почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
6
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 года Дело N А29-1774/2007


[В удовлетворении заявленного требования о признании незаконными действий ИФНС, выразившихся в повторном направлении в банк инкассовых поручений отказано, поскольку факт вынесения налоговым органом решения о взыскании налога, сбора и пеней за счет денежных средств предприятия в срок, установленный п.3 ст.46 НК РФ, подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем, с учетом чего суд признал необоснованным довод предприятия о пропуске налоговым органом срока для взыскания с налогового агента НДФЛ и пеней при выставлении спорных инкассовых поручений]


     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Евтеевой М.Ю., Радченковой Н.Ш., при участии представителя от заинтересованного лица: Пау Е.В. (доверенность от 10.01.2008 N 04-05/7) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Коми государственного унитарного проектно-ремонтно строительного предприятия автомобильных дорог "Комиавтодор" на решение от 17.07.2007 Арбитражного суда Республики Коми и на постановление от 01.10.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-1774/2007, принятые судьями Баублисом С.Л., Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по заявлению Коми государственного унитарного проектно-ремонтно строительного предприятия автомобильных дорог "Комиавтодор" о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару, выразившихся в повторном направлении в банк инкассовых поручений от 05.03.2007 N 5608 и 5609, и о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 05.03.2007 в части бесспорного взыскания: по поручению N 5608 - 1 040 480 рублей, по поручению N 5609 - 1 987 001 рубля 49 копеек и установил:

     с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований Коми государственное унитарное проектно-ремонтно строительное предприятие автомобильных дорог "Комиавтодор" (далее - КГУПРСП "Комиавтодор", Предприятие, налоговый агент) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в повторном направлении в банк инкассовых поручений от 05.03.2007 N 5608 и 5609 и о признании не подлежащими исполнению данных поручений в части бесспорного взыскания: по поручению N 5608 - 1 040 480 рублей, по поручению N 5609 - 1 987 001 рубля 49 копеек.

     Решением суда первой инстанции от 17.07.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.

     Постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2007 решение суда оставлено без изменения.

     Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.

     Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, а именно: пункты 1 и 2 статьи 46, статью 226 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 2, пункты 1 и 2 статьи 5, статью 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

     По его мнению, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации шестидесятидневный срок распространяется не только на отношения, связанные с принятием решения о взыскании налога, но и на всю процедуру бесспорного взыскания налогов и сборов. Выставление инкассовых поручений по прошествии более двух лет не основано на нормах действующего законодательства.

     Пени по налогу на доходы физических лиц не являются текущими платежами, поэтому вопрос о взыскании задолженности по указанным пеням должен решаться в рамках дела о банкротстве.

     Конкурсный управляющий не знал о наличии недоимки и пеней по налогу на доходы физических лиц.

     Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

     В судебном заседании и отзыве на кассационную жалобу Инспекция возразила против доводов заявителя, указав, что положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают ограничений по направлению на основании вынесенных в срок решений о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках новых инкассовых поручений в связи с закрытием расчетных счетов, на которые были выставлены инкассовые поручения.

     Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и неразрывно связана с основанной обязанностью налогоплательщика (налогового агента), в связи с чем требование об уплате пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц не подлежит рассмотрению в деле о банкротстве.

     Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило.

     Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах КГУПРСП "Комиавтодор" за период с 01.10.2001 по 31.12.2003 и установила в том числе неуплату налоговым агентом 5 040 480 рублей 45 копеек налога на доходы физических лиц.

     По результатам проверки составлен акт от 16.08.2004 N 12-31 и принято решение от 31.08.2004 N 12-31 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, в частности, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 394 652 рублей 49 копеек. Налоговому агенту предложено уплатить названную налоговую санкцию, 5 040 480 рублей 45 копеек налога на доходы физических лиц и 1 987 001 рубль 49 копеек пеней по этому налогу.

     На основании указанного решения Предприятию выставлено требование об уплате названного налога от 31.08.2004 N 36888 с предложением в срок до 10.09.2004 погасить доначисленные в результате проверки суммы налогов и пеней.

     Данное требование Предприятие добровольно не исполнило, поэтому налоговый орган принял решение от 13.09.2004 N 5714 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента-организации на счетах в банках.

     Во исполнение названного решения Инспекция выставила инкассовые поручения от 13.09.2004 N 18441 и 18442 на списание задолженности по налогу на доходы физических лиц и пеням по нему со счета налогового агента в филиале N 8617 АКСБ РФ (ОАО) Коми отделение, город Сыктывкар. Данные поручения в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете Предприятия 15.09.2004 помещены банком в картотеку "расчетные документы, не оплаченные в срок".

     Налоговой орган принял решение и постановление от 23.09.2004 N 191 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации).

     На основании названного постановления 27.09.2004 судебный пристав-исполнитель Межрайонного подразделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Республики Коми возбудил исполнительное производство в отношении КГУПРСП "Комиавтодор".

     В связи с принятием решения о взыскании налогов, пеней за счет имущества Предприятия, письмом от 26.10.2004 N 378 Инспекция приостановила действие инкассовых поручений, в том числе от 13.09.2004 N 18441 и 18442.

     Решением от 15.12.2004 Арбитражного суда Республики Коми Предприятие признано несостоятельным (банкротом), исполнительное производство в отношении последнего 31.12.2004 окончено, исполнительные документы, в том числе постановление от 23.09.2004 N 191, а также расшифровка задолженности направлены конкурсному управляющему КГУПРСП "Комиавтодор" Серовой Т.Д.

     Расчетный счет Предприятия в филиале АК СБ РФ Коми отделения N 86167 07.02.2005 был закрыт, инкассовые поручения от 13.09.2004 N 18441 и 18442 возвращены в Инспекцию без исполнения.

     Взамен данных инкассовых поручений налоговый орган выставил инкассовые поручения от 05.03.2007 N 5608 и 5609 на расчетный счет налогового агента N 40602810600700000004, открытый в Сыктывкарском филиале "ТБК" ЗАО.

     Не согласившись с названными инкассовыми поручениями, КГУПРСП "Комиавтодор" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

     Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 45 - 47, 69, 75, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" и исходил из того, что действия налогового органа по выставлению оспариваемых инкассовых поручений являются законными, поскольку решение Инспекции о взыскании налога, сбора и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках принято в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации; требование налогового органа по перечислению Предприятием налога на доходы физических лиц и уплате пеней не подлежит рассмотрению в деле о банкротстве; представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что конкурсному управляющему было известно о наличии недоимки и пеней по налогу на доходы физических лиц.

     Руководствуясь аналогичными нормами права, апелляционная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции.

     Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

     В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункты 1 - 3 статьи 46 Кодекса).

     Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

     В силу пункта 1 статьи 47 Кодекса в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

     Между тем в статье 47 Кодекса так же, как и в статье 46 Кодекса, определены правила принудительного взыскания налоговым органом налога во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

     Следовательно, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Кодекса, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика, поскольку статья 47 Кодекса подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.

     Как видно из материалов дела и не оспаривается Предприятием, последнее не исполнило обязанность по уплате в бюджет 5 040 480 рублей налога на доходы физических лиц, в связи с чем налоговый орган предпринял меры по взысканию названной суммы в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

     В срок, установленный в требовании налогового органа, сумма налога и пеней налоговым агентом не уплачена; инкассовые поручения от 13.09.2004 N 18441 и N 18442, направленные в банк, не исполнены из-за отсутствия на расчетном счете Предприятия денежных средств.

     Так как расчетный счет в банке был закрыт, то взамен названных инкассовых поручений Инспекция выставила на новый расчетный счет, открытый в другом банке, инкассовые поручения от 05.03.2007 N 5608 и N 5609, содержащие аналогичные сведения. Выставление данных поручений не носило самостоятельного характера по взысканию спорных сумм задолженности и какого-либо повторного или дополнительного обременения налогового агента не повлекло.

     Факт вынесения налоговым органом решения от 13.09.2004 N 5714 о взыскании налога, сбора и пеней за счет денежных средств Предприятия в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.

     С учетом изложенного суды обеих инстанций правомерно признали необоснованными довод Предприятия о пропуске налоговым органом срока для взыскания с налогового агента налога на доходы физических лиц и пеней при выставлении спорных инкассовых поручений.

     Довод заявителя о том, что конкурсный управляющий КГУПРСП "Комиавтодор" Серова Т.Д. не знала о наличии недоимки по налогу на доходы физических лиц, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку исполнительные документы, в том числе постановление от 23.09.2004 N 191, а также расшифровка задолженности последней направлены после окончания исполнительного производства (том 1, лист дела 106).

     В силу пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) в деле о банкротстве рассматриваются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения.

     Согласно статье 2 Закона денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию; обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

     В соответствии со статьей 226 Кодекса Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо (налогоплательщик) получило доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Уплата налога на доходы физических лиц за счет средств организации (налогового агента) не допускается.

     Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц, имеет особую правовую природу и не подпадает под понятие обязательного платежа или денежного обязательства, предусмотренных в статье 2 Закона о банкротстве.

     Рассматриваемое требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне рамок дела о банкротстве (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").

     В силу статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

     По своей природе пеня является обеспечительной мерой и неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика (налогового агента). Таким образом, требование по уплате начисленных на сумму налога на доходы физических лиц пеней подлежит удовлетворению в порядке, аналогичном для требования по указанному налогу.

     При таких обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о том, что требование Инспекции по перечислению КГУПРСП "Комиавтодор" налога на доходы физических лиц и уплате пеней не подлежит рассмотрению в деле о банкротстве, является правомерным.

     С учетом изложенного кассационная жалоба Предприятия удовлетворению не подлежит.

     Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

     Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на КГУПРСП "Комиавтодор".

     Руководствуясь статьями 110, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

     решение от 17.07.2007 Арбитражного суда Республики Коми и постановление от 01.10.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-1774/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Коми государственного унитарного проектно-ремонтно строительного предприятия автомобильных дорог "Комиавтодор" - без удовлетворения.

     Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на Коми государственное унитарное проектно-ремонтно строительное предприятие автомобильных дорог "Комиавтодор".

     Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
    
    

Председательствующий
А.И. Чиграков

Судьи

М.Ю. Евтеева
Н.Ш. Радченкова




  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование