МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРИКАЗ
10 июля 1989 г. |
Москва |
№ 111 |
ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ С ВЕРТОЛЕТАМИ АРХАНГЕЛЬСКОГО,
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО, БЕЛОРУССКОГО И УРАЛЬСКОГО УПРАВЛЕНИЙ ГА
20.01.89 при заходе на посадку на площадку буровой "Бугринская" (о.Колгуев) потерпел катастрофу вертолет Ми-8 № 25922 Архангельского управления ГА.
Экипаж Нарьян-Марского ОАО в составе командира вертолета Чекина В.В., второго пилота Глазунова В.Г. и бортового механика Хозяинова Н.А. в сумерках выполнял перелет на посадочную площадку. На удалении около 30 метров от площадки вертолет попал в снежный вихрь. Снижаясь и перемещаясь назад вертолет столкнулся рулевым винтом с землей, опрокинулся на левый борт и разрушился. Второй пилот Глазунов В.Г. от полученных травм скончался.
Причинами катастрофы вертолета явились:
- попадание вертолета в условия снежного вихря при полете на малой высоте;
- невыполнение экипажем рекомендаций РЛЭ и НПП ГА-85 по уходу из зоны снежного вихря.
Авиационному происшествию способствовала неудовлетворительная подготовка экипажа к действиям в создавшейся ситуации и отсутствие на вертолетах систем стабилизации на режимах висения и полета на малых высотах.
06.02.89 днем, в сложных метеоусловиях при выполнении перегоночного полета с авиаремонтного завода на базу потерпел катастрофу вертолет Ми-2 № 20112 Западно-Сибирского управления ГА.
Пилот Колпашевского ОАО Лесненко В.В. через 25 минут после взлета из Актюбинска доложил о попадании в облачность и отказе преобразователей. По рекомендации диспетчера службы движения пилот принял решение о возврате на аэродром вылета, после чего связь с экипажем прекратилась.
Вертолет был обнаружен разрушенным в 75 км от Актюбинска на заснеженной безориентирной местности. Пилот и находившийся на борту авиатехник Рогов П.Ф. погибли.
Из-за отсутствия средств сбора полетной информации истинную причину катастрофы вертолета Ми-2 № 20112 установить не представилось возможным. Вероятной причиной мог быть отказ гиро- и радио приборов в полете из-за прекращения электроснабжения.
20.03.89 днем, в сложных метеоусловиях в Тюменской области потерпел аварию вертолет Ми-2 № 14157 Белорусского управления ГА.
Экипаж Гомельского ОАО в составе командира вертолета Заблоцкого В.С. и бортового механика Щупикова В.А. выполнял транспортно-связной полет по маршруту Потымец - Ханты-Мансийск.
Через 20 минут после взлета из н.п. Сосновое, где вертолет заправился ГСМ, пилот получил информацию диспетчера об уменьшении видимости в аэропорту Ханты-Мансийск до 2000 метров и принял решение о возврате в пункт вылета.
В процессе разворота над заснеженной поймой реки Обь пилот потерял пространственную ориентацию, что привело к непреднамеренному снижению и столкновению вертолета с землей.
Причинами авария вертолета явились:
- ошибка Заблоцкого B.С., выразившаяся в неправильном распределении внимания за параметрами полета в условиях, исключающих возможность пилотирования по линии естественного горизонта;
- эргономическое несовершенство приборного оборудования (наличие на вертолете авиагоризонтов, имеющих различную окраску полей тангажа);
- снижение физиологических возможностей пилота при попадании в экстремальные условия полеты и его малый опыт полетов по приборам.
29.03.89 днем, в сложных метеоусловиях в районе н.п. Варгаши потерпел катастрофу вертолет Ми-2 № 20559 Уральского управления ГА.
Экипаж Свердловского ОАО в составе командира вертолета Ознобихина В.Г. и бортмеханика Никонова А.А. выполнял аэровизуальный полет с двумя представителями заказчика.
Полет выполнялся по трассе продуктопровода на высоте 50-70 м. О пролете н.п. Варгаши пилот не доложил, на вызовы диспетчера УВД не ответил. Вертолет был обнаружен в лесу разрушенным. Командир вертолета погиб.
Расследованием установлено, что вертолет на маршруте попал в полосу приподнятого тумана. Не имя достаточного опыта полетов по приборам, Ознобихин В.Г. с пилотированием не справился. Вертолет с вертикальной скоростью снижения до 5 м/с и незначительной поступательной скоростью столкнулся с деревьями и упал на землю.
Причиной катастрофы явились неграмотные действия пилота при внезапном попадании в условия, исключающие пилотирование по линии естественного горизонта.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам управлений, производственных объединений, учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА организовать изучение обстоятельств и причин авиационных происшествий с летным составом вертолетных подразделений.
2. Начальникам ГлавНТУ МТА и НЭЦ АУВД ГА: обеспечить разработку и внедрение на вертолетах Ми-2 системы имитации видимости для обучения и повышения качества подготовки летного состава пилотированию по приборам;
2.1. рассмотреть возможность оборудования вертолетов Ми-2 блоками сигнализации предельных кренов;
2.2. запретить замену авиагоризонтов АГК-47В на АГК-47Б на вертолетах Ми-2.
3. Начальникам ГлавУЛС МГА и НЭЦ АУВД ГА привести в соответствие минимумы для пилотов при выполнении авиационных работ на вертолетах Ми-2 и Ка-26, исходя из их оснащенности и особенностей пилотирования.
4. Начальнику ГлавУЛС МГА рассмотреть вопрос дополнительной приборной подготовки пилотов вертолетов Ми-2 и Ка-26 в соответствии с ППЛСВ-87.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
Первый заместитель Министра |
Б.Е. Панюков |