Министерство транспорта Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
10.06.1993 г. |
Москва |
№ ДВ-78 |
О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ СОВЕТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ДЕПАРТАМЕНТА ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА МИНТРАНСА РОССИИ
Совет по безопасности полетов Департамента воздушного транспорта, рассмотрев на своем заседании 07.04.93 состояние аварийности в отрасли, отметил, что организация работы по обеспечению безопасности полетов находится на крайне низком уровне.
По сравнению со среднестатистическими показателями предшествующих пяти лет, 1992 год относится к числу наиболее аварийных. Количество катастроф увеличилось на 73 процента, число погибших людей - в 2,3 раз. Катастрофа Ту-134 Ивановского авиапредприятия 27.08.92, в которой погибло 84 чел., по тяжести последствий не имеет аналога с 1985 года.
Не улучшилось состояние дел с обеспечением безопасности полетов и за прошедшие пять месяцев 1093 г., хотя объем перевозок снизился более чем на 30 процентов. В то же время резко ухудшилась безопасность полетов на вертолетах, где аварийность по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 26,3 процентов, а число погибших при катастрофах увеличилось в два раза.
Низкий уровень профессиональной подготовки и дисциплины авиационных специалистов остаются основными причинами высокой аварийности. В авиапредприятиях систематически нарушаются требования НПП ГА-85, регламенты, инструкции и другие документы, регламентирующие безопасность полетов. Вопросами организации летной работы, выполнения и обеспечения полетов в ряде случаев занимаются некомпетентные, не имеющие должной полготовки специалисты. Имеют место тяжелые авиационные происшествия из-за отказов авиационной техники. Их количество по сравнению с прошлым годен увеличилось не 33 процента.
Командно-руководящий и командно-летный состав авиапредприятий не в полной мере пользуется в дисциплинарной практике правами, предоставленными им КЗОТ РФ.
На местах не организована система доведения до эксплуатантов руководящих документов: правил полетов, инструкций, информации по безопасности полетов и других материалов, регламентирующих деятельность гражданской авиации.
Наиболее неблагополучное положение с обеспечением безопасности полетов сложилось в предприятиях подконтрольных Тюменскому, Центральных районов, Южному, Северо-Западному, Камчатскому, Якутскому-Саха, Магаданскому, Западно-Сибирскому, региональным управлениям воздушного транспорта.
Решением Правительства Российской Федерации от 12.04.93 в Департаменте воздушного транспорта образована Главная инспекция по безопасности полетов воздушных судов Российской Федерации, на которую возложены функции государственного надзора за безопасностью полетов и расследования авиационных происшествий. Департаментом воздушного транспорта, Советом по безопасности полетов разработаны первоочередные меры по стабилизации и устойчивому функционированию воздушного транспорта, предупреждению авиационных происшествий.
Таким образом, создаются условия, позволяющие оказывать влияние на повышение безопасности полетов
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. План первоочередных мер по реализации решений Совета по безопасности полетов Департамента воздушного транспорта утвердить.
2. Начальникам Региональных управлений воздушного транспорта Российской Федерации:
2.1. Организовать выполнение в установленные сроки Решения Совета по безопасности полетов Департамента воздушного транспорта от 07.04.93 и "Плана первоочередных мер по реализации решений Совета по безопасности полетов Департамента воздушного транспорта". Особое внимание обратить на реализацию требований постановления Коллегии Минтранса РФ от 04.11.92 № 9.
2.2. Создать на местах систему оперативного доведения всех директивных документов до каждого эксплуатанта воздушного транспорта и контроля за их неукоснительным исполнением.
2.3. Предложить руководителям авиапредприятий пересмотреть организационную структуру с целью совершенствования процессов управления безопасностью полетов. При отличии структур от типовых привести их в соответствие с требованиями действующих нормативных документов и обеспечить контроль за их соответствием при сертификации.
2.4. До 01.07.93 представить в отдел сертификации эксплуатантов Департамента воздушного транспорта планы сертификации эксплуатантов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, имея ввиду завершить их сертификацию в 1993 году.
3. Начальнику Главной инспекции по безопасности полетов воздушных судов Российской Федерации ДВТ организовать во втором полугодии 1993 г. проведение инспекторских проверок состояния безопасности полетов в наиболее аварийных региональных управлениях воздушного транспорта. План проведения проверок представить мне на утверждение до 01.07.93.
Директор Департамента |
В.В. Замотин |
УТВЕРЖДЕНО
приказом ДВТ
от10.06.93 г. № ДВ-78
ПЛАН
первоочередным мер по реализации решении Совета по безопасности полетов Департамента воздушного транспорта РФ
Мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1. В целях совершенствования механизма управления безопасностью полетов Департаменту ВТ принять меры по созданию нормативно-правовой базы государственного регулирования деятельности воздушного транспорта РФ. Организовать рассмотрение на заседании Совета по безопасности полетов ДВТ концепции правового обеспечения деятельности ГА России и Программы работ по создании системы нормативных документов, регулирующих деятельность воздушного транспорта. |
Зайцев Г.Н. |
До 15.07.93 |
Установить в качестве приоритетных работ по создании системы сертификации на воздушном транспорте. |
Главная инспекция по безопасности полетов Начальники РУ ВТ |
|
г) непосредственном контроле за обеспечением безопасности полетов первыми руководителями путем систематической поставки задач, личного контроля за их исполнением и принципиального спроса за конечный результат обеспечения безопасности полетов; |
|
|
д) более эффективном применении мер дисциплинарной практики в соответствии с КЗОТ РФ |
|
|
2.2. Обеспечить реализацию рекомендаций комиссии по расследованию АП и ЧП под контролем Главной инспекции по БП |
начальники отделов ДВТ |
постоянно |
2.3. Принять меры по повышению качества сертификации и организации контроля предприятий-эксплуатантов воздушного транспорта, независимо от форм собственности и завершить сертификацию действующих эксплуатантов в 1993 г. |
Начальники РУ ВТ начальников отделов ДВТ |
До конца 1993 г. |
2.4. Доработать "Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспектирования эксплуатантов в части проведения сертификации всех объектов ВТ, предусмотрев требование наличия у эксплуатанта ВТ системы обеспечения и управления безопасностью полетов, деятельность которой в обязательном порядке оценивается при сертификации и продлении срока действия "Свидетельства эксплуатанта". Представить доработанное "Руководство ..." в Департамент ВТ для последующего его направления а министерство юстиции РФ для регистрации и официального опубликования в соответствии с Указом Президента России от 21.01.93 № 104. |
Отдел сертификации эксплуатантов ДВТ Ген. директор ГосНИИ ГА. |
До 01.09.93 |
2.5. Разработать Положения: |
|
|
а) О порядке приобретения гражданских воздушных судов и представить в департамент ВТ для утверждения в Правительстве РФ. |
ОЛПРУ Ген. директор ГосНИИ ГА |
До 25.06.93 |
2.6. Осуществить комплекс мер, направленных на исключение нарушений правил загрузки воздушных судов с усилением ответственности членов экипажей ВС и обслуживающего персонала на основании законодательства Российской Федерации |
ОАБ начальники РУ ВТ |
До 01.07.93 |
2.7. Провести организационные мероприятия по разработке на базе УТЦ Нижневартовского авиапредприятия совместно с ГосНИИ ГА. Руководств по летной эксплуатации и "Технологий работы членов экипажа" вертолетов Ми-8 МТ, МТВ, АМТ. |
ОЛЭ |
До 01.07.93 |
2.8. Организовать систему оперативного издания и тиражирования документов и материалов по безопасности полетов с целью доведения их до региональных управлений ВТ и эксплуатантов. |
Главная инспекция по безопасности полетов ОЛЭ, ХОЗУ |
До 01.08.93 |
2.9. В целях улучшения организации и порядка выполнения международных полетов авиакомпаниями установить срок действия свидетельства эксплуатанта для международных полетов не более года. Продление срока действия осуществлять после представления анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов. |
Отдел сертификации эксплуатантов начальники РУ ВТ |
Постоянно |
2.10. В целях оперативного решения вопросов участия в расследовании авиационных происшествий за рубежом, а также проведения инспекторских проверок выполнения эксплуатантами ВТ полетов на международных воздушных линиях решить вопрос о выдаче на руки руководящему и инспекторскому составу Главной инспекции по безопасности полетов, ОДЭ и ОСЭ Департамента ВТ международных паспортов для многократных выездов. |
ОКП |
До 01.08.93 |
2.11.1. Укомплектовать Главную инспекцию по безопасности полетов к ДВТ необходимыми для работы вычислительной техникой и оборудованием согласно заявке Главной инспекции. |
ОРПС и НТП ОФ и НП Главная инспекция по БП |
2 полугодие 1993 г. |
2.11.2. Создать на базе локальной вычислительной сети ОРАЛИ автоматизированную систему обеспечения принятия решений по предотвращению авиационных происшествии с реализацией процедур эксплуатационной инспекции сертифицированных эксплуатантов ВТ. |
Главная инспекция по БП ОРПС и НТП |
До 01.11.93 |
2.12. Подготовить проект инструкции о порядке применения СОК в летных подразделениях предприятий-эксплуатантов с включением ее положений в сертификационные требования. |
ОЛЭ отдел ОСЭ |
До 01.07.93 |
2.13. Организовать на постоянной основе на базе Академии ГА и НИИ ГА курсы по подготовке специалистов в области сертификации объектов ГА и персонала органов государственного регулирования деятельности ВТ РФ, руководящего состава авиапредприятий, обеспечивающего безопасности полетов. Обеспечить выделение необходимых для функционирования курсов технических средств и финансирования. |
Отдел сертификации эксплуатантов ОСА и УВД, ОКП МИИГА Академия ГА |
До 01.09.93 |
2.14. Разработать квалификационные требования к авиационному персоналу обеспечивающему безопасность полетов и программы его испытании (проверки квалификации). |
ОКП, Академия ГА ОЛЭ |
До 25.12.93 |
2.15. Разработать и согласовать с соответствующими министерствами РФ перечень нарушении, за которыми следует расторжение трудового соглашения (контракта) с лицами руководящего состава ВТ. |
юридический отдел |
до 01.07.93 |
3. В области организации летной работы: |
|
|
3.1. Проанализировать качественный состав должностных лиц, выполняющих функции по организации летной работы. Принять меры по исключению фактов выполнения учебно-летной работы липами, не имеющими на это право. |
ОЛЭ начальники РУ ВТ |
До 15.07.93 |
3.2. Проанализировать состояние организации курсов переподготовки и повышения квалификации в УТЦ регионов с целью определения их соответствия требованиям ДВТ. |
ОЛЭ начальники РУ ВТ |
До 15.08.93 |
3.3. Проанализировать деятельность МКК авиакомпании и принять решение о целесообразности их дальнейшего функционирования. |
ОЛЭ начальники РУ ВТ |
До 20.07.93 |
3.4. Разработать предложения по восстановлению системы периодического повышения квалификации и сертификации лиц, имеющих допуск к летно-инспекторской работе. |
ОЛЭ начальники РУ ВТ |
До 15.07.93 |
3.5. Организовать проверку соответствия установленным требованиям брифингов и штурманских комнат в аэропортах 1-го и 2-го классов. Принять меры по восстановлению их нормативной работы. |
ОЛЭ Главная инспекция по БП начальники РУ ВТ |
До 01.09.93 |
4. В области УВД: |
|
|
4.1. Обеспечить организацию устойчивого функционирования органов УВД. |
начальники РУ ВТ |
Постоянно |
4.2. Разработать и реализовать мероприятия по сохранению гражданских секторов ЕС УВД и выполнению ими функции в полном объеме. |
ОУВД начальники РУ ВТ |
До 01.07.93 |
4.3. Во втором полугодии 1993 года провести опытную сертификацию специалистов службы движения ГА |
ОУВД, Академия ГА командира АП |
2 полугодие |
4.4. Принять меры по обеспечению систематического контроля со стороны диспетчеров УВД за выдерживанием экипажами ВС маршрутов полета, схем сужения и захода на посадку с обязательным использованием СОК. |
начальники РУ ВТ |
Постоянно |
4.5. Внедрить обучающие и контролирующие программы с использованием компьютеров на курсах повышения квалификации и в системе профессиональной подготовки персонала УВД. |
начальники РУ ВТ |
До конца 1993 г. |
4.6. Внедрить систему издания информационных бюллетеней по УВД. |
ОУВД ГосНИИ ГА "Аэронавигация" |
До 01.09.93 |
5. По радиотехническому обеспечению полетов: |
|
|
5.1. принять срочные меры по укомплектованию Быковского и Хaбаровского авиапредприятии самолетами-лабораториями, их капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию в первом полугодии 1993 г. |
Зайцев Г.Н. |
|
5.2 Обеспечить открытие СЕР по создании нового самолета-лаборатории по разработке бортового аппаратурного комплекса летного контроля наземных средств радиотехнического обеспечения полетов. |
Горлов В.В. |
До конца 1993г. |
5.3. Разработать план-программу по оснащению аэродромов Российской Федерации инструментальными системами точного захода на посадку (РМС), с учетом определения необходимых капитальных вложений из госбюджета и обеспечить ее реализацию. |
ОЭРТОС |
До 01.08.93 |
5.4. В целях исключения случаев закрытия объектов РТО полетов провести анализ наличия удостоверений и разрешения на право эксплуатации средств радиолокации и радионавигации; принять меры по их продлению или прекращению срока действия при условии соответствующего заключения РУ ВТ. |
ОЭРТОС |
До 16.08.93 |
5.5 Организовать разработку порядка допуска к эксплуатации, государственном регистрации и сертификации гражданских аэродромов РФ. |
ОСАиУВД |
До 20.08.93 |
6. В части предупреждения АП при авиационно-техническом обслуживании: |
|
|
6.1. На основании анализа состояния безопасности полетов провести научно-практическую конференцию эксплуатантов воздушного транспорта по оценке состояния технической эксплуатации и ремонта авиатехники в 1992 году и актуальных проблемах, стоящих перед инженерно-авиационной службой в новых экономических условиях. |
ОТЭРАТ |
До 15.08.93 |
6.2. Разработать методы комплексного использования данных средств сбора, обработки и анализа полетной информации для гражданской авиационной техники и включить их в систему технического обслуживания, а также "Положение о рекламационной и претензионной работе в авиапредприятиях с учетом материальной компенсации эксплуатантам воздушного транспорта. убытков, понесенных в связи с остановкой эксплуатации парка ВС на доработки, разовые проверки и осмотры, выполняющиеся по вине промышленности. |
ОТЭРАТ |
До конца 1993 г |
6.3. Представить предложения по укомплектована аппарата региональных управлений руководящим составом службы ИАС |
ОТЭРАТ |
До 01.07.93 |
7. В части предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта: |
|
|
7.1. Обеспечить выполнение требований приказов МГА № 11-77г., 161-79г., 55-80г., 144-85г., совместного приказа от 29.06.86 и других указаний ДВТ по мерам авиационной безопасности. |
Начальники РУ ВТ ОАБ |
Постоянно |
7.2. В целях повышения эффективности мер авиационной безопасности исключения проникновения на борт ВС посторонних лиц и пассажиров, не проходящих досмотр, осуществления жесткого контроля за коммерческой загрузкой ВС, в аэропортах РФ создать оперативные группы из работников авиапредприятий с обязательным включением в их состав представителей инспекции по безопасности полетов, отделов авиационной безопасности, СОПП, ВОХР и линейных отделов милиции на воздушном транспорте. |
Начальники РУ ВТ |
До 01.08.93 |
7.3. Внести изменения в проект программы, содержащей государственные нормы; правила, процедуры производства предполетного контроля пассажиров, грузов, почты, багажа и воздушных судов, направленные на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства по предложениям Министерства безопасности, МВД, Прокуратуры и представить ее на утверждение в Правительство РФ. |
ОАБ |
До 01.08.93 |
7.4. Подготовить необходимые предложения для внесения изменений в кодекс административных правонарушений, Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс законов о труде с целью расширения полномочий работников служб авиационной безопасности авиапредприятий |
ОАБ |
До 01.08.93 |
7.5. В целях предотвращения бесконтрольного прохода посторонних лиц на территорию аэродрома, потребовать от руководителей авиапредприятий своевременный ремонт и строительство ограждений аэродромов. |
Начальники РУ ВТ |
До 20.08.93 |