Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93004523.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ


21 августа 2003 г.                           Москва                                      № КР-50-р


О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ


    Анализ результатов инспекционных проверок эксплуатантов и авиационных учебных центров (АУЦ) позволяет сделать вывод о том, что в организации профессиональной подготовки членов экипажей воздушных судов имеют место следующие основные недостатки:
    - в организацию профессиональной подготовки крайне медленными темпами внедряется положительный опыт международных Стандартов и Рекомендуемой практики;
    - учебные планы не в полной мере отражают изменившиеся условия работы летного состава и возможность применения современных образовательных технологий для проведения учебного процесса и контроля качества подготовки;
    - по-прежнему основной акцент при проведении занятий и оценке знаний смещен в сторону теоретической, а не практической подготовки;
    - оснащение и оборудование учебно-методических баз большинства эксплуатантов, несущих непосредственную ответственность за уровень профессиональной подготовки членов экипажей воздушных судов, не отвечает современным требованиям;
    - авиационные учебные центры имеют множество краткосрочных учебных программ (продолжительностью в 1-3 учебных дня), что приводит к многочисленным поездкам авиационного персонала с целью обучения по этим программам;
    - продолжает иметь место практика сдачи экзаменов и зачетов по билетам, что не позволяет в полной мере оценить глубину и качество знаний авиационного персонала.
    
    В целях совершенствования организации профессиональной подготовки предлагаю:


    1. Департаменту летных стандартов Минтранса России:

    - до 1.09.2003г. разработать и представить на утверждение требования к эксплуатантам по оборудованию учебно-методической базы в целях обеспечения качественной профессиональной подготовки по тематике рекомендованной в приложении;
    - до 1.09.2003г., в целях наиболее качественной разработки учебно-методического материала и дальнейшего методического сопровождения учебного процесса, совместно с Ассоциацией учебно-тренировочных центров гражданской авиации подготовить предложения по определению ведущих АУЦ по различным типам воздушных судов;
    - с учетом имеющегося положительного опыта организовать разработку компьютерной программы для контроля знаний авиационного персонала с внедрением ее в практику работы эксплуатантов и АУЦ в течение 2004г.
    - до 12.01.2004г. с учетом накопленного опыта, возможностей современных образовательных технологий, международной практики переработать приказ ДВТ от 25.08.92 № ДВ-99 "Об изменении сроков и порядка проведения курсов повышения квалификации летного и диспетчерского состава гражданской авиации".
    2. Эксплуатантам до 30.09.2003г. представить в ДЛС предложения по совершенствованию профессиональной подготовки членов экипажей воздушных судов.
    3. Авиационным учебным центрам до 12.01.2004г. переработать программы курсов повышения квалификации с учетом "Общих требований к программам повышения квалификации членов экипажей воздушных судов" (приложение), представить их на утверждение в установленном порядке и внести соответствующие изменения и дополнения в "Положение об организации учебного процесса в авиационном учебном центре ГА".

    
    
                                     Заместитель Министра                                                                 К. К. Руппель




ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Минтранса России
от 21.08.03  № КР-50-р


Общие требования к программам повышения квалификации
членов экипажей воздушных судов

    1 .С учетом типа воздушного судна и состава экипажа программы должны предусматривать изучение и контроль знаний по следующим дисциплинам:
    Воздушное право:
    а) правила полетов и правила обслуживания воздушного движения.
    Общие знания по эксплуатации воздушных судов:

    а) общие характеристики и ограничения систем воздушного судна, включая автопилот и автостабилизацию;
    б) принципы работы, правила эксплуатации и ограничения самолетных силовых установок; влияние атмосферных условий на характеристики двигателей; соответствующие эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации;
    в) правила эксплуатации и ограничения соответствующих воздушных судов; влияние атмосферных условий на летно-технические характеристики;
    г) использование и проверка исправности оборудования и систем соответствующих воздушных судов;
    д) пилотажные приборы; компасы, поворотная ошибка и ошибка из-за воздействия ускорения; гироскопические приборы, эксплуатационные ограничения и воздействие прецессии; правила и порядок действий при отказах различных пилотажных приборов;
    е) правила технического обслуживания планеров, систем и силовых установок соответствующих воздушных судов.

    Летные характеристики и планирование:

    а) влияние загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики и характеристики управляемости; расчеты массы и центровки;
    б) использование и практическое применение параметров взлетных, посадочных и других характеристик, включая правила управления в крейсерском режиме;
    в) предполетное планирование и оперативное планирование полета по маршруту, подготовка и представление планов полета в ОВД (управления полетами);   соответствующие   правила   обслуживания   воздушного   движения; порядок использования высотомеров;

    г) использование и практическое применение контрольного перечня CFIT.
    Возможности и ограничения человека в летной деятельности:

    а) возможности и ограничения человека в летной деятельности применительно к соответствующему типу воздушного судна и составу экипажа; основные положения концепции человеческого фактора в авиации; влияние физиологических и психологических возможностей летного состава на безопасность полетов; взаимосвязь субъект-объект, субъект-процедуры, субъект-субъект; оптимизация взаимодействия, условия организации работы.

    Метеорология:

    а) понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов; коды и сокращения; правила получения и использования метеорологической информации перед полетом и во время полета; измерение высоты;
    б) авиационная метеорология; климатические особенности соответствующих районов с точки зрения их влияния на авиацию; перемещение областей низкого и высокого давления, структура фронтов, возникновение и характеристики особых явлений погоды, которые влияют на условия взлета, полета по маршруту и посадки;
    в) причины, распознавание и последствия обледенения двигателей и планера; порядок входа во фронтальную зону; обход районов с опасными метеоусловиями;
    г) практические знания метеорологии на больших высотах, включая понимание и использование карт и прогнозов струйных течений.

    Навигация:

    а) аэронавигация, включая использование аэронавигационных карт, радионавигационных средств и систем зональной навигации; особые навигационные требования в отношении полетов в районе аэродрома и по маршрутам большой протяженности;
    б) использование, ограничения и эксплуатационная надежность авиационного, электронного и приборного оборудования, необходимого для управления самолетом и навигации;
    в) использование, точность и надежность навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки;
    г) принципы и характеристики автономных навигационных систем и систем, ориентированных на внешние средства; работа бортового оборудования.

    Эксплуатационные правила:

    а) понимание и использование аэронавигационной документации, такой как AIP, NOTAM, авиационные коды и сокращения, карт вылета, полета по маршруту, снижения и захода на посадку по приборам;
    б) меры предосторожности и действия в аварийной обстановке; правила безопасности при полетах по 111*111;
    в) использование, ограничения и эксплуатационная надежность систем сигнализации опасного сближения с земной поверхностью и с воздушными судами в воздухе;
    г) эксплуатационные правила грузовых перевозок и перевозки опасных грузов; общие принципы и ограничения; перечень опасных грузов; знаки опасности и маркировка; правила хранения и погрузки; уведомление пилотов; порядок действий в аварийной обстановке;
    д) требования и практика по обеспечению безопасности пассажиров; инструктаж пассажиров по вопросам безопасности, включая меры предосторожности при посадке в самолет и высадке; знание последствий недостатка кислорода, физиологических явлений вызываемых разгерметизацией кабин; обязанности и функции других членов экипажа в аварийной обстановке, связанные с выполнением собственных обязанностей; использование спасательных жилетов, спасательных плотов, аварийных трапов (желобов), аварийных выходов; переносных огнетушителей; кислородного оборудования; комплектов первой помощи;
    е) требования и практика авиационной безопасности; правила поиска взрывного устройства на борту воздушного судна; знание наименее опасных мест на воздушном судне для размещения обнаруженных взрывных устройств; меры предпринимаемые экипажем для сведения к минимуму последствий актов незаконного вмешательства; меры в отношении пассажиров, багажа, грузов, почты, оборудования, запасов бортового питания по предотвращению диверсий или других форм незаконного вмешательства.

    Основы полета:

    а) основы полета применительно к воздушным судам конкретного типа; аэродинамика дозвуковых скоростей; влияние сжимаемости, пределы маневрирования, характеристики конструкции крыла, влияние устройств для увеличения подъемной силы и лобового сопротивления; взаимосвязь подъемной силы, лобового сопротивления и тяги на различных воздушных скоростях и в различных полетных конфигурациях.

    Радиотелефония:

    а) правила ведения радиотелефонной связи и фразеология; действия при отказе связи.
    2. Основу программы составляет тренажерная подготовка в объеме не менее 12 часов в год по разработанным сценариям применительно к условиям реального полета (LOFT), с основной направленностью на достижение оптимального взаимодействия с максимальным использованием ресурса экипажа (CRM), с включением элементов CFIT и обязательной отработкой действий при различных отказах силовых установок, отказах в системах управления самолетом и механизацией крыла, возникновении пожара.
    3. Учебная нагрузка распределяется таким образом, чтобы проверка знаний по теоретическим дисциплинам и нормы тренажерной подготовки на комплексном пилотажном тренажере и тренажере по аварийно-спасательной подготовке выполнялись ежегодно в течение двух учебно-тренировочных сессий продолжительностью в 5-6 дней каждая.
    4. По каждой дисциплине разрабатывается и утверждается перечень контрольных вопросов, который является неотъемлемой частью программы.
    5. С целью контроля за своевременным внесением изменений и дополнений в программу и перечни вопросов предусматривается наличие листа контроля внесения изменений и дополнений и соответствующий инструктивный материал в "Положении об организации учебного процесса в авиационном учебном центре ГА".
    6. Проверка знаний проводится методом индивидуального тестирования по утвержденному перечню вопросов. При правильном ответе на не менее чем 90% вопросов выставляется оценка " отлично", не менее чем 80% - "хорошо", не менее чем 70% - "удовлетворительно"
    7. Максимальное количество тестирований в день - три. Результаты тестирования учитываются при продлении срока действия свидетельства специалиста.

    8. Учебный   материал   представляется   как   в   печатном   так   и   (по возможности) в электронном виде, излагается простым и общедоступным языком с максимальной степенью наглядности.

    9. Основным содержанием сессии следует считать самостоятельную подготовку, консультации преподавателей, тренажерную подготовку и проверку уровня знаний по дисциплинам в соответствии с рекомендуемой тематикой.
    10. АУЦ обязаны создавать благоприятные условия для подготовки слушателей, имея для этой цели в достаточном количестве учебно-методическую литературу, наглядные пособия, компьютерные учебные программы, аудитории с персональными рабочими местами.
    11. При получении слушателями неудовлетворительных оценок по согласованию с руководством авиакомпаний проводится их дополнительная подготовка.