Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93000861.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ПРИКАЗ

14 июля 1998 года                               № 221

г. Москва


О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-24402


    08 февраля 1998 года днем в простых метеоусловиях при выполнении взлета с посадочной площадки (п.п.) "Козыревск" потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т RA-24402 авиапредприятия "Камчатские авиалинии", (Камчатское МТУ ФАС России). Экипаж в составе командира воздушного судна Астротина А.А., второго пилота Астротина А.А. и бортмеханика Савельева В.П. выполнял транспортно-связной полет по доставке пассажиров и груза по маршруту населенный пункт (н.п.) Коряки - п.п. Козыревск - н.п. Ивашка.
    Из-за неблагоприятных метеоусловий по маршруту полета и в пунктах посадки рейс дважды отменялся. 8 февраля 1998 года после получения по телефону информации об улучшении метеоусловий в пункте назначения КВС принял решение на вылет, нарушив тем самым требование приказа начальника Камчатского РУ ФАС, в соответствии с которым  выполнение  полетов в  воскресные  дни  разрешается (обеспечивается) только по срочным санзаданиям и аварийно-спасательным работам. В связи с воскресным днем информация о фактических метеоусловиях п.п. Козыревск передавалась не ежечасно, а через каждые 3 часа. В соответствии с прогнозом по району 3, в пределах которого проходил маршрут полета, предусматривалась сплошная облачность с нижней границей 800 м при дальности видимости 10 км, а в отдельных квадратах этого района видимость 3 км, сплошная кучево-дождевая облачность с нижней границей 300 м. С учетом рельефа местности прогнозируемые метеоусловия не соответствовали правилам принятия решения на выполнения визуального полета. Сведениями о фактическом состоянии п.п. Козыревск экипаж не располагал, поскольку передача информации о годности площадки не предусмотрена. При наличии нелетного прогноза погоды по маршруту, о котором экипаж предупреждался диспетчером МДП, КВС в нарушение требований пункта 4.4.21 НПП ГА-85, принял решение на вылет с разведкой погоды с четырнадцатью пассажирами на борту. Перед прибытием экипажа на борт ВС, вертолет был подготовлен к полету и заправлен топливом в количестве 2200 л (1700 кг). В нарушение требований пунктов 3.1.8 и 3.2.3 РЛЭ Ми-8 и инструкции № 66/И "заказчик" без контроля со стороны членов экипажа загрузил в вертолет 957 кг груза и 466 кг багажа. В соответствии с расчетом, взлетная масса составляла 11975 кг, центровка +135 мм, что позволяло произвести взлет в зоне влияния воздушной подушки.
    Через 1,5 часа полета, при подлете к п.п. Козыревск, КВС получил по УКВ-связи информацию о наличии на площадке свежевыпавшего снега толщиной до 15 см. Посадочная масса вертолета к моменту выполнения промежуточной посадки составляла примерно 10900 кг, что позволяло выполнить висение и маневрирование вне зоны влияния воздушной подушки. По данным радиообмена в экипаже, при выполнении зависания возник интенсивный снежный вихрь.
    В процессе стоянки вертолет был дозаправлен топливом в количестве 1200 литров, при этом общая заправка по показаниям членов экипажа составила 1900 л. Дополнительная загрузка (разгрузка) вертолета не производилась. Общая масса вертолета составила 11780 кг, центровка +135 мм, что не превышало эксплуатационных ограничений.
    Решение выполнить взлет по вертолетному в зоне влияния воздушной подушки в условиях возможного образования снежного вихря с данной полетной массой было принято КВС в нарушение требований пунктов 7.7.14, 7.7.15 и 7.7.17 НПП ГА-85 и раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8. Согласно номограмме указания от 29.12.82г. № 781/У, для условий взлета в Козыревске (t=-5 град. С, тихо) взлетная масса вертолета не должна была превышать 11150 кг, что позволяло маневрировать в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки.
    Результаты опроса членов экипажа и анализа параметрической информации свидетельствуют, что после завершения запуска двигателей командир ВС в течение 10 минут выполнил несколько зависаний и перемещений на высоте 2-3 метра для раздувания снега. Выполнению посадок  предшествовало  создание  больших  углов  тангажа  на кабрирование, что свидетельствовало о несоразмерном отклонении КВС ручки управления в положение "на себя",
    Завершив раздувку снега, КВС принял решение о выполнении взлета и после отрыва от земли перевел ВС в разгон скорости, при этом допустив потерю оборотов НВ. При достижении скорости примерно 10 км/ч вертолет вошел в зону наибольшей плотности снежного вихря.
    Высота полета при этом не превышала 1,75 м, а обороты НВ уменьшились до 91%.
    Потеряв пространственную ориентировку, КВС принял решение на прекращение взлета, некоординированно энергично отклонив при этом ручку управления на себя, что привело к увеличеию угла тангажа до 16 град на кабрирование и, как следствие, к касанию земли хвостовой пятой, а затем и лопастями рулевого винта. Возник кренящий момент вправо, сопровождавшийся увеличением угла крена до 22-25 градусов, при котором лопасти НВ разрушились в результате удара о поверхность земли. При опрокидывании вертолета на правый борт возникли нерасчетные нагрузки, вызвавшие смещение главного редуктора и деформацию кинематической цепи редуктор-левый двигатель. Элементы разрушившейся свободной турбины попали в грузопассажирский салон и нанесли одной из пассажирок несовместимые с жизнью тяжелые телесные повреждения.
    Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24402 явилась следствием потери командиром ВС пространственной ориентировки в условиях образования снежного вихря при выполнении взлета с неподготовленной площадки с полетной массой, не позволявшей маневрировать вне зоны влияния воздушной подушки, нарушения командиром ВС требований пунктов 7.7.14, 7.7.15, 7.7.17 НПП ГА-85, раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8 и ошибок в технике пилотирования, выразившихся в создании больших положительных значений угла тангажа на малой высоте при реализации решения на прекращение взлета, что привело к разрушению рулевого и несущего винтов в результате столкновения с землей, потере управляемости и опрокидыванию вертолета на правый борт с разрушением трансмиссии и силовой установки вертолета.
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Начальнику   Управления   государственного   надзора   за безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В. рассмотреть предложение комиссии по расследованию о внесении в 4-е издание РЛЭ вертолета Ми-8 номограмм для определения предельной массы вертолета при всех, имеющихся в эксплуатации регулировках УРТ-27.
    2. Начальникам территориальных органов ФАС России:
    2.1. Довести  приказ до   руководителей подконтрольных авиапредприятий.
    2.2. Принять действенные меры для исключения случаев бесконтрольной загрузки вертолетов представителями "заказчика".
    2.3. Организовать в подконтрольных авиапредприятиях проверку наличия сверенных экземпляров 4-го издания РЛЭ вертолета Ми-8 с учетом ранее выпущенных изменений и дополнений.
    3. Начальнику Камчатского межрегионального территориального органа ФАС России:
    3.1. Для совершенствования системы контроля за .деятельностью авиапредприятия "Камчатские авиалинии" рассмотреть вопрос о его передислокации с посадочной площадки Коряки на аэродром Елизово.
    3.2. Потребовать от руководства авиапредприятия "Камчатские авиалинии" привести содержание площадки Козыревск в соответствие с требованиями нормативных документов отрасли, устранить отмеченные комиссией недостатки в оборудовании и организации работы площадки.
    3.3. Для улучшения метеообеспечения экипажей, выполняющих санзадания и аварийно-спасательные работы в выходные дни рассмотреть возможность изменения регламента работы АМСГ.
    4. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
    4.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить на специальных разборах с летным составом.
    4.2. Организовать проведение в авиапредприятиях занятий с летным составом с анализом особенностей эксплуатации и пилотирования вертолета в условиях возможного образования снежного (пыльного) вихря, обрати" особое внимание на порядок расчета полетной массы и распределение обязанностей в экипаже по контролю пространственного положения ВС. параметров полета и работы силовой установки. Для КВС с незначительным  опытом работы организовать  тренировки  в производственных (аэродромных) условиях в соответствии с требованиями ППЛС В-92 в объеме упражнения 3 задача 16.
    5. Контроль за выполнением требований приказа возложить на первого заместителя директора ФАС России Валова И.И.



Директор                                               Г.Н. Зайцев