Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93006768.htm

Министерство транспорта
Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

25.01.1994 г. № ДВ-16/И

Руководителям региональных
управлений, производственных
объединений, предприятий и
организаций гражданской авиации

О применении в гражданской авиации противообледенительной жидкости
"Арктика ОС-2"

 

    
    
    
    В целях повышения безопасности и регулярности полетов ВИАМ и ГосНИИ ГА разработана противообледенительная жидкость "Арктика ОС-2". Жидкость отвечает основным современным международным требованиям и допущена к применению на эксплуатацию для защиты самолетов от наземного обледенения (директивное письмо ДВТ от 30.08.93 № ДВ 1.50-44).
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Ввести в действие прилагаемую "Временную инструкцию по применению противообледенительной жидкости пониженной вязкости "Арктика ОС-2" для защиты самолетов от наземного обледенения".
    Инструкцией руководствоваться при использовании жидкости "Арктики ОС-2".
    2. Учитывая, что данная инструкция содержит не только указания по применению жидкости "Арктика ОС-2", но также ряд рекомендаций, основанных на международных правилах, по обеспечению безопасности полетов при наличии наземного обледенения, проведите изучение Инструкции с летным и инженерно-техническим составом.
    
    
    

Первый заместитель директора
Департамента воздушного транспорта


Г.Н. Зайцев

    
    
    
О ПРИМЕНЕНИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ "АРКТИКА ОС-2"

    

    
    Обеспечение эффективной, надежной и экономичной защиты самолетов от наземного обледенения является в настоящее время одной из особо актуальных проблем эксплуатации воздушного транспорта.
    По опубликованным (но неполным) зарубежным данным в период 1977-1984 г.г. в мировой авиации произошло 67 авиационных происшествий, обусловленных наземным обледенением, из которых 14 закончились катастрофой.
    В период 1985-1991 г.г. по причине наземного обледенения произошла новая серия тяжелых авиационных происшествий, из которых наибольшее внимание вызвали катастрофа на взлете в аэропорту Гандер самолета Дс-8 12 декабря 1985 г. (погибло 256 человек), катастрофа на взлете 15 ноября 1987 г. самолета ДС-9 в аэропорту Денвер и авария 27 декабря 1991 г. при взлете в аэропорту Арланда (Стокгольм) самолета МД-81, связанная с отказом двигателей из-за попадания в них льда и снега. По той же причине ранее (1 февраля 1985 г.) произошла катастрофа в аэропорту Минск самолета Ту-134.
    Тенденция роста отрицательного влияния этого явления на безопасность и регулярность полетов проявилась еще в середине 70-х годов, но не была вовремя правильно оценена большинством авиакомпаний. Созданные в 60-х годах средства и методы защиты самолетов от наземного обледенения в основном обеспечивали потребности эксплуатации. Но непрерывное увеличение интенсивности воздушного движения, появление новых типов самолетов с суперкритическими профилями и другими конструктивными и аэродинамическими новшествами, потребовали срочно вновь вернуться к этой проблеме, которая ранее казалась успешно решенной.
    Основным средством, применяемым в настоящее время в мировой и отечественной практике, для защиты от наземного обледенения самолетов, являются противообледенительные жидкости (ПОЖ), которые обеспечивают, как удаление льда, снега, изморози, инея, так и предотвращение их образования на поверхности самолета.
    За последнее десятилетие научными организациями, фирмами-изготовителями, эксплуатационными авиакомпаниями была проделана большая работа по созданию новых противообледенительных жидкостей, а также по разработке методов и технических средств для противообледенительной обработки самолетов. Характерной, тенденцией при этом является создание единых международных технических требований к жидкостям, единых методик их испытаний и единых Правил по их применению. Эта тенденция особенно явно прослеживается в Западной Европе, где авиакомпании и фирмы-изготовители организовали специальную постоянно действующую в рамках Ассоциации Европейских Авиалиний (АЕА) Рабочую группу высококвалифицированных специалистов, в задачи которой входит разработка и совершенствование таких единых требований, методик и Правил, а также постановка и организация исследований в этой области.
    По разработанной в АЕА классификации современные противообледенительные жидкости разделяются на два типа: тип I - для удаления и кратковременного (несколько минут) предотвращения обледенения самолета, тип II - для удаления и продолжительного предотвращения обледенения. Жидкости типа II используются и для заблаговременной (профилактической) обработки самолетов. Выбор жидкостей типа I или типа II зависит от метеоусловий и принятой в данном аэропорту технологии противообледенительной обработки самолетов.
    Специальной Рабочей группой АЕА были разработаны также новые технологические требования к ПОЖ, из которых два имеют принципиальное значение.
    Первое новое требование - обеспечение "аэродинамической пригодности" жидкости. Пленка жидкости, образующаяся на поверхности крыла и оперения после противообледенительной обработки, не должна оказывать значительного отрицательного влияния на аэродинамические характеристики на этапе взлета. Это требование является обязательным, т.к. оно связано с обеспечением безопасности взлета при каждой противообледенительной обработке самолета (независимо от наличия обледенения и степени его суровости). Указанному требованию должны соответствовать все ПОЖ, применяемые без ограничения на всех типах самолетов.
    В соответствии с установленным международным правилом каждая выпускаемая серийно противообледенительная жидкость должна проходить периодические (через 2 года) проверки на "аэродинамическую пригодность".
    Второе новое требование - обеспечение защиты поверхности самолета в нормируемых условиях интенсивного переохлажденного дождя. Это требование относится к жидкостям типа II, которые должны обладать необходимой стойкостью к выпадающим замерзающим осадкам.
    Отечественные противообледенительные жидкости ("Арктика", "Арктика-200"), созданное 20-25 лет назад и находившиеся в свое время на уровне лучших зарубежных образцов, в настоящее время неполностью отвечают современном требованиям. В частности, они не были рассчитаны на требование аэродинамической пригодности.
    Разработанная ВИАМ и ГосНИИ ГА новая - тип II противообледенительная жидкость "Арктика ОС-2" соответствует этому требованию и имеет сертификат годности, выданный Бельгийским институтом динамики жидкостей им. Фон Кармана, которому предоставлено право проведения сертификационных испытаний ПОЖ на аэродинамическую пригодность.
    Настоящая инструкция содержит основные данные о жидкости "Арктика ОС-2" и методах ее применения. На ее основе разрабатываются рабочие инструкции для конкретных аэропортов и авиапредприятий ГА с учетом их эксплуатационных особенностей (климатические условия, применяемая для обработки техника, место обработки самолетов, время руления к старту и т.д.).
    Инструкция может уточняться и дополняться после обобщения опыта применения жидкости в аэропортах ГА.