|
УТВЕРЖДАЮ |
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, РАЗДЕЛКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СНЯТОГО С НИХ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА
1989 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Исключение воздушных судов из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР производится в соответствии со статьей 15 Воздушного Кодекса Союза ССР в случае:
- списания воздушного судна вследствие физического износа, аварии, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;
- снятия воздушного судна с эксплуатации из-за морального износа, при обнаружении конструктивно-производственных недостатков, могущих привести к летным происшествиям и другим причинам.
1.2. Списание воздушных судов и авиационных двигателей в эксплуатационных предприятиях и научно-исследовательских институтах гражданской авиации производится на основании актов, утвержденных начальниками управлений, объединений и научно-исследовательских институтов.
В учебных заведениях гражданской авиация описание воздушных судов и авиационных двигателей производятся на основании актов, утвержденных начальником управления учебных заведений МГА.
1.3. Передача списанных воздушных судов авиационных двигателей в учебное заведение, предприятие гражданской авиации или другое ведомство, а также постановка списанных воздушных судов на хранение в резерв производится на основании соответствующего приказа руководителя предприятия, утверждающего акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя)*.
1.4. Все комплектующие изделия**, снятые со списанного воздушного судна (авиационного двигателя) при его разукомплектовании и разделке приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности.
___________________
* Порядок постановки и хранения воздушных судов в резерве приведен в "ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ В РЕЗЕРВЕ ВЫРАБОТАВШЕЙ РЕСУРС АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ" (Инструкция МГА от 01.06.1990 № 4/и).
** Под комплектующими изделиями понимаются изделия, имеющие формуляры, паспорта и этикетки.
1.5. Снятые с самолетов, вертолетов и двигателей запасные части принимаются на учет в условной оценке по одному рублю за единицу, а после восстановления (ремонта) приходуются на складах по фактической стоимости их ремонта (Инструкция МГА от 28.07.86 № 574).
Непригодные изделия, узлы, детали приходуются на лом или утильсырье по цене возможной реализации или использования.
1.6. Должностные лица, дающие заключение о необходимости списания авиационной техники, и руководители, разрешающие ее списание, несут ответственность за обоснованность списания.
1.7. Порядок спасания воздушных судов и авиационных двигателей изложен в разделе 2 настоящей инструкции, разукомплектования и использования снятых изделий (комплектующих изделий, узлов и др.) - в разделе 3, порядок проведения в нелетное состояние и разделки - в разделе 4.
2. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
2.1. Первичным документом на списание воздушного судна (авиационного двигателя) является акт, составленный постоянно действующей комиссией, назначенной приказом командира объединенного авиационного отряда, начальника научно-исследовательского института, начальника учебного заведения ГА, директора ремонтного завода ГА*.
|
|
2.2. Постоянно действующую комиссию рекомендуется создавать в следующем составе:
начальник или главный инженер АТБ ОАО, ремонтного завода (заместитель главного инженера ЛИК НИИ, главный инженер ИАС учебного заведения);
представитель ТКБ (начальник цеха, инженер авиационного отряда учебного заведения);
представитель ОТК;
представитель ПДО (ПДГ);
представитель ОМТС;
представитель бухгалтерии.
При оформлении списания авиатехники, находящейся на ремонтном заводе, в состав постоянно действующей комиссии вводится представитель предприятия-владельца авиатехники.
2.3. Постоянно действующая комиссия на предприятии:
а) производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, изучает эксплуатационную документацию (формуляры, паспорта и этикетки), устанавливает непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию;
б) устанавливает причины, обусловившие необходимость списания объекта (отработка назначенного ресурса, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и др.), а в необходимых случаях - виновных в этом лиц;
в) определяет возможность использования комплектующих изделий, узлов, деталей, материалов описываемого объекта;
г) составляет акт на списание объекта.
____________
* в дальнейшем - предприятия
2.4. Для определения возможности использования комплектующих изделий со списываемых воздушных, судов (авиационных двигателей) производится анализ их технического состояния и анализ эксплуатационной Документации (формуляры, паспорта, этикетки).
При необходимости, для уточнения оценки технического состояния комплектующих изделий (особенно дорогостоящих), может производиться демонтаж их и направление на проверку в лаборатории.
2.5. На основании проведенного анализа составляется ведомость оценки технического состояния комплектующих изделий, которая является неотъемлемой частью акта на списание воздушного судна (авиационного двигателя).
Форма ведомости приведена в приложении 2.
2.6. В акте указываются данные, характеризующие воздушное судно (авиационный двигатель): тип, опознавательный знак и заводской номер, дата выпуска, наработка с начала эксплуатации и после последнего ремонта (в летных часах, посадках, запусках), количество ремонтов, первоначальная стоимость (для переоцененных - восстановительная), сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, величина убытков в случае списания из-за аварии, нарушения условий эксплуатации, стихийного бедствия.
Описание технического состояния, приведенное в акте, должно отражать результаты осмотра объекта списания и эксплуатационной документации, давать полную его характеристику и обоснование нецелесообразности или невозможности восстановления.
Форма акта на списание воздушного судна приведена в приложении 1.
2.7. К акту на списание воздушного судна прилагается свидетельство о его регистрации и ведомость оценки технического состояния комплектующих изделий.
При списании воздушного судна или авиационного двигателя вследствие преждевременного износа, нарушения условий эксплуатации, повреждения или утраты к акту на списание прилагаются материалы расследования причин, вызвавших их непригодность с указанием мер, принятых в отношении виновных лиц.
В случае, если планируется передать списанное воздушное судно (авиационный двигатель) в учебное заведение, предприятие гражданской авиации или другое ведомство или поставить на хранение, в резерв, к акту на списание должен быть приложен соответствующий запрос.
2.8. Акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя) подписанный постоянно действующей комиссией, вместе с приложениями, передается на заключение:
2.8.1. В эксплуатационных предприятиях, входящих в управления, объединения - командиру объединенного авиационного отряда.
После подписи командиром ОАО акт заверяется гербовой печатью и в трехдневный срок представляется на заключение главному инженеру управления (объединения), который в дальнейшем передает его на утверждение начальнику управления (объединения) ГА*.
2.8.2. В научно-исследовательском институте - главному инженеру и начальнику летно-испытательного комплекса. Подписанный начальником ЛИК акт передается непосредственно начальнику института на утверждение.
2.8.3. В учебном заведении акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя) направляется на заключение начальнику учебного заведения, а затем - на утверждение начальнику управления учебных заведений МГА.
2.9. В эксплуатационных предприятиях, являющихся самостоятельными структурными единицами на уровне управлений (объединений), т.е. являющихся владельцами авиационной техники, акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя) после подписи постоянно действующей комиссией передается на утверждение руководителю этого предприятия.
2.10. Утвержденный акт направляется руководителю предприятия, в котором эксплуатировалось списанное воздушное судно (авиационный двигатель).
После получения акта производится разукомплектование, разделка и списание воздушного судна (авиационного двигателя) с баланса.
___________________
* В управлениях, в которых штаб объединен со штабом ОАО, акт передается на заключение главному инженеру управления, а затем на подпись начальнику управления.
2.11. Копия акта о списании воздушного судна направляется в инспекцию по безопасности полетов управления и Главную инспекцию по безопасности полетов МГА.
К копии акта о списании воздушного судна, направляемой в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА, прикладывается свидетельство о его регистрации.
Копия акта о списании авиационного двигателя направляется в Главное управление эксплуатации авиационной техники.
2.12. На основании акта о списании воздушного судна инспекцией по безопасности полетов управления гражданской авиации производится погашение удостоверения о годности данного воздушного судна к полетам.
2.13. Главная инспекция по безопасности полетов МГА на основании полученных документов производит исключение воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР и погашение свидетельства о регистрации, а копию акта направляет в ГУЭАТ МГА для учета списанной авиатехники.
2.14. Акт о списании является основанием для снятия с баланса воздушного судна (авиационного двигателя) и оприходования годных комплектующих изделий по соответствующим счетам. Непригодные комплектующие изделия и материалы приходуются как вторичное сырье.
2.15. Техническая документация на списанное воздушное судно (авиационный двигатель) уничтожается после его разукомплектования и разделки.
2.16. Срок хранения актов о списании воздушных судов (авиационных двигателей) - 3 года.
3. ПОРЯДОК РАЗУКОМПЛЕКТОВАНИЯ СПИСАННОГО ВОЗДУШНОГО
СУДНА (АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ)
3.1. Разукомплектование воздушного судна (авиационного двигателя) производится после получения утвержденного акта на списание.
До получения акта проведение этих работ запрещается.
Примечание:
Разукомплектование списанных воздушных судов (авиационных двигателей), подлежащих передаче в учебные заведения, предприятия гражданской авиации или другим ведомствам, а также постановки на хранение, в резерв, производится после получения соответствующего приказа.
3.2. Работа по разукомплектованию списанного воздушного судна (авиационного двигателя) выполняются под руководством постоянно действующей комиссии.
3.3. Демонтаж комплектующих изделий производится в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, приложенной к акту на списание воздушного судна (авиационного двигателя),
На списанном воздушном судне, передаваемом в другое ведомство, снимается спецаппаратура и радиооборудование.
3.4. Годные комплектующие изделия классифицируются на исправные и подлежащие ремонту. Исправные комплектующие изделия, имеющие остаток ресурса, оставляются на складе ОМТС предприятия для дальнейшего использования. Изделия, подлежащие ремонту отдаются на склады для отправки в ремонт в установленном порядке.
Каждое изделие сдается на склад с заполненными формуляром, паспортом или этикеткой.
Непригодные изделия сдаются как металлолом.
3.5. Устанавливать на другие воздушные суда (авиационные двигатели) комплектующие изделия с воздушного судна (авиационного двигателя) списанного из-за аварии, без ремонта и проверки - запрещается.
3.6. После разукомплектования воздушного судна (авиационного двигателя) постоянно действующая комиссия составляет перечень непригодных к дальнейшей эксплуатации изделий (агрегатов, блоков, приборов и т.д.), содержащих драгоценные металлы и организует выполнение работ по изъятию этих металлов в соответствии с инструкцией МГА от 10.06.87 г. № 34/и.
4. ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В НЕЛЕТНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗДЕЛКИ
СПИСАННОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА (АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ)
4.1. Для проведения работ по разделке списанного воздушного судна (авиационного двигателя) или выполнения работ перед передачей его для использования в предприятиях и учебных заведениях ГА и других ведомствах приказом руководителя предприятия, эксплуатировавшего воздушное судно (авиационный двигатель), назначается специальная бригада под руководством опытного специалиста.
4.2. Производится ознакомление бригады (под расписку) с требованиями правил техники безопасности и пожарной безопасности.
Обращается особое внимание на необходимость полного стравливания давления гидро-газовых систем, амортизаторов опор шасси, баллонов кислородной системы и гидроаккумуляторов, промывку емкостей, содержавших горючие материалы.
4.3. При передаче списанного воздушного судна в учебное заведение, предприятие гражданской авиации или другое ведомство, оно до передачи приводится в нелетное состояние.
4.4. Порядок приведения самолетов в нелетное состояние изложен ниже:
4.4.1. Самолеты с несколькими двигателями.
На крыле с обеих сторон, снизу, в одном и том же сечении, производятся разрез нижних полок всех лонжеронов и обшивки между ними на расстоянии 0,5 метра от сечения, где заканчиваются капоты крайних двигателей (в сторону свободной консоли) - для самолетов с расположением двигателей на крыле, и на расстоянии 2,5-3,0 метра от концевой нервюры крыла - для самолетов с другим расположением двигателей.
На фюзеляже, снизу, в сечении на расстоянии 0,5-1,0 метра от передней кромки ниши передней опоры разрезается обшивка и силовой набор на дуге 40-50.
4.4.2. Самолеты с одним двигателем.
На крыле с обеих сторон на расстоянии 1,0 метра от оси главного шасси (в сторону свободной консоли) снизу, в одном и том же сечении, производится разрез обшивки и нижних полок всех лонжеронов (на бипланах - только полок нижнего крыла).
На фюзеляже, снизу, в сечении на расстоянии 0,5 метра от передней кромки стабилизатора разрезается обшивка и весь силовой набор на дуге 40-50.
4.4.3. Разрез производится режущими инструментами или с использованием автогенной (электро) сварки.
При работе со сварочными аппаратами снимаются топливные баки и принимаются все меры пожарной безопасности.
4.4.4. Сечения заклеиваются перкалем и окрашиваются в красный цвет. Белой краской по красной полосе наносится слово "Разрез". На самолете Aн-2 слово "Разрез" наносится на передней кромке нижнего крыла.
4.5. Списанные вертолеты другим ведомствам передаются со снятыми (срезанными) узлами крепления двигателей к фюзеляжу, а используемые как макеты в учебных заведениях и газовочные, должны быть наглухо закреплены к якорным устройствам.
4.6. Разделка списанного воздушного судна производится в соответствии с перечнем работ, выполнение которых обязательно при разделке воздушных судов.
При этом обращается внимание на соблюдение техники безопасности, особенно на удаление, взрыво и огнеопасных составов, приведение имущества до сдачи в металлолом в безопасное состояние (огнетушители, баллоны, гидроаккумуляторы и другие агрегаты с газами или жидкостями должны быть разряжены, в пиротехнические заряды, взрыватели и огнеопасные составы удалены).
4.7. Лом металлов от списанного воздушного судна (авиационного двигателя) сдается под отчет материально ответственному лицу OMTC предприятия, а затем в установленном порядке должен быть сдан:
черных металлов - в местные конторы "Главторчермета";
цветных металлов и авиадвигатели - в местные конторы "Главторцветмета".
4.8. Сдатчик металло-имущества обязан выдать удостоверение о безопасности груза для перевозки, переработки и переплавки.
Зам. Начальника ГУ ЭАТ |
В.Н. Кривошеев |
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ М.П. |
|
АКТ № ______
19___г. "____" ____________, мы нижеподписавшиеся, комиссия в составе председателя
___________________________________________________________________________
и членов:____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
назначенная на основании приказа от __________________ № ______________ для дачи
заключения о причинах списания самолета (вертолета) типа ________________________
опознавательный знак _________________ зав-ой № __________________, выпущенного
с завода "_______" ________________ 19____г. и отработавшего со дня выпуска с завода
________ час. ___________ мин., а со времени последнего ремонта _____________ час.
________ мин., количество посадок ____________, имеющего ремонтов ______________,
пришедшего в негодность по причине ____________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Первоначальная стоимость (для переоцененных - восстановительная) воздушного судна
________________ руб.
Сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета _______________ руб.
Остаточная стоимость самолета (вертолета) _______________ руб.
Убытки от списания самолета, вертолета и авиадвигателя (в случае аварии или стихийного
бедствия), кроме остаточной стоимости _____________ руб.
Стоимость снятых и оприходованных комплектующих изделий, двигателей и металлолома
_______________ руб.
Описание технического состояния планера самолета (вертолета) _____________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Примечание. |
Описание технического состояния планера самолета (вертолета) должно отражать результаты внешнего осмотра и давать полную характеристику и оценку основных узлов. |
Описание технического состояния комплектующих изделий приведено в ведомости,
являющейся приложением к настоящему акту.
Заключение комиссии: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
М.П. |
Председатель комиссии: |
|
Члены: |
Заключение командира объединенного авиаотряда (начальника учебного заведения, главного инженера ЛИК)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
|
Подпись |
Заключение главного инженера управления (объединения, начальника ЛИК) ___________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
М.П. |
Подпись |
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ |
|
ВЕДОМОСТЬ
Оценки технического состояния комплектующих изделий самолета (вертолета) __________
опознавательный знак № ______________, принадлежащего ________________________
____________________________________________________________________________
Комиссия в составе:
председателя ________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
членов: _____________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
назначенная приказом ___________ № _______ от "____" __________ 19___г., произвела
оценку технического состояния комплектующих изделий списываемого самолета (вертолета) и определила:
№ п/п |
Наименование изделия |
Тип (номер чертежа) |
Завод- |
Цена |
Техническое состояние изделия |
Отметка о дальнейшем использовании |
Приме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Двигатель |
|
|
|
|
|
|
2. |
Воздушный винт (лопасти несущего винта, рулевой винт) |
|
|
|
|
|
|
3. |
Бортовая установка запуска |
|
|
|
|
|
|
4. |
Топливный бак |
|
|
|
|
|
|
5. |
Масляный бак |
|
|
|
|
|
|
6. |
Топливный насос |
|
|
|
|
|
|
7. |
Насосная станция |
|
|
|
|
|
|
8. |
Подкосы навески двигателей (подмоторная, редукторная рамы) |
|
|
|
|
|
|
9. |
Масляные и топливомасляные радиаторы |
|
|
|
|
|
|
10. |
Гидроаккумулятор |
|
|
|
|
|
|
11. |
Основная нога шасси |
|
|
|
|
|
|
12. |
Передняя нога шасси |
|
|
|
|
|
|
13. |
Колеса |
|
|
|
|
|
|
14. |
Регулятор давления воздуха в гермокабине |
|
|
|
|
|
|
15. |
Клапан выпуска воздуха из гермокабины |
|
|
|
|
|
|
16. |
Клапан предохранительный (стравливания воздуха из гермокабины) |
|
|
|
|
|
|
17. |
Турбохолодильник |
|
|
|
|
|
|
18. |
Кресла пассажирской и пилотской кабины |
|
|
|
|
|
|
19. |
Агрегат флюгирования |
|
|
|
|
|
|
20. |
Выхлопной коллектор в сборе |
|
|
|
|
|
|
21. |
Выхлопная труба |
|
|
|
|
|
|
22. |
Воздушный компрессор |
|
|
|
|
|
|
23. |
Воздухо-воздушный радиатор |
|
|
|
|
|
|
24. |
Насосы гидросистемы |
|
|
|
|
|
|
25. |
Аккумулятор давления гидросистемы |
|
|
|
|
|
|
26. |
Огнетушители стационарные и переносные |
|
|
|
|
|
|
27. |
Обогреватель кабины |
|
|
|
|
|
|
28. |
Втулка несущего винта |
|
|
|
|
|
|
29. |
Главный редуктор (колонка) |
|
|
|
|
|
|
30. |
Вентиляторная установка |
|
|
|
|
|
|
31. |
Автомат перекоса |
|
|
|
|
|
|
32. |
Промежуточный редуктор |
|
|
|
|
|
|
33. |
Хвостовой редуктор |
|
|
|
|
|
|
34. |
Хвостовой вал в сборе |
|
|
|
|
|
|
35 |
Гидроусилитель (рулевой агрегат) |
|
|
|
|
|
|
36. |
Гидроблок (гидробак) |
|
|
|
|
|
|
|
……………………………………. |
|
|
|
|
|
|
|
……………………………………. |
|
|
|
|
|
|
Топливомер
Стоимость годных комплектующих изделий |
____________________ руб. |
Стоимость металлолома: черных металлов |
____________________ руб. |
цветных металлов |
____________________ руб. |
драгметаллов |
____________________ руб. |
Всего |
____________________ руб. |
Председатель комиссии:
Члены: