Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003518.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

05 июня 2000 г. № 1


О разъяснениях отдельных положений ФП ИВП РФ


      




    Для использования в практической работе разработанные совместно с Минобороны России Разъяснения отдельных положений Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, по которым поступили вопросы из оперативных органов ЕС ОрВД (Разъяснение № 1 от 05.06.2000).
    
    
    
    
    
    

Начальник Управления
регулирования ОВД


Л.К. Щербаков

    

    

Разъяснение
отдельных положений Федеральных правил использования воздушного пространства
Российской Федерации по которым поступили вопросы из оперативных органов ЕС ОрВД
(разъяснение № 1 от 5 июня 2000 г.)

    
    С 1 января 2000 г. вступили в силу Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее именуются - Федеральные правила).
    В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", разъяснения по применению Федеральных правил в отношении вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации дает Министерство обороны Российской Федерации, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, - Федеральная служба воздушного транспорта России.
    Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации" определено, что Министерство обороны Российской Федерации (Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением) осуществляет полное государственное регулирование использования воздушного пространства, а Федеральная авиационная служба России (Управление государственного регулирования организации воздушного движения) - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, то разъяснения по применению Федеральных правил дают вышеуказанные Управления.
    1. Разъяснить полномочия военных секторов центров ЕС ОрВД по введению кратковременных ограничений на международных воздушных трассах и в районе аэропортов, открытых для международных полетов (пункт 4 приложения № 5).
    В соответствии с пунктом 4 приложения № 5 к Федеральным правилам военные секторы центров ЕС ОрВД для обеспечения суточного плана использования воздушного пространства устанавливают кратковременные ограничения на срок до 3-х часов в своих зонах (районах) ЕС ОрВД, в том числе на воздушных трассах и местных воздушных линиях. Кратковременные ограничения устанавливаются начальником смены военного сектора ЗЦ (РЦ) ЕС ОрВД.
    Исходя из определений воздушной трассы Российской Федерации, международной воздушной трассы, а также в соответствии с абзацем 2 пункта 24 и на основании пункта 4 приложения № 5 к Федеральным правилам следует понимать, что кратковременные ограничения с полным основанием могут устанавливаться на международных воздушных трассах.
    В абзаце 2 пункта 4 приложения № 5 к Федеральным правилам конкретно указывается, что в районах аэропортов, открытых для международных полетов кратковременные ограничения на срок до трех часов могут устанавливаться только при чрезвычайных ситуациях.
    2. В пунктах 2 и 3 приложения № 5 сказано, что временные и местные режимы устанавливаются на срок до 3-х суток, и в подпункте а) пункта 24 сказано, что дата проведения мероприятия (допускается не более 2-х основных и 2-х резервных дней). Как понимать это соотношение
    В подпункте а) пункта 24 приложения № 5 к Федеральным правилам допущена опечатка. Исходя из определений временного и местного режимов, данных в подпунктах 8) и 28) пункта 2 главы 1 Федеральных правил и положений пунктов 2 и 3 приложения № 5 Федеральных правил, до внесения изменений и дополнений в подпункт а) пункта 24 приложения № 5 к Федеральным правилам необходимо руководствоваться тем, что допускается не более трех основных и трех резервных дней проведения мероприятия.
    3. Почему отсутствует понятие МВЛ первой категории (пункт 24).
    В Федеральных правилах разделение MBЛ на две категории (МВЛ 1-й и MBЛ 2-й категории) отсутствует. Это связано с тем, что в мировой практике такого деления нет. Структура МВЛ 1-й категории (по ширине, эшелонированию, оборудованию и организации воздушного движения) соответствовала структуре воздушной трассы (спрямленной воздушной трассы), а использование МВЛ 1-й категории осуществлялось, как правило, в интересах авиаперевозчиков своего региона и аэронавигационная информация о них в документах федерального уровня не публиковалась. Практическая работа центров ЕС ОрВД по планированию воздушного движения выявила необходимость использования МВЛ 1-й категории авиаперевозчиками других регионов.
    В целях повышения эффективности использования воздушного пространства и экономичности воздушных перевозок планируется до начала 2001 года, в установленном порядке, перевести МВЛ 1-й категории в воздушные трассы Российской Федерации (спрямленные воздушные трассы) с установлением условий их эксплуатации с учетом интересов региона.
    4. Что подразумевается под специальными районами и какого рода деятельность в них может осуществляться (пункт 40).
    Специальный район является одним из элементов структуры воздушного пространства (статья 18 Федеральных правил), устанавливаемый в порядке, указанном в статье 40 Федеральных правил и не входит в воздушное пространство, которое в установленном порядке определено для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
    Специальные районы предназначены только для выполнения полетов в некоммерческих целях.
    5. Может ли военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД вводить кратковременные ограничения без разработки временного и местного режима, если это касается ограничения на международной воздушной трассе на всех эшелонах
    Согласно ст. 8 пункта "а" приложения № 5 к Федеральным правилам военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД может вводить кратковременные ограничения без разработки временного и местного режима, в том числе, если это касается ограничения на международной воздушной трассе на всех эшелонах. Вместе с тем ввод таких ограничений должен учитывать структуру сети воздушных трасс и возможности по обходу района ограничений порядка использования воздушного пространства с использованием других воздушных трасс.
    6. Относится ли п. 44 приложения № 5 к Федеральным правилам в части участия ГС ЗЦ ЕС ОрВД в разработке кратковременных ограничений, которые разрабатываются без временных и местных режимов
    В п. 44 приложения № 5 к Федеральным правилам говорится, что гражданский сектор ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД разрабатывают предложения об ограничениях и запретах на основании утвержденных временных и местных режимов и представляют эти предложения военному сектору ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД.
    Обязательное участие гражданских секторов ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД в разработке предложений по кратковременным ограничениям и представления этих предложений в военный сектор ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД Федеральными правилами не предусмотрено.
    7. Что понимается под чрезвычайными ситуациями
    В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
    Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
    Согласно Государственного Стандарта РФ (ГОСТ Р22.0.05-94 от 01.01.96 года чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабу (глобальные или национальные, региональные, местные и локальные или частные).
    8. Приемлемы ли требования ст. 22 и 94 Федеральных правил о приграничной полосе с особым режимом ИВП и оборудованием аэродромов, входящих в нее, в части касающейся границ со странами СНГ
    При разработке Инструкции (Зоны ЕС ОрВД, аэроузла, аэродрома) руководствоваться требованиями ст. 22 и 94 Федеральных правил.
    9. Разъяснить применение Федеральных правил в части организации выполнения срочных заданий по оказанию экстренной медицинской помощи.
    В районах (населенных пунктах, площадках), где организована телефонная или телеграфная связь с органом ОВД, выполнение заданий по оказанию экстренной медицинской помощи осуществляется в соответствии со ст. 18, 33 и 34 приложения 1 к Федеральным правилам с подачей заявки в орган ОВД по имеющейся линии связи с последующим подтверждением ее телеграммой, если заявка, передавалась по телефону.
    В районах (населенных пунктах, площадках), где отсутствует телефонная или телеграфная связь с органом ОВД, заявка подается командиром воздушного судна при наличии радиосвязи с органом ОВД на земле, или после взлета, или в полете, с соблюдением требований ст. 18 приложения 1 к Федеральным правилам в части выполнения правил подачи заявок с разрешения должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и организаций на основании списков, представленных в соответствующие ЗЦ ЕС ОрВД и указания фамилии лица, разрешившего подачу заявки.
    При выполнении заданий в таких районах командиру воздушного судна, в установленном порядке, выдается разрешение на выполнение срочных заданий по оказанию экстренной медицинской помощи, о чем оповещаются соответствующие органы ОВД.
    Оперативное выполнение срочных заданий предполагает организацию четкого взаимодействия соответствующих органов Минобороны России (ВВС и ПВО) и территориальных органов ФСВТ России с органами ОВД и авиапредприятиями ГА по обеспечению таких полетов.
    10. Кто подает сигнал "Ковер" Каков порядок доведения его до органов ЕС ОрВД (пункт 74)
    В настоящее время порядок подачи сигнала "Ковер" через органы ЕС ОрВД остался без изменения. Данный вопрос находится в компетенции ЦКП ВВС и КП объединений ВВС и ПВО.
    В связи с произошедшим объединением ВВС и ПВО готовятся изменения и дополнения в соответствующие руководящие документы.
    11. Кем утверждаются маршруты полетов и в каком документе отражаются (пункт 25)
    В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации для выполнения полетов вне воздушных трасс и местных воздушных линий устанавливаются маршруты полетов воздушных судов.
    В зависимости от характера выполняемых полетов, маршруты полетов подразделяются на:
    а) постоянные маршруты полетов, которые заносятся в инструкцию по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла), утверждаемую соответствующим командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения). Постоянные маршруты в воздушном пространстве приграничной полосы заносятся в соответствующую инструкцию по использованию воздушного пространства зоны единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которая утверждается главнокомандующим ВВС;
    б) основные маршруты полетов, которые устанавливаются для выполнения полетов воздушными судами ВТА, ДА и авиации ВМФ, утверждаются главнокомандующим ВВС и установленным порядком заносятся в Перечень основных маршрутов полетов воздушных судов ВА ВГК и авиации ВМФ, введенный в действие приказом ГК ВВС с 1 декабря 1984 года. В настоящее время ведется работа по переработке данного Перечня.
    Кроме вышеуказанных маршрутов, полеты воздушных судов могут выполняться по маршрутам полетов в соответствии с поданными установленным порядком заявками.
    12. Дать разъяснения по пункту 3 приложения № 5 к Федеральным правилам.
    Местный режим использования воздушного пространства устанавливается начальником военного сектора ЗЦ ЕС ОрВД на срок до трех суток в пределах части воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, за исключением верхнего воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс.
    13. Дать разъяснения по применению приказа ГК ВВС от 11 сентября 1987 г. № 250.
    По вопросам разработки и установления временных, местных режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства Российской Федерации необходимо руководствоваться приложением  5 к Федеральным правилам.
    С целью соблюдения единой методики подготовки представлений на установление временных, местных режимов и кратковременных ограничений пользоваться приложениями к Инструкции по разработке и установлению временных, местных режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства СССР, утвержденной приказом ГК ВВС от 11 сентября 1987 г. № 250 в части не противоречащей Федеральным правилам.
    14. Какие документы, регламентирующие порядок ИВП утратили силу, а какими можно руководствоваться
    С выходом Воздушного кодекса Российской Федерации нормативно-правовая база по воздушному законодательству пополнилась следующими новыми документами:
    - Федеральный закон о государственном регулировании развития авиации от 08.01.98г. № 10-ФЗ, который определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации;
    - Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 1998 года № 938 О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации;
    - распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 981-р. Данным распоряжением утвержден план подготовки нормативных правовых актов в связи с Воздушным кодексом Российской Федерации;
    - постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 85 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 642 "Об одобрении Концепции реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 360 "Об утверждении Положения о подготовке Федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил". Данное постановление определило ответственных за разработку, порядок подготовки, утверждения и введения в действие федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации", которым утверждено Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации и Положение о Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации и ее состав";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 609 "Об утверждении правил расследования авиационных происшествий или инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1131 "Об утверждении Положения о правах и ответственности государственных инспекторов Федеральной авиационной службы России по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. № 862 "О порядке использования государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". Данным постановлением утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации и определена дата вступления их в силу - 1 января 2000 г.;
    - постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 1999 г. № 1319 "Об утверждении Положения о Федеральной службе воздушного транспорта России";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. № 1329 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. № 1372 "Вопросы Федеральной службы воздушного транспорта России";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. "Об утверждении Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации";
    - совместный приказ Министра обороны Российской Федерации и директора Федеральной авиационной службы России от 15 января 1999 года № 17/6 "О федеральных полномочиях Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службы России по государственному регулированию и организации использования воздушного пространства Российской Федерации";
    - совместный приказ Министра обороны Российской Федерации и директора Федеральной службы воздушного транспорта России от 28 декабря 1999 года № 615/150 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
    - совместный приказ Министра обороны Российской Федерации и директора Федеральной службы воздушного транспорта России от 4 марта 2000 г. № 116/38 "Об утверждении Перечня зон и районов единой системы организации воздушного движения";
    - другие служебные документы.
    С принятием вышеперечисленных документов признаны:
    а) не действующими на территории Российской Федерации:
    - постановления Совета Министров СССР от 1984 года № 251, от 1987 года № 934, от 1987 года № 974;
    - приказы Министра обороны СССР 1984 года № 0140, 1986 года № 0175, 1987 года № 287, 1988 года № 0101,1990 года № 13 и 435, 1991 года № 597;
    б) утратившими силу:
    - указ Президента Российской Федерации от 1993 года № 338;
    - постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1993 года № 850, от 1994 года № 1148, от 1995 года № 568, от 1996 года № 583 и № 994, от 1998 года № 561;
    - приказ Министра обороны Российской Федерации от 1994 года № 406.
    Переработка нормативной правовой базы по воздушному законодательству - это длительный и трудоемкий процесс, поэтому в настоящее время продолжает действовать, в части не противоречащей вступившим в силу нормативным правовым актам, значительное число нормативных правовых актов и служебных документов, подлежащих переработке, (ОПП-85, НПП- 88, НПП ГА-85, НШС-87 и другие).
    Все нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации) в обязательном порядке публикуются в официальных источниках (Сборник законодательства Российской Федерации или Российская газета).
    

    

Начальник Управления
по ИВП и УВД МО РФ
генерал-лейтенант

Начальник Управления
регулирования ОВД
ФСВТ России

М. Кизилов

Л. Щербаков