ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
Указание
06.04.98 № 4/И
О применении противообледенительных жидкостей (ПОЖ) для защиты ВС от наземного обледенения
В связи с поступающими запросами от эксплуатационных предприятий ГА относительно возможности применения тех или иных противообледенительных жидкостей дополнительно разъясняем следующее:
1. При применении и доставках отечественных или иностранных ПОЖ необходимо руководствоваться Указаниями ФАС России № 59/И от 05.09.97, от 08.12.97 № 78/И.
Заключение договоров на поставку жидкостей с отечественными или иностранными поставщиками производить лишь при наличии у поставщика или эксплуатационного предприятия Свидетельства о допуске данной ПОЖ к применению в ГА. Свидетельство выдается Авиационным Сертификационным Центром ГосНИИ ГА, который является уполномоченным ФАС органом в этой области и который осуществляет комплексную оценку эффективности и пригодности ПОЖ.
Нарушение данного установленного порядка может привести к попаданию на эксплуатацию противообледенительных жидкостей, не прошедших в требуемом объеме испытаний, устаревших или малопригодных, что приведет к снижению безопасности полетов.
Необходимо также помнить, что любое изменение рецептуры ПОЖ требует в соответствии с международными правилами проведения повторных испытаний жидкости и оформления допуска данной жидкости к применению на эксплуатации.
Ответственность за соблюдение указанного порядка несут как изготовители и поставщики ПОЖ, так и эксплуатационные предприятия ГА, осуществляющие применение жидкостей.
2. По принятой классификации все современные противообледенительные жидкости, предназначенные для защиты ВС от наземного обледенения, делятся на два основных типа: Тип 1 - для удаления и лишь кратковременного предотвращения обледенения самолета. Тип 2 - для удаления, продолжительного предотвращения обледенения и для профилактической защиты самолета.
Для двух этих типов разработаны и введены международные нормативы на основные физико-химические характеристики, на эффективность действия в нормируемых условиях наземного обледенения и на "аэродинамическую пригодность", (отрицательное влияние жидкостей на аэродинамические характеристики самолета не должно превышать установленной нормы). Эффективность действия и аэродинамическая пригодность являются главными характеристиками при проведении контрольных испытаний на допуск жидкостей к применению. Сертификаты соответствия характеристик жидкостей техническим условиям без контрольной проверки эффективности и аэродинамической пригодности не являются достаточным основанием для допуска жидкостей к применению.
Указанные международные нормативы каждые 2-3 года подвергаются уточнениям на основании результатов дальнейших исследований и опыта эксплуатации ВС в условиях обледенения. Это влечет за собой также соответствующие уточнения инструкций по применению ПОЖ и методов их испытаний.
Основным документом, регламентирующим общие принципы, требования и рекомендации по обеспечению безопасности эксплуатации ВС в условиях наземного обледенения, является Руководство ИКАО № 9640-АN/940 по наземной противообледенительной защите воздушных судов (1-ое издание - 1995г., 2-ое издание - в стадии подготовки).
3. В настоящее время имеются следующие противообледенительные жидкости отечественной разработки:
"Арктика". Разработана ВИАМ и ГосНИИ ГА. Жидкость производится предприятиями АООТ "Химпром". (г. Новочебоксарск), НПП "Арктон". (г. Нижнекамск), ЗАО НПО "АвиаГСМ" (г. Москва) по техническим условиям ТУ 6-00-5763445-10-89. Введение на эксплуатацию приказом МГА № 781 от 15.12.66. Применяется только в неразбавленном состоянии. По принятой современной классификации близка к жидкостям типа 1. Основное назначение - удаление снежно-ледяных образований. Может применяться, когда процесс наземного обледенения закончился или в условиях слабого обледенения. Обладает малой предохраняющей способностью. В нормируемых условиях выпадения замерзающих осадков время защитного действия - 2-3 мин. Применяется до температуры наружного воздуха минус 30 град. С;
"Арктика-200". Разработана ВИАМ и ГосНИИ ГА. Производилась АООТ "Химпром" (г. Новочебоксарск) по ТУ 6-00-5763445-5-88. Введена на эксплуатацию приказом МГА № 550 от 28.09.70. Назначение - удаление снежно-ледяных образований, предотвращение повторного обледенения, профилактическая обработка. Обладает значительной предохраняющей способностью, но недостаточной для соответствия современным международным нормативам. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 30 град. С;
"Арктика ОС-2". Разработана ВИАМ и ГосНИИ ГА. Производится АО "Химпром" (Казахстан, г. Павлодар) по ТУ 1-595-25-433-93. Введена на эксплуатацию Указанием ДВТ № ДВ-16/И от 25.01.94. Является жидкостью типа 2, соответствует основным международным требованиям, включая требования по аэродинамической пригодности и эффективности в нормируемых условиях наземного обледенения. Прошла контрольные испытания в АСЦ ГосНИИ ГА. На жидкость выдано Свидетельство на допуск к применению № 115-1104/97 от 12.11.97. Жидкость может применяться в различной концентрации в зависимости от метеоусловий (в соответствии с инструкцией). Назначение - удаление снежно-ледяных образований, предотвращение повторного обледенения, а также профилактическая обработка. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 40 град. С.
"Арктика ДГ". Разработана НПП "Арктон" и ВИАМ. Производится НПП "Арктон" (г. Нижнекамск) по ТУ 1-595-25-512-97. Рекомендована к применению Указанием ФАС № 78/И от 08.12.97. Является жидкостью типа 1, соответствует основным международным требованиям, включая требования по аэродинамической пригодности и эффективности в нормируемых условиях наземного обледенения. Прошла контрольные испытания в АСЦ ГосНИИ ГА. Имеет Свидетельство на допуск к применению № 115-1103/97 от 04.11.97. Жидкость может применяться в различной концентрации в зависимости от метеоусловий в соответствии с инструкцией. Основное назначение - удаление снежно-ледяных образований. По предохраняющей способности превосходит жидкость "Арктика" в 1,5-2 раза, а также нормативы по времени защиты для жидкостей типа 1. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 40 град. С.
4. Из перечисленных в п. 3 противообледенительных жидкостей отечественной разработки только жидкость "Арктика ОС-2" и "Арктика ДГ" соответствует современным требованиям, включая требование аэродинамической пригодности, которое непосредственно связано с обеспечением безопасности взлета при каждой противообледенительной обработке самолетов независимо от наличия и степени суровости условий обледенения.
Для жидкости "Арктика ОС-2" (как и для всех жидкостей типа 2) при ее применении возможно ухудшение противообледенительных свойств вследствие использования оборудования (насосов, форсунок, клапанов), которое не соответствует требованиям ISO 11077 (международная организация стандартизации). Рекомендуется применять мембранные или эксцентриковые насосы для сохранения высокой предохраняющей способности жидкости. В большинстве аэропортов ГА применяется оборудование, не соответствующее этим требованиям. Однако и при использовании такого устаревшего оборудования эффективность "Арктика ОС-2" будет превышать эффективность жидкости "Арктика" по предохраняющей способности не менее, чем в 3 раза, что позволяет применять жидкость "Арктику ОС-2" в существующих условиях (по инструкции № ДВ-16/И 25.01.94).
Вместе с тем руководителям эксплуатационных авиапредприятий, топливно-заправочных компаний необходимо принять срочные меры по доработке существующего оборудования или по приобретению нового оборудования, которое соответствует современным требованиям и позволяет в полной мере использовать высокие противообледенительные свойства жидкостей типа 2.
5. Противообледенительные жидкости "Арктика" и "Арктика-200", разработанные еще в 60-х годах, не проходили испытаний на современные требования (включая требование аэродинамической пригодности). Необходимость таких испытаний связана как с оценкой их характеристик для современного уровня, так и с уточнением инструкций по применению. До проведения таких испытаний применение жидкости "Арктика-200", обладающей высокой вязкостью, осуществлять только в разбавленном состоянии.
УРРАиАД ФАС предложить производителям указанных жидкостей, упомянутым в п. 3 настоящего Указания, предъявить в АСП ГосНИИ ГА образцы данных ПОЖ для проведения контрольных испытаний.
6. Кроме упомянутых ПОЖ отечественной разработки, в ГА России ограничено применяются иностранные жидкости:
- жидкость типа 2 SW МР 11 1951 (изготовитель - немецкая фирма "Клариант"). Данная жидкость прошла контрольные испытания в АСЦ ГосНИИ ГА и получила Свидетельство на допуск к применению. Применяется в аэропорту Шереметьево в основном для обработки самолетов иностранного производства;
- жидкость типа 2 АВС-3 (изготовитель - английская фирма "Килфрост"). Применяется в аэропортах Внуково и Пулково. В соответствии с Указанием ФАС № 78/И от 08.12.97 зарубежные сертификаты на ПОЖ не является достаточным основанием для применения в ГА жидкостей без одобрения их АСП ГосНИИ ГА. Данная жидкость не проходила контрольных испытаний в АСЦ ГосНИИ ГА. УРРАиАД ФАС предложить изготовителю жидкости оформить допуск жидкости к применению в указанном выше установленном порядке.
Заместитель директора ФАС России |
В.В. Горлов |