Телеграмма ФСНСТ России
от 17.03.2000г. |
№ 171914 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 5
09.03.00 ПРИ ВЗЛЁТЕ С АЭРОДРОМА ШЕРЕМЕТЬЕВО ПОТЕРПЕЛ КАТАСТРОФУ САМОЛЁТ ЯК-40Д 88170 ОАО "ВОЛОГОДСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ" СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО МТУ ФСВТ РОССИИ ВЫПОЛНЯВШИЙ ЧАРТЕРНЫЙ РЕЙС ЖГЖ 9651 МОСКВА (ШЕРЕМЕТЬЕВО) - КИЕВ (БОРИСПОЛЬ). НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 5 ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА И 4 ПАССАЖИРА.
КВС - ЯКУШИН С.А., ПИЛОТ 1 КЛАССА ГА. ОБЩИЙ НАЛЁТ 6728 ЧАСОВ ИЗ НИХ НА ЯК-40 - 6728 ЧАСОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ В КАЧЕСТВЕ КВС - 4225 ЧАСОВ. МЕТЕОМИНИМУМ ДЛЯ ПОСАДКИ 50X700, ДЛЯ ВЗЛЁТА 400 М.
ВТОРОЙ ПИЛОТ - МОГУЕВ Э.А., ПИЛОТ 3 КЛАССА ГА, ОБЩИЙ НАЛЁТ 1762 ЧАСА, ИЗ НИХ НА ЯК-40 880 ЧАСОВ.
БОРТМЕХАНИК - НАВОЛОЦКИЙ В.Г., СПЕЦИАЛИСТ 1 КЛАССА, ОБЩИЙ НАЛЁТ 7649 ЧАСОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ЯК-40 7649 ЧАСОВ.
САМОЛЁТ ВЫПУЩЕН 05.05.76, ИМЕЛ 4 РЕМОНТА, ПОСЛЕДНИЙ 07.07.92 НА ЗАВОДЕ 407 ГА. НАРАБОТКА С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ - 21428 ЧАСОВ, 20497 ПОСАДОК. ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО. РЕМОНТА - 4057 ЧАСОВ, 2116 ПОСАДОК. МЕЖРЕМОНТНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СРОК УСТАНОВЛЕН 9 ЛЕТ (ДО 07.07.2001 ГОДА).
МЕТЕОУСЛОВИЯ В МОМЕНТ КАТАСТРОФЫ: ВЕТЕР 180 ГРАДУСОВ 4 М\С, ВИДИМОСТЬ 10 КМ, ОБЛАЧНОСТЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ СЛОИСТО-КУЧЕВАЯ С НИЖНЕЙ ГРАНИЦЕЙ 300 М, СПЛОШНАЯ ВЕРХНЯЯ, ТЕМПЕРАТУРА НАРУЖНОГО ВОЗДУХА МИНУС 4 ГРАДУСА, ДАВЛЕНИЕ 728 ММ. РТ. СТ.
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЗЛЁТА С МК 247 ГРАДУСОВ ПОСЛЕ ОТРЫВА САМОЛЁТ С ЛЕВЫМ КРЕНОМ СТОЛКНУЛСЯ С ЗЕМЛЁЙ И РАЗРУШИЛСЯ. НА МЕСТЕ ПАДЕНИЯ В ЗОНЕ РАЗЛИВШЕГОСЯ ТОПЛИВА ВОЗНИК ПОЖАР.
ПРИБЫВШИМИ АСК И ПОЖАРНЫМИ РАСЧЁТАМИ АЭРОПОРТА ШЕРЕМЕТЬЕВО ПОЖАР БЫЛ ЛИКВИДИРОВАН. В РЕЗУЛЬТАТЕ СТОЛКНОВЕНИЯ САМОЛЁТА С ЗЕМЛЁЙ ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ ПОГИБЛИ.
В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕНО:
1. НА 6-Й СЕКУНДЕ ПОСЛЕ ОТРЫВА ПРОИЗОШЛО ЭНЕРГИЧНОЕ КРЕНЕНИЕ САМОЛЁТА ВЛЕВО. ЭКИПАЖ ПОПЫТАЛСЯ ПОЛНЫМ ОТКЛОНЕНИЕМ ШТУРВАЛА ПРЕКРАТИТЬ КРЕНЕНИЕ. РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВРАЩЕНИЯ САМОЛЁТА ПО КРЕНУ ЭКИПАЖЕМ НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ.
2. ПЕРЕД ПОЛЁТОМ ОБРАБОТКА ПОВЕРХНОСТЕЙ САМОЛЕТА ПОСЛЕ ДВУХСУТОЧНОЙ СТОЯНКИ В УСЛОВИЯХ ЛИВНЕВОГО СНЕГА ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТЬЮ НЕ ПРОИЗВОДИЛАСЬ.
3. ВЗЛЁТ ВЫПОЛНЯЛСЯ С НЕСТАНДАРТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЗАКРЫЛКОВ (НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ АНАЛИЗОМ ВИНТОВЫХ ПОДЪЁМНИКОВ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА - УБОРКИ ЗАКРЫЛКОВ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО УГОЛ ОТКЛОНЕНИЯ ИХ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 10 ГРАДУСОВ ПРИ НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ ВЗЛЁТА 20 ГРАДУСОВ)
4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОСМОТР СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ВС НА МЕСТЕ КАТАСТРОФЫ НЕ ВЫЯВИЛ КАКИХ-ЛИБО ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ИСХОД ПОЛЁТА. ТЕМП РАЗБЕГА САМОЛЁТА ДО МОМЕНТА ОТРЫВА ОТ ВПП ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАЛ ЭТАЛОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЗЛЁТА И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЕ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК И ОТСУТСТВИИ ПЕРЕГРУЗА САМОЛЁТА.
5. ПРОВЕДЁННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УКАЗЫВАЕТ ТАКЖЕ НА ОТСУТСТВИЕ ПРИЗНАКОВ ВЗРЫВА И ПОЖАРА НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВО ВРЕМЯ ВЗЛЁТА.
РАНЕЕ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМЕЛИ СЛУЧАИ ПАДЕНИЯ САМОЛЁТОВ ЯК-40 НА ВЗЛЁТЕ.
22.10.72 ПРИ ВЗЛЁТЕ В АЭРОПОРТУ КРАСНОЯРСК ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ САМОЛЁТА ЯК-40 КРАСНОЯРСКОГО ОАО. ПРИЧИНОЙ АВАРИИ ЯВИЛСЯ ПЕРЕВОД САМОЛЁТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ОТРЫВА НА ЗАКРИТИЧЕСКИЕ УГЛЫ АТАКИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ СВАЛИВАНИЕМ НА КРЫЛО. ЭТОМУ СПОСОБСТВОВАЛО НАЛИЧИЕ НА НЕСУЩИХ ПЛОСКОСТЯХ СНЕГА, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ УДАЛЁН ПЕРЕД ВЫРУЛИВАНИЕМ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТАРТ.
09.04.78 ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ САМОЛЁТА ЯК-40 87911 АЛДАНСКОГО ОАО В АЭРОПОРТУ АЛДАН. В МОМЕНТ ОТРЫВА У САМОЛЕТА СТАЛ РАЗВИВАТЬСЯ ПРАВЫЙ КРЕН. НА ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕРОНАМИ И РУЛЁМ НАПРАВЛЕНИЯ САМОЛЁТ НЕ РЕАГИРОВАЛ И С КРЕНОМ 30 ГРАДУСОВ СТОЛКНУЛСЯ ПРАВОЙ ПЛОСКОСТЬЮ С ЗЕМЛЁЙ. ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИНОЙ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ЯВИЛОСЬ САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ СВАЛИВАНИЕ САМОЛЕТА.
16.01.87 ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА САМОЛЁТА ЯК-40 87618 ТАШКЕНТСКОГО ОАО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЗЛЁТА В АЭРОПОРТУ ТАШКЕНТ. НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 4 ЧЛЕНА ЭКИПАЖА И 5 ПАССАЖИРОВ. ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОМИССИИ ПОСЛЕ ОТРЫВА НА ВЫСОТЕ 15 - 20 М ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ СПУТНОГО СЛЕДА ВЗЛЕТЕВШЕГО ИЛ-76 ПРОИЗОШЛО РЕЗКОЕ КРЕНЕНИЕ САМОЛЁТА. С КРЕПОМ БОЛЕЕ 70 ГРАДУСОВ САМОЛЁТ СТОЛКНУЛСЯ С ЗЕМЛЁЙ, РАЗРУШИЛСЯ И СГОРЕЛ. НАХОДИВШИЕСЯ НА БОРТУ 9 ЧЕЛОВЕК ПОГИБЛИ.
30.12.91 ПРОИЗОШЛО АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ С САМОЛЁТОМ ЯК-40 87521 КОТЛАССКОГО ОАО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЗЛЁТА В АЭРОПОРТУ ВЕЛЬСК. В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И БЕЛИЗНЫ, ПОПУТНО-БОКОВОГО ВЕТРА И ПРЕВЫШЕНИЯ ДОПУСТИМОЙ ВЗЛЁТНОЙ МАССЫ НА 535 КГ, КВС ПРОИЗВЁЛ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ ОТРЫВ ВОЗДУШНОГО СУДНА ОТ ВПП. ПРИ ТЕНДЕНЦИИ УКЛОНЕНИЯ ВПРАВО НА ВЕТЕР КВС ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ОТКЛОНИЛ РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕРОНЫ ПРИ МАЛОЙ ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ, ЧТО ПРИВЕЛО К КАСАНИЮ ПРАВЫМ КРЫЛОМ О СНЕЖНЫЙ ПОКРОВ ПРАВЕЕ ВПП С ПОСЛЕДУЮЩИМ СТОЛКНОВЕНИЕМ С ДЕРЕВОМ И БРУСТВЕРОМ. САМОЛЁТ ПОЛУЧИЛ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА БОРТУ ЛЮДИ - ТРАВМЫ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ.
В КАЧЕСТВЕ ОПЕРАТИВНЫХ МЕР ПРЕДЛАГАЮ:
1. НАЧАЛЬНИКАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ФСВТ, РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ОПЕРАТИВНО ОРГАНИЗОВАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРОВЕРКИ И КОНТРОЛЬ ЗА ЭКИПАЖАМИ, РАБОТАЮЩИМИ ВНЕ ПОСТОЯННОГО МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК ПРИНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ.
2. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЛУ СТРОГО СОБЛЮДАТЬ ТРЕБОВАНИЯ РТО ВС И УКАЗАНИЙ МГА ОТ 31.07.85 № 526\У, ДВТ ОТ 26.12.95 № ДВ-152/И, ФАС РФ ОТ 05.05.96 № ДВ-64\И, ФАС РФ ОТ 05.09.97 № 59\И, ФАС РФ ОТ 08.12.97, ФАС РФ ОТ 06.04.98 № 4\И В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАБОТКИ ВС ОТ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ И СНЕГА СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЖИДКОСТЯМИ, ДОПУЩЕННЫМИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ В ГА.
3. ТЕХНИЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВС В УСЛОВИЯХ СНЕГОПАДА И НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПОСЛЕ ОБРАБОТКИ ВС СПЕЦЖИДКОСТЯМИ ИЛИ ТЕПЛОВОГО ОБДУВА УБЕДИТЬСЯ В ОТСУТСТВИИ В АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ЩЕЛЯХ ЛЬДА И СНЕГА.
4. ЛЁТНОМУ СОСТАВУ ПРИ ПРЕДПОЛЁТНОМ ОСМОТРЕ САМОЛЁТА ПРОВЕРЯТЬ ОТСУТСТВИЕ НА ПОВЕРХНОСТИ ВС, УЗЛАХ ПОДВЕСКИ ЭЛЕРОНОВ, ЗАКРЫЛКОВ, РУЛЕЙ, ТРИММЕРОВ И СТАБИЛИЗАТОРА, В АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ЩЕЛЯХ ЛЬДА, СНЕГА, ИНЕЯ И ПРАВИЛЬНОСТЬ, ПОЛНОТУ И ЛЁГКОСТЬ ОТКЛОНЕНИЯ РУЛЕВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА И ПЕРЕКЛАДКИ СТАБИЛИЗАТОРА.
5. КОМАНДНО-ЛЁТНОМУ СОСТАВУ ПРИ ПОЛЁТАХ В КАЧЕСТВЕ ПРОВЕРЯЮЩИХ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЭКИПАЖАМИ ТРЕБОВАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ КАРТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОВЕРОК НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЁТА, А ТАКЖЕ НА ВЫДЕРЖИВАНИЕ СКОРОСТЕЙ ПОДЪЁМА ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ, ОТРЫВА САМОЛЁТА И НАБОРА ВЫСОТЫ НЕ МЕНЕЕ РЕКОМЕНДУЕМЫХ РЛЭ ВС.
6. ОГНБП ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСВТ РОССИИ, ИНСПЕКЦИЯМ АЭРОПОРТОВ ПРОВЕРИТЬ СООТВЕТСТВИЕ РУКОВОДЯЩИМ ДОКУМЕНТАМ ФСВТ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ АВИАКОМПАНИЯМИ ЧАРТЕРНЫХ РЕЙСОВ. О ВЫПОЛНЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ДОЛОЖИТЬ ДО 15.04.00.
В.И. АНДРЕЕВ