почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
18
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

  
Распространяется ли требование о порядке обязательной продажи части валютной выручки резидента на внутреннем валютном рынке на поступления резидента в иностранной валюте от операций с облигациями государственного внутреннего валютного займа


 Вопрос:

    Распространяется ли требование валютного законодательства о порядке обязательной продажи части валютной выручки резидента на внутреннем валютном рынке на поступления резидента в иностранной валюте от операций с ОГВВЗ?
    
    

 Ответ:

    В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ. Указанная норма в настоящее время действует в редакции, установленной Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования". Порядок обязательной продажи части валютной выручки урегулирован Инструкцией Центрального банка РФ от 29 июня 1992 года N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), действующей в редакции, не противоречащей более позднему законодательству, в том числе и Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования".
    
    Следует отметить, что в соответствии с указанной Инструкцией обязательной продаже не подлежат 1) поступления в иностранной валюте от нерезидентов от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям) - пункт 4.2 Инструкции; 2) поступления в иностранной валюте от резидентов, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах юридических лиц), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке РФ (любые поступления от резидентов за счет указанных источников, в том числе и поступления в счет расчетов по операциям с ценными бумагами), - пункт 5 Инструкции. В связи с приведенными нормами Инструкции Банка России необходимо дать некоторые пояснения.
    
    Дело в том, что в соответствии с новой редакцией пункта 5 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"  (редакцией, введенной в действие Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования") льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), установленному настоящим пунктом, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) могут быть установлены только Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Следовательно, является очевидным вопрос, подлежат ли применению указанные выше нормы Инструкции Банка России, освобождающие от обязательной продажи поступления в иностранной валюте, после введения в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования" (т.е. после 10 августа 2001 года). Представляется, что на данный вопрос следует дать положительный ответ по следующим причинам.
    

    Дело в том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" обязательной продаже подлежат не любые поступления в иностранной валюте резиденту, а лишь поступления резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Поступления в иностранной валюте от операций с фондовыми ценностями, как следует из систематического толкования норм Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", нет никаких оснований рассматривать в качестве экспортных операций. Подпункт б) пункта 10 статьи 1 Закона относит операции с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте,  к валютным операциям, связанным с движением капитала, называя эти операции портфельными инвестициями. При этом такие операции являются капитальными валютными операциями вне зависимости от срока расчетов по ним. В то же время подпункт г) пункта 10 статьи 1 Закона в качестве самостоятельного вида валютных операций, связанных с движением капитала, называет предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); в случае же, когда отсрочка платежа не превышает 90 дней, такую операцию в соответствии с подпунктом а) пункта 9 статьи 1 следует квалифицировать как текущую валютную операцию. Таким образом, налицо, во-первых, факт выделения законодателем портфельных инвестиций и экспортных операций в самостоятельные виды валютных операций, во-вторых, различный подход законодателя к регулированию этих операций. Уже из этого следует, что поскольку портфельные инвестиции не отнесены к числу экспортных операций, а Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" налагает на резидентов обязанность по продаже части валютной выручки только в том случае, если такая выручка поступает от экспортных операций, поступления резидентам в иностранной валюте по портфельным инвестициям не подлежат обязательной продаже в соответствии с подпунктом 5 статьи 6 Закона.
    
    Более того, следует отметить, что и до принятия Федерального закона от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования" у Центрального банка РФ отсутствовали полномочия по льготированию порядка обязательной продажи части валютной выручки резидентов (статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 1998 года N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", отмененной Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ, было предусмотрено, что льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) устанавливаются федеральными законами и указами Президента Российской Федерации). Таким образом, в этой части компетенция Банка России в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 года N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования" не изменилась.
    

    Все указанные выше выводы вполне могут быть применены и к поступлениям иностранной валюты от резидентов.



А.Е.Смирнов,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64

17 июня 2002 года N Ю2011


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование