Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007727.htm

МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ

    

7 апреля 1988 г.

Москва

№ 59

    
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-4А № 63816 ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ГА И ОПИСАНИИ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-4 И ДВИГАТЕЛЕЙ АШ-82В


    
    2 февраля 1988 г., днем, в простых метеоусловиях, в 53 км от населенного пункта Муя Бурятской АССР потерпел катастроф вертолет Ми-4А № 63616 Восточно-Сибирского управления ГА.
    Экипаж Нижнеудинского ОАО в составе командира вертолета Шадухо М.В., второго пилота Ремина Н.Б. и бортмеханика Сульдина Т.П. выполнял транспортно-связной полет по маршруту Чара - р. Куда Малая - Чара с пятью пассажирами на борту.
    На снижении при заходе на посадку в районе р. Куда Малая произошел отказ продольного управления, вертолет перешел в неуправляемое снижение, столкнулся со склоном горы и полностью разрушился. Экипаж и пять пассажиров погибли.
    Причиной катастрофы явилось рассоединение качалки продольного управления с гидроусилителем БУ-10П из-за нарушения технологи замены гидроусилителя и неудовлетворительной организации работ по техническому обслуживанию воздушных судов в отрыве от базы в АТБ Нижнеудинского ОАО.
    Расследованием установлено, что 26 ноября 1987 г. на указанном вертолете на оперативной точке Чара производилась замена гидроусилителя продольного управления авиатехником Гусевым Г.А., не имеющим допуска к самостоятельному выполнению этих работ, и без соответствующих на то указаний. На оперативной точке отсутствовали технология на замену гидроусилителя в тарированные ключи для затяжки соединений. Карта-наряд на замену гидроусилителя не оформлялась. Командированные позже на оперативную точку техники-бригадиры Каверзин Н.Я. и Макаров Б.Н. не проконтролировали выполнение этих работ. Также с нарушениями 25 января 1968 г. была выполнена на этом вертолете авиатехниками Гусевым. Г.А. и Макаровым Б.Н. замена гидроусилителя поперечного управления - контровка болтовых соединений произведена шплинтами меньшего диаметра.
    При проверке организации технического обслуживания в АТБ Нижнеудинского ОАО (начальник АТБ Борисенко В.Н.) обнаружены серьезные недостатки и нарушения требований НТЭРАТ ГА-83, особенно в части организации работ и обеспечения контроля по замене агрегатов на оперативных точках.
    Заместитель начальника Восточно-Сибирского управления ГА по ЭАТ - главный инженер Красильников А.Н. не обеспечил должного уровня организации и контроля инженерно-авиационного обеспечения полетов в подчиненных АТБ.
    Факты некачественного технического обслуживания, приводящие к катастрофам и авариям, имеют место на протяжении 1986-1987 годов, однако руководство ГУЭРАТ МГА аффективных мер по их исключению не принимает.
    

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений, учебных заведений, директорам заводов, командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА обстоятельства и причины катастрофы вертолета Ми-4 изучить с командно-руководящим, летным и инженерно-техническим составом.
    2. Начальнику Восточно-Сибирского управления ГА устранить недостатки в организации обеспечения и выполнения авиационных работ, вскрытые комиссией МГА при расследовании авиационного происшествия.
    3. Заместителя начальника Восточно-Сибирского управления ГА по ЭАТ - главного инженера Красильникова А.Н. за серьезные недостатки в организации технического обслуживания, в соответствии с п.п. "I" п.17 Устава о дисциплине работников ГА предупредить о неполном служебном соответствии.
    4. В связи с прекращением ремонта, отработкой календарных сроков службы и отсутствием остаточной стоимости эксплуатации вертолетов Ми-4 прекратить. Вертолеты №-4, двигатели АШ-82В и запасные части к ним списать.
    5. В отношении лиц, виновных в авиационном происшествии, согласиться с мерами, принятыми начальником Восточно-Сибирского управления ГА (командиру Нижнеудинского ОАО Порядину В.И., заместители командира ОАО по политчасти Варламову В.В., начальнику АТБ Борисенко В.Н., главному инженеру АТБ Писаренко В.Д., начальнику ПДО АТБ Поплевко И.М. и начальнику ОТК АТБ Ясиновскому А.С. объявлен строгий выговор, начальное вертолетного цеха Буглевский С Д. предупрежден о неполной служебном соответствии, начальник вертолетного участка Овчинников В.Г, и техник-бригадир Макаров Б.Н. освобождены от занимаемой должности с переводом на нижеоплачиваемую работу, авиатехник Гусев Г.А. и техник-бригадир Каверзив Н.Я. уволены из гражданской авиации). Материалы передать в следственные органы.
    6. Начальникам Управления кадров МГА, ГУЭРАТ МГА и Восточно-Сибирского управления ГА принять меры по укреплению кадров инженерно-авиационной службы этого управления.
    7. Обратить внимание начальника ГУЭРАТ МГА т. Степаненко В.П. на серьезные нарушения технологической дисциплины инженерно-техническим составом при эксплуатации воздушных судов в отрыве от базы и потребовать принятия действенных мер по наведению порядка.
    8. Вертолет Ми-4А № 63816 списать.
    9. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра по эксплуатации и ремонту авиационной техники.
    

    
    А.Н. Волков