Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93001600.htm

ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

УКАЗАНИЕ

от 25 апреля 1996 года                                № ДВ-58/И


О внесении изменений и дополнений в Положение о
классификации специалистов ГА



    В целях совершенствования системы сертификации авиационного персонала и приведения ее в соответствие со стандартами ИКАО в гражданской авиации Российской Федерации вводятся категории свидетельств пилота-любителя, линейного пилота и пилота коммерческой авиации. Перечень свидетельств по другим летным специальностям оставлен без изменений.
    
    Для обеспечения достижения указанных целей
    
    предлагаю:
    
    1. Внести изменения и дополнения в Положение о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.88 N 44/И согласно приложению.
    
    2. Организовать внесение изменений и дополнений в рабочие экземпляры Положения, их изучение с летным составом и должностными лицами, осуществляющими процедуры сертификации летных специалистов.
    
    3. Изменения и дополнения к Положению ввести в действие с 15 мая 1996 года.
    
    
    
    

Директор                                                         Г.Н.Зайцев


Приложение
 к указанию
ДВТ от "25.04.96"
№ ДВ-58/И


ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
в Положение о классификации специалистов
гражданской авиации от 19.12.88 N 44/И




    1. На стр.3 второй абзац пункта 1.1 изложить в следующей редакции:
    
    "Положение определяет порядок выдачи свидетельств соответствующей категории (пилот-любитель, пилот коммерческой авиации, линейный пилот, штурман и др.) и класса специалистам гражданской авиации.".
    
    2. По всему тексту "Положения" наименование государственного полномочного органа гражданской авиации (Министерство гражданской авиации СССР с аббревиатурой МГА СССР, замененное ранее на Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации с аббревиатурой ДВТ Минтранса РФ, ДВТ) заменить на новое наименование:
    
    "Федеральная авиационная служба России" (аббревиатура "ФАС России").
    
    3. На стр.4 первую и вторую строки сверху в этом же пункте изложить в следующей редакции:
    
    "Бортоператорам (бортнаблюдателям) других ведомств и пилотам-любителям свидетельство выдается без присвоения класса квалификации.".
    
    4. На страницах 16-18 главу 5 изложить в следующей редакции:
    
    "Глава 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЛОТОВ.
    
    5.1. Свидетельства пилотов-любителей.
    
    5.1.1. Общие требования к кандидату на получение свидетельства пилота-любителя.
    
    5.1.1.1. Свидетельство пилота-любителя может быть выдано лицам, закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации:
    
    - летных учебных заведениях по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") или
    
    - авиационных учебных центрах по подготовке пилотов.
    
    5.1.1.2. Лицам, закончившим авиационное учебное заведение другого ведомства, для получения свидетельства пилота-любителя необходимо пройти подготовку по утвержденным для этой цели государственным полномочным органом ГА программам на курсах переподготовки или повышения квалификации в сертифицированном этим органом авиационном учебном центре.
    
    5.1.2. Требования к летной подготовке кандидата на получение свидетельства пилота-любителя.
    
    5.1.2.1. Свидетельство пилота-любителя может быть выдано указанным в п.5.1.1 лицам, имеющим налет не менее 42 часов под руководством пилота-инструктора, имеющего сертификат (квалификационную отметку в свидетельстве) на право первоначальной учебно-летной подготовки, выданный государственным полномочным органом или организацией, им уполномоченной.
    

    5.1.2.2. Летная подготовка кандидата должна соответствовать утвержденному государственным полномочным органом курсу учебно-летной подготовки и включать не менее 5 часов полетов по маршруту и 10 часов самостоятельного налета.
    
    5.1.2.3. Кандидат должен обладать умением:
    
    - планировать полет;
    
    - проводить предполетную подготовку, включая расчеты, осмотр ВС, подготовку к использованию в полете приборов и оборудования (бортовых комплексов);
    
    - выполнять запуск силовых и вспомогательных установок;
    
    - выполнять руление, передвижение по аэродрому (буксировку) ВС;
    
    - осуществлять управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;
    
    - выполнять взлет и посадку (при различных составляющих ветра) в пределах ограничений ВС данного типа;
    
    - выполнять основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью основных и дублирующих пилотажных приборов;
    
    - выполнять полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров и радионавигационных средств;
    
    - действовать в особых и аварийных условиях;
    
    - выполнять уход на второй круг при прерванном заходе на посадку;
    
    - выполнять правила воздушного движения, радиотелефонной связи и фразеологии;
    
    - выполнять полет на минимально допустимых воздушных скоростях. Предотвращать штопор, распознавать начальное и развивающееся сваливания и выходить из него (для самолета). Предотвращать попадание в вихревое кольцо и выходить из него (для вертолета);
    
    - выполнять полеты на максимально допустимых воздушных скоростях;
    
    - осуществлять взлеты с коротким разбегом (с укороченной ВПП с учетом высоты пролета препятствий - для самолета), посадки на аэродромы ограниченных размеров, в том числе в условиях предельных метеоминимумов;
    
    - осуществлять взлет и посадку по-вертолетному и по-самолетному (для вертолетов).
    
    5.2. Свидетельства пилотов коммерческой авиации.
    
    5.2.1. Свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано:
    
    - лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот");
    

    - пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре;
    
    - пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре и отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету;
    
    5.2.2. Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.
    
    5.2.3. Кандидат на присвоение третьего класса пилота коммерческой авиации должен иметь:
    
    5.2.3.1. налет в соответствии с курсом учебно-летной подготовки летного учебного заведения, сертифицированного государственным полномочным органом ГА для подготовки специалистов указанной в п.5.1.1 специальности и специализации;
    
    5.2.3.2. налет 200 часов - в том числе:
    
    - 100 часов самостоятельного налета (из них по маршруту - 20 часов);
    
    - 20 часов по приборам;
    
    - 10 часов ночью - для лиц, являющихся обладателями свидетельства пилота-любителя;
    
    5.2.3.3. налет в соответствии с программами летного учебного заведения другого ведомства, но не менее 150 часов, а также переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом ГА учебном заведении (авиационном учебном центре).
    
    5.2.4. Второй класс пилота коммерческой авиации присваивается:
    
    5.2.4.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 1500 часов, из них 50 часов ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 1000 часов или налет с правом выполнения взлета и посадки под контролем КВС не менее 1500 часов. Пилоты, не имеющие требуемого налета ночью, должны иметь самостоятельный налет или налет с правом выполнения взлета и посадки под контролем КВС соответственно на 500 часов больше.
    
    5.2.4.2. Кандидаты на присвоение квалификации пилота коммерческой авиации 2-го класса должны иметь оценки "пять" по НПП ГА, РЛЭ ВС и не ниже "четыре" по остальным дисциплинам, указанным в прил.1 к настоящему Положению, по летной подготовленности должны иметь оценку не ниже "четыре".
    

    5.2.5. Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается:
    
    5.2.5.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 4000 ч, из них 100 ч ночью, самостоятельный налет не менее 2000 ч и допущенных к полетам по предельному производственному метеоминимуму погоды днем и ночью для той местности, где кандидат выполняет летную работу.
    
    5.2.5.2. Пилотам-инструкторам летных учебных заведений, имеющим стаж инструкторской работы не менее трех лет, общий налет не менее 3000 ч, из них 100 ч ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 2000 ч.
    
    5.2.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации пилота коммерческой авиации 1-го класса, должны иметь стаж летной работы в качестве пилота коммерческой авиации 2-го класса не менее 3 лет, положительную аттестацию и оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, РЛЭ ВС, НПП ГА, практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в прил.1 к настоящему Положению, оценку не ниже "четыре".
    
    5.3. Свидетельства линейных пилотов
    
    5.3.1. Кандидат на получение свидетельства линейного пилота должен иметь возраст не моложе 21 года.
    
    5.3.2. Свидетельство линейного пилота присваивается лицам:
    
    5.3.2.1. закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности "эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" - по ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот", "инженер-пилот") или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации;
    
    5.3.2.2. прошедшим подготовку и проверку техники пилотирования на многодвигательном самолете или вертолете, для эксплуатации которых Руководством по летной эксплуатации предусмотрен экипаж из двух пилотов.
    
    5.3.3. Третий класс линейного пилота присваивается:
    
    5.3.3.1. выпускникам высших летных училищ, имеющим налет в соответствии с курсом учебно-летной подготовки на воздушном судне, отвечающем требованиям п.5.3.2.2 настоящего Положения;
    
    5.3.3.2. пилотам коммерческой авиации, окончившим в процессе летной работы высшее учебное заведение по специальностям, связанным с эксплуатацией воздушного транспорта, управлением воздушным движением, авиационной и ракетно-космической техникой, техническими науками (авиа- и ракетостроение, эксплуатация авиационной и космической техники, радиотехника), а также по авиационным специальностям по электротехнике, приборостроению, электронной технике, автоматике и управлению, вычислительной технике и автоматизированным системам, радиотехнике и связи, прошедшим переподготовку на воздушном судне, отвечающем требованиям п.5.3.2.2 настоящего Положения;
    

    5.3.3.3. пилотам, отвечающим требованиям п.5.3.2.1 настоящего Положения и имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе: 100 часов налета с исполнением обязанностей командира воздушного судна или 1000 часов в качестве второго пилота с правом выполнения взлета и посадки, 20 часов по приборам, 10 часов ночью, прошедшим полный курс переподготовки на воздушное судно, отвечающее требованиям п.5.3.2.2 настоящего Положения.
    
    5.3.4. Второй класс линейного пилота присваивается:
    
    5.3.4.1. Пилотам воздушных судов, отвечающим требованиям п.5.3.2.1 настоящего Положения, имеющим:
    
    - общий налет не менее 1500 ч, в том числе налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п.5.3.2.2, не менее 1000 ч;
    
    - самостоятельный налет не менее 250 ч или налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п.5.3.2.2, в качестве второго пилота с правом выполнения взлета и посадки под контролем командира ВС не менее 1000 ч;
    
    5.3.4.2. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 2-го класса линейного пилота, должны иметь: стаж работы в качестве линейного пилота 3-го класса не менее 2 лет или пилота 3-го класса коммерческой авиации не менее 3 лет, оценки "пять" по НПП ГА и РЛЭ ВС, а по остальным дисциплинам, указанным в прил.1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре", по летной подготовленности (техника пилотирования и самолетовождение) кандидаты должны иметь оценки не ниже "четыре".
    
    Кандидатам - пилотам коммерческой авиации, имеющим квалификацию второго или первого класса, квалификация линейного пилота второго класса присваивается независимо от стажа работы.
    
    5.3.5. Первый класс линейного пилота присваивается:
    
    5.3.5.1. Пилотам многодвигательных самолетов, имеющим:
    
    - общий налет 4000 ч, из них 1000 ч ночью;
    
    - самостоятельный налет на указанных в настоящем пункте самолетах не менее 1000 часов или общий самостоятельный налет не менее 1500 ч, из которых 500 ч - на многодвигательных самолетах;
    
    - допуск к полетам по метеоминимуму 1-й категории.
    
    5.3.5.2. Пилотам вертолетов, имеющим налет не менее 4000 ч, из них 100 ч ночью, самостоятельный налет на вертолетах не менее 1500 ч, допущенных к полетам по правилам полетов по приборам днем и ночью по предельному метеоминимуму погоды для той местности, где базируется авиакомпания.
    

    5.3.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 1-го класса линейного пилота, должны иметь стаж летной работы в качестве линейного пилота 2-го класса не менее 3 лет, положительную аттестацию, квалификационную отметку о допуске к полетам по ППП и оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, НПП ГА, РЛЭ ВС и практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре".
    
    Кандидаты - линейные пилоты 2 класса, которым ранее присваивался 1-й класс пилота коммерческой авиации, могут быть представлены к присвоению 1 класса линейного пилота без учета стажа работы при соответствии всем другим требованиям настоящего Положения.
    
    5.4. При повышении в классе или первоначальном получении свидетельства в РКК (МКК) пилоты сдают экзамены:
    
    - в ВКК ФАС России и(или) РКК по дисциплинам 1-8;
    
    - в МКК - по дисциплинам 1-12;
    
    - при продлении срока действия свидетельств - по дисциплинам 1-8, указанным в прил.1 к настоящему Положению.
    
    Пилоты, имеющие допуск к международным полетам, ежегодно при продлении срока действия свидетельства обязаны подтверждать знания фразеологии радиообмена на английском языке и правил международных полетов.
    
    5.5. Права обладателей свидетельств пилота.
    
    5.5.1. Обладателю действующего свидетельства пилота-любителя при наличии соответствующей подготовки и установленных квалификационных отметок дается право выполнять функции командира или второго пилота любого воздушного судна без права выполнения летной работы по найму и выполнения полетов с целью получения доходов, за исключением типов воздушных судов, в отношении которых Государственным полномочным органом временно или на постоянной основе введены ограничения по их использованию в любительских целях.
    
    5.5.2. Обладателю действующего свидетельства пилота коммерческой авиации предоставляются все права обладателя свидетельства пилота-любителя, изложенные в п.5.5.1 настоящего Положения, а также:
    
    5.5.2.1. Пилоту коммерческой авиации 3-го класса предоставляется право:
    

    - выполнять функции командира воздушного судна при коммерческих воздушных перевозках на любом воздушном судне, сертифицированном для полетов с одним пилотом, а также однодвигательных воздушных судах с экипажем, включающим второго пилота и(или) членов экипажа других специальностей;
    
    - выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных перевозках на самолетах 4-3-го классов и вертолетах любого класса, для эксплуатации которых требуется наличие второго пилота.
    
    5.5.2.2. Пилотам коммерческой авиации 2-го и 1-го классов при наличии соответствующей подготовки и квалификационных отметок предоставляются права, изложенные в пп. 5.5.2.1, а также право выполнения функций командира ВС на любом воздушном судне при полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками, а также при выполнении коммерческих воздушных перевозок на любых воздушных судах, не сертифицированных для полетов по приборам.
    
    5.5.3. Обладателю действующего свидетельства линейного пилота 3-го класса предоставляется право выполнения коммерческих полетов в качестве командира воздушного судна на многодвигательных самолетах 4-3-го классов, вертолетах 4-2-го классов на внутренних воздушных линиях или второго пилота любого воздушного судна.
    
    5.5.4. Линейным пилотам 2-го и 1-го классов, имеющим соответствующую подготовку и квалификационные отметки в свидетельстве, предоставляется право выполнения функций командира воздушного судна на любом воздушном судне.
    
    5.5.5. Государственный полномочный орган и эксплуатант могут временно или на все время эксплуатации вводить ограничения прав пилотов по классу для отдельных типов воздушных судов.".
    
    5. На стр. 19-20 пункты 6.2-6.4 главы 6 изложить в следующей редакции:
    
    "6.2. Третий класс присваивается специалистам, окончившим полный курс обучения на факультетах или отделениях летных учебных заведений, утвержденных ДВТ, имеющих специализацию "Воздушная навигация", на основании решения ГЭК и приказа начальника летного учебного заведения или решением РКК - на основании документов, подтверждающих прохождение указанного в настоящем пункте обучения в других ведомствах и профессиональной подготовки в объеме, установленном Государственным полномочным органом ГА".
    
    6.3. Второй класс штурмана присваивается:
    

    6.3.1. Штурманам самолетов 4-го, 3-го, 2-го классов и вертолетов всех классов, имеющим общий налет не менее 2000 ч, а переученным из числа пилотов - в т.ч. не менее 1000 ч в качестве штурмана;
    
    6.3.2. Штурманам самолетов 1-го класса, имеющим общий налет не менее 1500 ч, в т.ч. не менее 500 ч на самолетах 1-го и 2-го классов;
    
    6.3.3. Штурманам летных учебных заведений, имеющим общий налет не менее 1500 ч.
    
    6.3.4. Кандидаты, представляемые к присвоению второго класса штурмана, должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана третьего класса не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку практической подготовленности не ниже "пять" и сдать экзамены по специальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, на оценку не ниже "четыре".
    
    6.4. Первый класс штурмана гражданской авиации присваивается:
    
    6.4.1. Штурманам самолетов 1-2-го классов, имеющим общий налет не менее 2500 часов.
    
    6.4.2. Штурманам самолетов 3-го класса и вертолетов 1-го класса, имеющим общий налет не менее 3000 часов.
    
    6.4.3. Штурманам самолетов 4-го класса и вертолетов (кроме вертолетов 1-го класса), имеющим общий налет не менее 3500 часов;
    
    6.4.4. Штурманам летных учебных заведений ГА, имеющим непрерывный стаж работы в должности штурмана-инструктора и выше не менее 3 лет при общем налете не менее 2500 часов.
    
    6.4.5. Кандидаты, представленные к присвоению первого класса, должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана второго класса не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку практической подготовленности не ниже "пять", сдать экзамены по специальным дисциплинам, указанным в пп.1, 5, 9, 10 приложения 1 к настоящему Положению, на оценку не ниже "пять", а по остальным дисциплинам - не ниже "четыре"."
    
    6. На стр.29 п.п.12.16 и 12.18 изложить в следующей редакции:
    
    "12.16. Второй класс бортоператора грузового ВС присваивается бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве бортоператора 3-го класса не менее 3 лет и общий безаварийный налет не менее 2000 ч.".
    
    "12.18. Первый класс бортоператора грузового ВС присваивается бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве бортоператора 2-го класса не менее 3 лет с общим безаварийным налетом не менее 3500 ч.".
    
    7. На стр.39 выше первую, вторую и третью строки сверху в пункте 17.5 главы 17 изложить в следующей редакции:
    
    "свидетельство линейного пилота первого класса - цвет обложки темно-зеленый;
    
    свидетельство линейного пилота - цвет обложки синий;
    
    свидетельство пилота коммерческой авиации - цвет обложки голубой;
    
    свидетельство пилота-любителя - цвет обложки светло-серый для вертолета и светло-коричневый для самолета;".
    
    8. На стр.47 в пункте 21.2 после слов "Срок действия свидетельства устанавливается:" вместо слов "пилотам - один год" записать:
    
    "пилотам коммерческой авиации и линейным пилотам - один год;
    
    пилотам-любителям - два года;".
    
    9. На стр.48 пункт 21.5 дополнить абзацем следующего содержания:
    
    "Проверка знаний у пилотов-любителей для продления срока действия свидетельств производится один раз в два года в МКК авиации общего назначения (АОН) или, по согласованию с РКК, предприятия-эксплуатанта воздушного транспорта на основе соответствующего договора."
    
    Пункт 21.6 дополнить абзацем следующего содержания:
    
    "Проверку техники пилотирования и самолетовождения у пилотов-любителей с целью продления срока действия свидетельства или получения квалификационной отметки проводят назначенные соответствующей квалификационной комиссией инспекторы (инструкторы)."
    
    10. На стр. 50 главу 21 дополнить пунктом 21.25 следующего содержания:
    
    "21.25. Действие свидетельства специалиста гражданской авиации должно быть приостановлено при выявлении несоответствия состояния здоровья специалиста выполняемым обязанностям в соответствии с указанным свидетельством или увольнением специалиста из предприятия в связи с уходом на пенсию. Запись "Действие свидетельства приостановлено" делается в п.IX по тексту "Срок действия...", вместо "до" вписывается предлог "с" и ставится дата, с которой специалист лишается прав, предоставляемых ему данным свидетельством. Запись удостоверяется подписью старшего летного руководителя предприятия. Восстановление действия свидетельства производится МКК предприятия (РКК, ВКК - в зависимости от должности специалиста) при устранении несоответствия по состоянию здоровья или при поступлении специалиста на летную работу после увольнения в связи с уходом на пенсию."
    
    

Председатель ВКК                                         М.И.Беднов