Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/901829679.htm


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2002 года N 54


Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"

    
    
    В целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в организации деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации
    
постановляет:
    
    1. Утвердить Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей" согласно приложению.
    
    2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) домов-интернатов для детей с физическими недостатками использовать Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей", утвержденные настоящим постановлением.
    
    

Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок


Приложение
к постановлению Минтруда России
от 8 августа 2002 года N 54


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"


I. Общие положения

    
    1.1. Настоящие рекомендации разработаны на основании Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4872), Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3198) для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в организации деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей.
    
    1.2. Государственное (муниципальное) учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Учреждение) рекомендуется создавать в целях предоставления в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям (далее - дети-инвалиды), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
    
    1.3. Учреждение создается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, и действует на основании устава, утверждаемого учредителем.
    
    При подготовке устава Учреждения рекомендуется использовать Рекомендации по подготовке уставов государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, утвержденные постановлением Минтруда России от 28 декабря 2000 года N 93*.
________________
    * Бюллетень Минтруда России, 2001, N 1, с.35-38. - Прим. ред.
    

    

II. Основные направления деятельности учреждения

    
    2.1. Деятельность Учреждения направлена на социальное обслуживание детей-инвалидов, в связи с чем Учреждение осуществляет:
    
    - предоставление социальных услуг детям-инвалидам в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности;
    
    - реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;
    
    - мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество;
    
    - организацию ухода за детьми-инвалидами, досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
    
    - организацию физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей;
    
    - социальную, психологическую или иную помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов для ликвидации трудной жизненной ситуации;
    
    - защиту прав и законных интересов детей-инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
    
    - организацию образования детей-инвалидов с учетом их физических возможностей и умственных способностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    2.2. При социальном обслуживании детей-инвалидов рекомендуется использовать средства малой механизации и средства самообслуживания, которые позволят:
    
    - повысить качество обслуживания, содержания и ухода за детьми-инвалидами;
    
    - использовать прогрессивные формы и методы работы по социальному обслуживанию детей-инвалидов;
    
    - облегчить труд обслуживающего персонала по уходу за тяжело больными детьми и привить детям-инвалидам навыки самообслуживания;
    
    - использовать новые реабилитационные технологии, повышающие результативность реабилитационного процесса детей-инвалидов.
    
    2.3. В Учреждении могут создаваться следующие структурные подразделения: приемное отделение, отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение социально-консультативной помощи, отделение милосердия, группа дневного пребывания и другие отделения, отвечающие целям и задачам Учреждения.
    
    

2.3.1. Приемное отделение Учреждения предназначается для:

    
    - осуществления первичного и, при необходимости, последующего приема детей-инвалидов в Учреждение, выявления имеющихся у них потребностей в социальных услугах, направления в соответствующие функциональные подразделения Учреждения;
    
    - создания банка данных о детях-инвалидах, обратившихся в Учреждение за помощью, осуществления обмена необходимой информацией с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями;
    
    - осуществления анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Учреждением.
    
    

2.3.2. Отделение медико-социальной реабилитации Учреждения предназначается для:

    
    - освоения и использования традиционных и новых эффективных методик и технологий в проведении реабилитационных мероприятий;
    
    - направления детей-инвалидов при необходимости и по согласованию с органами здравоохранения в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи;
    
    - обеспечения взаимодействия  специалистов отделения с родителями (законными представителями) детей-инвалидов для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье, осуществления их обучения основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыкам и умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
    
    - проведения лечебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми- инвалидами.
    
    

2.3.3. Отделение психолого-педагогической помощи Учреждения предназначается для:

    
    - оказания практической помощи в организации обучения детей-инвалидов, разработки, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей-инвалидов, образовательных программ;
    
    - проведения психолого-коррекционной работы с детьми-инвалидами;
    
    - подготовки и проведения мероприятий по организации досуга детей-инвалидов вместе с их родителями (законными представителями), проведения медико-социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;
    
    - обучения детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации;
    
    - организации игротерапии детей-инвалидов;
    
    - проведения развернутой диагностики психического развития детей-инвалидов с целью определения форм и методов психокоррекционной работы.
    
    

2.3.4. Отделение социально-трудовой реабилитации Учреждения предназначается для:

    
    - проведения мероприятий по оказанию психолого-профориентационных услуг детям-инвалидам;
    
    - проведения мероприятий, способствующих развитию и освоению детьми-инвалидами профессиональных навыков и умений;
    
    - организации трудотерапии и предпрофессионального трудового обучения детей-инвалидов на базе учебно-производственных мастерских Учреждения исходя из местных условий;
    
    - решения вопросов будущего трудоустройства детей-инвалидов на специализированные предприятия для инвалидов в установленном порядке.
    
    

2.3.5. Отделение социально-консультативной помощи Учреждения предназначается для:

    
    - консультирования родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности детей-инвалидов с ограничениями в развитии;
    
    - оказания социально-консультативной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, по вопросам социально-правовой защиты и обеспечения их жизнедеятельности.
    
    

2.3.6. Отделение милосердия Учреждения предназначается для:

    
    - организации реабилитационных групп, объединяющих детей-инвалидов с учетом их возраста и тяжести заболевания;
    
    - осуществления деятельности реабилитационных групп на основе индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.
    
    

2.3.7. Группа дневного пребывания Учреждения предназначается для:

    
    - реализации индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
    
    - обеспечения режима временного содержания детей-инвалидов с учетом семейных обстоятельств и интересов детей-инвалидов.
    
    2.4. Для оказания помощи в деятельности Учреждения может быть создан попечительский совет, порядок выборов и компетенция которого определяется уставом Учреждения, одним из направлений деятельности которого является привлечение территориальных общественных объединений, организаций, фондов к решению проблем детей-инвалидов, проживающих в Учреждении.
    
    2.5. Штатное расписание вышеперечисленных отделений рекомендуется составлять в соответствии с Примерным штатным расписанием, предусмотренным приложением к настоящим Методическим рекомендациям.
    
    

III. Порядок приема, содержания и выписки из Учреждения детей-инвалидов

    
    3.1. В Учреждение принимаются дети-инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.
    
    3.2. Не принимаются в Учреждение дети-инвалиды, страдающие по заключению медицинских учреждений психическими, онкологическими, кожно-венерологическими и другими формами инфекционных заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях.
    
    3.3. Дети-инвалиды принимаются в Учреждение на постоянное, временное (на срок до 6 месяцев), пятидневное в неделю проживание и дневное пребывание. Социально-реабилитационная работа с родителями (законными представителями) проводится в течение всего срока проживания или пребывания детей-инвалидов в Учреждении.
    
    3.4. Основанием для помещения в Учреждение является путевка, выданная органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Путевка для помещения ребенка-инвалида может выдаваться на основании заявления его родителей (законных представителей).
    
    3.5. На каждого проживающего в Учреждении заводится личное дело, в котором хранятся: путевка; история болезни, к которой приобщается медицинская карта; справка из учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; индивидуальная программа реабилитации, амбулаторная карта, поступившая из медицинского учреждения, все медицинские и другие документы со времени нахождения ребенка-инвалида в Учреждении.
    
    3.6. Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется на платной основе, включающей затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст.1571).
    
    Плата производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между родителями ребенка-инвалида (законными представителями) и Учреждением в соответствии с Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формой примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными постановлением Минтруда России от 17 мая 2002 года N 35*.

________________

    * Бюллетень Минтруда России, 2002, N 6, с.64-68. - Прим. ред.


    
    3.7. Детям-инвалидам, за счет денежных средств их родителей (законных представителей), могут предоставляться дополнительные платные или частично оплачиваемые услуги (по индивидуальному уходу и питанию, лечению и другие), перечень и стоимость которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
    
    3.8. Временное выбытие ребенка-инвалида из Учреждения осуществляется только по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия директора Учреждения на срок не более трех месяцев или на период каникул.
    
    3.9. При выписке из Учреждения ребенка-инвалида выдаются личные вещи ребенка-инвалида и ценности, хранившиеся в Учреждении, а также справка с указанием времени пребывания в Учреждении, медицинские и другие документы, имеющиеся в личном деле ребенка-инвалида и не подлежащие дальнейшему хранению в Учреждении.
    
    

Приложение
к Методическим рекомендациям по организации
деятельности государственного (муниципального) учреждения
"Дом-интернат для умственно отсталых детей",
утвержденным постановлением Минтруда России
от 8 августа 2002 года N 54


    
ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"
(из расчета на 200 детей-инвалидов)

    

N

Должность

Количество штатных единиц

1

Директор Учреждения

1

2

Заместитель директора Учреждения

4

3

Главный бухгалтер

1

4

Бухгалтер

2

5

Кассир

1

6

Делопроизводитель

1

7

Инженер

1

8

Начальник отдела кадров

1

9

Инспектор по кадрам

1

10

Заведующий прачечной

1

11

Заведующий складом

2

12

Заведующий хозяйством

1

13

Агент по снабжению

1

14

Библиотекарь

1

15

Культорганизатор

1

16

Музыкальный руководитель

1

17

Парикмахер

2

18

Шеф-повар

1  

19

Повар

6

20

Кухонный рабочий

9

21

Буфетчик

15

22

Дезинфектор

1

23

Лифтер

5

24

Техник

1

25

Рабочие прачечной

5

26

Швея по ремонту одежды

3

27

Экспедитор

1

28

Грузчик

1

29

Гардеробщик

2

30

Сестра-хозяйка

1

31

Кладовщик

1

32

Секретарь-машинистка

1

33

Подсобный рабочий

10

34

Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

0,5

35

Слесарь-сантехник

0,5

36

Столяр

1

37

Электромонтер по обслуживанию подстанции

1 - при наличии собственной электроподстанции

38

Уборщик служебных помещений

Расчет производится исходя из площади помещений и утвержденной нормы на 1 человека

39

Сторож (вахтер)

4,5 - при круглосуточном режиме работы по 1 человеку в смену

40

Уборщик территорий

Расчет производится исходя из площади территории и утвержденной нормы на 1 человека

41

Конюх

1 - при наличии гужевого транспорта

42

Садовник

1 - при наличии фруктового участка и зеленых насаждений, площадью не менее 1,5 га

43

Возчик (при вывозе нечистот)

1 - при отсутствии канализации

44

Машинист насосных установок

4,5 - при круглосуточном режиме работы по 1 человеку в смену

45

Водитель

4

46

Рабочие по обслуживанию котельной

Расчет производится по нормативам работников котельных - при наличии собственной котельной



I. Приемное отделение

1

Заведующий отделением

1

2

Оператор электронно-вычислительной машины

1

3

Специалист по социальной работе

1

4

Социальный работник

1

5

Медицинская сестра

1



II. Отделение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов (наполняемость групп - не более 12 детей-инвалидов)

1

Заведующий отделением

1

2

Психиатр

1

3

Врач-терапевт

2

4

Стоматолог

0,5

5

Психолог

2

6

Главная медицинская сестра

1

7

Врач-педиатр

1

8

Врач-физиотерапевт

1

9

Врач по лечебной физкультуре

1

10

Специалист по социальной работе (на каждую реабилитационную группу)

1

11

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

1 на 75 детей-инвалидов, самостоятельно передвигающихся

12

Медицинская сестра

1 на 30 коек

13

Медицинская сестра (по диетпитанию)

2

14

Медицинский дезинфектор

1

15

Сестра-хозяйка

1

16


17

Медицинская сестра (процедурная, по массажу)

Медицинская сестра (стерилизационная)

2


1

18

Фармацевт

1

19

Санитарка (мойщица) (на каждую реабилитационную группу

2

20

Социальный работник (на каждую реабилитационную группу)

1

21

Социальный педагог

1

22

Педагог-дефектолог

1

23

Медицинская сестра (физиотерапевтические процедуры)

1



III. Отделение психолого-педагогической помощи

1

Заведующий отделением

1

2

Специалист по социальной работе

2

3

Психолог

1

4

Врач-психотерапевт

1

5

Логопед

3

6

Педагог дополнительного образования

Согласно учебному плану (при нагрузке на учителя 20 часов в неделю)

7

Учитель (по каждому предмету)

Согласно учебному плану (при нагрузке на учителя 20 часов в неделю)

8

Методист

1

9

Воспитатель

2,5 на группу (наполняемость группы не более 12 детей-инвалидов)

10

Социальный педагог

1



IV. Отделение социально-трудовой реабилитации

1

Заведующий отделением

1

2

Специалист по социальной работе

1

3

Социальный педагог

1

4

Социальный работник

1

5

Психолог

1

6

Инструктор по труду

1 на каждую учебную группу



V. Отделение социально-консультативной помощи

1

Заведующий отделением

1

2

Специалист по социальной работе

3

3

Юрисконсульт

1



VI. Отделение милосердия
(из расчета на 5 реабилитационных групп по 5 человек)

1

Заведующий отделением

1

2

Медицинская сестра (по диетпитанию)

1

3

Старшая медицинская сестра

1

4

Медицинская сестра (по массажу)

2

5

Младший медицинский персонал (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка (мойщица), сестра-хозяйка)

22

6

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

1

7

Буфетчик

1 на 10 коек

8

Уборщик

1 на 10 коек



VII. Группа дневного пребывания
(из расчета на 30 детей-инвалидов)

1

Заведующий отделением

1

2

Специалист по социальной работе

1

3

Социальный педагог

1

4

Воспитатель

1

5

Психолог

1

6

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

1

7

Медицинская сестра (по массажу)

1

8

Санитарка (мойщица)

3

9

Музыкальный руководитель

1

    

    Примечание. Директор Учреждения исходя из производственной необходимости и по согласованию с учредителем может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат Учреждения должности, не предусмотренные штатным расписанием, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели.



Текст документа сверен по:
"Бюллетень Министерства труда
социального развития
Российской Федерации",
N 8, 2002 год