МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
ТРЕБОВАНИЯ
ДОКУМЕНТОВ ИКАО И ГА СССР
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ
(справочное пособие)
Москва
"Воздушный транспорт" 1988
Справочное пособие предназначено для оказания помощи командно - руководящему, командно - летному и преподавательскому составу гражданской авиации в изучении документов ИКАО по вопросам организации летной работы.
В пособии приведены только те требования документов ИКАО, которые входят в понятие "Организация летной работы", принятое в гражданской авиации СССР. Материал изложен в форме, позволяющей сравнить требования документов ИКАО с требованиями нормативных документов ГА СССР, что дает возможность проводить анализ соответствия их содержания.
Справочное пособие разработано отделом организации летной работы и УВД Центра ГА СЭВ. Замечания и предложения по содержанию пособия и его совершенствованию просим направлять в Центр ГА СЭВ (г. Ульяновск).
Руководители работы:
от МГА - Колесников В.М.;
от Центра ГА СЭВ - Малевинский Ю.А.
ВВЕДЕНИЕ
Международная организация гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organisation) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, призванным осуществлять международное сотрудничество в гражданской авиации в целях обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений. Учреждена на международной конференции в Чикаго в 1944 году.
Цели и задачи ИКАО состоят в развитии принципов и методов международных воздушных сообщений и содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта.
Деятельность ИКАО осуществляется в следующих направлениях:
- решение аэронавигационно-технических вопросов;
- осуществление статистической программы;
- упрощение административных формальностей при международных воздушных сообщениях;
- решение юридических вопросов;
- оказание технической помощи развивающимся странам;
- сотрудничество с международными организациями;
- издание документов и публикаций.
В настоящее время в Организацию входит 157 государств. Советский Союз вступил в ИКАО в 1970 году.
С целью распространения информации о своей деятельности ИКАО издает большое количество документов, основными из которых являются:
- Конвенция о международной гражданской авиации;
- Приложения к Конвенции;
- Правила для аэронавигационных служб;
- Руководства, содержащие справочно-информационные материалы и предназначенные содействовать единообразному применению международных стандартов и рекомендаций;
- Сборник терминов ИКАО.
Конвенция принята на Чикагской конференции в 1944 году и вступила в силу в мае 1947 года. Целью Конвенции является содействие безопасному развитию международной гражданской авиации и обеспечение равенства в установлении международных воздушных сообщений, их надежности и экономичности.
Приложения дополняют положения Конвенции. В Приложениях содержатся Международные стандарты и Рекомендуемая практика. Единообразное применение Договаривающимися государствами требований, включенных в Международные стандарты, признается необходимым для безопасности и регулярности международной аэронавигации, а единообразное применение требований, включенных в Рекомендуемую практику, считается желательным в интересах безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации.
В настоящее время действуют 18 Приложений к Конвенции.
Правила для аэронавигационных служб (РАNS) дополняют требования, содержащиеся в Приложениях к Конвенции. Они содержат, в основном, эксплуатационные правила, не получившие еще статуса Международных стандартов и Рекомендуемой практики, а также материалы более постоянного характера, но слишком подробные, чтобы их можно было включить в Приложения, или подвергающиеся частым изменениям и дополнениям, для которых процесс, предусмотренный Конвенцией, слишком затруднителен. Рекомендации, содержащиеся в РАNS, не являются обязательными для применения, но в целях обеспечения безопасности полетов считается желательным, чтобы государства извещали Совет ИКАО о различиях между рекомендациями и практикой государств.
Технические руководства ИКАО представляют собой методические документы, подготовленные на основе информации, которая получена от государств, имеющих значительный практический опыт в соответствующей области. Руководства содержат информационный и инструктивный материал, но могут быть использованы в качестве дополнительного пособия для подготовки соответствующего персонала гражданской авиации.
Сборник терминов ИКАО содержит ряд терминов, относящихся к ее деятельности. Помимо авиационной терминологии Сборник охватывает различные смежные области.
Внимание Договаривающихся государств обращается на обязательство, налагаемое статьей 38 Конвенции, в соответствии с которым им надлежит уведомлять Организацию о любых различиях между их национальными правилами и практикой и Международными стандартами и любыми поправками к ним. Договаривающимся государствам предлагается также направлять уведомление о любых различиях с Рекомендуемой практикой, изложенной в документах ИКАО, и любыми поправками к ней, если уведомление о таком различии является важным для безопасности аэронавигации Договаривающимся государствам предлагается также своевременно информировать Организацию о любых различиях, которые могут впоследствии возникнуть, либо об устранении любых различий, о которых Организация уведомлялась ранее.
Используемые в документах ИКАО понятия "Стандарт" и "Рекомендуемая практика" имеют следующие значения:
Стандарт - любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации и которое будут соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции. В случае невозможности соблюдения Стандарта Совету ИКАО в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со статьей 38 Конвенции.
Рекомендуемая практика - любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции.
В нашей стране уделяется серьезное внимание участию СССР в деятельности ИКАО, которое направлено на совершенствование основных руководящих документов МГА СССР, на обеспечение соответствия правил и практики гражданской авиации СССР действующим Стандартам и Рекомендациям ИКАО, на использование передового зарубежного опыта и материалов ИКАО в научно исследовательских работах, на защиту интересов Аэрофлота и ИКАО.
За последнее время разработаны и введены в действие с учетом требований ИКАО многие руководящие документы МГА СССР. Постоянно подвергаются сравнительному анализу действующие правила Аэрофлота и соответствующие нормы ИКАО. Материалы ИКАО используются при составлении тактико-технических требований, технических заданий к системам и оборудованию, при проведении исследований и испытаний, при разработке предложений по совершенствованию соответствующей технической и эксплуатационной документации.
Использование материалов ИКАО в области организации летной работы затруднено тем, что в ИКАО отсутствует специальный отдельный документ, который бы содержал Стандарты, Рекомендуемую практику или правила по организации летной работы. Требования по данному виду деятельности оговорены в ряде документов ИКАО, что не позволяет в полной мере ориентироваться в них командно-летному составу гражданской авиации СССР. Восполнение недостающей и систематизированной информации по этому направлению и является основной целью предлагаемого пособия. Вопросы, представленные в справочном пособии, выбраны исходя из содержания понятия "Организация летной работы", принятого в гражданской авиации СССР. При этом рассматриваются только те из них, по которым существуют требования как в документах ИКАО, так и в документах гражданской авиации СССР. Предложенная в справочном пособии форма представления информации позволяет проводить сравнительный анализ отличий и сходства требований ИКАО и гражданской авиации СССР в области организации летной работы.
Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Время полета |
Общее время с момента начала движения ВС за счет собственной тяги с целью взлета до момента его остановки по окончании полета. |
Приложение*1, |
Период времени от начала движения самолета** при взлете или от начала увеличения режима работы двигателей при взлете без остановки на исполнительном старте до окончания пробега при посадке. |
|
Командир воздушного судна. |
Пилот, ответственный за управление ВС и его безопасность в течение полетного времени. |
Приложение 2. |
Пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на ВС данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажа по организации и выполнению полетов. |
|
План полета |
Определенные сведения о намеченном полете или части полета ВС, представляемые органам обслуживания воздушного движения. |
Приложение 2. |
Документ установленной формы, представляемый диспетчеру службы движения командиром ВС и содержащий определенные формализованные сведения о предстоящем полете или части полета, необходимые для отработки, индикации и обеспечения полета. |
|
Проверя- |
Пилот, назначаемый эксплуатантом и Утверждаемый Договаривающимся государством для проведения периодических летных проверок |
7192-А№/857, |
Должностное лицо командно-летного, инспекторского или инструкторского состава, имеющее допуск к инструкторским полетам на ВС данного типа и включенное в экипаж в целях его летной проверки или тренировки. |
____________ |
Рабочее время |
Служебное полетное время - общее время с момента, когда член летного экипажа приступает к исполнению служебных обязанностей сразу по окончании времени отдыха и непосредственно перед выполнением полета или серии полетов, до момента, когда он полностью освобождается от исполнения всех служебных обязанностей по завершении этого полета или серии полетов. |
Приложение 6, |
В рабочее время членов экипажей включается: |
Положение о рабочем времени и времени отдыха работников ГА, |
Член экипажа |
Лицо, назначенное эксплуатантом для выполнения определенных обязанностей на борту ВС, в течение полетного времени |
Приложение 6, |
Лицо авиационного персонала включенное в задание на полет назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию ВС во время выполнения задания на полет |
Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Планы полетов |
Информация в отношении запланированного полета или части полета, подлежащая направлению в органы обслуживания воздушного движения (ОВД), представляется в форме плана полета |
Приложение 2, |
В летных подразделениях составляются и представляются в АДП: |
ТС ГА - 84, |
Случаи представ- |
План полета представляется до начала: |
Приложение 2, |
Предварительные планы полетов (заявки) подаются на следующие рейсы (полеты); |
ТС ГА - 84, |
|
соответствующими военными органами или с органами ОВД в соседних государствах во избежание |
|
Предварительные планы представля- |
ТС ГА - 84, |
|
перехвата, необходимость в котором может возникнуть для целей опознавания; |
|
Флайт-план представляется в АДП не позднее чем за 30 мин до вылета: при выполнении международных полетов - во всех случаях, при выполнении полетов по внутрисоюзным трассам и МВЛ - только в тех случаях, когда эти полеты выполняются через районы, в которых применяются автоматизиро- |
ТС ГА - 84, |
Нормиро- |
Эксплуатант составляет правила нормирования полетного времени и служебного полетного времени членов летного экипажа. Эти правила также предусматривают достаточное время отдыха и обеспечивают такое положение, при которое утомление, возникающее при выполнении одного полета, нескольких полетов подряд или накопленное за какой-то период времени в результате выполнения этих и других задач, не угрожает безопасности полета. Эти правила утверждаются государством эксплуатанта и включаются в руководство по производству полетов |
Приложение 6, |
Для экипажей воздушных судов устанавливаются суточные, месячные и годовые нормы летного времени, а также продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Для экипажей, выполняющих авиационные работы, а также учебные или тренировочные полеты, устанавливается, кроме того, предельное количество полетов в течение рабочего дня. Правила обеспечения предполетного отдыха, нормы и ограничения, касающиеся порядка назначения экипажей в полет и длительности его, определяются "Положением о рабочем времени и времени отдыха работников ГА", которое утверждается Министром гражданской авиации СССР. |
НПП ГА, |
Учет летного и рабочего времени, времени отдыха |
Эксплуатант ведет учет полетного времени члена летного экипажа. |
Приложение 6, |
Учет рабочего, в том числе и летного времени, ведется штабом летного отряда индивидуально по каждому члену экипажа согласно "Положению о рабочем времени и времени отдыха работников ГА" |
Замечание автора |
|
|
|
Планирование и учет времени работы и отдыха каждого экипажа осуществляется также в "Плане-графике работы и отдыха летного состава" согласно "Инструкции о порядке ведения летной и штатной документации в предприятиях и подразделениях ГА" |
Замечание автора. |
Глава 3. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО СОСТАВА
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Система выдачи свиде- |
Обычно государства устанавливают свои правила, основываясь на двух различных системах выдачи свидетельств: |
9379-AN/916, |
Специалистам ГА, прошедшим классификацию, выдаются свидетельства установленного образца. |
Положение о присвоении клас- |
Продление срока действия свиде- |
Пример. Для продления свидетельства пилота коммерческой авиации кандидату необходимо: |
9379-AN/916, |
Продление срока действия свидетельств летному составу проводится в летных отрядах на основании: |
Положение о присвоении клас- |
Годность по состоя- |
Члены летного экипажа должны удовлетворять определенным требованиям к годности по состоянию здоровья. До выдачи или продления свидетельства отдел по выдаче свидетельства должен убедиться в соответствии кандидата этому требованию. |
9379-AN/916, |
Члены экипажа ВС по состоянию здоровья должны соответствовать требованиям, установленным МГА. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется ВЛЭК ГА. |
НПП ГА, |
|
Результаты медицинских освидетельствований регистрируются и хранятся в медицинской секции. Отдел по выдаче свидетельств должен следить за тем, чтобы каждое свидетельство было действительно, проверяя действительность медицинского заключения с точки зрения необходимой периодичности освидетельствования |
|
Ответственность за соблюдение сроков медицинского освидетельствования несут лица командно-летного состава. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
Глава 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Система профес- |
Несмотря на то, что минимальная квалификация, необходимая для получения свидетельства пилота, и допуск к полетам по ППП дают |
7192-AN/857, |
Профессиональная подготовка летного состава включает. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
право на выполнение полетов, необходимо принимать во внимание, что пилот должен приобретать более высокую квалификацию в процессе |
|
- переподготовку на другой тип ВС в Центрах ГА, лепных учебных заведениях, УТЦ, на авиационных заводах, |
п. 4.3.2. |
|
повседневной работы. Это значит, что должна существовать в высокой степени координация между системой подготовительных учреждений, полномочным органом по выдаче свидетельств и авиакомпанией, каждый из которых может играть одинаково важную роль в подготовке пилотов, которые стремятся к более высокой квалификации. |
|
- повышение квалификация в учебно-тренировочных подразделениях управлений ГА, Центрах ГА, летных училищах, Академии ГА; |
п. 4.4.3. |
|
Почти все виды технического обучения в авиации лучше всего осуществляются при сочетании практического обучения (на тренажере, на ВС) с теоретическим обучением в классе. В большинстве случаев упор делается на практическое обучение, так как обучаемые быстрее и лучше усваивают знания при практическом выполнении операций, чем при рассказе об осуществлении этих операций |
7192-AN/857, |
Каждый из вышеперечисленных этапов должен содержать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
Подготовка в летных подраз- |
Учебные заведения (курсы подготовки) обычно дают только основную летную подготовку, не обеспечивая должную подготовку по специальным видам летной работы. |
7192-AN/857, |
Подготовка летного состава в подразделениях ГА имеет целью подготовить специалиста для самостоятельных полетов |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
организовать такую подготовку, которая утверждена полномочным органом по выдаче свидетельств |
|
Все вышеназванные виды подготовки проводятся по программам утвержденным МГА |
Руководство по ОЛР в ГА |
Подготовка к самосто- |
Авиапредприятие должно обеспечивать пилоту возможность в получении опыта, необходимого для подтверждения свидетельства о более высокой квалификации, причем без административных расходов так как в обычных условиях этот опыт накапливается во время работы в качестве второго пилота. Необходимо убедиться что второй пилот приобретает достаточный опыт по всем видам полетов, в том числе ночным и по ППП, а также как "командир воздушного судна под контролем". Авиакомпания должна предоставить условия для окончания такой подготовки способом, одобренным полномочным органов по выдаче свидетельства. |
7192-AN/857, |
В авиапредприятиях предварительное назначение кандидатов на ввод в строй командиром ВС производится из числа вторых пилотов, наиболее подготовленных в теоретическом отношении и успешно освоивших летную программу подготовки. |
Программы подготовки летного состава по типам ВС |
Теорети- |
Для поддержания уровня профессиональной подготовленности полезны периодические занятия, которые включают обстоятельное изучение определенных компонентов ВС, например его двигателей или приборов, и к проведению которых может привлекаться персонал авиа- |
9422-AN/923, |
Теоретическая подготовка для поддержания уровня профессиональной подготовленности включает вопросы летной эксплуатации и конструкции ВС, практической аэродинамики, авиационной метеорологии и самолетовождения. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
уровня професси- |
компании, в частности инженеры. |
|
Специалисты для проведения занятий назначаются приказом командира авиапредприятия на весь учебный год. Для занятий привлекаются лица командно-летного состава, старшие специалисты летного состава, а также инженеры АТБ. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
Трена- |
Летная подготовка в той мере, в какой это представляется целесообразным государству эксплуатанта, может осуществляться на комплексных пилотажных тренажерах, утвержденных этим государством для данной цели. |
Приложение 6, п. 9.3 (приме- |
Тренировка на тренажерах проводится в целях приобретения, поддержания и совершенствования практических умений по действиям экипажа в различных условиях и особых случаях полета. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
Летная подготовка в подраз- |
Для поддержания квалификации пилот должен иметь установленный налет часов в качестве командира ВС или второго пилота и выполнить не менее установленного количества вылетов и посадок, из которых определенное количество в ночное время за 12 месяцев, причем определенное количество взлетов и посадок должно быть выполнено за предшествующие 90 дней до даты истечения срока действия свидетельства или до даты истечения срока осуществления прав, представляемых свидетельством. |
7192-AN/857, |
Поддержание навыков управления ВС на уровне, необходимом для безопасного выполнения полетов в различных условиях, обеспечивается: |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Пример. Коммерческий пилот должен иметь налет не менее 24 ч в качестве командира корабля или 50 ч в качестве второго пилота и выполнить не менее 20 взлетов и посадок, из которых 5 - 6 в ночное время за предшествующие 12 месяцев, и дополнительно 5 взлетов и посадок за предшествующие 90 дней до даты истечения срока действия свидетельства. |
п. 8.6.1. |
ты контрольно проверочного полета на восстановление (подтверждение) минимума. Из общего числа этих заходов на посадку один заход должен быть выполнен в автоматическом режиме (на ВС, оборудованных автоматическими системами); |
|
|
Половина требуемого налета часов может быть заменена летной проверкой квалификации под руководством назначенного проверяющего в пределах двух месяцев до даты истечения срока действия свидетельства. |
7192-AN/857, |
При отсутствии трех заходов в сложных метеоусловиях или с применением шторки выполняется тренировка в аэродромных или рейсовых условиях с инструктором в составе экипажа. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Указанная выше проверка обычно сочетается с какой-либо другой периодической проверкой уровня квалификации. |
п. 9.6.3. |
|
|
|
При наличии пилотажного тренажера для того типа самолета, который используется для летной проверки, часть контрольного полета может проводиться на этом тренажере. |
п. 9.6.4. |
В летний период заходы в сложных метеорологических условиях или с применением шторки разрешается заменять заходами в сложных метеорологических условиях на тренажере. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Обязанность организации, выдающей свидетельства, является определение того, выполнение каких упражнений для демонстрации уровня квалификации должно проводиться в действительном полете. |
|
Проверка на допуск к полетам проводится в соответствии с программами, утвержденными МГА. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
В некоторых государствах для дальнейшего доказательства сохранения уровня квалификации требуются периодические контрольные полеты по маршруту для поддержания знания пилотами тех маршрутов, по которым они выполняют полеты. |
7192-AN/857, |
Проверка на подтверждение квалификации проводится: |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Если владелец свидетельства коммерческого пилота не в состоянии выполнить минимальные требования, необходимо прохождение курса |
7192- AN/857, |
При отсутствии трех заходов в СМУ или за шторкой выполняется тренировка в аэродромных или рейсовых условиях с инструктором в составе экипажа. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
подготовки в соответствии с конкретными обстоятельствами, с последующей летной проверкой техники пилотирования назначенным проверяющим лицом |
|
Командиры ВС, не подтвердившие права полетов по присвоенному минимуму, допускаются к полетам по минимуму, повышенному на одну ступень, но не выше минимума первоначального допуска |
Руководство по ОЛР в ГА, |
Программы подготовки членов летного экипажа |
Эксплуатант составляет и выполняет программу наземной и летной подготовки, которая утверждается государством эксплуатанта и гарантирует надлежащую подготовку каждого члена летного экипажа для выполнения возложенных на него обязанностей. |
Приложение 6, |
Профессиональная подготовка проводится в соответствии с утвержденными нормативными документами (учебными планами и программами инструкциями и курсами учебно-летной подготовки) |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Для этой цели по усмотрению государства эксплуатанта предоставляются средства наземной и летной подготовки, преподаватели и инструкторы соответствующей квалификации. Программа подготовки состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) самолета, на которых работают члены летного экипажа, а также обучения действиям при всех видах аварийной или исключительной обстановки или режимах, вызванных неисправностями силовой установки, планера или систем, пожаров или другими отрицательными факторами. Программа подготовки включает также подготовку по перевозке опасных грузов. Обучение каждого члена летного экипажа, в частности обучение его действиям в необычной или аварийной обстановке, производится с таким расчетом, чтобы каждый член летного экипажа знал функции, за выполнение которых он несет ответственность, и как эти функции связаны с функциями других членов экипажа. |
|
Все учебные планы и программы, курсы учебно-летной подготовки под разделяются по типам ВС и членам летного экипажа (специальностям). |
Замечание автора |
|
Эта программа подготовки повторяется через определенные периоды, устанавливаемые государством эксплуатанта, и предус- |
|
Летный состав ГА периодически (1 раз в 3 года) проходит подготовку на курсах повышения квалификации. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
матривает сдачу экзаменов для определения подготовки. |
|
Уровень подготовки летного состава определяется ежегодно при продлении срока действия свидетельства, на основании проверки знаний и практической работы (на тренажере и на ВС). |
Положение о присвоении класса квалифи- |
Учет уровня квалифи- |
Эксплуатант ведет учет уровня квалификации пилота, а также учет того, каким образом этот уровень квалификации был достигнут. Этот учет ведется в той мере, в какой это удовлетворяет государство эксплуатанта. |
Приложение 6, |
Уровень квалификации летного специалиста учитывается: - в летной книжке; |
Замечание автора. |
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Состав экипажа. |
Летный экипаж по численности и составу должен отвечать требованиям, которые не ниже требований, указанных в руководстве по производству полетов. |
Приложение 6, |
Экипаж ВС состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. |
НПП ГА, |
|
Численность летного экипажа увеличивается по сравнению с минимальной необходимой численностью, указанной в удостоверении о годности самолета к полетам, или в руководстве по летной эксплуатации самолета, или в других документах, имеющих отношение к удостоверению о годности к полетам, в тех случаях когда этого требует |
|
Состав экипажа определяется МГА в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации, Полет воздушного судна при неполном составе экипажа запрещается. |
|
|
тип используемого самолета, вид выполняемого полета и продолжительность полета между двумя пунктами, в которых происходит смена летного экипажа. |
|
К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления ВС данного типа шли его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, |
НПП ГА, |
|
В состав летного экипажа входит по крайней мере одно лицо, имеющее действующее свидетельство, выданное или узаконенное государством эксплуатанта, которое дает этому члену летного экипажа право на эксплуатацию подлежащего использованию радиопередающего оборудования. |
Приложение 6, |
бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. |
|
|
Когда конструкцией самолета предусматривается отдельное рабочее место для бортинженера, в состав летного экипажа входит по крайней мере один бортинженер, которому специально поручено находиться на этом рабочем месте, кроме тех случаев, когда его обязанности могут удовлетворительно выполняться другим членом летного экипажа, имеющим свидетельство бортинженера, без ущерба для выполнения им своих прямых обязанностей. |
Приложение 6, |
К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА |
|
|
В состав летного экипажа входит по крайней мере одно лицо, имеющее свидетельство штурмана, во всех тех случаях, когда по заключению государства эксплуатанта навигация, необходимая для безопасного выполнения полета, не может в достаточной мере осуществляться пилотами при исполнении ими своих прямых обязанностей. |
Приложение 6, |
|
|
Глава 6. ДОПУСК ЛЕТНОГО СОСТАВА К ПОЛЕТАМ
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Допуск к работе в качестве члена летного экипажа |
К выполнению функций члена летного экипажа ВС не допускаются лица, не имеющие действительного свидетельства соответствующего его обязанностям. |
Приложение 1 |
Лицо летного состава может быть допущено к работе в качестве члена экипажа при условии: |
Руководство по ОЛР в ГА |
|
Соответствующее разрешение предусматривает внесение: |
|
В п. XII свидетельств летного состава указывается вид тип класс ВС и должность в зависимости от присвоенной квалификации |
Положение о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистам ГА, |
Допуск к полетам по ППП. |
Договаривающееся государство, выдавшее свидетельство пилота, не допускает его обладателя к выполнению функций командира или второго пилота ВС при полетах по приборам (ППП), если он не получил соответствующего разрешения от данного Договаривающегося государства. Соответствующее разрешение предусматривает внесение квалификационной отметки о праве на полеты по приборам, которая соответствует виду ВС, записанного в свидетельстве пилота. |
Приложение 1, |
Квалификационная отметка о допуске к полетам по ППП с указанием минимума вносится только в свидетельство пилота (КВС), занятого на авиационных работах и МВЛ. |
Замечание автора. |
Допуск к полетам по ПВП |
Договаривающееся государство, выдавшее свидетельство пилота, не разрешает его обладателю выполнять функции командира ВС при контролируемых полетах по ПВП на маршруте, если он не получил на это соответствующего разрешения от |
Приложение 1, |
Квалификационная отметка о допуске к контролируемым полетам по ПВП (ОПВП) с указанием минимума вносится только в свидетельство пилота (КВС), занятого на авиационных работах и МВЛ. |
Замечание автора |
|
Договаривающегося государства. Со- |
|
В случае корда свидетельства выдаются иностранным гражданам - выпускникам учебных заведений ГА, в п. XIII свидетельств пилота делается квалификационная отметка "Допущен к производству контролируемый визуальных полетов". |
Инструкция по заполнению свидетельств, выдаваемых иностранным гражданам, от 09.06.80 № 30.1.21-707 |
|
|
|
|
|
Допуск по предшест- |
Эксплуатант не поручает пилоту выполнение обязанностей командира ВС, если в течение 90 предшествующих дней он не произвел по крайней мере 3 взлета и 3 посадки на этом типе самолета. |
Приложение 6, |
Пилоты могут быть допущены к самостоятельному выполнению задания на полет при наличии у них трех заходов (посадок) в СМУ или за шторкой в течение последних трех месяцев. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВТОРОГО ПИЛОТА |
|
|
|
|
Эксплуатант не поручает управление самолетам при взлете и посадке второму пилоту, если он в течение 90 предшествующих дней не управлял тем же типом самолета в качестве командира ВС или второго пилота или каким-либо другим образом не продемонстрировал свою подготовленность к исполнению обязанностей второго пилота. |
|
Командиры ВС и члены экипажа при перерывах в полетах до трех месяцев допускаются к полетам после тренировки на тренажере или в рейсовых условиях по усмотрению командира подразделения, а при перерыве более трех месяцев - только после тренировки на тренажере и в аэродромных или маршрутных (производственных) полетах. |
НПП ГА, |
Допуск к использо- |
Эксплуатант не назначает пилота в качестве командира ВС для выполнения полета по маршруту или участку маршрута до тех пор, пока этот пилот не будет удовлетворять требованиям: |
Приложение 6, |
Экипажи воздушных судов могут быть допущены к использованию конкретных маршрутов и аэропортов при условии: |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Примечание. Знания в той области, которая связана с порядком прибытия, вылета, полетов в зоне ожидания и захода на посадку по приборам, могут быть продемонстрированы на соответствующем тренажере, предназначенном для данной цели |
|
При подготовке к полету на горный аэродром производится тренировка на тренажере по схеме данного аэродрома, если такая тренировка не проводилась при очередной ежеквартальной тренировке экипажа на тренажере |
НПП ГА, |
|
2. Командир ВС практически выполнит заход на посадку на каждый аэродром посадки по маршруту в присутствии в кабине в качестве члена летного экипажа или наблюдателя пилота, который подготовлен для выполнения посадки на данном аэродроме, за исключением случаев, когда: |
Приложение 6, |
2. Допуск к полетам на аэродромы и по трассам, где командир ВС и (или) штурман ранее не летали, осуществляется после провозки: |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
3. Для предоставления права полета по любому маршруту или участку маршрута, где самолетовождение должно осуществляться исключительно посредством визуального контакта с землей или наземными ориентирами и где полет должен выполняться ниже уровня любой местности, находящейся в пределах 46 км (25 морских миль) по горизонтали от осевой линии данного маршрута или его участка, необходимо иметь практический опыт полета по этому маршруту в качестве члена летного экипажа или наблюдателя в кабине экипажа. |
Приложение 6, |
|
|
|
Эксплуатант не назначает пилота командиром ВС на маршруте, если в течение предшествующих 12 месяцев пилот не выполнил по крайней мере одного полета между конечными пунктами этого маршрута в качестве пилота в составе летного экипажа, инспектирующего пилота или наблю- |
Приложение 6, |
В гражданской авиации СССР срок действия провозки на аэродромы и по трассам не ограничивается Время перерыва в полетах на аэродромы и по трассам при наличии которого необходима повторная провозка, в гражданской авиации СССР не установлен. |
Замечание автора |
|
дателя в кабине экипажа. В том случае, когда в течение более чем 12 месяцев пилот не совершил ни одного полета по рядом проходящему маршруту или над аналогичной местностью, то перед назначением его вновь командиром ВС на этом маршруте он должен быть переаттестован в соответствии с пунктами 1 и 2, а для выполнения регулярных полетов - с пунктом 3 |
|
Предварительная подготовка проводит- |
Руководство по ОЛР в ГА, |
Допуск к инструк- |
Договаривающееся государство выдавшее свидетельство пилота, не разрешает его обладателю осуществлять обучение полетам, необходимое для выдачи свидетельства, квалификационной отметки о виде или квалификацион- |
Приложение 1, п. 2.1.5. |
Допуск авиаспециалистов к инструкторской работе осуществляется по программам МГА после прохождения ими специальных курсов повышения квалификации при учебных заведениях ГА или Центрах ГА. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
ной отметки о праве на полеты по приборам, если обладатель такого свидетельства не получил соответствующего разрешения от данного Договаривающегося государ- |
|
Допуск к инструкторской работе оформляется приказом начальника управления ГА. |
Программы подготовки летного состава |
Глава 7. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТА (ПОЛЕТОВ)
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Предвари- |
Авиакомпания обеспечивает: |
7192- AN/857, |
Предварительная подготовка экипажа к полету предусматривает: |
НПП ГА, |
Предпо- |
До начала полета командир ВС знакомится со всей имеющейся информацией, касающейся заплани- |
Приложение 2, |
Каждому полету должна предшествовать тщательная подготовка экипажей. Все лица, входящие в состав экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы, обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету. |
НПП ГА, |
|
пор пока не будут заполнены формы предполетной подготовки удостоверя- |
Приложение 6 |
Предполетную подготовку экипажа организует и проводит командир ВС перед каждым полетом, с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеоусловий |
НПП ГА, |
|
а) самолет годен к полетам, |
|
Командир ВС в процессе предполетной подготовки обязан: |
НПП ГА, |
|
Полет, который должен выполняться по правилам визуальных полетов, не начинается до тех пор, пока текущие метеорологические сводки или подборки текущих сводок и прогнозов не укажут на то, что метеорологичес- |
Приложение 6, |
чего: |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Полет, который должен выполняться в известных или ожидаемых условиях обледенения, начинается только в том случае, когда самолет оборудован для полетов в таких условиях. |
|
- принять решение о возможности вылета; |
НПП ГА, |
|
Эксплуатационный план полета составляется на каждый намечаемый полет. Эксплуатационный план полета утверждается и подписывается командиром ВС и там, где это целесообразно, руководителем полетов, и представляется эксплуатанту или его представителю или, если это невозможно, сдается на хранение полномочному аэродромному органу, или регистрируется в соответствую- |
Приложение 6, |
- предъявить диспетчеру АДП задание на полет, штурманский расчет полета, метеорологическую документацию и получить диспетчерское разрешение на вылет; |
|
|
Полет начинается только в том случае, когда самолет имеет достаточный запас топлива и масла, гарантирующий, независимо от метеорологических условий и любых ожидаемых в полете задержек, безопасное завершение полета. Кроме того, на борту имеется навигационный запас на случай непредвиденных обстоятельств. |
Приложение 6, |
- проверять по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также центровку и взлетную массу ВС. |
|
Глава 8. ПРОВЕРКА РАБОТЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Квалифи- |
Эксплуатант обеспечивает проведение таких проверок техники пилотирования и умения действовать в аварийной обстановке, которые выявляют фактическую подготовлен- |
Приложение 6, |
Проверку техники пилотирования, самолетовождения, практической работы у командно-летного и летного состава проводят вышестоящие командиры (начальники), старшие специалисты в следующие сроки: |
НПП ГА, |
|
Примечание. Пилотажные тренаже- |
|
Умение летного состава действовать в особых случаях в полете и при отказах авиационной техники проверяется на комплексных тренажерах при прохожде- |
Замечание автора. |
Глава 9. РАЗБОРЫ ПОЛЕТОВ
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Цели разборов полетов |
(Инструктажи по вопросам авиацион- |
9422-AN/923, |
Разбор полетов является одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональ- |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Например, начало нового метеороло- |
|
Разбор полетов проводится в целях: |
Руководство по ОЛР в ГА, |
Глава 10. КОНТРОЛЬ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Контроль за выпол- |
Эксплуатант устанавливает метод осуществления контроля за производством полетов и придерживается этого метода. Этот метод утверждается государством эксплуатанта. |
Приложение 6, |
В СССР принят комплексный метод контроля за выполнением полетов, при котором используются: |
НПП ГА, |
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ В ЭКИПАЖЕ
Наимено- |
ИКАО |
ГА СССР | ||
вание воп- |
Содержание требования |
Документ |
Содержание требования |
Документ |
Обязан- |
Командир ВС следит за тем, чтобы свидетельства каждого члена летного экипажа были выданы или им была придана сила государством регистрации, чтобы в них были проставлены соответствующие квалификационные отметки и они были действительными на данный момент, и удостоверяется в том, что члены летного экипажа сохраняют уровень своей профессиональной подготовленности. |
Приложение 6, |
В медпункте командир ВС должен убедиться в готовности экипажа выполнить задание на полет, наличии у них летных свидетельств и установленной формы одежды, после чего доложить диспетчеру о готовности экипажа к предполетной подготовке |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Командир ВС в течение полетного времени несет ответственность за управление самолетом и его безопасность, а также за безопасность всех лиц, находящихся на борту |
Приложение 6, |
Командир ВС руководит всей деятельностью экипажа, обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил полетов и эксплуатации ВС, а также принимает необходимые меры к обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности судна и имущества. |
Воздушный кодекс Союза ССР, |
|
Командир воздушного судна принима- |
|
Командир ВС организует работу всех членов экипажа в полете в соответствии с требованиями РЛЭ, инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа. |
Руководство по ОЛР в ГА, |
|
Командир ВС несет ответственность за уведомление ближайшего органа путем использования наиболее быстрых доступных ему средств о любом происшествия с самолетом, приведшем к телесным повреждени- |
|
О возникновении особых случаев в полете командир (экипаж) ВС обязан немедленно сообщить органу УВД. При затруднении ведения связи по основному каналу необходимо перейти на аварийную частоту 121,5 МГц. |
НПП ГА, |
|
Командир ВС несет ответственность за сообщение эксплуатанту после завершения полета о всех известных или подозреваемых дефектах в самолете. |
|
Командир ВС несет ответственность за своевременное внесение в бортовой журнал замечаний об обнаруженных неисправностях на ВС на земле и в полете, об отклонениях в поведении ВС или в работе его систем, соответствие указанного в бортовом журнале остатка топлива его фактическому наличию при передаче ВС. |
НПП ГА, |
|
Командир ВС несет ответственность за ведение бортового журнала или составление генеральной деклара- |
|
Командир ВС, выполняющий междуна- |
НПП ГА, |
|
В аварийной обстановке во время полета командир ВС принимает меры к тому, чтобы все лица на борту были проинструктированы в отноше- |
Приложение 6, |
Командир ВС обязан проявлять заботу о пассажирах, принимать меры по обеспечению их безопасности, сохран- |
НПП ГА, |
|
Рекомендация. В том случае, когда встречаются метеорологические усло- |
п. 4.10. |
Экипаж обязан немедленно сообщить диспетчеру службы движения об усложнении условий полета, наблюдае- |
НПП ГА, |
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИКАО
1. Док. 7300. Конвенция о международной гражданской авиации. (Изд. 1969г. 7300/4 на русск. яз.).
2. Приложение 1. Выдача свидетельств личному составу. (Изд. 1982 г. на русск. яз.)
3. Приложение 2. Правила полетов (Изд. 1981 г. на русск. яз).
4. Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. (Изд. 1983 г. на русск яз.).
5. Док. 7192-AN/857. Руководство по подготовке личного состава гражданской авиации. Части: А-1; А-3; В-1; В-2.
6. Док. 9379-AN/916. Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой. (Изд. 1983 г. на русск. яз.)
7. Док. 9422-AN/923. Руководство по предотвращению авиационных происшествий (Изд. 1984 г. на русск. яз.).
Гражданской авиации СССР
8. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) утв.приказом МГА от 08.04.85 № 77.
9. Руководство по организации летной работы в гражданской авиации (Руководство по ОЛР ГА), утв. приказом МГА от 29.01.87 № 25.
10. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации, утв. МГА 04.02.80 № 2/И.
11. Табель сообщений о движении воздушных судов в гражданской авиации (ТС ГА-84), утв. МГА 30.11.82 № 42/И.
12. Положение о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистам гражданской авиации, утв. приказом МГА от 30.03.82 № 47.
13. Программы подготовки летного состава в подразделениях гражданской авиации (по типам ВС).
14. Учебные платы и программы, курсы учебно-летной подготовки (по типам ВС).
15. Инструкция о порядке ведения летной и штабной документации в предприятиях и подразделениях гражданской авиации, утв. МГА 03.03.78.