевтами и другими специалистами) в лечебных учреждениях с целью сохранения жизни пораженным, устранения последствий поражений, предупреждения развития осложнений, борьбы с уже развившимися осложнениями.
    
    2.5 Специализированная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемый врачами в специализированных лечебных учреждениях или отделениях, имеющих специальное лечебно-диагностическое оснащение и оборудование.
    
    2.6 Силы службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (ЭМП в ЧС) - медицинские формирования различного назначения, создаваемые для действия в зонах ЧС на клинических базах, станциях скорой помощи, экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, в лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждениях здравоохранения.
    
    

    3 Цели и задачи ЛЭО в ЧС

    
    3.1 ЛЭО подлежат все лица, получившие поражения в ЧС и нуждающиеся в медицинской помощи (МП).
    
    3.2 Основными целями ЛЭО являются:
    
    - спасение жизни пораженным, снижение инвалидности и смертности путем своевременного оказания МП;
    
    - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.
    
    3.3 Задачи ЛЭО:
    
    - своевременное оказание МП в необходимом объеме, исходя из состояния пораженных и сложившейся обстановки в зоне ЧС;
    
    - вынос (вывоз) пораженных из зоны ЧС, проведение медицинской сортировки;
    
    - подготовка и осуществление эвакуации пораженных, требующих квалифицированного и специализированного лечения в соответствующих лечебных учреждениях.
    
    

    4 Основные принципы и требования к организации и оказанию МП населению в ЧС

    
    4.1 В ЧС применяют организационные принципы оказания МП пораженному населению, исходя из конкретной обстановки в зоне ЧС и учитывая факторы времени и места.
    
    4.2 Правовая основа организации и проведения лечебно-эвакуационных мероприятий определяется соответствующими законодательными и нормативными актами России.
    
    4.3 Практическая реализация лечебно-эвакуационных мероприятий достигается:
    
    - созданием повсеместно необходимых чрезвычайных резервных фондов лекарственных препаратов, медикаментов и медицинского имущества;
    
    - заблаговременной специальной подготовкой руководящего состава и формирований сил службы ЭМП (обучение, тренировка, соответствующее оснащение);
    
    - готовностью транспорта (автомобильного, речного, морского, авиационного, железнодорожного), предполагаемого к участию в лечебно-эвакуационных мероприятиях, и оснащение его соответствующей медицинской техникой и оборудованием;
    
    - координацией действий всех формирований (спасательных, службы ЭМП и других медицинских учреждений), четким определением их сфер деятельности в ЧС, объемов работ, взаимодействия и подчинением единому центру руководства аварийно-спасательными работами;
    
    - определением пунктов сбора, лечебных учреждений и готовностью их к принятию пораженных;
    
    - взаимодействием между местными органами власти, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах ЧС.
    
    4.4 В основу организации ЛЭО закладывается двухэтапная система помощи пораженным в ЧС:
    
    - своевременные первая медицинская и первая врачебная помощь, сортировка и эвакуация в лечебные учреждения, осуществляемые непосредственно в зоне ЧС;
    
    - квалифицированная, специализированная медицинская помощь, организуемая за пределами зоны ЧС.
    
    На обоих этапах ЛЭО должны использоваться единые методы лечения, при соблюдении строгой преемственности и последовательности в процессе лечения.
    
    4.5 Транспортировка пораженных - одна из основных задач ЛЭО. Для перевозки пораженных используют санитарный транспорт и только в исключительных случаях допускается применение транспортных средств общего назначения, имеющих соответствующее медицинское оборудование.
    
    4.6 Преемственность и последовательность лечебно-эвакуационных мероприятий обеспечивается:
    

    - соблюдением единых, заранее регламентированных и обязательных для всего медицинского персонала принципов и методов оказания медицинской помощи пораженным и их лечения при различных поражениях в ЧС;
    
    - введением единой формы медицинских документов, сопровождающих пораженного на каждом этапе;
    
    - высокой профессиональной подготовкой медицинского персонала;
    
    - четким, непрерывным управлением медицинскими силами и средствами, координацией их действий.
    
    4.7 В зонах ЧС, как правило, следует осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий (выявление инфекционных больных, проведение экстренной профилактики, дезинфекции, санитарная очистка населенных пунктов и т.п.) для предупреждения возникновения или обострения инфекционных болезней.
    
    4.8 Для выполнения задач ЛЭО населения в зоне ЧС необходимы: мобильные медицинские формирования, обладающие высокой готовностью и способные немедленно приступить к оказанию МП пораженным в любой ЧС.
    
    4.9 Весь комплекс работ по ЛЭО должен быть спланирован заранее с учетом наиболее вероятных для города, населенного пункта или предприятия источников ЧС и самых опасных их последствий.
    
    При этом планом должны быть предусмотрены работы в трех режимах: режиме повседневной деятельности; режиме повышенной готовности; чрезвычайном режиме [1].
    
    4.10 Планирование и организация ЛЭО осуществляется территориальными комиссиями по ЧС, штабами по делам гражданской обороны и ЧС всех уровней, органами здравоохранения совместно с другими организациями и учреждениями, располагающими кадровыми и материальными ресурсами для ликвидации ЧС, на основе прогноза масштабов и медицинских последствий с учетом географических и промышленно-экономических особенностей региона.
    
    

    5 Обеспечение готовности формирований сил службы ЭМП

    
    5.1 Для незамедлительного оказания МП пораженным в ЧС органы здравоохранения должны иметь службу ЭМП и соответствующие силы, готовые к немедленным действиям.
    
    5.2 Для линейных бригад скорой МП, сестринских, врачебно-сестринских бригад ЭМП эта готовность складывается из двух основных показателей:
    
    - умения оказывать помощь с учетом специфики ЧС;
    
    - оснащенности специальными средствами для оказания МП пораженным, медицинскими средствами индивидуальной защиты, а также табельными средствами индивидуальной защиты.
    
    5.3 Для специализированных бригад ЭМП готовность к немедленным действиям означает:
    
    - укомплектованность квалифицированными хирургами и врачами-анестезиологами (реаниматологами), другими врачами-специалистами, необходимость в которых обуславливается особенностями вероятной ЧС (токсикологи, психиатры и др.);
    
    - обеспеченность комплектами медикаментов и медицинского имущества (набором повязок для лечения ожогов, аппаратами искусственного дыхания, средствами специфического лечения, например, антидотами и т.д.);
    
    - оснащенность (снабжение) палатками, передвижными электростанциями, емкостями для хранения воды и жидкого топлива, портативными газовыми плитами с запасом сжиженного газа в баллонах, простейшими печами для отопления палаток и помещений и т.д. (для медицинских формирований, работающих в автономном режиме).
    
    5.4 Требования по обеспечению готовности формирований сил службы ЭМП являются обязательными и для формирований медицинской службы гражданской обороны (территориальных, ведомственных, объектовых) и других видов формирований, оказывающих МП в зоне ЧС.
    
    

    6 Первая медицинская помощь пораженным в ЧС

    
    6.1 Первая медицинская помощь (ПМП) пораженным оказывается непосредственно на месте поражения. Это достигается двумя путями:
    
    - пораженные оказывают само- и взаимопомощь;
    
    - немедленным привлечением медицинских формирований.
    
    6.2 ПМП, оказываемая самим населением, спасателями или формированиями сил службы ЭМП, включает:
    
    - временную остановку кровотечения с помощью давящих повязок или жгута (закрутки из подручных средств);
    
    - наложение повязки при повреждении кожи, ранении мягких тканей, ожоге или обморожении;
    
    - иммобилизацию конечностей при переломах костей, сдавливании тканей, ушибах;
    
    - восстановление дыхания и сердечной деятельности путем применения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
    
    - согревание обмороженных участков тела до появления красноты;
    
    - введение обезболивающих средств, антидотов и т.д.
    
    6.3 Формирования сил службы ЭМП, как правило, используются только по назначению и не привлекаются к работам по извлечению из завалов, выноса из горящих зданий, к погрузочным работам и др., которые должны выполняться аварийно-спасательными формированиями.
    
    6.4 Все пораженные, независимо от тяжести поражения, направляются в медицинские учреждения для осмотра врачами и определения характера дальнейшей МП. Легко пораженные могут следовать пешим порядком (предпочтительно небольшими группами). Тяжело пораженные вывозятся транспортными средствами.
    
    

    7 Первая врачебная помощь пораженным в ЧС

    
    7.1 Первая врачебная помощь пораженным оказывается формированиями службы ЭМП, развернутыми в зонах ЧС и в сохранившихся лечебных учреждениях.
    
    7.2 Формирования развертываются как можно ближе к участкам аварийно-спасательных работ, но в безопасных местах с удобными подъездными путями для автотранспорта. Наиболее целесообразно развертывать их вблизи местных поликлиник и больниц, прекративших работу из-за повреждений зданий. В ряде случаев целесообразно усиливать сохранившиеся лечебные учреждения медицинским персоналом формирований.
    
    7.3 Первая врачебная помощь включает:
    
    - окончательную остановку кровотечений;
    
    - профилактику раневой инфекции (введение профилактических сывороток, антибиотиков и др.);
    
    - проведение противошоковых мероприятий (согревание, внутривенное введение лекарственных и обезболивающих средств, кровезаменителей, новокаиновые блокады, применение средств, нормализующих дыхание, деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем);
    
    - наложение или исправление повязок и шин;
    
    - профилактику и борьбу с асфиксией (искусственное дыхание, трахеотомия, интубация трахеи, дача кислорода и др.);
    
    - первичную ампутацию конечностей, висящих на кожно-мышечном лоскуте, и др.
    
    Объем первой врачебной помощи может расширяться или сужаться в зависимости от конкретных условий в зоне ЧС, количества и интенсивности поступления пораженных.
    
    

    8 Медицинская сортировка

    
    8.1 При массовых поражениях в условиях ЧС одним из обязательных элементов ЛЭО является медицинская сортировка, при которой пораженные распределяются на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в зависимости от медицинских показаний и конкретных условий обстановки.
    
    Медицинская сортировка проводится в целях обеспечения своевременного оказания максимально эффективной МП пораженным и рационального использования медицинских сил и средств.
    
    8.2 Медицинскую сортировку проводят специально подготовленные и допущенные к этой работе врачи или сортировочные бригады, имеющие в своем составе врача.
    
    8.3 Методы диагностики последствий поражения, а также тактика проведения сортировки должны обеспечивать своевременность и преемственность оказания МП пораженным на всех этапах медицинской эвакуации.
    
    

    9 Медицинская эвакуация

    
    9.1 Медицинская эвакуация проводится при невозможности оказания полноценной МП пораженным в зоне ЧС.
    
    9.2 Медицинская эвакуация начинается с выноса (вывоза) пораженных из зоны ЧС и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, где оказывается полный объем МП и лечение.
    
    9.3 Порядок медицинской эвакуации определяется в ходе эвакуационно-транспортной сортировки, т.е. распределения пораженных на однородные группы по их эвакуационному предназначению, очередности эвакуации, виду транспортных средств и способам эвакуации.
    
    9.4 Медицинская эвакуация пораженных производится воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта.
    
    Условия эвакуации не должны усугублять состояния пораженных и обеспечивать возможность оказания необходимой МП пораженным в пути.
    
    9.5 При эвакуации пораженных должны соблюдаться следующие правила:
    
    - в первую очередь на транспорт грузятся тяжело пораженные;
    
    - во вторую - пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в сидячем положении;
    
    - в третью - легко пораженные.
    
    Инфекционные больные и пораженные с резко выраженными признаками психического расстройства должны изолироваться и перевозиться отдельно.
    
    9.6 При эвакуации инфекционных больных должен обеспечиваться противоэпидемический режим с целью недопущения распространения инфекции на путях эвакуации.
    
    9.7 Каждый эвакуируемый пораженный должен иметь при себе оформленную первичную медицинскую карточку, позволяющую медицинскому персоналу быстро ориентироваться в характере поражения и оказанной МП.
    
    9.8 За эвакуацию пораженных с участков аварийно-спасательных работ отвечают соответственно начальники формирований службы ЭМП, руководители объектов народного хозяйства (предприятий и организаций) или представители местных органов власти (городских, районных и т.д.).
    
         

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Библиография

    
    [1] Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
    
    
    

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование