Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007634.htm

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент воздушного транспорта

Государственный научно-исследовательский институт
гражданской авиации
(ГосНИИ ГА)

    
    

УТВЕРЖДАЮ
Начальник ОТЭРАТ ДВТ
______________ Г.Н. Гипич
26.12.1994 г.

УТВЕРЖДАЮ
Начальник ОРПСиНТП ДВТ
_____________ В.Е. Тригони

    
ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО
ПО КАЧЕСТВУ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

    
    
2-й этап НИР № 80.011-1685:
Разработка типового руководства
по качеству технического обслуживания
авиационной техники в Организациях по ТОиР

    

Начальник НЦ-01 ГосНИИ ГА

В.Б. Ромашкин

 

 

Зав. лабораторией 011
к.т.н.


А.В. Башун

 

 

Руководитель работы
и ответственный исполнитель,
с.н.с, к.т.н.



Ю.И. Лемин

    
    

ПРЕДИСЛОВИЕ

    
    1. Типовое руководство по качеству технического обслуживания авиационной техники (далее по тексту - Руководство по качеству) разработано в соответствии с договором ДВТ с ГосНИИ ГА на выполнение НИР № 80.011-1885.
    2. Типовое Руководство по качеству координируется с соответствующими положениями Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА), нормативных и методических документов ДВТ по вопросам сертификации систем контроля качества технического обслуживания (ТО) и Организаций по техническому обслуживанию и ремонту АТ в целом, а также с положениями документов ИКАО, международных, и государственных стандартов по вопросам качества (применительно к техническому обслуживанию авиационной техники).
    В типовом Руководстве по качеству использованы также материалы разработок, выполненных ранее ГосНИИ ГА, других научных коллективов и опыт специалистов эксплуатационных предприятий в области обеспечения качества ТО авиационной техники.
    3. Типовое Руководство по качеству вводится в действие впервые.
    Руководитель и ответственный исполнитель работы - ст. научный сотрудник ГосНИИ ГА, к.т.н. Ю.И. Лемин.
    Замечания и предложения по содержанию "Типового Руководства" направлять в ОТЭРАТ ДВТ.
    Телефон для справок - 496-76-02
    

А. Область применения Руководства

    
    Типовое Руководство по качеству предназначено для использования руководством и специалистами Авиационно-технических баз, Центров ТОиР и других Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, действующих или создаваемых в системе воздушного транспорта России.
    Типовое Руководство должно быть положено в основу Руководств по качеству технического обслуживания авиационной техники, которые в соответствии с действующими сертификационными требованиями должны быть разработаны в каждой Организации по ТОиР применительно к эксплуатируемым типам ВС, объемам работ и другим условиям деятельности.
    Масштаб использования Типового Руководства по качеству - все Организации по ТОиР, входящие в систему воздушного транспорта России.
    

Б. Нормативные ссылки

    
    Настоящее Типовое Руководство по качеству разработано на основе и в соответствии со следующими нормативными документами.
    1. Международные стандарты ИСО - "Управление качеством продукции" (ИСО 8402, ИСО 9000-9004).
    2. Отраслевой стандарт ОСТ.54.3.57-92. Система стандартизации воздушного транспорта. "Организация и проведение работ по управлению качеством. Общие положения".
    3. Наставление по технической эксплуатации авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА-83, проект НТЭРАТ ГА-94).
    4. Сертификационные требования к системе контроля качества технического обслуживания ВС в Организациях по ТО, утв. ДВТ 23.09.92 №ДВ 6.1-60.
    5. Типовое положение об отделе технического контроля авиационно-технической базы авиапредприятия, производственного объединения, летного учебного заведения гражданской авиации, утв. МГА 12.10.89, №29/И. (См. приложение 1).
    При разработке Руководства по качеству учтены соответствующие положения:
    - Руководства по процедурам эксплуатационной сертификации и инспектирования. ИКАО, Дос. 8335;
    - Руководства по организации работ в области летной годности. ИКАО, Doc. 9389;
    - Федеральных авиационных правил США, FAR-43, FAR-145;
    - Требований Объединенного комитета авиационных администраций Европы, JAR-145;
    - Общего руководства по качеству технического обслуживания и текущего ремонта авиационной техники, ГосНИИ ГА, 1992 г.
    

В. Термины и определения

    
    В целях настоящего Руководства применяются следующие определения.
    
    1. Авиационная техника (АТ) - воздушные суда (самолеты, вертолеты и других видов) в целом, авиационные двигатели, их системы, части и детали, съемные агрегаты» блоки и т.п., подлежащие использованию на воздушных судах (ВС) и авиадвигателях, а также авиационные тренажеры и специальные средства контроля технического состояния АТ.
    2. Техническое обслуживание (ТО) авиационной техники - комплекс работ, выполняемых на АТ для поддержания летной годности (исправности, работоспособности и правильного функционирования) AT при подготовке ВС к полету, после полетов, при хранении и транспортировке.
    В техническое обслуживание включаются: обязательные работы, предусмотренные регламентом ТО ВС данного типа; замена агрегатов, комплектующих изделий по отработке их ресурса и при отказах; работы по выявлению и устранению неисправностей; предварительный монтаж и замена двигателей, воздушных винтов, колес и т.п.; текущий ремонт частей планера и комплектующих изделий; переоборудование ВС; подготовка ВС, двигателей к сдаче в ремонт, их проверка после получения из ремонта; доработки АТ по бюллетеням.
    3. Ремонт авиационной техники - комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности изделий с установлением им новых ресурсов (сроков службы).
    4. Организация по ТОиР - под Организацией по ТОиР понимаются:
    а) юридически самостоятельные авиационно-технические базы (АТБ), авиационно-технические и летно-технические комплексы, центры технического обслуживания и ремонта;
    б) несамостоятельные АТБ, а также специализированные по техническому обслуживанию АТ структурные единицы, службы или подразделения предприятий (авиакомпаний и т.п.) - зксплуатантов воздушного транспорта - как их составная часть, представляющая в аспекте технического обслуживания АТ данное предприятие в целом;
    в) летно-испытательные станции (ЛИС) заводов;
    г) все другие предприятия, акционерные общества, товарищества, их объединения, отделения и филиалы, "дочерние" предприятия независимо от форм собственности, производящие техническое обслуживание АТ, которые действуют или создаются при эксплуатационных предприятиях, АТБ и заводах ГА, предприятиях и организациях других ведомств, а также на самостоятельной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Организация по ТОиР должна соответствовать Сертификационным требованиям, утвержденным Департаментом воздушного транспорта МТ РФ 24.11.93 № ДВ-6.1-119.
    5. Линейная станция технического обслуживания - подразделение, отделение Организации по ТОиР, которое создается вне аэропорта расположения ее основной базы на срок не менее трех месяцев для выполнения оперативных форм технического обслуживания воздушных судов своего предприятия, авиакомпании и т.п., ВС других зксплуатантов, выполняющих полеты в аэропорт дислокации линейной станции, а также - при оформлении отдельного Сертификата - периодическую форму ТО наименьшей трудоемкости на ВС, осуществляющих полеты с аэропорта дислокации линейной станции как с аэродрома временного базирования.
    6. Качество (в общем применении) - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
    7. Качество технического обслуживания.
    Поскольку продукцией технического обслуживания являются не какие-либо новые изделия или продукты, а законченные работы по выполнению регламента, по замене или проверке агрегатов и аппаратуры, по выявлению, устранению и предупреждению отказов и неисправностей и т.д., т.е. работы, которые выполняются в основном вручную и/или с использованием органолептических методов, то под качеством технического обслуживания авиационной техники следует понимать качество труда исполнителей, реализуемого при выполнении указанных выше работ.
    Качество технического обслуживания оценивается степенью соответствия выполненных работ, во-первых, тому заданию, которое было дано исполнителям, и, во-вторых, требованиям инструктивных документов, регламентирующих объем и технологию проведения этих работ.
    Отклонения от заданного перечня работ или выполнение их с нарушением технологии, независимо от причин, считаются (являются) недостатками технического обслуживания или браком в работе инженерно-технического персонала.
    Примечание. Следует подчеркнуть, что понятие "качество ТО" можно рассматривать и более широко - не ограничивая его рамками Организации по ТОиР, то есть включать в него приспособленность АТ к техническому обслуживанию, целесообразность и эффективность проведения на АТ работ, предусмотренных разработанной изготовителем AT технической документацией, влияние выполнения (или невыполнения) этих работ на безотказность АТ, пригодность и эффективность средств диагностирования и неразрушающих методов контроля, экономические показатели эксплуатации ВС. Однако, подобная постановка вопроса применительно к рамкам данного Руководства представляется избыточной.
    8. Политика в области качества - основные направления, цели и задачи Организации в области качества, специально сформулированные и утвержденные ее высшим руководством.
    9. Общее руководство качеством - аспект обшей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества.
    10. Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
    11. Контроль - действия, заключающиеся в проведении измерений, проверок, испытаний, получении оценок одной или нескольких характеристик продукции или услуги и в их сравнении с действующими требованиями для установления соответствия.
    12. Орган контроля качества - подразделение Организации по ТОиР, функционирующее:
    а) как отдел технического контроля (ОТК) АТБ, Центра ТОиР;
    б) как группа специально назначенных сотрудников по контролю качества;
    в) либо в виде одного из следующих подразделений.
    1) по управлению качеством продукции,
    2) по техническому контролю, диагностике и надежности АТ, и др.
    при условии, что основной или одной из основных задач такого подразделения является осуществление функций по контролю качества технического обслуживания АТ, делегированных Органом государственного управления ВТ.
    Орган контроля качества должен соответствовать Сертификационным требованиям к системе контроля качества технического обслуживания ВС, утвержденным Департаментом воздушного транспорта МТ РФ 23.09.92 №ДВ-6.1-50.
    12. Управление качеством - совокупность действий администрации, коллектива и отдельных сотрудников предприятия, организации и их подразделений, направленных на обеспечение соответствия производимой продукции или услуги определенным требованиям к качеству.
    Управление качеством осуществляется в двух формах.
    13-а. Систематическое управление качеством, включающее в себя совокупность планируемых и регулярно проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуги будут удовлетворять определенным требованиям к качеству.
    В терминологии ИСО это соответствует понятию "гарантирование качества".
    13-б. Оперативное управление качеством, включающее методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.
    В терминологии ИСО это соответствует понятию "управление качеством".
    14. Несоответствие - невыполнение установленных требований.
    15. Дефект - невыполнение заданных эксплуатационных требований, то есть отсутствие одной или нескольких характеристик качества или их отклонение от заданных эксплуатационных требований.
    Основная разница между понятиями "несоответствие" и "дефект" заключается в возможном отличии установленных требований от эксплуатационных требований.
    

Г. Порядок разработки Руководства по качеству
и внесения изменений в него

    
    1. Руководство по качеству разрабатывается специально назначаемой рабочей группой, в которую включаются сотрудники ОТК, технического отдела, основных цехов ТО, главный инженер и заместитель руководителя Организации по ТОиР.
    Возглавляет эту работу лично руководитель Организации по ТОиР.
    2. При разработке Руководства по качеству используется текст данного Типового руководства, а также помещенные в приложениях к нему рекомендации по отдельным аспектам обеспечения качества ТО.
    3. Разработанное Руководство по качеству ТО представляется на рассмотрение в отдел ТОиР Регионального управления ВТ. Замечания РУ ВТ по тексту Руководства обязательны для реализации Организацией по ТОиР.
    После согласования Руководства по качеству с отделом ТОиР РУ ВТ оно утверждается руководителем Организации по ТОиР.
    4. Руководитель Организации по ТОиР, его заместители, руководители подразделений (отделов, цехов) организуют внедрение в деятельность коллективов новых для них положений по обеспечению качества ТО, предусмотренных Руководством по качеству.
    Контроль за этой работой осуществляется как повседневно, так и на регулярных совещаниях по качеству, проводимых в Организации по ТОиР.