Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007739.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПРИКАЗ

    

26 июня 1989 г.

Москва

№ 101

    
ОБ АВИАЦИОННЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
В ПРИВОЛЖСКОМ И УКРАИНСКОМ УПРАВЛЕНИЯХ ГА

    
    
    В апреле-мае 1989 года в Приволжском и Украинском управлениях ГА произошел ряд авиационных происшествий с самолетами Ан-2 из-за недисциплинированности и низкой профессиональной подготовки экипажей.
    15.04.89 в Херсонской области произошла катастрофа самолета Ан-2 № 56524 Украинского управления ГА.
    Экипаж Херсонского ОАО в составе командира ВС Иванова А.С., второго пилота Тищенко А.С, авиатехника Мазура О.И. выполнял авиахимработы.
    Накануне ночью, после 23.00 Иванов А.С. уехал с аэродрома на личном автомобиле и в общежитии не ночевал.
    15.04.89 до приезда командира ВС на аэродром, второй пилот убыл в совхоз для оформления документации. Вернувшись на оперативную точку, Иванов А.С. без второго пилота, с авиатехником на правом сидении произвел взлет для выхода на радиосвязь с диспетчерским пунктом АХР аэропорта Херсон.
    После доклада диспетчеру о начале работ Иванов А.С., снизившись над полем, примыкающим к аэродрому, начал на предельно малой высоте выполнять недозволенные эволюции.
    При выполнении горки с последующим переходом на пикирование самолет столкнулся с землей под углом 40-45°, разрушился и сгорел. Иванов А.С. и Мазур О.И. погибли. Расследованием установлено, что Иванов А.С. находился в состоянии алкогольного опьянения средней степени.
    Причиной катастрофы явились грубые нарушения правил полетов Ивановым А.С., выразившиеся во взлете с авиатехником без второго пилота, в состоянии алкогольного опьянения и в выполнении недозволенных эволюций на малых высотах полета.
    22.04.89 произошла авария самолета Ан-2 № 70080 Татарского ОАО. Экипаж в составе командира звена Булкина В.К., второго пилота Малыхина М.А. (командир ВС Валиуллин A.M. находился в фюзеляже) выполнял перелет на оперативный аэродром для производства авиахимработ. Заход на посадку производился без предварительного осмотра площадки с воздуха. Предполагая, что грунт аэродрома размок, Булкин В.К. пытался произвести посадку с парашютированием, в процессе которой допустил потерю скорости перед выравниванием. Самолет свалился на левое крыло и разрушился.
    01.05.89 на оперативной точке АХР Сеченово Горьковской области произошло чрезвычайное происшествие с самолетом Ан-2 № 70225 Горьковского ОАО. Экипаж в составе командира ВС Пугачева А.В., второго пилота Салькова В.Г. по просьбе местных органов власти, не имея задания и соответствующей подготовки, произвел взлет для разбрасывания праздничных листовок над площадью районного центра Сеченово. На недопустимо малой высоте полета в развороте с креном более 45° самолет столкнулся с деревьями, разрушился и сгорел. Экипаж и взятые на борт с целью катания авиатехник и два тракториста погибли. В процессе расследования установлено, что Пугачев А.В. выполнял полеты 01.05.89 в состоянии алкогольного опьянения.
    Причиной чрезвычайного происшествия явились серьезные недостатки в организации работы экипажа и его грубая недисциплинированность.
    05.05.89 днем, в простых метеоусловиях в аэропорту Краснодар произошла катастрофа самолета Ан-2 № 09679 Уфимского ОАО.
    Экипаж в составе командира ВС Ионова Н.И. и второго пилота Арслангулова P.O. выполнял рейс по перевозке груза.
    После отрыва самолет резко перешел на кабрирование, потерял скорость, столкнулся с землей и разрушился. Один из пассажиров, сопровождающих груз, скончался. Члены экипажа и второй пассажир получили тяжелые травмы.
    Причиной катастрофы явились грубые нарушения экипажем и службой организации перевозок требований документов МГА в части расчета взлетной массы и центровки перед полетом, взвешивания груза, его маркировки и оформления документации.
    08.05.89 ночью произошло чрезвычайное происшествие с самолетом Ан-2 № 56432 Пензенского ОАО.
    07.05.09 экипаж в составе командира самолета Косарева М.Н. второго пилота Тыкушина В.А., взяв на борт авиатехника Буркова В.Н. самовольно, без задания взлетел с оперативной точки АХР "Нижний Ломов" на соседнюю оперативную точку в совхоз "3убовский", где на борт был принят экипаж КВС Татарнева В.И. и пилот-инструктор Зубрилин А.А. Пилотирование до оперативной точки совхоз "Потьминский" осуществляли Зубрилин А.А. и Косарев М.И. В "Потьминском", где базировался экипаж в составе КВС Зонова А.В. и второго пилота Плотникова Ю.А., состоялся ужин с употреблением спиртных напитков по случаю дня рождения последнего.
    Около 00.00 часов Носарев М.Н. и Татарнев В.И., взяв на борт постороннее лицо, вылетели в Нижний Ломов. При заходе на посадку, ночью, самолет ударился о бруствер и разрушился.
    Причиной чрезвычайного происшествия явилась грубая недисциплинированность Носарева М.Н. и Татарнева В.И., а также самоустранение от своих служебных обязанностей пилота-инструктора Зубрилина А.А. Общий убыток от указанных авиационных происшествий составил более 51 тыс. рублей.
    Происшедшие авиационные и чрезвычайные происшествия связаны с крайней недисциплинированностью авиаработников, серьезными недостатками в организаторской и политико-воспитательной работе, а также упущениями в организация летной работы со стороны командно-руководящего состава и политработников Татарского, Горьковского, Уфимского, Пензенского и Херсонского ОАО.
    При расследовании установлено, что подготовка к авиационно-химическим работам в этих авиапредприятиях проводилась неудовлетворительно, не отлажено взаимодействие с представителями "заказчика", не решены организационные вопросы работы экипажей в отрыве от базы, их отдыха. Штабы АХР не выполняют своих функций, предполетный контроль экипажей не организован.
    Со стороны руководителей Приволжского и Украинского управлений ГА проводится недостаточно эффективная работа по предупреждению авиационных происшествий.
    Ослаблена требовательность к руководителям летных подразделений в части контроля и оказания помощи экипажам на оперативных точках.
    Со стороны летной службы управлений допущены крупные просчеты в организации летной деятельности. Практически летная служба Приволжского и Украинского управлений ГА самоустранились от своих прямых функций.
    Положение дел с дисциплиной летного состава в подразделениях становятся угрожающим, что свидетельствует о неэффективной политико-воспитательной работе со стороны командно-руководящего состава и политработников управлений ГА
    
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений, производственных объединений, учебных летных заведений, командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА:
    1.1. обеспечить изучение приказа с командно-руководящим, летным, инженерно-техническим составом, диспетчерами службы движения, работниками службы организации перевозок предприятий ГА;
    1.2. принять неотложные меры по всемерному повышению дисциплины, уровня профессиональной подготовки летного состава, обеспечению безопасности полетов во всех подразделениях;
    1.3. навести порядок в организации отбора экипажей для работы в отрыве от базы. Лиц летного и инженерно-технического состава, допускавших нарушения дисциплины и имеющих склонность к употреблению спиртных напитков, на оперативные точки не направлять;
    1.4. тщательно проанализировать организаторскую работу командно-руководящего состава, политработников, руководителей общественных организаций в районах АХР. Периодически информировать местные партийные и советские органы о требованиях, предъявляемых к личному составу гражданской авиации при выполнении работ в отрыве от базы и просить их содействия в создании нормальных бытовых условий экипажам, поддержании высокого уровня дисциплины;
    1.5. обеспечить систематическое осуществление периодического медицинского контроля при работе экипажей в отрыве от базы в соответствии с п.3 приказа МГА от 30.08.88 № 142.
    2. Начальникам Приволжского и Украинского управлений ГА в 20-дневный срок разработать план повышения уровня безопасности полетов и дисциплины с учетом рекомендаций комиссий по расследованию происшествий.
    3. Обратить внимание начальников Приволжского т. Комонова Б.А. и Украинского т. Ращука B.C. управлений ГА на низкий уровень дисциплины и безопасности полетов в авиапредприятиях.
    4. Согласиться с мерами, принятыми к виновным, в приказах по Приволжскому и Украинскому управлениям. Освобождены от занимаемых должностей заместитель командира ЛО Михалев Л.Н., командир эвена Марков А.А. Горьковского ОАО, командир AЭ Херсонского ОАО Трошин А.В., снят с летной работы пилот-инструктор Пензенского ОАО Зубрилин А.А. предупрежден о неполном служебном соответствии командир АЭ Горьковского ОАО Власов Ю.А. Объявлен строгий выговор командирам Пензенского ОАО Еремину Г.И., Горьковского ОАО Мошкову Н.М., их заместителям по политчасти Востренкову В.Л. и Куликову А.С, заместителю командира Горьковского ОАО по ОЛР Коваленко А Д., командиру АЭ Уфимского ОАО Прозорову А.И.
    Также приняты меры дисциплинарного воздействия к остальным виновным.
    5. Самолеты Ан-2 № 70080, 70225, 09679, 56432 и 56524 списать.
    6. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
    
    

Первый заместитель Министра

Б.Е. Панюков