почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
8
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Заключение договора лизинга Муниципальным Советом Муниципального образования - Муниципального округа N 7 как лизингодателем с последующим переходом права собственности
к лизингополучателю


      

 Вопрос:

    
    Возможно ли заключение договора лизинга Муниципальным Советом Муниципального образования - Муниципального округа N 7 как лизингодателем с последующим переходом права собственности к лизингополучателю?
    

    

 Ответ:

    
    Устав Муниципального образования Муниципального округа N 7 был утвержден постановлением Муниципального Совета указанного муниципального образования от 30 апреля 1998 года N 4-п и зарегистрирован постановлением Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 17.06.98 N 155 (в дальнейшем - Устав).
    
    Полномочия Муниципального Совета в области управления и распоряжения муниципальной собственностью определены в статье 39 Устава. Согласно пункту 2 указанной статьи приобретение и отчуждение муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляются в порядке, установленном Муниципальным Советом. В силу пункта 3 статьи 39 Устава Муниципальный Совет муниципального образования в соответствии с федеральными законами вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, может быть передано Муниципальным Советом в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества. Условия приватизации определяются Муниципальным Советом.
    
    Из приведенных норм, безусловно, следует право Муниципального Совета совершать сделки, как по приобретению муниципального имущества, так и по распоряжению им, в том числе по отчуждению муниципального имущества. При этом Устав не ограничивает право Муниципального Совета на совершение сделок какими-либо конкретными сделками. Следовательно, это могут быть любые сделки, как предусмотренные прямо действующим законодательством РФ, так и не предусмотренные им, но ему не противоречащие. От имени Муниципального Совета договор подлежит подписанию Председателем Муниципального Совета, что следует из его полномочий, зафиксированных в пункте 7 статьи 20 Устава.

    

    Ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" не содержит ограничений на участие органов местного самоуправления в отношениях, вытекающих из договора лизинга. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Хотя статья 5 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" и содержит понятие лизинговой компании (согласно указанной статье лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей), законодательство не ограничивает возможность иных участников гражданского оборота выступать в качестве лизингодателей. Нет такого ограничения и в отношении органов местного самоуправления.

    

    В данном случае, вопрос, прежде всего, состоит в том, насколько заключение договора лизинга, предусматривающего последующий переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, соответствует законодательству РФ о приватизации, а именно, является ли передача права муниципальной собственности в соответствии с договором лизинга приватизацией муниципального имущества, и, соответственно, распространяет ли законодательство РФ о приватизации свое действие на подобные отношения. Это тем более актуально, если учесть, что Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", статья 13 которого определяет исчерпывающий перечень способов приватизации, не предусматривает такого способа приватизации, как лизинг государственного и муниципального имущества.
    
    На наш взгляд, при ответе на поставленный вопрос ключевым является содержание статей 217 и 124 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. В силу статьи 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Согласно статье 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    
    Как следует из приведенных норм, муниципальные образования участвуют в гражданском обороте на равных началах с иными субъектами. Что касается передачи права собственности на муниципальное имущество, то статья 217 Гражданского кодекса РФ содержит лишь возможность передачи права собственности в порядке приватизации (находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации). При этом не исключаются возможности использования и иных способов передачи права собственности от муниципальных образований к гражданам и юридическим лицам.
    

    Безусловно, приведенная выше точка зрения не является однозначной; возможно и иное толкование норм действующего законодательства. Ввиду этого возможно использование несколько иной схемы, которая бы практически исключила возможность возникновения вопросов о правомерности реализованной схемы, а именно.
    
    Муниципальный Совет приобретает имущество в муниципальную собственность по договору купли-продажи. В последующем осуществляется передача указанного имущества в аренду выбранному юридическому лицу. По прошествии определенного промежутка времени осуществляется приватизация указанного имущества в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следует отметить, что Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" исключил такой способ приватизации, как выкуп арендованного имущества. Ввиду этого при принятии решения о приватизации приобретенного и сданного в аренду имущества необходимо будет избрать иной способ приватизации из перечня способов, содержащегося в статье 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", например, продажа муниципального имущества на конкурсе.
    
    

Смирнов А.Е.,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64
    

21 июля 2003 года N Ю3850

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование