почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
1
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ПРИКАЗ

14 июля 1998 года                               № 221

г. Москва


О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-24402


    08 февраля 1998 года днем в простых метеоусловиях при выполнении взлета с посадочной площадки (п.п.) "Козыревск" потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т RA-24402 авиапредприятия "Камчатские авиалинии", (Камчатское МТУ ФАС России). Экипаж в составе командира воздушного судна Астротина А.А., второго пилота Астротина А.А. и бортмеханика Савельева В.П. выполнял транспортно-связной полет по доставке пассажиров и груза по маршруту населенный пункт (н.п.) Коряки - п.п. Козыревск - н.п. Ивашка.
    Из-за неблагоприятных метеоусловий по маршруту полета и в пунктах посадки рейс дважды отменялся. 8 февраля 1998 года после получения по телефону информации об улучшении метеоусловий в пункте назначения КВС принял решение на вылет, нарушив тем самым требование приказа начальника Камчатского РУ ФАС, в соответствии с которым  выполнение  полетов в  воскресные  дни  разрешается (обеспечивается) только по срочным санзаданиям и аварийно-спасательным работам. В связи с воскресным днем информация о фактических метеоусловиях п.п. Козыревск передавалась не ежечасно, а через каждые 3 часа. В соответствии с прогнозом по району 3, в пределах которого проходил маршрут полета, предусматривалась сплошная облачность с нижней границей 800 м при дальности видимости 10 км, а в отдельных квадратах этого района видимость 3 км, сплошная кучево-дождевая облачность с нижней границей 300 м. С учетом рельефа местности прогнозируемые метеоусловия не соответствовали правилам принятия решения на выполнения визуального полета. Сведениями о фактическом состоянии п.п. Козыревск экипаж не располагал, поскольку передача информации о годности площадки не предусмотрена. При наличии нелетного прогноза погоды по маршруту, о котором экипаж предупреждался диспетчером МДП, КВС в нарушение требований пункта 4.4.21 НПП ГА-85, принял решение на вылет с разведкой погоды с четырнадцатью пассажирами на борту. Перед прибытием экипажа на борт ВС, вертолет был подготовлен к полету и заправлен топливом в количестве 2200 л (1700 кг). В нарушение требований пунктов 3.1.8 и 3.2.3 РЛЭ Ми-8 и инструкции № 66/И "заказчик" без контроля со стороны членов экипажа загрузил в вертолет 957 кг груза и 466 кг багажа. В соответствии с расчетом, взлетная масса составляла 11975 кг, центровка +135 мм, что позволяло произвести взлет в зоне влияния воздушной подушки.
    Через 1,5 часа полета, при подлете к п.п. Козыревск, КВС получил по УКВ-связи информацию о наличии на площадке свежевыпавшего снега толщиной до 15 см. Посадочная масса вертолета к моменту выполнения промежуточной посадки составляла примерно 10900 кг, что позволяло выполнить висение и маневрирование вне зоны влияния воздушной подушки. По данным радиообмена в экипаже, при выполнении зависания возник интенсивный снежный вихрь.
    В процессе стоянки вертолет был дозаправлен топливом в количестве 1200 литров, при этом общая заправка по показаниям членов экипажа составила 1900 л. Дополнительная загрузка (разгрузка) вертолета не производилась. Общая масса вертолета составила 11780 кг, центровка +135 мм, что не превышало эксплуатационных ограничений.
    Решение выполнить взлет по вертолетному в зоне влияния воздушной подушки в условиях возможного образования снежного вихря с данной полетной массой было принято КВС в нарушение требований пунктов 7.7.14, 7.7.15 и 7.7.17 НПП ГА-85 и раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8. Согласно номограмме указания от 29.12.82г. № 781/У, для условий взлета в Козыревске (t=-5 град. С, тихо) взлетная масса вертолета не должна была превышать 11150 кг, что позволяло маневрировать в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки.
    Результаты опроса членов экипажа и анализа параметрической информации свидетельствуют, что после завершения запуска двигателей командир ВС в течение 10 минут выполнил несколько зависаний и перемещений на высоте 2-3 метра для раздувания снега. Выполнению посадок  предшествовало  создание  больших  углов  тангажа  на кабрирование, что свидетельствовало о несоразмерном отклонении КВС ручки управления в положение "на себя",
    Завершив раздувку снега, КВС принял решение о выполнении взлета и после отрыва от земли перевел ВС в разгон скорости, при этом допустив потерю оборотов НВ. При достижении скорости примерно 10 км/ч вертолет вошел в зону наибольшей плотности снежного вихря.
    Высота полета при этом не превышала 1,75 м, а обороты НВ уменьшились до 91%.
    Потеряв пространственную ориентировку, КВС принял решение на прекращение взлета, некоординированно энергично отклонив при этом ручку управления на себя, что привело к увеличеию угла тангажа до 16 град на кабрирование и, как следствие, к касанию земли хвостовой пятой, а затем и лопастями рулевого винта. Возник кренящий момент вправо, сопровождавшийся увеличением угла крена до 22-25 градусов, при котором лопасти НВ разрушились в результате удара о поверхность земли. При опрокидывании вертолета на правый борт возникли нерасчетные нагрузки, вызвавшие смещение главного редуктора и деформацию кинематической цепи редуктор-левый двигатель. Элементы разрушившейся свободной турбины попали в грузопассажирский салон и нанесли одной из пассажирок несовместимые с жизнью тяжелые телесные повреждения.
    Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24402 явилась следствием потери командиром ВС пространственной ориентировки в условиях образования снежного вихря при выполнении взлета с неподготовленной площадки с полетной массой, не позволявшей маневрировать вне зоны влияния воздушной подушки, нарушения командиром ВС требований пунктов 7.7.14, 7.7.15, 7.7.17 НПП ГА-85, раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8 и ошибок в технике пилотирования, выразившихся в создании больших положительных значений угла тангажа на малой высоте при реализации решения на прекращение взлета, что привело к разрушению рулевого и несущего винтов в результате столкновения с землей, потере управляемости и опрокидыванию вертолета на правый борт с разрушением трансмиссии и силовой установки вертолета.
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Начальнику   Управления   государственного   надзора   за безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В. рассмотреть предложение комиссии по расследованию о внесении в 4-е издание РЛЭ вертолета Ми-8 номограмм для определения предельной массы вертолета при всех, имеющихся в эксплуатации регулировках УРТ-27.
    2. Начальникам территориальных органов ФАС России:
    2.1. Довести  приказ до   руководителей подконтрольных авиапредприятий.
    2.2. Принять действенные меры для исключения случаев бесконтрольной загрузки вертолетов представителями "заказчика".
    2.3. Организовать в подконтрольных авиапредприятиях проверку наличия сверенных экземпляров 4-го издания РЛЭ вертолета Ми-8 с учетом ранее выпущенных изменений и дополнений.
    3. Начальнику Камчатского межрегионального территориального органа ФАС России:
    3.1. Для совершенствования системы контроля за .деятельностью авиапредприятия "Камчатские авиалинии" рассмотреть вопрос о его передислокации с посадочной площадки Коряки на аэродром Елизово.
    3.2. Потребовать от руководства авиапредприятия "Камчатские авиалинии" привести содержание площадки Козыревск в соответствие с требованиями нормативных документов отрасли, устранить отмеченные комиссией недостатки в оборудовании и организации работы площадки.
    3.3. Для улучшения метеообеспечения экипажей, выполняющих санзадания и аварийно-спасательные работы в выходные дни рассмотреть возможность изменения регламента работы АМСГ.
    4. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
    4.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить на специальных разборах с летным составом.
    4.2. Организовать проведение в авиапредприятиях занятий с летным составом с анализом особенностей эксплуатации и пилотирования вертолета в условиях возможного образования снежного (пыльного) вихря, обрати" особое внимание на порядок расчета полетной массы и распределение обязанностей в экипаже по контролю пространственного положения ВС. параметров полета и работы силовой установки. Для КВС с незначительным  опытом работы организовать  тренировки  в производственных (аэродромных) условиях в соответствии с требованиями ППЛС В-92 в объеме упражнения 3 задача 16.
    5. Контроль за выполнением требований приказа возложить на первого заместителя директора ФАС России Валова И.И.



Директор                                               Г.Н. Зайцев

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование