почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
5
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2002 года Дело N А05-748/02-42/14


[Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов, поскольку транзитный валютный и специальный транзитный счета не являются счетами, с которых может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии, следовательно, кассационную жалобу ИМНС следует отклонить]


    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Клириковой Т.Е., судей: Кочеровой Л.И., Пастуховой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2002 по делу N А05-748/02-42/14 (судья Лепеха А.П.), установил:
    
    Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ТТЛ" (далее - ООО "ТТЛ", Общество) 30000 рублей штрафа по статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии двух валютных текущих, двух валютных транзитных и двух специальных транзитных валютных счетов.
    
    Решением суда от 07.02.2002 иск удовлетворен частично. С ООО "ТТЛ" взыскано 5000 рублей штрафа. В остальной части иска отказано.
    
    В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, а исковые требования удовлетворить полностью. По мнению подателя жалобы, правовой режим функционирования текущего валютного, транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов позволяет отнести их к счетам, определенным в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
    
    Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность решения проверена в кассационном порядке.
    
    Как следует из материалов дела, 23.07.2001 Обществом открыты два валютных текущих, два валютных транзитных и два специальных транзитных валютных счета в Архангельском филиале открытого акционерного общества "Промышленно-строительный банк" (далее - Банк). Об открытии счетов Банк известил инспекцию 27.07.2001. Соответствующее сообщение ответчиком в установленный срок не представлено.
    
    В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо о закрытии счетов.
    

    Налоговой инспекцией составлен акт от 19.10.2001 N 09-09/2-17763 ДСП, принято решение от 17.12.2001 N 09-09/2-22307 о привлечении Общества к налоговой ответственности по статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 5000 руб. штрафа по каждому счету, что составляет 30000 рублей. Направленное Обществу требование от 17.12.2001 N 09-09/2-22307 в добровольном порядке им не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
    
    Согласно статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком установленного названным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
    
    Кассационная инстанция считает вывод суда о правовой природе текущего валютного и специального транзитного валютного счетов правильным по следующим основаниям.
    
    В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные или иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
    
    Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.
    
    Поскольку текущий валютный счет отвечает всем признакам, указанным в данной статье Налогового кодекса, следовательно, налогоплательщик обязан на основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации сообщать о его открытии либо закрытии в налоговую инспекцию.
    
    В соответствии с п.1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций по покупке  иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
    
    На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и в порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4 Указания N 383-У).
    

    Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика.
    
    Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
    
    Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогоплательщика отсутствует обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.
    
    Относительно транзитного валютного счета вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку, в соответствии с Инструкцией о порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.09.92 N 02-104А, данный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и также не является самостоятельным предметом договора банковского счета и не отвечает всем признакам счета, указанным в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
    
    Креме того, пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку транзитный валютный и специальный транзитный счета не являются счетами, с которых может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии.
    
    Таким образом, кассационная инстанция считает, что сумма штрафа подлежащая взысканию с ответчика, должна составлять 10000 рублей, то есть за несообщение налоговому органу об открытии Обществом двух валютных текущих счетов.
    

    Однако решение суда следует оставить без изменения, так как применение судом, при уменьшении суммы штрафа, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению кассационной инстанции, является обоснованным.
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2002 по делу N А05-748/02-42/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.     
    
    

Председательствующий
Т.В.Клирикова

Судьи
Л.И.Кочерова
М.В.Пастухова




Текст документа сверен по:
рассылка


    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование