Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006292.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР



ТРЕБОВАНИЯ
ДОКУМЕНТОВ ИКАО И ГА СССР
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ
(справочное пособие)




Москва
"Воздушный транспорт" 1988



    Справочное пособие предназначено для оказания помощи командно - руководящему, командно - летному и преподавательскому составу гражданской авиации в изучении документов ИКАО по вопросам организации летной работы.
    В пособии приведены только те требования документов ИКАО, которые входят в понятие "Организация летной работы", принятое в гражданской авиации СССР. Материал изложен в форме, позволяющей сравнить требования документов ИКАО с требованиями нормативных документов ГА СССР, что дает возможность проводить анализ соответствия их содержания.
    Справочное пособие разработано отделом организации летной работы и УВД Центра ГА СЭВ. Замечания и предложения по содержанию пособия и его совершенствованию просим направлять в Центр ГА СЭВ (г. Ульяновск).
    
    Руководители работы:
          от МГА                  - Колесников В.М.;
          от Центра ГА СЭВ - Малевинский Ю.А.
    
    
    

    ВВЕДЕНИЕ
    
    
    Международная организация гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organisation) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, призванным осуществлять международное сотрудничество в гражданской авиации в целях обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений. Учреждена на международной конференции в Чикаго в 1944 году.
    Цели и задачи ИКАО состоят в развитии принципов и методов международных воздушных сообщений и содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта.
    Деятельность ИКАО осуществляется в следующих направлениях:
    - решение аэронавигационно-технических вопросов;
    - осуществление статистической программы;
    - упрощение административных формальностей при международных воздушных сообщениях;
    - решение юридических вопросов;
    - оказание технической помощи развивающимся странам;
    - сотрудничество с международными организациями;
    - издание документов и публикаций.
    В настоящее время в Организацию входит 157 государств. Советский Союз вступил в ИКАО в 1970 году.
    С целью распространения информации о своей деятельности ИКАО издает большое количество документов, основными из которых являются:
    - Конвенция о международной гражданской авиации;
    - Приложения к Конвенции;
    - Правила для аэронавигационных служб;
    - Руководства, содержащие справочно-информационные материалы и предназначенные содействовать единообразному применению международных стандартов и рекомендаций;
    - Сборник терминов ИКАО.
    Конвенция принята на Чикагской конференции в 1944 году и вступила в силу в мае 1947 года. Целью Конвенции является содействие безопасному развитию международной гражданской авиации и обеспечение равенства в установлении международных воздушных сообщений, их надежности и экономичности.
    Приложения дополняют положения Конвенции. В Приложениях содержатся Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Единообразное применение Договаривающимися государствами требований, включенных в Международные стандарты, признается необходимым для безопасности и регулярности международной аэронавигации, а единообразное применение требований, включенных в Рекомендуемую практику, считается желательным в интересах безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации.
    В настоящее время действуют 18 Приложений к Конвенции.
    Правила для аэронавигационных служб (РАNS) дополняют требования, содержащиеся в Приложениях к Конвенции. Они содержат, в основном, эксплуатационные правила, не получившие еще статуса Международных стандартов и Рекомендуемой практики, а также материалы более постоянного характера, но слишком подробные, чтобы их можно было включить в Приложения, или подвергающиеся частым изменениям и дополнениям, для которых процесс, предусмотренный Конвенцией, слишком затруднителен. Рекомендации, содержащиеся в РАNS, не являются обязательными для применения, но в целях обеспечения безопасности полетов считается желательным, чтобы государства извещали Совет ИКАО о различиях между рекомендациями и практикой государств.
    Технические руководства ИКАО представляют собой методические документы, подготовленные на основе информации, которая получена от государств, имеющих значительный практический опыт в соответствующей области. Руководства содержат информационный и инструктивный материал, но могут быть использованы в качестве дополнительного пособия для подготовки соответствующего персонала гражданской авиации.
    Сборник терминов ИКАО содержит ряд терминов, относящихся к ее деятельности. Помимо авиационной терминологии Сборник охватывает различные смежные области.
    Внимание Договаривающихся государств обращается на обязательство, налагаемое статьей 38 Конвенции, в соответствии с которым им надлежит уведомлять Организацию о любых различиях между их национальными правилами и практикой и Международными стандартами и любыми поправками к ним. Договаривающимся государствам предлагается также направлять уведомление о любых различиях с Рекомендуемой практикой, изложенной в документах ИКАО, и любыми поправками к ней, если уведомление о таком различии является важным для безопасности аэронавигации Договаривающимся государствам предлагается также своевременно информировать Организацию о любых различиях, которые могут впоследствии возникнуть, либо об устранении любых различий, о которых Организация уведомлялась ранее.
    Используемые в документах ИКАО понятия "Стандарт" и "Рекомендуемая практика" имеют следующие значения:
    Стандарт - любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации и которое будут соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции. В случае невозможности соблюдения Стандарта Совету ИКАО в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со статьей 38 Конвенции.
    Рекомендуемая практика - любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции.
    В нашей стране уделяется серьезное внимание участию СССР в деятельности ИКАО, которое направлено на совершенствование основных руководящих документов МГА СССР, на обеспечение соответствия правил и практики гражданской авиации СССР действующим Стандартам и Рекомендациям ИКАО, на использование передового зарубежного опыта и материалов ИКАО в научно исследовательских работах, на защиту интересов Аэрофлота и ИКАО.
    За последнее время разработаны и введены в действие с учетом требований ИКАО многие руководящие документы МГА СССР. Постоянно подвергаются сравнительному анализу действующие правила Аэрофлота и соответствующие нормы ИКАО. Материалы ИКАО используются при составлении тактико-технических требований, технических заданий к системам и оборудованию, при проведении исследований и испытаний, при разработке предложений по совершенствованию соответствующей технической и эксплуатационной документации.
    Использование материалов ИКАО в области организации летной работы затруднено тем, что в ИКАО отсутствует специальный отдельный документ, который бы содержал Стандарты, Рекомендуемую практику или правила по организации летной работы. Требования по данному виду деятельности оговорены в ряде документов ИКАО, что не позволяет в полной мере ориентироваться в них командно-летному составу гражданской авиации СССР. Восполнение недостающей и систематизированной информации по этому направлению и является основной целью предлагаемого пособия. Вопросы, представленные в справочном пособии, выбраны исходя из содержания понятия "Организация летной работы", принятого в гражданской авиации СССР. При этом рассматриваются только те из них, по которым существуют требования как в документах ИКАО, так и в документах гражданской авиации СССР. Предложенная в справочном пособии форма представления информации позволяет проводить сравнительный анализ отличий и сходства требований ИКАО и гражданской авиации СССР в области организации летной работы.
    

    Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Время полета

Общее время с момента начала движения ВС за счет собственной тяги с целью взлета до момента его остановки по окончании полета.

Приложение*1,
п. 1.1.

Период времени от начала движения самолета** при взлете или от начала увеличения режима работы двигателей при взлете без остановки на исполнительном старте до окончания пробега при посадке.

НПП ГА,
гл. 1
.

Командир воздушного судна.

Пилот, ответственный за управление ВС и его безопасность в течение полетного времени.

Приложение 2.

Пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на ВС данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажа по организации и выполнению полетов.

Руководство по ОЛР в ГА,
гл. 1
.

План полета

Определенные сведения о намеченном полете или части полета ВС, представляемые органам обслуживания воздушного движения.

Приложение 2.

Документ установленной формы, представляемый диспетчеру службы движения командиром ВС и содержащий определенные формализованные сведения о предстоящем полете или части полета, необходимые для отработки, индикации и обеспечения полета.

НПП ГА,
гл. 1
.

Проверя-
ющий.

Пилот, назначаемый эксплуатантом и Утверждаемый Договаривающимся государством для проведения периодических летных проверок

7192-А№/857,
ч. В-1.

Должностное лицо командно-летного, инспекторского или инструкторского состава, имеющее допуск к инструкторским полетам на ВС данного типа и включенное в экипаж в целях его летной проверки или тренировки.

НПП ГА,
гл. 1
.

    

____________
*Здесь и далее - приложения к док. 7300. Конвенция о международной гражданской авиации.
**Время полета для вертолета в настоящем пособии не приводится.

    

Рабочее время

Служебное полетное время - общее время с момента, когда член летного экипажа приступает к исполнению служебных обязанностей сразу по окончании времени отдыха и непосредственно перед выполнением полета или серии полетов, до момента, когда он полностью освобождается от исполнения всех служебных обязанностей по завершении этого полета или серии полетов.

Приложение 6,
ч. 1.

В рабочее время членов экипажей включается:
- время полета;
- время предполетной подготовки;
- время послеполетной работы (включая время смены экипажей);
- время стоянки в промежуточных аэропортах по расписанию, за исключением времени отдыха и приема пищи;
- время стоянки в промежуточных и конечных аэропортах в случае задержки вылета, а также время задержки вылета из аэропорта базирования без предоставления отдыха в специально отведенном для этой цели помещении;
- время работы в подразделении (предварительная подготовка, разборы полетов и т.д.);
- время от момента запуска двигателя для полета до начала разбега ВС, а также время от момента окончания пробега после посадки до момента выключения двигателей после полета.

Положение о рабочем времени и времени отдыха работников ГА,
пп. 2.2.4; 5.6.

Член экипажа

Лицо, назначенное эксплуатантом для выполнения определенных обязанностей на борту ВС, в течение полетного времени

Приложение 6,
ч. 1,
гл. 1

Лицо авиационного персонала включенное в задание на полет назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию ВС во время выполнения задания на полет

Руководство по ОЛР в ГА
гл. 1


Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Планы полетов

Информация в отношении запланированного полета или части полета, подлежащая направлению в органы обслуживания воздушного движения (ОВД), представляется в форме плана полета

Приложение 2,
п. 3.3.1.1.

В летных подразделениях составляются и представляются в АДП:
- предварительные планы полетов;
- планы полетов (флайт-планы).

ТС ГА - 84,
пп. 1.15, 1.16.

Случаи представ-
ления планов полетов

План полета представляется до начала:
а) любого полета или его части для того, чтобы он был обеспечен диспетчерским обслуживанием;
b) любого полета по ППП в пределах консультативного воздушного пространства;
с) любого полета, выполняемого в пределах заданного района или в этот район, или по заданным маршрутам, когда этого требует соответствующий полномочный орган ОВД в целях упрощения обеспечения обслуживания, касающегося полетной информации, аварийного оповещения и поиска и спасания, а также в целях упрощения координации действий с

Приложение 2,
п. 3.3.1.2.

Предварительные планы полетов (заявки) подаются на следующие рейсы (полеты);
- литерные (по расписанию и вне расписания);
- подконтрольные (по расписанию и вне расписания), за исключением матричных, выполняемых по внутрисоюзному расписанию;
- дополнительные;
- вне расписания;
- задержанные с переносом вылета на следующие сутки;
- с отклонением от расписания,
- выполняемые ВС без "Розы" (по расписанию и вне расписания);
- выполняемые на ВС Отдельного авиационного отряда № 235.

ТС ГА - 84,
п. 2.7

 

соответствующими военными органами или с органами ОВД в соседних государствах во избежание

 

Предварительные планы представля-
ются в АДП на кануне дня полетов.

ТС ГА - 84,
п. 4.2

 

перехвата, необходимость в котором может возникнуть для целей опознавания;
d) любого полета с пересечением международных границ

 

Флайт-план представляется в АДП не позднее чем за 30 мин до вылета: при выполнении международных полетов - во всех случаях, при выполнении полетов по внутрисоюзным трассам и МВЛ - только в тех случаях, когда эти полеты выполняются через районы, в которых применяются автоматизиро-
ванные системы УВД

ТС ГА - 84,
п. 4.1.

Нормиро-
вание летного и рабочего времени, времени отдыха.

Эксплуатант составляет правила нормирования полетного времени и служебного полетного времени членов летного экипажа. Эти правила также предусматривают достаточное время отдыха и обеспечивают такое положение, при которое утомление, возникающее при выполнении одного полета, нескольких полетов подряд или накопленное за какой-то период времени в результате выполнения этих и других задач, не угрожает безопасности полета. Эти правила утверждаются государством эксплуатанта и включаются в руководство по производству полетов

Приложение 6,
ч. 1,
п. 4.2.9.3.

Для экипажей воздушных судов устанавливаются суточные, месячные и годовые нормы летного времени, а также продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Для экипажей, выполняющих авиационные работы, а также учебные или тренировочные полеты, устанавливается, кроме того, предельное количество полетов в течение рабочего дня. Правила обеспечения предполетного отдыха, нормы и ограничения, касающиеся порядка назначения экипажей в полет и длительности его, определяются "Положением о рабочем времени и времени отдыха работников ГА", которое утверждается Министром гражданской авиации СССР.

НПП ГА,
п. 3.2.4.

Учет летного и рабочего времени, времени отдыха

Эксплуатант ведет учет полетного времени члена летного экипажа.

Приложение 6,
ч. 1,
п 4.2.9.2.

Учет рабочего, в том числе и летного времени, ведется штабом летного отряда индивидуально по каждому члену экипажа согласно "Положению о рабочем времени и времени отдыха работников ГА"

Замечание автора

 

 

 

Планирование и учет времени работы и отдыха каждого экипажа осуществляется также в "Плане-графике работы и отдыха летного состава" согласно "Инструкции о порядке ведения летной и штатной документации в предприятиях и подразделениях ГА"

Замечание автора.


Глава 3. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО СОСТАВА
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Система выдачи свиде-
тельства.

Обычно государства устанавливают свои правила, основываясь на двух различных системах выдачи свидетельств:
а) временного типа;
b) постоянного типа.
Обладателю свидетельства временного типа необходимо ежегодно обращаться с просьбой о продлении и подтверждать в заявке соответствие требованиям о продлении. Действительность свидетельства ограничивается определенным периодом времени, и дата истечения срока, которая указывается в свидетельстве, иногда привязывается к дате истечения срока медицинского заключения.
Свидетельство постоянного типа выдается без ограничения его продолжительности действия, и обладатель свидетельства обязан демонстрировать свою постоянную квалификацию путем прохождения периодических проверок летной подготовки.

9379-AN/916,
п. 4.1.1.

Специалистам ГА, прошедшим классификацию, выдаются свидетельства установленного образца.
Основанием для выдачи свидетельства является решение соответствующей квалификационной комиссии, утвержденное ВКК МГА или МКК.
Внесенная в свидетельство квалификационная отметка дает его владельцу право на выполнение соответствующих работ.
Срок действия квалификационной отметки устанавливается: пилотам, штурманам, бортмеханикам, бортинже-
нерам, бортрадистам - один год.
По истечении срока действия свидетельство подлежит продлению

Положение о присвоении клас-
са квалификации и выдаче свиде-
тельства специ-
алистам ГА,
пп. 1.4; 20.1;
21.1; 21.2.

Продление срока действия свиде-
тельства.

Пример. Для продления свидетельства пилота коммерческой авиации кандидату необходимо:
а) представить действительное медицинское заключение первого класса;
b) представить доказательства того, что он в течение 90 дней, предшествующих подаче заявления о продлении, налетал не менее 5 ч в качестве командира ВС, включая 5 взлетов и 5 посадок до полной остановки;
с) сдать летный экзамен пилоту-инструктору или другому утвержденному лицу;
d) представить свое свидетельство с заполненной формой заявления о продлении.

9379-AN/916,
с. Н-2

Продление срока действия свидетельств летному составу проводится в летных отрядах на основании:
- справки о прохождении ВЛЭК (ЦВЛЭК);
- cправки о сдаче экзаменов в МКК (ВКК);
- листа оценок;
- акта о проверке техники пилотирования (практической работы) или записи в летной книжке;
- задания на тренировку и сведений о проверке на комплексных (процедурных) тренажерах.

Положение о присвоении клас-
са квалификации и выдаче свиде-
тельств специа-
листам ГА,
п. 21.20.

Годность по состоя-
нию здо-
ровья.

Члены летного экипажа должны удовлетворять определенным требованиям к годности по состоянию здоровья. До выдачи или продления свидетельства отдел по выдаче свидетельства должен убедиться в соответствии кандидата этому требованию.

9379-AN/916,
пп. 7.2.1; 7.2.4

Члены экипажа ВС по состоянию здоровья должны соответствовать требованиям, установленным МГА. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется ВЛЭК ГА.

НПП ГА,
п. 2.3.6.

 

Результаты медицинских освидетельствований регистрируются и хранятся в медицинской секции. Отдел по выдаче свидетельств должен следить за тем, чтобы каждое свидетельство было действительно, проверяя действительность медицинского заключения с точки зрения необходимой периодичности освидетельствования

 

Ответственность за соблюдение сроков медицинского освидетельствования несут лица командно-летного состава.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 6.1.10.


Глава 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Система профес-
сиональной подготовки.

Несмотря на то, что минимальная квалификация, необходимая для получения свидетельства пилота, и допуск к полетам по ППП дают

7192-AN/857,
ч. В-2,
п. 1.3.1.

Профессиональная подготовка летного состава включает.
- первоначальную подготовку в летных учебных заведениях;

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.1.2; п. 4.2.2;

 

право на выполнение полетов, необходимо принимать во внимание, что пилот должен приобретать более высокую квалификацию в процессе

 

- переподготовку на другой тип ВС в Центрах ГА, лепных учебных заведениях, УТЦ, на авиационных заводах,

п. 4.3.2.

 

повседневной работы. Это значит, что должна существовать в высокой степени координация между системой подготовительных учреждений, полномочным органом по выдаче свидетельств и авиакомпанией, каждый из которых может играть одинаково важную роль в подготовке пилотов, которые стремятся к более высокой квалификации.

 

- повышение квалификация в учебно-тренировочных подразделениях управлений ГА, Центрах ГА, летных училищах, Академии ГА;
- подготовку в летных подразделениях

п. 4.4.3.

 

Почти все виды технического обучения в авиации лучше всего осуществляются при сочетании практического обучения (на тренажере, на ВС) с теоретическим обучением в классе. В большинстве случаев упор делается на практическое обучение, так как обучаемые быстрее и лучше усваивают знания при практическом выполнении операций, чем при рассказе об осуществлении этих операций

7192-AN/857,
ч. А-1,
п. 1.1.1.

Каждый из вышеперечисленных этапов должен содержать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.1.2.

Подготовка в летных подраз-
делениях

Учебные заведения (курсы подготовки) обычно дают только основную летную подготовку, не обеспечивая должную подготовку по специальным видам летной работы.
Поэтому необходимо, чтобы пилоты, намеревающиеся выполнять специальные виды полетов, получили надежную подготовку, а где необходимо, получили бы и требуемую и квалификацию. Авиапредприятия выполняющие эти специальные виды работ должны

7192-AN/857,
ч. В 2
п. 1.4.2.(b)

Подготовка летного состава в подразделениях ГА имеет целью подготовить специалиста для самостоятельных полетов
- по окончании учебного заведения (ввод в строй),
- по новым видам авиационных работ, в соответствующих метеоусловиях и времени суток, а также по использованию нового оборудования установленного на ВС.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.2.1.

 

организовать такую подготовку, которая утверждена полномочным органом по выдаче свидетельств

 

Все вышеназванные виды подготовки проводятся по программам утвержденным МГА

Руководство по ОЛР в ГА
п. 4.5.2.2.

Подготовка к самосто-
ятельной работе в качестве командира ВС

Авиапредприятие должно обеспечивать пилоту возможность в получении опыта, необходимого для подтверждения свидетельства о более высокой квалификации, причем без административных расходов так как в обычных условиях этот опыт накапливается во время работы в качестве второго пилота. Необходимо убедиться что второй пилот приобретает достаточный опыт по всем видам полетов, в том числе ночным и по ППП, а также как "командир воздушного судна под контролем". Авиакомпания должна предоставить условия для окончания такой подготовки способом, одобренным полномочным органов по выдаче свидетельства.

7192-AN/857,
ч. В 2,
п 1.4.2.(q)

В авиапредприятиях предварительное назначение кандидатов на ввод в строй командиром ВС производится из числа вторых пилотов, наиболее подготовленных в теоретическом отношении и успешно освоивших летную программу подготовки.
Решение о возможности допуска второго пилота к вводу в строй принимает командир летного отряда (зам командира ЛО) после выполнения контрольно проверочного полета в рейсовых условиях. При положительных результатах летной проверки кандидат на ввод в строи проходит проверку специальных знаний на МКК ОАО.
Подготовка командиров ВС к самостоятельным полетам осуществляется по программам, утвержденным МГА СССР.

Программы подготовки летного состава по типам ВС

Теорети-
ческая подготовка в летных подразде-
лениях для поддер-
жания

Для поддержания уровня профессиональной подготовленности полезны периодические занятия, которые включают обстоятельное изучение определенных компонентов ВС, например его двигателей или приборов, и к проведению которых может привлекаться персонал авиа-

9422-AN/923,
доб. А,
пример II,
п. 6.1.

Теоретическая подготовка для поддержания уровня профессиональной подготовленности включает вопросы летной эксплуатации и конструкции ВС, практической аэродинамики, авиационной метеорологии и самолетовождения.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.1.4.

уровня професси-
ональной подготов-
ленности.

 

компании, в частности инженеры.

 

Специалисты для проведения занятий назначаются приказом командира авиапредприятия на весь учебный год. Для занятий привлекаются лица командно-летного состава, старшие специалисты летного состава, а также инженеры АТБ.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.1.11.

Трена-
жерная подготовка в летных подразде-
лениях для поддер-
жания уровня професси-
ональной подготов-
ленности.

Летная подготовка в той мере, в какой это представляется целесообразным государству эксплуатанта, может осуществляться на комплексных пилотажных тренажерах, утвержденных этим государством для данной цели.

Приложение 6, п. 9.3 (приме-
чание).

Тренировка на тренажерах проводится в целях приобретения, поддержания и совершенствования практических умений по действиям экипажа в различных условиях и особых случаях полета.
Все лица летного состава, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы, обязаны систематически проходить тренировку на тренажерах ВС в объеме не менее 3 ч в квартал.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.3.1;
4.5.3.3.3.

Летная подготовка в подраз-
делениях для поддер-
жания уровня професси-
ональной подготов-
ленности.

Для поддержания квалификации пилот должен иметь установленный налет часов в качестве командира ВС или второго пилота и выполнить не менее установленного количества вылетов и посадок, из которых определенное количество в ночное время за 12 месяцев, причем определенное количество взлетов и посадок должно быть выполнено за предшествующие 90 дней до даты истечения срока действия свидетельства или до даты истечения срока осуществления прав, представляемых свидетельством.

7192-AN/857,
ч В 1,
пп. 7.7., 8.6; 9.6.; 10.6

Поддержание навыков управления ВС на уровне, необходимом для безопасного выполнения полетов в различных условиях, обеспечивается:
- регулярным выполнением командиром ВС не менее трех заходов в течение 3 месяцев самостоятельно или с инструктором на борту в СМУ или с применением шторки,
- выполнением командиром ВС не менее трех заходов (двух - трех посадок) при метеоусловиях, соответствующих присвоенному минимуму, или с применением системы имитации видимости в течение 12 месяцев от даты присвоения минимума либо от да-

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.4.2.

 

Пример. Коммерческий пилот должен иметь налет не менее 24 ч в качестве командира корабля или 50 ч в качестве второго пилота и выполнить не менее 20 взлетов и посадок, из которых 5 - 6 в ночное время за предшествующие 12 месяцев, и дополнительно 5 взлетов и посадок за предшествующие 90 дней до даты истечения срока действия свидетельства.

п. 8.6.1.

ты контрольно проверочного полета на восстановление (подтверждение) минимума. Из общего числа этих заходов на посадку один заход должен быть выполнен в автоматическом режиме (на ВС, оборудованных автоматическими системами);
- выполнением двух полетов по маршруту в течение 12 месяцев в объеме не менее 3 ч в реальных метеоусловиях, соответствующих минимуму командира ВС по видимости (на самолетах 4-го класса и вертолетах).

 

 

Половина требуемого налета часов может быть заменена летной проверкой квалификации под руководством назначенного проверяющего в пределах двух месяцев до даты истечения срока действия свидетельства.

7192-AN/857,
ч. В-1,
п. 8.6.3.

При отсутствии трех заходов в сложных метеоусловиях или с применением шторки выполняется тренировка в аэродромных или рейсовых условиях с инструктором в составе экипажа.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.4.3.

 

Указанная выше проверка обычно сочетается с какой-либо другой периодической проверкой уровня квалификации.

п. 9.6.3.

 

 

 

При наличии пилотажного тренажера для того типа самолета, который используется для летной проверки, часть контрольного полета может проводиться на этом тренажере.

п. 9.6.4.

В летний период заходы в сложных метеорологических условиях или с применением шторки разрешается заменять заходами в сложных метеорологических условиях на тренажере.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.4.2.

 

Обязанность организации, выдающей свидетельства, является определение того, выполнение каких упражнений для демонстрации уровня квалификации должно проводиться в действительном полете.

 

Проверка на допуск к полетам проводится в соответствии с программами, утвержденными МГА.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 6.2.2.

 

В некоторых государствах для дальнейшего доказательства сохранения уровня квалификации требуются периодические контрольные полеты по маршруту для поддержания знания пилотами тех маршрутов, по которым они выполняют полеты.

7192-AN/857,
ч. В-1,
п. 10.6.5.

Проверка на подтверждение квалификации проводится:
- специалистов 1 и 2-го класса - не реже 1 раза в год;
- специалистов 3 и 4-го класса - не реже 1 раза в 6 месяцев;
- независимо от класса в течение первого года работы на ВС данного типа - не реже 1 раза в 3 месяца

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 6.2.4.

 

Если владелец свидетельства коммерческого пилота не в состоянии выполнить минимальные требования, необходимо прохождение курса

7192- AN/857,
ч В-1,
п. 8.6.1.

При отсутствии трех заходов в СМУ или за шторкой выполняется тренировка в аэродромных или рейсовых условиях с инструктором в составе экипажа.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.4.3.

 

подготовки в соответствии с конкретными обстоятельствами, с последующей летной проверкой техники пилотирования назначенным проверяющим лицом

 

Командиры ВС, не подтвердившие права полетов по присвоенному минимуму, допускаются к полетам по минимуму, повышенному на одну ступень, но не выше минимума первоначального допуска

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.5.3.4.5.

Программы подготовки членов летного экипажа

Эксплуатант составляет и выполняет программу наземной и летной подготовки, которая утверждается государством эксплуатанта и гарантирует надлежащую подготовку каждого члена летного экипажа для выполнения возложенных на него обязанностей.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.3.

Профессиональная подготовка проводится в соответствии с утвержденными нормативными документами (учебными планами и программами инструкциями и курсами учебно-летной подготовки)

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.1.3.

 

Для этой цели по усмотрению государства эксплуатанта предоставляются средства наземной и летной подготовки, преподаватели и инструкторы соответствующей квалификации. Программа подготовки состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) самолета, на которых работают члены летного экипажа, а также обучения действиям при всех видах аварийной или исключительной обстановки или режимах, вызванных неисправностями силовой установки, планера или систем, пожаров или другими отрицательными факторами. Программа подготовки включает также подготовку по перевозке опасных грузов. Обучение каждого члена летного экипажа, в частности обучение его действиям в необычной или аварийной обстановке, производится с таким расчетом, чтобы каждый член летного экипажа знал функции, за выполнение которых он несет ответственность, и как эти функции связаны с функциями других членов экипажа.

 

Все учебные планы и программы, курсы учебно-летной подготовки под разделяются по типам ВС и членам летного экипажа (специальностям).
Как правило, программы и курсы учебно-летной подготовки состоят из элементов теоретической подготовки и практических занятий, наземной, тренажерной и летной подготовки.
Программы и курсы учебно-летной подготовки предусматривают подготовку летного состава к выполнению полетов как в ожидаемых условиях так и в особых ситуациях.

Замечание автора

 

Эта программа подготовки повторяется через определенные периоды, устанавливаемые государством эксплуатанта, и предус-

 

Летный состав ГА периодически (1 раз в 3 года) проходит подготовку на курсах повышения квалификации.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 4.4.4.

 

матривает сдачу экзаменов для определения подготовки.

 

Уровень подготовки летного состава определяется ежегодно при продлении срока действия свидетельства, на основании проверки знаний и практической работы (на тренажере и на ВС).

Положение о присвоении класса квалифи-
кации и выдаче свидетельств спе-
циалистам ГА,
п. 21

Учет уровня квалифи-
кации

Эксплуатант ведет учет уровня квалификации пилота, а также учет того, каким образом этот уровень квалификации был достигнут. Этот учет ведется в той мере, в какой это

удовлетворяет государство эксплуатанта.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.4.3.5.

Уровень квалификации летного специалиста учитывается:

- в летной книжке;
- в свидетельстве;
- в личном деле.

Замечание автора.


Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Состав экипажа.

Летный экипаж по численности и составу должен отвечать требованиям, которые не ниже требований, указанных в руководстве по производству полетов.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.1.1

Экипаж ВС состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала.

НПП ГА,
п. 2.3.2.

 

Численность летного экипажа увеличивается по сравнению с минимальной необходимой численностью, указанной в удостоверении о годности самолета к полетам, или в руководстве по летной эксплуатации самолета, или в других документах, имеющих отношение к удостоверению о годности к полетам, в тех случаях когда этого требует

 

Состав экипажа определяется МГА в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации, Полет воздушного судна при неполном составе экипажа запрещается.
Минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в Руководстве по летной эксплуатации ВС.

 

 

тип используемого самолета, вид выполняемого полета и продолжительность полета между двумя пунктами, в которых происходит смена летного экипажа.

 

К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления ВС данного типа шли его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры,

НПП ГА,
п. 2.3.3.

 

В состав летного экипажа входит по крайней мере одно лицо, имеющее действующее свидетельство, выданное или узаконенное государством эксплуатанта, которое дает этому члену летного экипажа право на эксплуатацию подлежащего использованию радиопередающего оборудования.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.1.2.

бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.

 

 

Когда конструкцией самолета предусматривается отдельное рабочее место для бортинженера, в состав летного экипажа входит по крайней мере один бортинженер, которому специально поручено находиться на этом рабочем месте, кроме тех случаев, когда его обязанности могут удовлетворительно выполняться другим членом летного экипажа, имеющим свидетельство бортинженера, без ущерба для выполнения им своих прямых обязанностей.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.1.3.

К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА

 

 

В состав летного экипажа входит по крайней мере одно лицо, имеющее свидетельство штурмана, во всех тех случаях, когда по заключению государства эксплуатанта навигация, необходимая для безопасного выполнения полета, не может в достаточной мере осуществляться пилотами при исполнении ими своих прямых обязанностей.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.1.4

 

 


Глава 6. ДОПУСК ЛЕТНОГО СОСТАВА К ПОЛЕТАМ

    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Допуск к работе в качестве члена летного экипажа

К выполнению функций члена летного экипажа ВС не допускаются лица, не имеющие действительного свидетельства соответствующего его обязанностям.
Договаривающееся государство выдавшее свидетельство пилота не допускает обладателя этого свидетельства к выполнению функций командира или второго пилота ВС, которое используется для коммерческих, грузовых или пассажирских перевозок и управление которым должны осуществлять несколько пилотов если обладатель свидетельства не получил соответствующего разрешения от данного Договаривающегося государства

Приложение 1
п. 1.2.1., 2.1.2.

Лицо летного состава может быть допущено к работе в качестве члена экипажа при условии:
- наличия действующего летного свидетельства с отметкой в каком качестве может выполнять полеты

Руководство по ОЛР в ГА
п. 6.1.5.

 

Соответствующее разрешение предусматривает внесение:
а) отметки о виде ВС
b) отметки о классе ВС, если не обходимо,
с) отметки в каком качестве (пилота или второго пилота) обладателю свидетельства разрешено осуществлять права, если требуется

 

В п. XII свидетельств летного состава указывается вид тип класс ВС и должность в зависимости от присвоенной квалификации

Положение о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистам ГА,
п. 19.4.8.

Допуск к полетам по ППП.

Договаривающееся государство, выдавшее свидетельство пилота, не допускает его обладателя к выполнению функций командира или второго пилота ВС при полетах по приборам (ППП), если он не получил соответствующего разрешения от данного Договаривающегося государства. Соответствующее разрешение предусматривает внесение квалификационной отметки о праве на полеты по приборам, которая соответствует виду ВС, записанного в свидетельстве пилота.
Примечание. Квалификационная отметка о праве на полеты по приборам вносится в свидетельство линейного пилота; положения данного пункта не исключают выдачи свидетельства, составной частью которого является квалификационная отметка о праве на полеты по приборам

Приложение 1,
п. 2.1.4.

Квалификационная отметка о допуске к полетам по ППП с указанием минимума вносится только в свидетельство пилота (КВС), занятого на авиационных работах и МВЛ.
В транспортной авиации в свидетельство пилота (КВС) вносится отметка только о минимуме. При этом имеется в виду, что все полеты транспортной авиации выполняются по ППП

Замечание автора.

Допуск к полетам по ПВП

Договаривающееся государство, выдавшее свидетельство пилота, не разрешает его обладателю выполнять функции командира ВС при контролируемых полетах по ПВП на маршруте, если он не получил на это соответствующего разрешения от

Приложение 1,
п 2.1.6

Квалификационная отметка о допуске к контролируемым полетам по ПВП (ОПВП) с указанием минимума вносится только в свидетельство пилота (КВС), занятого на авиационных работах и МВЛ.

Замечание автора

 

Договаривающегося государства. Со-
ответствующее разрешение предус-
матривает внесение в свидетельство пилота квалификационной отметки о праве на контролируемые полеты по ПВП

 

В случае корда свидетельства выдаются иностранным гражданам - выпускникам учебных заведений ГА, в п. XIII свидетельств пилота делается квалификационная отметка "Допущен к

производству контролируемый визуальных полетов".

Инструкция по заполнению свидетельств, выдаваемых иностранным гражданам, от 09.06.80 № 30.1.21-707

 


ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ОПЫТ РАБОТЫ КОМАНДИРА ВС

 

 

 

Допуск по предшест-
вующему опыту работы.

Эксплуатант не поручает пилоту выполнение обязанностей командира ВС, если в течение 90 предшествующих дней он не произвел по крайней мере 3 взлета и 3 посадки на этом типе самолета.
    

Приложение 6,
ч. 1,
пп. 9.4.1; 9.4.2.

Пилоты могут быть допущены к самостоятельному выполнению задания на полет при наличии у них трех заходов (посадок) в СМУ или за шторкой в течение последних трех месяцев.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 6.1.5.

 

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВТОРОГО ПИЛОТА
    

 

 

 

 

Эксплуатант не поручает управление самолетам при взлете и посадке второму пилоту, если он в течение 90 предшествующих дней не управлял тем же типом самолета в качестве командира ВС или второго пилота или каким-либо другим образом не продемонстрировал свою подготовленность к исполнению обязанностей второго пилота.

 

Командиры ВС и члены экипажа при перерывах в полетах до трех месяцев допускаются к полетам после тренировки на тренажере или в рейсовых условиях по усмотрению командира подразделения, а при перерыве более трех месяцев - только после тренировки на тренажере и в аэродромных или маршрутных (производственных) полетах.

НПП ГА,
п. 3.5.7.

Допуск к использо-
ванию конкретных маршрутов и аэропор-
тов.

Эксплуатант не назначает пилота в качестве командира ВС для выполнения полета по маршруту или участку маршрута до тех пор, пока этот пилот не будет удовлетворять требованиям:
1. Каждый такой пилот дает возможность эксплуатанту убедиться в том что он в достаточной мере знает:
а) намеченный маршрут и намеченные для посадки аэродромы в том числе:
1) местность и минимальные безопасные абсолютные высоты,
2) сезонные метеорологические условия,
3) технические средства порядок обслуживания и правила в области метеорологии связи и воздушного движения,
4) правила поиска и спасания,
5) навигационные средства связанные с маршрутом по которому должен выполняться полет,
b) правила построения траекторий полета над густонаселенными районами с высокой плотностью воздушного движения расположение препятствий топографию местности светосигнальные средства, средства обеспечения захода на посадку, а также порядок прибытия вылета полетов в зоне ожидания и захода на посаду по приборам и применяемые эксплуатационные минимумы.

Приложение 6,
ч. 1,
пп. 9.4.3.1; 9.4.3.2.

Экипажи воздушных судов могут быть допущены к использованию конкретных маршрутов и аэропортов при условии:
1. Соблюдения условий и сроков прохождения предварительной подготовки которая предусматривает уяснение задачи предстоящего полета (полетов), подбор и подготовку не обходимой документации а также изучение:
- маршрута (района) полета, его географических, климатических и орнитологических особенностей,
- аэронавигационной информации для аэродрома (аэродромов) назначения и запасных аэродромов в том числе аэродромов других ведомств,
- расположения навигационных средств по маршруту полета, порядка и особенностей их использования,
- зон диспетчерского руководства и порядка ведения радиосвязи,
- зон (районов) с особым режимом полетов и приграничной полосы (при полетах вблизи государственной границы СССР),
- особенностей пилотирования и эксплуатации бортовых систем применительно к ожидаемым условиям предстоящего полета (полетов),
- порядка совместных действий членов экипажа в особых случаях полета.
При подготовке к полетам в полярных районах над водным пространством, над малоориентирной местностью, по международным трассам и по спецзаданиям предусматривается дополнительная подготовка с учетом особенностей выполнения этих полетов.

Руководство по ОЛР в ГА,
пп. 6.1.5; 7.1.3.

 

Примечание. Знания в той области, которая связана с порядком прибытия, вылета, полетов в зоне ожидания и захода на посадку по приборам, могут быть продемонстрированы на соответствующем тренажере, предназначенном для данной цели

 

При подготовке к полету на горный аэродром производится тренировка на тренажере по схеме данного аэродрома, если такая тренировка не проводилась при очередной ежеквартальной тренировке экипажа на тренажере

НПП ГА,
п. 3.6.3.

 

2. Командир ВС практически выполнит заход на посадку на каждый аэродром посадки по маршруту в присутствии в кабине в качестве члена летного экипажа или наблюдателя пилота, который подготовлен для выполнения посадки на данном аэродроме, за исключением случаев, когда:
а) заход на посадку на аэродром выполняется над несложной для навигации местностью, когда порядок захода на посадку по приборам и имеющиеся у пилота средства подобны тем, с которыми он знаком, и когда на обычные эксплуатационные минимумы с согласия государства эксплуатанта дается допуск, либо когда имеется достаточная уверенность в том, что заход на посадку и посадка могут быть выполнены в визуальных метеорологических условиях;
b) снижение с высоты начального этапа захода на посадку может быть выполнено днем в визуальных метеорологических условиях;
с) эксплуатант устанавливает с помощью графических средств изображения земной поверхности, что квалификация командира ВС дает ему право произвести посадку на соответствующем аэродроме;
d) данный аэродром расположен рядом с аэродромом, на который командир ВС в настоящее время имеет право производить посадку.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.4.3.3.

2. Допуск к полетам на аэродромы и по трассам, где командир ВС и (или) штурман ранее не летали, осуществляется после провозки:
- в равнинной и холмистой местности - не менее одного раза,
- в горной местности, районах Заполярья и на горные аэродромы указанные в перечне МГА, - не менее двух раз.
Командиры ВС - пилоты 1 класса, командиры ВС (независимо от класса), допущенные к нетрассовым полетам с посадками на площадки, подобранные с воздуха, и штурманы 1 класса допускаются к самостоятельным полетам на аэродромы и по трассам без провозки за исключением горных аэродромов, указанных в перечне МГА, на которые провозка обязательна.
Если командир ВС и штурман ранее выполняли полеты на аэродромы и по трассам в равнинной и холмистой местности на ВС того же класса или в качестве стажера, решение о необходимости их провозки принимает командир подразделения в зависимости от уровня подготовленности экипажа.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 6.3.

 

3. Для предоставления права полета по любому маршруту или участку маршрута, где самолетовождение должно осуществляться исключительно посредством визуального контакта с землей или наземными ориентирами и где полет должен выполняться ниже уровня любой местности, находящейся в пределах 46 км (25 морских миль) по горизонтали от осевой линии данного маршрута или его участка, необходимо иметь практический опыт полета по этому маршруту в качестве члена летного экипажа или наблюдателя в кабине экипажа.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.4.3.4.

 

 

 

Эксплуатант не назначает пилота командиром ВС на маршруте, если в течение предшествующих 12 месяцев пилот не выполнил по крайней мере одного полета между конечными пунктами этого маршрута в качестве пилота в составе летного экипажа, инспектирующего пилота или наблю-

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.4.3.6.

В гражданской авиации СССР срок действия провозки на аэродромы и по трассам не ограничивается Время перерыва в полетах на аэродромы и по трассам при наличии которого необходима повторная провозка, в гражданской авиации СССР не установлен.

Замечание автора

 

дателя в кабине экипажа. В том случае, когда в течение более чем 12 месяцев пилот не совершил ни одного полета по рядом проходящему маршруту или над аналогичной местностью, то перед назначением его вновь командиром ВС на этом маршруте он должен быть переаттестован в соответствии с пунктами 1 и 2, а для выполнения регулярных полетов - с пунктом 3

 

Предварительная подготовка проводит-
ся каждый раз после перерыва в полетах по данной трассе или виду авиационных работ более 30 календарных дней

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 7.2.1.

Допуск к инструк-
торской работе

Договаривающееся государство выдавшее свидетельство пилота, не разрешает его обладателю осуществлять обучение полетам, необходимое для выдачи свидетельства, квалификационной отметки о виде или квалификацион-

Приложение 1, п. 2.1.5.

Допуск авиаспециалистов к инструкторской работе осуществляется по программам МГА после прохождения ими специальных курсов повышения квалификации при учебных заведениях ГА или Центрах ГА.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 6.1.9.

 

ной отметки о праве на полеты по приборам, если обладатель такого свидетельства не получил соответствующего разрешения от данного Договаривающегося государ-
ства Соответствующее разрешение предусматривает внесение
а) отметки о квалификации пилота-инструктора в свидетельство пилота;
b) разрешения выполнять функции представителя официальной органи-
зации, которой полномочный орган по выдаче свидетельств поручил осуществлять обучение полетам;
с) специального разрешения Догова-
ривающегося государства, выдавшего свидетельство.

 

Допуск к инструкторской работе оформляется приказом начальника управления ГА.
В свидетельстве авиаспециалиста в разделе "Особые отметки" делается отметана о допуске к инструкторской работе.

Программы подготовки летного состава
по типам ВС Положение о присвоении класса квалифи-
кации к выдаче свидетельств специалистам ГА,
п. 17.2.


Глава 7. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТА (ПОЛЕТОВ)
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Предвари-
тельная подготовка.

Авиакомпания обеспечивает:
а) изучение Руководства авиакомпа-
нии по производству полетов;
b) изучение маршрутов и аэродромов, эксплуатируемых авиакомпанией, а также навигационных средств и средств связи, процедур поиска и спасения, метеорологических условий, правил и процедур службы УВД, рельефа и минимально безопасных высот.

7192- AN/857,
ч. В-2,
п. 15.2

Предварительная подготовка экипажа к полету предусматривает:
- уяснение задачи предстоящего полета (полетов);
- подбор и подготовку документации, необходимой для выполнения полета (полетов);
- изучение особенностей техники пилотирования, эксплуатации авиацион-
ной техники и порядка взаимодействия членов экипажа в особых случаях полета на всех этапах его выполнения применительно к конкретным условиям предстоящего полета (полетов).

НПП ГА,
п. 3.6.3.

Предпо-
летная подготовка.

До начала полета командир ВС знакомится со всей имеющейся информацией, касающейся заплани-
рованной операции. В отношении полетов за пределы района аэродрома и всех полетов по ППП предполетная подготовка включает тщательное изучение последних метеорологических сводок и прогнозов погоды с учетом требований, касающихся запаса топлива и альтернативных действий в тех случаях, если полет не может быть выполнен в соответствии с планом. Полет не начинается до тех

Приложение 2,
п. 2.3.2.

Каждому полету должна предшествовать тщательная подготовка экипажей. Все лица, входящие в состав экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы, обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету.

НПП ГА,
п. 3.6.1.

 

пор пока не будут заполнены формы предполетной подготовки удостоверя-
ющие тот фат, что командир ВС удовлетворен результатами проверки, подтверждающими, что:

Приложение 6
ч. 1,
п. 4.3.1.

Предполетную подготовку экипажа организует и проводит командир ВС перед каждым полетом, с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеоусловий

НПП ГА,
п. 3.6.6.

 

а) самолет годен к полетам,
b) приборы и оборудование, предусмотренные для конкретного типа предстоящего полета установлены в достаточном количестве для данного рейса,
с) на самолет выдано свидетельство о прохождении технического обслужи-
вания,
d) масса самолета позволяет безопасно выполнять полет с учетом ожидаемых условий полета,
е) любой имеющийся на борту груз правильно распределен и надежно закреплен,
f) произведена проверка, результаты которой показали, что эксплуатацион-
ные ограничения в ходе намеченного полета могут быть соблюдены,
q) соблюдены стандарты, касающиеся составления эксплуатационного пла-
на полета

 

Командир ВС в процессе предполетной подготовки обязан:
- доложить диспетчеру АДП о готовности экипажа к прохождению предполетной подготовки;
- получить информацию о технической готовности ВС, состоянии аэродромов вылета, назначения и запасных, об аэронавигационном обеспечении на аэродромах и по трассе, о предполагаемой коммерческой загруз-
ке;
- проверить правильность штурманского расчета и других данных для выполнения полета и уточнить необходимую заправку топливом;
- определить конкретные действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки;
- получить сигналы опознавания;
- изучить метеорологическую обстановку на аэродроме вылета, по маршруту (району) полета, на аэродроме назначения и запасных аэродромах, для

НПП ГА,
п. 3.6.8.



Полет, который должен выполняться по правилам визуальных полетов, не начинается до тех пор, пока текущие метеорологические сводки или подборки текущих сводок и прогнозов не укажут на то, что метеорологичес-
кие условия на маршруте или части маршрута, по которому самолет будет следовать в соответствии с правила-
ми визуального полета, обеспечат к соответствующему времени возмож-
ность соблюдать эти правила.
Полет, который должен выполняться по ППП, не начинается до тех пор, пока имеющаяся информация не укажет на то, что условия на аэродроме намечаемой посадки или по крайней мере на запасном аэродроме будут к расчетному времени прилета соответствовать эксплуатационным минимумам аэродрома или будут более благоприятными

Приложение 6,
ч 1,
п. 4.3.5.

чего:
в АМСГ командир ВС, второй пилот, штурман, бортрадист изучают информацию о прогнозах и фактической погоде в аэропортах вылета, посадки и запасных. Получают устную консультацию, включающую характерис-
тику барических систем, фронтальных разделов, струйных течений, тропопаузы. Уточняют наличие опасных метеороло-
гических явлений в районе аэродрома по данным метеорологического радиолокатора, оценивают возможность безопасного выхода на трассу. Командир ВС получает необходимые метеодокументы или расписывается на бланке прогнозов и предъявляет синоптику АМСГ задание на полет для отметки. После метеоподготовки командир ВС расписывается в получении метеодокументов, указывая время окончания консультации

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 10.3.11

 

Полет, который должен выполняться в известных или ожидаемых условиях обледенения, начинается только в том случае, когда самолет оборудован для полетов в таких условиях.

 

- принять решение о возможности вылета;

НПП ГА,
п. 3.6.8.

 

Эксплуатационный план полета составляется на каждый намечаемый полет. Эксплуатационный план полета утверждается и подписывается командиром ВС и там, где это целесообразно, руководителем полетов, и представляется эксплуатанту или его представителю или, если это невозможно, сдается на хранение полномочному аэродромному органу, или регистрируется в соответствую-
щем месте в пункте вылета.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 4.3.3.

- предъявить диспетчеру АДП задание на полет, штурманский расчет полета, метеорологическую документацию и получить диспетчерское разрешение на вылет;
- лично осмотреть воздушное судно перед вылетом;
- принять доклад от каждого члена экипажа о проведенном осмотре и готовности воздушного судна к вылету и выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

 

 

Полет начинается только в том случае, когда самолет имеет достаточный запас топлива и масла, гарантирующий, независимо от метеорологических условий и любых ожидаемых в полете задержек, безопасное завершение полета. Кроме того, на борту имеется навигационный запас на случай непредвиденных обстоятельств.

Приложение 6,
ч 1,
п. 4.3.6.

- проверять по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также центровку и взлетную массу ВС.

 


Глава 8. ПРОВЕРКА РАБОТЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА     
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Квалифи-
кационные проверки пилотов

Эксплуатант обеспечивает проведение таких проверок техники пилотирования и умения действовать в аварийной обстановке, которые выявляют фактическую подготовлен-
ность его пилотов. Там, где полет выполняется по ППП, эксплуатация обеспечивает демонстрацию умения его пилотов выполнять такие правила либо назначенному им пилоту - инструктору, либо представителю государства регистрации. Такие проверки осуществляются дважды в течение любого периода продолжи-
тельностью в один год.
Любые две такие проверки, аналогич-
ные по своему характеру, которые проводятся в течение четырех месяцев подряд, не полностью удовлетворяют этому требованию.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 9.4.4.

Проверку техники пилотирования, самолетовождения, практической работы у командно-летного и летного состава проводят вышестоящие командиры (начальники), старшие специалисты в следующие сроки:
- 1 и 2-го класса - не реже одного раза в год;
- 2 и 4-го класса - не реже одного раза в шесть месяцев;
- в течение первого года работы на ВС данного типа - не реже одного раза в три месяца независимо от присвоенного класса.

НПП ГА,
п. 3.7.5

 

Примечание. Пилотажные тренаже-
ры, утвержденные государством эксп-
луатанта, могут использоваться для тех частей вышеуказанных проверок, в отношении которых они специально одобрены.

 

Умение летного состава действовать в особых случаях в полете и при отказах авиационной техники проверяется на комплексных тренажерах при прохожде-
нии ежеквартальных тренировок.

Замечание автора.


Глава 9. РАЗБОРЫ ПОЛЕТОВ
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Цели разборов полетов

(Инструктажи по вопросам авиацион-
ной безопасности).
Это - полезные мероприятия, так как позволяют оперативно информиро-
вать личный состав о текущих проблемах авиационной безопаснос-
ти и обсуждать аварийные факторы, с которыми сталкиваются пилоты авиакомпаний.

9422-AN/923,
доб. А,
пример 11,
п.6.

Разбор полетов является одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональ-
ной подготовки летного состава, эффективности и качества летной работы предприятия, подразделения, экипажа ГА.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 9.1.1.

 

Например, начало нового метеороло-
гического сезона дает прекрасную возможность еще раз напомнить соответствующие меры безопасности полетов. При этом с большой пользой для пилотов можно провести подробный разбор типичных АП, и особенно, если они произошли с теми же типами ВС, которые имеются в данной авиакомпании.

 

Разбор полетов проводится в целях:
- оценки состояния безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;
- оценки работы каждого экипажа и летного подразделения в целом;
- оценки состояния взаимодействия со службами, обеспечивающими полеты;
- совершенствования профессиональной подготовки летного и командно-летного состава;
- обобщения и распространения передо-
вого опыта летной работы экипажей и подразделений;
- разработки мероприятий по профилак-
тике авиационных происшествий и предпосылок к ним;
- совершенствования организаторской, воспитательной и методической работы командно-летного состава.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 9.1.2


Глава 10. КОНТРОЛЬ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Контроль за выпол-
нением полетов.

Эксплуатант устанавливает метод осуществления контроля за производством полетов и придерживается этого метода. Этот метод утверждается государством эксплуатанта.

Приложение 6,
ч. 1,
п. 4.2.

В СССР принят комплексный метод контроля за выполнением полетов, при котором используются:
- журналы подготовки к полетам и разборов полетов;
- полетная и метеорологическая документация;
- материалы проверок летного состава;
- результаты наблюдения за полетами командно-летным составом;
- информация служб, обеспечивающих полеты;
- материалы анализа полетной информации, бортовых и наземных средств регистрации параметров полета и речевого обмена;
- материалы проверок общественных инспекторов по безопасности полетов.

НПП ГА,
п. 3.10.4


Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ В ЭКИПАЖЕ     
    

Наимено-

ИКАО

ГА СССР

вание воп-
роса по ОЛР

Содержание требования

Документ

Содержание требования

Документ

Обязан-
ности командира ВС по орга-
низации летной ра-
боты в экипаже

Командир ВС следит за тем, чтобы свидетельства каждого члена летного экипажа были выданы или им была придана сила государством регистрации, чтобы в них были проставлены соответствующие квалификационные отметки и они были действительными на данный момент, и удостоверяется в том, что члены летного экипажа сохраняют уровень своей профессиональной подготовленности.

Приложение 6,
ч 2,
п. 9.1.

В медпункте командир ВС должен убедиться в готовности экипажа выполнить задание на полет, наличии у них летных свидетельств и установленной формы одежды, после чего доложить диспетчеру о готовности экипажа к предполетной подготовке

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 10.3.5.

 

Командир ВС в течение полетного времени несет ответственность за управление самолетом и его безопасность, а также за безопасность всех лиц, находящихся на борту

Приложение 6,
ч. 1,
п. 4.5.

Командир ВС руководит всей деятельностью экипажа, обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил полетов и эксплуатации ВС, а также принимает необходимые меры к обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности судна и имущества.

Воздушный кодекс Союза ССР,
ст. 24.

 

Командир воздушного судна принима-
ет меры к тому, чтобы досконально соблюдалась система полетных проверок.

 

Командир ВС организует работу всех членов экипажа в полете в соответствии с требованиями РЛЭ, инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа.

Руководство по ОЛР в ГА,
п. 10.4.2.

 

Командир ВС несет ответственность за уведомление ближайшего органа путем использования наиболее быстрых доступных ему средств о любом происшествия с самолетом, приведшем к телесным повреждени-
ям или смерти любого лица или нанесению существенного ущерба самолету или имуществу.

 

О возникновении особых случаев в полете командир (экипаж) ВС обязан немедленно сообщить органу УВД. При затруднении ведения связи по основному каналу необходимо перейти на аварийную частоту 121,5 МГц.
Сигнал бедствия включается в случаях, предусмотренных п. 8.2.1.2. НПП ГА.

НПП ГА,
п. 8.2.1.2

 

Командир ВС несет ответственность за сообщение эксплуатанту после завершения полета о всех известных или подозреваемых дефектах в самолете.

 

Командир ВС несет ответственность за своевременное внесение в бортовой журнал замечаний об обнаруженных неисправностях на ВС на земле и в полете, об отклонениях в поведении ВС или в работе его систем, соответствие указанного в бортовом журнале остатка топлива его фактическому наличию при передаче ВС.

НПП ГА,
п. 2.4.4.

 

Командир ВС несет ответственность за ведение бортового журнала или составление генеральной деклара-
ции.
Командир ВС соблюдает соответству-
ющие законы, регламенты и правила государств, в пределах которых выполняет полеты его самолет.

 

Командир ВС, выполняющий междуна-
родный полет, несет ответственность за знание и выполнение правил полетов государства, в воздушном пространстве которого выполняется полет.

НПП ГА,
п. 9.4.6.

 

В аварийной обстановке во время полета командир ВС принимает меры к тому, чтобы все лица на борту были проинструктированы в отноше-
нии таких действий, которые могут потребоваться в этой обстановке.

Приложение 6,
ч. 2,
п. 4.9.

Командир ВС обязан проявлять заботу о пассажирах, принимать меры по обеспечению их безопасности, сохран-
ности ВС и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации.

НПП ГА,
п. 2.4.2.

 

Рекомендация. В том случае, когда встречаются метеорологические усло-
вия, которые могут повлиять, на безопасность других ВС, о них следует сообщать как можно быстрее.

п. 4.10.

Экипаж обязан немедленно сообщить диспетчеру службы движения об усложнении условий полета, наблюдае-
мых опасных метеоусловиях, опасных сближениях с воздушными судами и другими материальными объектами.

НПП ГА,
п. 7.1.13



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ


ИКАО

    
    1. Док. 7300. Конвенция о международной гражданской авиации. (Изд. 1969г. 7300/4 на русск. яз.).
    2. Приложение 1. Выдача свидетельств личному составу. (Изд. 1982 г. на русск. яз.)
    3. Приложение 2. Правила полетов (Изд. 1981 г. на русск. яз).
    4. Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. (Изд. 1983 г. на русск яз.).
    5. Док. 7192-AN/857. Руководство по подготовке личного состава гражданской авиации. Части: А-1; А-3; В-1; В-2.
    6. Док. 9379-AN/916. Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой. (Изд. 1983 г. на русск. яз.)
    7. Док. 9422-AN/923. Руководство по предотвращению авиационных происшествий (Изд. 1984 г. на русск. яз.).
    

Гражданской авиации СССР

    
    8. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) утв.приказом МГА от 08.04.85 № 77.
    9. Руководство по организации летной работы в гражданской авиации (Руководство по ОЛР ГА), утв. приказом МГА от 29.01.87 № 25.
    10. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации, утв. МГА 04.02.80 № 2/И.
    11. Табель сообщений о движении воздушных судов в гражданской авиации (ТС ГА-84), утв. МГА 30.11.82 № 42/И.
    12. Положение о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистам гражданской авиации, утв. приказом МГА от 30.03.82 № 47.
    13. Программы подготовки летного состава в подразделениях гражданской авиации (по типам ВС).
    14. Учебные платы и программы, курсы учебно-летной подготовки (по типам ВС).
    15. Инструкция о порядке ведения летной и штабной документации в предприятиях и подразделениях гражданской авиации, утв. МГА 03.03.78.