МИНИСТЕРСТВО |
Заместителям начальников |
В целях упорядочения, унификации и существенного сокращения объема записей, вносимых в летную книжку, Центром ГА СЭВ разработано пособие по заполнению летной книжки.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. До выпуска пособия массовым тиражом через ЦГЖИ "Воздушный транспорт" организовать его размножение и рассылку из расчета обеспечения каждого летного подразделения.
2. Обеспечить заполнение летных книжек в соответствии с рекомендациями, изложенными в пособии.
Начальник Главного |
|
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
|
УТВЕРЖДАЮ |
ПОСОБИЕ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЛЕТНОЙ КНИЖКИ
Настоящее пособие является приложением к летной книжке образца 1988 года и используется как вкладыш в нее.
Командно летный состав и проверяющие при заполнении летной книжки должны пользоваться рекомендациями, изложенными в настоящем Пособии.
Пособие разработано отделом организации летной работы и управления воздушным движением Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран - членов СЭВ.
Замечания и предложения по содержанию настоящего Пособия следует направлять по адресу: 432033, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8. Центр ГА СЭВ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Пособие разработано в целях упорядочения и унификации записей, вносимых в летную книжку. В Пособии даны рекомендации по правильному оформлению записей в летной книжке и представлены примеры (варианты) записей в разд. 7 и 8. Содержание записей в других разделах летной книжки определяется наименованием строк и колонок.
В авиапредприятиях и летных учебных заведениях, имеющих специфику летной работы, следует разработать свои варианты записей в летную книжку, отражающие эту специфику. При этом необходимо руководствоваться требованиями Правил ведения летной книжки и настоящим Пособием.
1.2. Заполнение летной книжки производится согласно наименованиям разделов и граф; в графах, в которые записи не вносятся, делается прочерк. Записи ведутся подряд, свободные строки не оставляются, в том числе между заверяющей подписью и текстом. Должность лица. заверяющего запись, его подпись и фамилия располагаются на одной строке.
1.3. Сведения в летную книжку должны вноситься своевременно и быть точными. Запись ведется чернилами (пастой) синего, фиолетового или черного цвета, аккуратно и разборчиво, без подчисток и помарок. Исправление записей производится в установленном порядке. В разд. 7 и 8 допускается применение штампов.
1.4. Даты обозначаются тремя, а время - двумя парами арабских цифр, разделенных точкой (кроме полного обозначения года в разд. 5 "Налет по месяцам, годам и типам ВС"). Например, дату "3 сентября 1987 г." следует записывать "03.09.87"; время "1 ч 39 мин" - соответственно "01.39".
1.5. Текстовые записи должны производиться в краткой упрошенной форме с употреблением принятых в гражданской авиации сокращении и условных обозначений. Допускаются и другие общепринятые сокращения если они не искажают смысла изложенного и исключают двоякое или иное толкование.
1.6. Содержание задания на проверку или тренировку в разд. 7 и 8 указывается полностью без ссылки на пункт НПП или ППЛС. При внесении записи допускается сокращать слова "днем>, "ночью", "производственные условия", "аэродромные условия" и употреблять их условные обозначения, соответственно: "Д", "Н", "ПУ", "АУ". Метеоусловия записываются следующим образом: в числителе - нижняя граница облаков, в знаменателе - горизонтальная видимость в метрах, далее боковая составляющая ветра в м/с-(для пилотов, выполняющих авиационные работы - общий ветер). Например:
При полетах с использованием СИВ вместо метеоусловий а числителе ставится "-", а в знаменателе, записывается задаваемая дальность видимости. При выполнения заходов за шторкой в числителе записывается высота открытия шторки, в знаменателе ставится "-".
Заходы на посадку в условиях присвоенного минимума, в сложных метеоусловиях, с применением системы имитации видимости, за шторкой обозначаются соответственно следующей аббревиатурой: "МИН", "СМУ", "СИВ", "Ш". Количество заходов указывается в числителе, а посадок (полетов) - в знаменателе.
Время указывается следующим образом: вначале пишется обозначение "Вр", затем через дробь в числителе проставляется время полета днем, в знаменателе - ночью.
Пример записи:
обозначает, что полеты выполнены днем, в аэродромные условиях, произведено 4 захода и 2 посадки в условиях присвоенного минимума при фактической погоде видимость 900 м, высота нижней кромки облаков 80 м. при боковой составляющей ветра 5 м/с, время полета 102 (весь налет дневной)
1.7. Определение профессиональных знании и умений производится по системе бинарной (двухвариантной) оценки: "знает - не знает", "умеет - не умеет", "готов - не готов". При этом оценка "знает - не знает" применяется для определения уровня теоретической подготовки, оценка "умеет - не умеет" - для определения практической подготовки и навыков в работе, оценка "готов - не готов" применяется как комплексная оценка уровня подготовки к какому-либо виду полетов, работ и т. п.
Критерии оценок определяются в соответствии с Методическими рекомендациями по применению системы бинарных оценок. Для перевода ранее применяемой пятибалльной системы оценок в бинарную оценки "знает", "умеет", "готов" выставляются, если выявленные недостатки и отклонения в подготовке проверяемого находится в пределах критериев, соответствующих оценке не ниже "хорошо" пятибалльной системы.
1.8. В целях сокращения объема записей в разд. 8 летной книжки и повышения их информативности рекомендуется следующий порядок. Перед внесением записей в летную книжку проверяющий мысленно оценивает содержание проверки или тренировки по всем элементам, указанным в разд. 2 настоящего Пособия или указанным в ППЛС (ППЛС-В), но записывает в летную книжку только те из них, по которым имеются замечания с краткой характеристикой этих замечании и отклонений. В заключении указывается общая оценка "готов" или "не готов" с выводом по проверке.
Если замечаний по проверке нет, то дается общая оценка и вывод.
1.9. Сведения, записанные в летную книжку, заверяются подписью помощника командира ЛЭ или начальника штаба летного подразделения (а в разд. 8 и 9 лица, проводившего проверку, тренировку или провозку) и печатью подразделений:
- в разд. 9 и 10 - по внесении записей;
- в разд. 5 - при подведении итогов по окончании календарного года;
- в разд. 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8 - при переводе специалиста в другое подразделение, увольнении, прекращении им летной работы и по окончании ведения данной летной книжки.
2. ВИДЫ И ОБЪЕМ ЛЕТНЫХ ПРОВЕРОК
2.1. Виды проверок результаты которых заносят в раздел 8 летной книжки:
- на допуск к самостоятельным полетам;
- на продление срока действия свидетельства;
- на повышение в классе;
- при подтверждении квалификации (согласно НПП ГА);
- на допуск к полетам по сниженному минимуму;
- на допуск к полетам по видам авиационных работ;
- на допуск к полетам с использованием вновь установленных на ВС оборудования и систем требующих отработки дополнительных навыков по управлению этим оборудованием и системами.
- на допуск к полетам после перерыва в летной работе;
- при сезонной подготовке к полетам (для самолетов 4-го и вертолетов всех классов);
- другие проверки согласно ППЛС (???) и указаниям МГА.
2.2. Объемы проверок перечень оцениваемых элементов и технологических операций определяются согласно задачам и упражнениям ППЛС. В общем случае при всех летных проверках (тренировках) оцениваются следующие элементы и технологические операции:
2.2.1. Для пилотов:
- Знание РЛЭ;
- знание руководства по авиационным работам;
- подготовка и расчет полета (дается общая оценка предполетной подготовки в службах аэропорта, на самолете, при запуске двигателей);
- руление;
- набор высоты;
- горизонтальный полет;
- эксплуатация систем ВС;
- снижение;
- заход на посадку (указывается и система посадки);
- расчет на посадку;
- направление боковых отклонений;
- посадка;
- самолетовождение (при проверках в рейсовых условиях);
- осмотрительность и радиоосмотрительности;
- фразеология радиообмена;
- взаимодействие с членами экипажа.
2.2.2. Для штурманов:
- предполетная подготовка;
- расчет элементов взлета и выполнение маневра отхода (выхода);
- комплексное использование навигационных средств;
- определение навигационных элементов полета;
- расчет элементов и выполнение маневра снижения и захода на посадку;
- осмотрительность и радиоосмотрительность;
- взаимодействие с членами экипажа.
2.2.3. Для бортинженеров (бортмехаников):
- знание РЛЭ, НТЭРАТ;
- предполетная подготовка ВС;
- эксплуатация авиационной техники на земле и в полете;
- взаимодействия с членами экипажа;
- ведение судовой документации.
2.2.4. Для бортрадистов:
- знание РЛЭ;
- эксплуатация АиРЭО;
- соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеология радиообмена;
- взаимодействие с членами экипажа.
2.2.5. Приведенный перечень оцениваемых элементов полета (технологических операций) является основным. В практике разнообразие летных проверок может вызвать некоторое увеличение (уменьшение) числа оцениваемых элементов или их детализацию, например, самолетовождение у пилотов оценивается целым рядом составляющих элементов.
3. ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗД. 7
"проверка специальных знаний"
Дата, цель |
Наименование дисциплины и оценки по ним |
20.06.89 |
Проверка знаний Инструкций по производству полетов на горных аэродромах. Общая оценка "знает" |
|
Зам. командира ЛО _____________ Н.П.Сорокин |
|
Примечание: Оценки полученные специалистом при продлении срока действия свидетельства, в данный раздел не переносятся. Зачетный (оценочный) лист вкладывается в карман летной книжки и храниться до очередной проверки на продление срока действия свидетельства после чего уничтожается. |
4. ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗД. 8
"летные проверки и тренировки"
Дата, тип воздушного судна, время суток, цель проверки (тренировки), метеоусловия, время полета, количество заходов/посадок. |
Элементы полета (технологических операций) и оценки по ним. |
20.10.87 Ил-76 |
1. Исправление боковых уклонений - при довороте крен более 15°, нет координации в процессе доворота на ВПП. |
|
(после отработки) |
23.10.87 Ил-76 |
Общая оценка "готов". Может выполнять полеты командиром ВС на самолете Ил-76 по минимуму |
20.05.89 Ми-8 |
Общая оценка "готов". Может продолжать полеты командиром ВС. |
5. ВАРИАНТЫ ЗАПИСИ ВЫВОДОВ В РАЗДЕЛ
8 "летные проверки и тренировки"
5.1. Проверка на допуск к самостоятельным полетам, в том числе после перерыва в летной работе и на понижение минимума командира ВС:
"Готов. Может выполнять полеты командиром ВС по минимуму 60х800 м. ОВИ для взлета - 200м."
5.2. Проверка на допуск к самостоятельным полетам в качестве члена экипажа:
"Готов. Может выполнять полеты вторым пилотом (штурманом, бортмехаником и т.п.) самолета (вертолета)".
5.3. Проверка лиц командно-летного состава на допуск к инструкторской работе:
"Готов. Может выполнять полеты командиром ВС, инструктором, штурманом - инструктором, бортинженером - инструктором и т.п."
5.4. Подготовка на повышение в классе:
"По уровню техники пилотирования (самолетовождения, практической работы) достоин повышения в классе."
Примечание: Проверка производится по всем элементам с оценкой по пятибалльной системе.
5.5. Проверка при подтверждении квалификации (продление срока действия свидетельства)????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????
5.8. Проверка командира ВС на допуск к внетрассовым полетам с посадками на площадки подобранные с воздуха:
"Готов. Может выполнять внетрассовые полеты командиром ВС с правом посадок на площадки подобранные с воздуха"
5.9. Проверка на допуск к полетам в сокращенном составе экипажа:
"Готов. Может выполнять полеты командиром ВС (вторым пилотом) в сокращенном составе экипажа - без штурмана.
5.10. Проверки на допуск и виды авиационных работ:
"Готов. Может выполнять полеты на АХР командиром ВС по минимуму 200х3000 м.";
"Готов. Может выполнять строительно-монтажные работы на внешней подвеске";
"Готов. Может выполнять полеты с морских судов и морских буровых установок командиром ВС по минимуму 150х2000 м. u = 20м/с".
"Готов. Может выполнять полеты по воздушному десантированию парашютистов и грузов".
5.11. При совмещении различных видов проверок содержание выводов должно соответствовать целям совмещенных проверок.
Например очередная проверка и проверка на продление срока действия свидетельства
"Может продолжать полеты командиром ВС. Квалификации пилота -го класса соответствует".