Телеграмма ФАС России
от 21.06.1999г. |
№ 210630 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 23
11 ИЮНЯ 1999Г. В 8.10 МЕСТНОГО ВРЕМЕНИ В ИНДОНЕЗИИ (ПРОВИНЦИЯ ИРАН ДЖАЯ) ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ ВЕРТОЛЕТА КА-32 № 31029 АВИАКОМПАНИИ "ВЛАДИВОСТОК АВИА". ВЕРТОЛЕТ ВЫПОЛНЯЛ ПОЛЕТЫ НА УСЛОВИЯХ ДОГОВОРА АРЕНДЫ С ИНДОНЕЗИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИЕЙ.
ВЫПОЛНЯЛСЯ ТРАНСПОРТНО-СВЯЗНОЙ ПОЛЕТ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ ЭКИПАЖЕМ В СОСТАВЕ КОМАНДИРА ВЕРТОЛЕТА БОРОХОВИЧА С.Л., ПРОВЕРЯЮЩЕГО - ПИЛОТА-ИНСТРУКТОРА АЭ - СЕЛЕЗНЕВА А.С. И БОРТМЕХАНИКА МАКЕЕВА Н.И.. КРОМЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА, НА БОРТУ ВЕРТОЛЕТА НАХОДИЛИСЬ ТРИ ГРАЖДАНИНА ИНДОНЕЗИИ, СОПРОВОЖДАВШИЕ ГРУЗ.
ПО ОБЪЯСНЕНИЮ ЭКИПАЖА, ВЕРТОЛЕТ ПОПАЛ В СИЛЬНЫЙ НИСХОДЯЩИЙ ПОТОК И ПРИЗЕМЛИЛСЯ НА СКЛОН ГОРЫ НА ВЫСОТЕ ОКОЛО 3000 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ. ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ДАННЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА И ПАССАЖИРЫ БЫЛИ ТРАВМИРОВАНЫ.
РАНЕЕ В АВИАПРЕДПРИЯТИИ "ВЛАДИВОСТОК АВИА" 14.03.99Г. ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА ВЕРТОЛЕТА МИ-8МТВ-1 № 25464 В РЕСПУБЛИКЕ ГАИТИ (ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 12 ОТ 25.03.99Г.). КАК И В СЛУЧАЕ С ВЕРТОЛЕТОМ КА-32, АП ПРОИЗОШЛО В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА НОЧЬЮ, В УСЛОВИЯХ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ВИЗУАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ, НА ВЫСОТЕ МЕНЕЕ МИНИМАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОЙ ВЕРТОЛЕТ СТОЛКНУЛСЯ СО СКЛОНОМ ГОРЫ НА ВЫСОТЕ 1350 МЕТРОВ.
В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПОЛЕТЫ В ДАННОЙ МЕСТНОСТИ ВЫПОЛНЯЛИСЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОЛЖНОГО МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 1999 ГОДА В АВИАПРЕДПРИЯТИИ "ВЛАДИВОСТОК АВИА" ПРОИЗОШЛО ДВА АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯ, ЧТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НЕДОПУСТИМО НИЗКОМ УРОВНЕ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И О НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ДАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА РУБЕЖОМ.
АНАЛИЗ ПРИЧИН РЯДА АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ВЕРТОЛЕТАМИ, ПРОИСШЕДШИХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ, ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ СВЯЗАНЫ С ОТСУТСТВИЕМ У ЭКИПАЖЕЙ ДОСТАТОЧНОГО ОПЫТА ПОЛЕТОВ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ, СЛАБЫМИ ЗНАНИЯМИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ГОРАХ, НЕУЧЕТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА ВОЗМОЖНОСТИ УХУДШЕНИЯ
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА МАРШРУТЕ ПОЛЕТА И ПОЛЕТАМИ НА ВЫСОТЕ НИЖЕ БЕЗОПАСНОЙ.
НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИМЕРАМИ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ:
- АПбЧЖ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т № 25613 АВИАКОМПАНИИ "КАМЧАТСКИЕ АВИАЛИНИИ" 26.04.94Г.. ИМЕЯ ПОЛЕТНУЮ МАССУ, ПРЕВЫШАЮЩУЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМУЮ ЭКИПАЖ СОЗНАТЕЛЬНО УКЛОНИЛСЯ ОТ УТВЕРЖДЕННОЙ ТРАССЫ ПРИ ПОЛЕТЕ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ПОЛЕТ НА ВЫСОТЕ МЕНЬШЕ БЕЗОПАСНОЙ, ПОПАЛ В УСЛОВИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ, ЧТО ПРИВЕЛО К УМЕНЬШЕНИЮ ПОСТУПАТЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ ВЕРТОЛЕТА И ЕГО СНИЖЕНИЮ. ИЗ-ЗА ПРЕВЫШЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ ПОЛЕТНОЙ МАССЫ ВЕРТОЛЕТА ВОССТАНОВИТЬ ВЫСОТУ ПОЛЕТА НЕ УДАЛОСЬ, ЧТО ПРИВЕЛО К ГРУБОМУ ПРИЗЕМЛЕНИЮ.
- АПбЧЖ МИ-8Т № 27189 АВИАКОМПАНИИ "ВЕРТИКАЛЬ-Т" В РАЙОНЕ МАЙКОПА (ГОРА ФИШТ) 28.09.96Г.. ПРИ ВЗЛЕТЕ С ПОДОБРАННОЙ НА ВЫСОТЕ 1820 М ПЛОЩАДКИ ВЕРТОЛЕТ СТОЛКНУЛСЯ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ ВСЛЕДСТВИЕ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА К ПОЛЕТАМ В ГОРАХ, НЕВЫПОЛНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, НЕУЧЕТА ВЛИЯНИЯ ОРОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЕТРА И ОШИБОК В ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ.
- КАТАСТРОФА МИ-8Т № 22759 ГАП "КОМИАВИА" В РАЙОНЕ ВУКТЫЛА 13.01.97Г. (ПРИКАЗ ФАС РОССИИ ОТ 3.10.97 № 206). ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА НА ПРЕДЕЛЬНО МАЛОЙ ВЫСОТЕ В УСЛОВИЯХ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ, ЭКИПАЖ С ЦЕЛЬЮ ИЗБЕЖАТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ СО СКЛОНОМ ГОРЫ И ВЫЙТИ НА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ В СТОРОНУ ХОРОШЕЙ ВИДИМОСТИ И ПОНИЖЕНИЯ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ, НЕ СТАЛ НАБИРАТЬ ВЫСОТУ, А ЭНЕРГИЧНО ВВЕЛ ВЕРТОЛЕТ В ЛЕВЫЙ РАЗВОРОТ. В ПРОЦЕССЕ ЭТОГО МАНЕВРА, В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ, ВЕРТОЛЕТ СТОЛКНУЛСЯ С ЗАСНЕЖЕННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ГОРЫ НА Н=930 М. В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ЭКИПАЖ НЕ ВЫСТАВИЛ ЗАДАТЧИК ОПАСНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА НА РАДИОВЫСОТОМЕРЕ.
- КАТАСТРОФА МИ-8Т № 24646 АВИАПРЕДПРИЯТИЯ "БУРЯТСКИЕ АВИАЛИНИИ" В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА КЫРЕН (ЗАКЛЮЧЕНИЕ УГНБП № 22.10-120 ОТ 15.02.99Г.) 1.07.98Г.. В ПРОЦЕССЕ ПОДЛЕТА С МЕСТА СТОЯНКИ НА ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ВЗЛЕТА НАЧАЛОСЬ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ ЛЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА, ПРИВЕДШЕЕ К СТОЛКНОВЕНИЮ С ЗЕМЛЕЙ. ФАКТОРАМИ, ПРИВЕДШИМИ К АП, ЯВИЛИСЬ: ПРЕВЫШЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВЗЛЕТНОЙ МАССЕ ДЛЯ ВЗЛЕТА ДЛЯ ДАННЫХ УСЛОВИЙ ПОЛЕТА, РЕШЕНИЕ ПРОВЕРЯЮЩЕГО О ВЫПОЛНЕНИИ ВЗЛЕТА ВТОРЫМ ПИЛОТОМ, НЕ ИМЕЮЩИМ ОПЫТА ПОЛЕТОВ В ВЫСОКОГОРЬЕ, НЕУЧЕТ ОРОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТНОСТИ.
ПО УКАЗАННЫМ ПРИЧИНАМ АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ ПРОИСХОДЯТ ЕЖЕГОДНО И ИХ ЧИСЛО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ. ДАННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МОЖЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ ВЕРТОЛЕТОВ К ПОЛЕТАМ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФАС РОССИИ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ.
2. РУКОВОДИТЕЛЮ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО МТУ ФАС РОССИИ:
2.1. РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ АВИАПРЕДПРИЯТИЕМ "ВЛАДИВОСТОК АВИА" ЗА РУБЕЖОМ.
2.2. УКАЗАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ "ВЛАДИВОСТОК АВИА" НА НЕДОПУСТИМО НИЗКОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ПРЕДПРИЯТИИ.
2.3. ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-8 № 25464 14.03.99Г. В РЕСПУБЛИКЕ ГАИТИ. О ПРИНЯТЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ ДАННОЙ КАТАСТРОФЫ МЕРАХ СООБЩИТЬ В УГНБП ФАС РОССИИ ДО 5.07.99Г.
3. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
3.1. ИНФОРМАЦИЮ ИЗУЧИТЬ СО ВСЕМ ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ.
3.2. С ЭКИПАЖАМИ ВЕРТОЛЕТОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ПОЛЕТЫ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ, ИЗУЧИТЬ ТРЕБОВАНИЯ П.8.1.8 НПП ГА-85 ПРИ ЭТОМ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ТРЕБОВАНИЯ П.П.8.1.8.3. НПП ГА-85, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОРНЫХ ХРЕБТОВ И ПЕРЕВАЛОВ.
ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ К ПОЛЕТАМ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ.
3.3. ДО 1.07.99Г. ПРОВЕСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗБОРЫ, С КОНТРОЛЕМ ЗНАНИЙ, ПО ИЗУЧЕНИЮ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛЕТА ВЕРТОЛЕТА В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ.
НАЧАЛЬНИК УГНБП |
А.В. НЕРАДЬКО |