Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/901899129.htm


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 марта 2004 года N 03-51-48ин/42-03


[О направлении Рекомендаций об организации деятельности муниципальной методической
службы в условиях модернизации образования]

    
    В целях реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р) и содействия повышению качества образования Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования.
    
    

Первый
заместитель министра
В.А.Болотов


Приложение
к письму Минобразования России
от 9 марта 2004 года N 03-51-48ин/42-03

    
    
РЕКОМЕНДАЦИИ
об организации деятельности муниципальной методической
службы в условиях модернизации образования

    
1. Общие положения

    
    1.1. Муниципальная методическая служба (далее - Методическая служба) может являться самостоятельным учреждением, структурным подразделением органов управления образованием.
    
    1.2. Цель Методической службы - содействие повышению качества дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в условиях модернизации образования.
    
    1.3. Задачи Методической службы:
    
    - содействие развитию муниципальной системы образования;
    
    - содействие функционированию и развитию образовательных учреждений дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей);
    
    - оказание поддержки образовательным учреждениям в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;
    
    - оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
    
    - удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
    
    - создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
    
    - оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
    
    - содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др.
    
    1.4. Выделяются следующие основные виды Методической службы:
    
    - районный (городской) методический кабинет (центр);
    
    - методический отдел (кабинет, центр) как структурное подразделение органа управления образованием.
    
    

2. Основные направления деятельности Методической службы

    
    К основным направлениям деятельности Методической службы относятся:
    
    2.1. Аналитическая деятельность:
    
    - мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
    
    - создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города, округа);
    
    - изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
    
    - выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
    
    - сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа);
    
    - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
    
    2.2. Информационная деятельность:
    
    - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
    
    - ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
    
    - ознакомление педагогических руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
    
    - информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
    
    - создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
    
    2.3. Организационно-методическая деятельность:
    
    - изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
    
    - прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
    
    - организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
    
    - организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
    
    - участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
    
    - участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
    
    - организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
    
    - методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
    
    - обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
    
    - определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
    
    - подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
    
    - организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
    
    - взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
    
    2.4. Консультационная деятельность:
    
    - организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
    
    - организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов;
    
    - организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
    
    - популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
    
    - консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
    
    

3. Современные направления деятельности Методической службы

    
    3.1. В области информатизации системы образования:
    
    - мониторинг состояния, результатов и перспектив развития образовательных учреждений района, города, округа, организация маркетинга информационных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
    
    - формирование массива информации об основных направлениях развития образования в районе (городе, округе), научном, научно-методическом обеспечении образовательной деятельности, результатах образовательного процесса в районе, городе, округе, об информационных профессиональных потребностях педагогических работников образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте;
    
    - создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение процесса непрерывного образования;
    
    - организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания образовательных учреждений;
    
    - анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
    
    - анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения образовательных учреждений города, района, округа в области информационно-коммуникационных технологий;
    
    - участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по проблемам информатизации системы образования;
    
    - организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
    
    - организация дистанционного обучения педагогов отдаленных общеобразовательных учреждений, а также обучающихся на дому.
    
    Деятельность в области информатизации системы образования дает основания районному (городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и преобразование в информационно-методический центр.
    
    3.2. В сфере научного обеспечения развития системы образования:
    
    - мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений;
    
    - информирование образовательных учреждений об инновационных процессах в образовательной системе района (города, округа);
    
    - научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной системе района (города, округа);
    
    - патронаж образовательных учреждений, получивших статус экспериментальных площадок;
    
    - осуществление научно-методической поддержки педагогических работников общеобразовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу;
    
    - организация научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов;
    
    - организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования;
    
    - проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования.
    
    Деятельность в области научного обеспечения развития образования дает основания районному (городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и преобразование в научно-методический центр.
    
    

4. Обеспечение деятельности Методической службы

    
    4.1. Методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.
    
    4.2. Научное руководство Методической службой по согласованию с учредителем осуществляет государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
    
    4.3. Финансирование деятельности муниципальной Методической службы может осуществляться за счет муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.




Текст документа сверен по:
"Вестник образования России",
N 9, май 2004 года