Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/901956959.htm


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    
ПИСЬМО

от 8 сентября 2005 года N 17/3-156

    
    
О направлении Положения о функциональной подсистеме
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций в сфере деятельности Рособразования

    
    
    Направляем для руководства в работе Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования.
    
    Одновременно просим вас предоставить до 15 октября 2005 года ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны по прилагаемой форме.
    
    

Заместитель руководителя
А.А.Казенов

    

    
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федерального агентства
по образованию Министерства
образования и науки
Российской Федерации
Г.А.Балыхин
7 сентября 2005 года

    
    
ПОЛОЖЕНИЕ
о функциональной подсистеме предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
в сфере деятельности Рособразования

    
    
    1. Настоящее Положение определяет принципы построения, организацию, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема Рособразования).
    
    Положение разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 года N 335 "О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794".
    
    2. Основными задачами функциональной подсистемы Рособразования являются:
    
    участие в разработке нормативных правовых документов в области обеспечения защиты обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
    
    участие в осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;
    
    обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Рособразования к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
    
    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
    
    создание, совершенствование и обеспечение подготовки и повышения квалификации работников органов управления и специалистов функциональной подсистемы Рособразования;
    
    организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;
    
    повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
    

    участие во Всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях "Юный спасатель";
    
    подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
    
    осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях;
    
    осуществление мероприятий по социальной и психологической защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
    
    обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации;
    
    осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями учреждений и организаций.
    
    3. Функциональная подсистема Рособразования создается для организации работы по защите обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом уровнях.
    
    4. На каждом уровне функциональной подсистемы Рособразования создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования, добровольные общественные студенческие спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
    
    5. Координационными органами функциональной подсистемы Рособразования являются:
    
    на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рособразования;
    
    на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций.
    
    6. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рособразования являются:
    

    руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;
    
    участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
    
    осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и организациях;
    
    организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым имуществом;
    
    координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и организациях;
    
    сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и организациями;
    
    поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям других подсистем РСЧС;
    
    обеспечение и контроль осуществления мероприятий по социальной защите обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а также правил в области защиты обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций.
    
    7. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций являются:
    
    руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования подведомственных образовательных учреждений и организаций, в том числе имеющих потенциально-опасные объекты;
    
    организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и связи;
    

    организация защиты обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций, а также, при необходимости, их эвакуации;
    
    обеспечение готовности органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    
    руководство созданием, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    организация подготовки должностных лиц, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях;
    
    поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России, органами власти, учреждениями и организациями.
    
    8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Рособразования являются:
    
    на федеральном уровне - структурное подразделение Рособразования для решения задач в области защиты чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
    
    на объектовом уровне - структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области защиты чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
    
    9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования являются:
    
    пункт управления Рособразования (приемная руководителя Рособразования);
    
    дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных учреждений и организаций.
    
    Органы повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию.
    
    10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы функциональной подсистемы Рособразования функционируют в режиме повседневной деятельности.
    
    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих руководителей может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
    
    режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
    
    режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    
    11. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами функциональной подсистемы Рособразования, являются:
    
    а) в режиме повседневной деятельности:
    
    планирование и выполнение целевых, научно-технических программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты обучающихся, работников от чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций, в том числе имеющих потенциально опасные объекты в чрезвычайных ситуациях;
    
    совершенствование подготовки органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных ситуациях;
    
    организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;
    
    организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, работников образовательных учреждений и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    обеспечение создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    б) в режиме повышенной готовности:
    
    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в том числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
    
    усиление дежурно-вахтенной службы;
    
    непрерывный сбор и передача органам управления и силам функциональной подсистемы Рособразования данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о приемах и способах защиты от них;
    
    принятие мер по защите обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
    
    осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций;
    
    приведение в состояние готовности сил и средств функциональной подсистемы Рособразования, уточнение планов их действий;
    
    проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
    
    в) в режиме чрезвычайной ситуации:
    
    непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях;
    
    выполнение мероприятий в соответствии с Планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
    
    проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций;
    
    организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а также по привлечению при необходимости в установленном порядке дополнительных сил и средств.
    
    Дополнительно на потенциально-опасных объектах организуется:
    
    усиление охраны;
    
    ограничение или прекращение доступа на объекты;
    
    проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в случае аварий (чрезвычайных ситуаций).
    
    12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
    
    резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования;
    
    объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов за счет собственных средств образовательных учреждений и организаций.
    
    Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами, учреждениями и организациями.
    
    13. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются нештатные формирования, спасательные отряды образовательных учреждений и организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    
    Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, организуется привлечение в установленном порядке дополнительных сил и средств.
    
    14. Финансирование функциональной подсистемы Рособразования осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по образованию и средств подведомственных образовательных учреждений и организаций.
    
    Финансирование целевых программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    
    Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств образовательных учреждений и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления, местных бюджетов, страховых фондов и других источников.
    
    Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    
    15. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках функциональной подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями руководящих и планирующих документов.
    
    Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
    
    В случае необходимости гражданские организации гражданской обороны могут быть использованы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 года N 620).
    
    

Доклад о состоянии гражданской обороны

    


(наименование образовательного учреждения)

за 200  год

    
    1. Состояние системы управления
    
    Готовность органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
    
    Соответствие пунктов управления, предъявляемым требованиям. Содержание убежища, в котором размещен ПУ, состояние системы жизнеобеспечения.
    
    Общее техническое состояние системы связи.
    
    Мероприятия по поддержанию устойчивости системы связи.
    
    Состав, состояние и готовность формирований связи.
    
    Общее техническое состояние и готовность системы оповещения. Мероприятия по ее совершенствованию.
    
    Общие выводы о готовности системы управления, проблемы и пути их решения.
    
    2. Состояние защиты сотрудников и обучающихся
    
    2.1. Инженерная защита.
    
    Количество и вместимость имеющегося фонда защитных сооружений ГО (далее именуются - ЗС ГО).
    
    Обеспеченность сотрудников и обучающихся убежищами на объектах, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время.
    
    Готовность ЗС ГО к приему укрываемых, количество и вместимость убежищ, не готовых к приему (с указанием причин).
    
    Мероприятия по наращиванию фонда ЗС ГО.
    
    2.2. Радиационная и химическая защита.
    
    Обеспеченность сотрудников, обучающихся и личного состава формирований средствами индивидуальной защиты (СИЗ), приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
    
    Накопление имущества РХР мобрезерва, проблемы и пути их решения. Состояние и готовность личного состава постов радиационного и химического наблюдения к выполнению задач по предназначению.
    
    2.3. Медицинская защита.
    
    Обеспеченность сотрудников, обучающихся и личного состава формирований медицинскими средствами индивидуальной защиты. Состояние их учета, хранения и организация выдачи. Состояние и готовность санитарных постов к выполнению задач по предназначению.
    
    Создание запасов медицинского имущества, медикаментов, организация их хранения.
    
    2.4. Эвакуационные мероприятия.
    
    Планирование эвакуации сотрудников и обучающихся, материальных и культурных ценностей. Готовность эвакоорганов и транспорта к выполнению возможных задач. Оценка возможностей загородной зоны к приему эвакуируемых по показателям жизнеобеспечения, проблемы и пути их решения.
    
    2.5. Общие выводы и оценка состояния защиты персонала и обучающихся.
    
    3. Подготовка объектов к работе в условиях военного времени
    
    3.1. Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на поддержание устойчивого функционирования объектов и выживания сотрудников и обучающихся в военное время.
    
    На объектах:
    
    Подготовка к безаварийной остановке учебного оборудования по сигналу "Воздушная тревога" или при внезапном отключении электроснабжения.
    
    Мероприятия по подготовке систем электро-, газо-, водо- и теплоснабжения к работе в военное время и восстановление их функционирования при авариях.
    
    Разработка мероприятий по светомаскировке. Возможность управления объектом из защищенного сооружения.
    
    4. Силы и средства ГО
    
    4.1. Состав, оснащение и состояние готовности сил ГО (формирований) к выполнению задач по предназначению.
    
    4.2. Предложения по дальнейшему совершенствованию организационной структуры и оснащению сил ГО (формирований).
    
    5. Обучение студентов и учащихся по гражданской обороне
    
    Организация обучения и результаты подготовки руководящего, командно-начальствующего состава, личного состава сил ГО (формирований), сотрудников и обучающихся.
    
    6. Состояние учебно-материальной базы
    
    Общие выводы и оценка состояния гражданской обороны, существующие проблемы и предложения по их устранению.
    
    

Обучение учащихся и студентов

    
    По примерным программам "ОБЖ", "БЖД", рекомендованным научно-методическим центром Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации изд. 1999 года, раздел 3-й "Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях".
    
    По программам "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей" Госкомвуза России, изд. 1993 года и "Медико-биологической подготовки и БЖД" Министерства образования Российской Федерации, изд. 1995 года.
    
    1. На каких курсах и по каким направлениям (специальностям) проводится обучение учащихся и студентов по ГО (медицинской подготовке).
    
    2. Дать оценку проводимых учебных занятий с учащимися и студентами по ГО (медицинской подготовке).
    
    3. Количество студентов, включивших в дипломные работы вопросы гражданской обороны.
    
    4. Состояние учебно-материальной базы (для преподавания ГО и медицинской подготовки).
    
    5. Сведения о преподавателях.
    
    6. Выводы и предложения.
    
    Материал высылать в Министерство образования Российской Федерации с итоговым докладом о состоянии гражданской обороны за отчетный период отдельным приложением, не секретно.
    
    Приложения:*
________________
    * Документ опубликован без приложений. - Примечание .

    
    
    1. Сведения о наличии защитных сооружений, 1 л.
    
    2. Сведения о наличии средств противорадиационной и противохимической защиты, 1 л.
    
    3. Наличие медицинского имущества, 1 л.
    
    4. Сведения о наличии средств связи и оповещения, 1 л.
    
    5. Наличие невоенизированных формирований, 1 л.
    
    6. Данные по эвакуации, 1 л.
    
    7. Сведения о штатных работниках ГО, 1 л.
    
    8. Сведения о профессорско-преподавательском составе, 1 л.
    
    

Начальник ГО объекта

Ректор (директор)

    
    
    СОГЛАСОВАНО
    Заместитель Министра
    Российской Федерации
    по делам гражданской обороны,
    чрезвычайным ситуациям
    и ликвидации последствий
    стихийных бедствий
    Р.X.Цаликов
    25 августа 2005 года
    
    
    

Текст документа сверен по:

"Вестник образования",
N 20, октябрь, 2005 год