почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


       РД-08-15-98

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ
 О НАДЗОРЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
 И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ


     УТВЕРЖДЕНО Приказ Госатомнадзора России от 20 мая 1998 г. N 51
     
     СОГЛАСОВАНО заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии В.В.Богдан (исх.N 08-753 от 24.02.98)
     
     Врио Начальника штаба внутренних войск МВД России М.А.Паньков (исх.N 5-07/876 от 04.11.97)
     
     ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 1 июня 1998 г.
     
     

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     1. Положение о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Правила), Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 283-pп, Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. N 1355 и распоряжениями Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. N 636-pп и от 26 июля 1995 г. N 350-рп о частичных изменениях Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
     
     2. Настоящее Положение определяет организацию и порядок проведения государственного надзора за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - физзащита) ядерно-опасных объектов, поднадзорных Госатомнадзору России, и обязательно для структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России и его территориальных органов, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления государственного надзора за обеспечением физической защиты.
     
     3. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов представляет собой комплекс последовательных взаимосвязанных действий по получению информации о состоянии физзащиты, проверке соблюдения требований правил и норм в области обеспечения физзащиты, выполнения условий действия лицензий на виды деятельности в части обеспечения физзащиты, а также применения санкций в случае невыполнения требований указанных правил и норм.
     
     4. Основными задачами государственного надзора за обеспечением физзащиты являются:
     
     надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими ядерную деятельность, и персоналом (работниками) ядерно-опасных объектов требований Правил, других нормативно-правовых актов по обеспечению физзащиты ядерно-опасных объектов;
     
     надзор за соблюдением администрацией ядерно-опасного объекта требований к обеспечению физзащиты, предусмотренных в лицензии на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
     

     предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти информации о состоянии физзащиты и выполнении администрацией ядерно-опасного объекта требований Правил и других нормативно-правовых актов по обеспечению физзащиты ядерно-опасных объектов.
     
     5. Требования к организации и осуществлению государственного надзора за обеспечением физзащиты при проведении работ с использованием оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества, а также на радиационно опасных производственных (технологических) участках и в пунктах хранения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения устанавливаются иными нормативными документами.
     
     6. В настоящем Положении учтены peкомендации, содержащиеся в документах МАГАТЭ: Конвенция о физической защите ядерного материала (INFCIRC/274/Rev1), Физическая защита ядерного материала (INFCIRC/225/Rev3).
     
     7. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в приложении 1.
     
     

II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗЗАЩИТЫ ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

     
     8. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов должен осуществляться на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, а также при обращении с ядерными материалами, в том числе при их транспортировании.
     
     9. Методическое руководство деятельностью территориальных органов Госатомнадзора России по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов и общую координацию этой деятельности осуществляет Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Госатомнадзора России (далее - Управление) в рамках своей компетенции.
     
     10. Территориальные органы Госатомнадзора России организуют и осуществляют государственный надзор за обеспечением физзащиты на поднадзорных им ядерно-опасных объектах.
     
     

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ФИЗЗАЩИТЫ ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

     
     11. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов предусматривает:
     
     проведение анализа информации о состоянии физической защиты ядерно-опасных объектов, результатов инспекций и принятие основанных на законодательных и иных нормативных правовых актах мер, направленных на устранение нарушений требований норм и правил в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов;
     
     проверку выполнения условий действия выданных лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии в части соблюдения требований к обеспечению физзащиты;
     
     проведение инспекций с целью проверки обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов и соответствия ее установленным требованиям правил и норм в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов;
     
     проверку выполнения выданных органами Госатомнадзора России предписаний.
     
     12. Анализ информации об обеспечении физзащиты поднадзорных ядерно-опасных объектов осуществляют территориальные органы Госатомнадзора России, основываясь на результатах проведенных на указанных объектах соответствующих инспекций, требованиях выданных предписаний, а также на представляемых объектами в установленном порядке отчетах, справках об обеспечении физзащиты этих объектов.
     
     Анализ информации об обеспечении физзащиты всех поднадзорных Госатомнадзору России ядерно-опасных объектов осуществляет Управление, основываясь на представляемых ему территориальными органами Госатомнадзора России отчетах, результатах инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов, проведенных специалистами Управления.
     
     Порядок подготовки и представления территориальными органами Госатомнадзора России отчетов о надзоре за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов определяется Положением об отчетности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состоянием учета и контроля ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-14-97).
     
     13. Выявленные в процессе инспекции нарушения требований Правил, других нормативно-правовых документов по обеспечению физической защиты ядерно-опасного объекта должны быть проанализированы с целью определения причин этих нарушений и влияния их на обеспечение физзащиты объекта. По результатам проведенного анализа должны быть предложены меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в области обеспечения физзащиты и повышению эффективности деятельности по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов.
     

     Анализ результатов деятельности по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов осуществляется территориальными органами Госатомнадзора России и Управлением в рамках своей компетенции.
     
     14. Основной формой реализации государственного надзора за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов являются инспекции физзащиты этих объектов. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов проводятся при рассмотрении заявлений на получение лицензий Госатомнадзора России и в процессе осуществления разрешенной деятельности.
     
     15. Целью инспекции физзащиты ядерно-опасного объекта в процессе рассмотрения документов, представленных для получения лицензии Госатомнадзора России, является оценка вопросов обеспечения физзащиты непосредственно на объекте заявляемой деятельности, проверка достоверности представленной информации в части обеспечения физзащиты; оценка возможностей и наличия условий у заявителя лицензии для ведения заявленной деятельности в части обеспечения физзащиты.
     
     16. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов в процессе разрешенной деятельности проводятся с целью проверки фактического состояния физзащиты объектов и ее соответствия установленным требованиям Правил и норм, выполнения администрацией этих объектов условий действия лицензий в части касающейся обеспечения физзащиты, выполнения ранее выданных органами Госатомнадзора предписаний.
     
     17. Инспекции физзащиты при проектировании и конструировании ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, конструировании и изготовлении оборудования для ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов должны быть направлены на проверку разработки проектной, конструкторской и технологической документации физзащиты в соответствии с требованиями установленных требований Правил и норм в области обеспечения физзащиты.
     
     18. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов по организации и содержанию могут быть целевыми и оперативными, а также являться частью комплексных инспекций.
     
     19. Направления, объем и порядок проведения инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов определяются Положением о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97).
     
     20. Комплексная инспекция ядерно-опасного объекта предусматривает проверку всех вопросов, входящих в компетенцию Госатомнадзора России, в том числе и вопросов физзащиты. Результаты проверок физзащиты ядерно-опасных объектов должны быть приведены отдельным разделом в актах комплексных инспекций этих объектов.
     

     21. Оперативная инспекция предусматривает периодическую проверку обеспечения физзащиты на соответствие требованиям правил и норм в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов, условиям действия лицензий непосредственно на рабочих местах, в подразделениях ядерно-опасных объектов с целью принятия мер по устранению и предупреждению нарушений, недостатков, а также проверку выполнения актов-предписаний (предписаний), выданных территориальными органами Госатомнадзора России.
     
     Оперативная инспекция организуется начальниками отраслевых отделов (отделов инспекций) территориальных органов Госатомнадзора России и проводится инспектором (группой инспекторов).
     
     22. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов могут быть плановыми и внеплановым. Плановые инспекции проводятся в соответствии с Комплексным планом работы Госатомнадзора России, годовыми и квартальными планами работ территориальных органов Госатомнадзора России, внеплановые инспекции - по решению руководителей Госатомнадзора России или управления территориального органа Госатомнадзора России.
     
     23. Руководство проверяемого ядерно-опасного объекта и командование внутренних войск МВД России (командование округа внутренних войск) должны быть извещены о проведении комплексной или целевой инспекции и ознакомлены с составом комиссии и программой инспекции физзащиты не позднее чем за пять календарных дней до их начала.
     
     О проведении оперативной инспекции администрация ядерно-опасного объекта и командование воинской части внутренних войск МВД России, охраняющей этот объект, должны быть извещены непосредственно в день перед началом инспекции.
     
     24. Оперативная инспекция физзащиты ядерно-опасного объекта должна проводится в присутствии полномочного представителя проверяемого объекта, а все действия по проверке элементов физзащиты этого объекта, находящихся в ведении воинской части внутренних войск МВД России, охраняющей объект, - в присутствии представителя командования воинской части, или иного представителя этой части по согласованию с ее командованием.
     
     25. При проведении инспекции физзащиты ядерно-опасного объекта инспектирующие лица должны строго выполнять требования и нормы технической, ядерной, радиационной и пожарной безопасности, режима секретности, не вмешиваться в технологический процесс.
     

     Запрещается проверка элементов физзащиты методом провокации.
     
     26. Права инспектирующих лиц при проведении инспекций физзащиты (в рамках комплексных, целевых и оперативных) ядерно-опасного объекта определены руководящим документом "Права должностных лиц органов системы Госатомнадзора России" (РД-03-20-94). Перечень основных документов, определяющих физзащиту ядерно-опасных объектов и организацию надзора за ее обеспечением, приведен в приложении 2.
     
     27. Результаты инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов оформляются:
     
     при комплексных инспекциях - отдельным разделом акта (акта-предписания) комиссии;
     
     при целевых инспекциях - актом-предписанием;
     
     при оперативных инспекциях - предписанием (записью в журнале инспекции, если не было выявлено нарушений). Форма предписания приведена в приложении 3.
     
     28. При оформлении акта-предписания следует руководствоваться разделами 5, 6 Положения о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97).
     
     29. При проведении ведомственного контроля за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов, состояния надежности их охраны к участию в работе ведомственных комиссий могут привлекаться (по согласованию) представители Госатомнадзора России и его территориальных органов.
     
     30. В случае обнаружения нарушений требований правил и норм в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов, несоблюдения условий действия выданных лицензий на виды деятельности в части обеспечения физзащиты органы Госатомнадзора России в установленном порядке должны применять санкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     
     Начальник Управления по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Ю.Г.Володин
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     
     ЛИЦЕНЗИЯ - надлежаще оформленный документ, подтверждающий право ведения работ в области использования атомной энергии.
     
     ПУНКТ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ - не относящийся к ядерным установкам стационарный объект или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
     
     ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации и транспортировке ядерных материалов, по проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНО-ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ - предприятие (организация, воинская часть), на территории которого используется или хранится ядерный материал, либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
     
     ЯДЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ - материал, содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, в том числе:
     
     а) обедненный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 ниже, чем в природном уране;
     
     б) облученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения более 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты;
     
     в) обогащенный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 выше, чем в природном уране;
     
     г) отработавшее ядерное топливо - облученное ядерное топливо, дальнейшее использование которого в ядерном реакторе не предусматривается;
     
     д) природный уран - уран, содержащий около 99,28% изотопа урана-238, около 0,71% изотопа урана-235 и около 0,01% изотопа урана-234;
     
     е) радиоактивные отходы - ядерные материалы, дальнейшее использование которых не предусматривается;
     
     ж) слабооблученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения менее или равную 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты.
     
     Примечание: Термины и определения приведены в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФИЗЗАЩИТУ
ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЮ НАДЗОРА ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

     
     1. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии". 1995 г.
     
     2. Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. 1997 г.
     
     3. Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов (ОПБЗ-83).
     
     4. Акт межведомственной комиссии по организации охраны ядерно-опасного объекта.
     
     5. Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. 1987 г.
     
     6. Положение о режиме специальной безопасности на АЭС Минатомэнерго СССР. 1989 г.
     
     7. Положение об охране, пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах первой категории Минсредмаша СССР. 1967 г.
     
     8. Временный устав внутренних войск МВД России. 1994 г.
     
     9. Наставление по служебной деятельности подразделений, гарнизонов, застав, караулов и войсковых нарядов воинских частей внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране важных государственных объектов и специальных грузов (Утверждено приказом МВД России от 1 сентября 1995 г. N 340дсп).
     
     10. Наставление по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны. 1989 г.
     
     11. Руководство по организации технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны на особо важных объектах, охраняемых внутренними войсками. 1990 г.
     
     12. Положение о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97).
     
     13. Положение об отчетности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состоянием учета и контроля ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-14-97).
     
     14. Положение о проведении целевой инспекции состояния учета, контроля, физической защиты ядерных материалов, связанной с утратой, выявлением неучтенных излишков, хищением или несанкционированным использованием ядерных материалов (РД-08-11-96).
     
     15. Права должностных лиц органов системы Госатомнадзора России (РД-03-20-94).
     

     16. Положение о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России (РД-03-01-95).
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 

Форма предписания

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

ПРЕДПИСАНИЕ N

"___" ___________ 199____ г.

При проведении инспекции

(наименование вида и объекта инспекции,

наименование органа, Ф.И.О. должностных лиц Госатомнадзора России,

проводивших инспекцию)

были выявлены следующие нарушения:

(краткое описание нарушений, ссылки на нормативно-правовые

документы, требования которых нарушены)

Руководителю

(наименование объекта, Ф.И.О. руководителя)

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

(содержание предписаний по устранению выявленных нарушений с

указанием сроков их выполнения)

О выполнении предписания Вам следует сообщить

(наименование

не позднее "____" ______________199___г.

органа Госатомнадзора России)
     

(должность работника
Госатомнадзора России,
выдавшего предписание)

(подпись)

(Ф.И.О.)

С предписанием ознакомлен и один экземпляр его для исполнения получил
     

Руководитель:

(наименование объекта)

(подпись)

(Ф.И.О.)


"____" _________________ 199____г.

  

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование