Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007741.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПРИКАЗ

    

22 августа 1989 г.

Москва

№ 133

    
ОБ АВАРИИ САМОЛЕТА АН-12 № 12997 УРАЛЬСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    
    
    13 января 1989 г. в аэропорту Кольцово ночью, в сложных метеоусловиях потерпел аварию самолет Ан-12 № 12997 Уральского управления ГА.
    Экипаж Свердловского ОАО в составе командира воздушного судна Шахматова В.Н., второго пилота Кукличева Е.И., штурмана Сухарева С.А., бортмеханика Паренькова В.Е., бортрадиста Горелова А.В. и бортоператора Мельникова В.А. выполнял грузовой рейс по маршруту Свердловск - Харьков.
    После взлета в грузовой кабине над входной дверью возникло интенсивное искрение, которое затем прекратилось. Убедившись в отсутствии очага пожара, экипаж продолжал набор высоты. Через 1 мин.25 сек. после отрыва при установке рычагов управления двигателями в положение номинального режима, двигатели № 3 и № 4 продолжали работать на взлетном режиме. Экипаж принял решение возвратиться на аэродром вылета.
    При заходе на посадку был зафлюгирован воздушный винт двигателя № 4, что позволило сбалансировать самолет по курсу и крену. Перед приземлением командир необоснованно установил рычаги управления двигателями в положение "земной малый газ", что привело к увеличению разворачивающего момента, так как взлетный режим двигателя № 3 не изменился. Самолет коснулся ВПП в районе посадочных знаков, отделился от ее поверхности, а при повторном приземлении ударялся правой консолью крыла о ВПП, загорелся и сошел на правую ВПП. Второй пилот и штурман получили травмы.
    Аварийно-спасательные и пожарные расчеты аэропорта не смогли ликвидировать пожар и самолет полностью сгорел.
    Причиной аварии самолета явились:
    - отказ системы управления двигателей № 3 и № 4 вследствие пережигания их тросов из-за короткого замыкания, вызванного посторонним предметом - скрученной проволокой;
    - ошибочные действия экипажа по управлению режимами работ двигателей, допущенные на заключительном этапе вынужденной посадки с несимметричной тягой вследствие недостаточной профессиональной подготовки экипажа, высокого психофизиологического напряжения экипажа и неопределенности ситуация при отсутствии рекомендаций в РЛЭ самолета Ан-12.
    Наиболее вероятно проволока была внесена на заводе № 412 ГА при ремонте, после которого самолет налетал 5 час. 41 мин.
    

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам управлений и производственных объединений, директорам заводов ГА до 01.11.89:
    1.1. обстоятельства и причины аварии самолета изучить с командным, летным и инженерно-техническим составом;
    1.2. разработать мероприятия по улучшению тактической подготовки рядового и командно-руководящего состава подразделений ВОХР, участвующих в тушении пожаров на воздушных судах и объектах ГА, предусмотрев оснащение современной пожарной техникой, оборудование площадок и теплодымокамер для тренировок, обеспечение огнетушащими средствами, спецодеждой, индивидуальными средствами связи.
    2. Начальнику ГУРАТ МГА до 01.10.89:
    2.1. согласовать с разработчиком дополнение к технологии ремонта самолета Ан-12 по установке хлорвиниловых прокладок между электрощитами и колодками их крепления;
    2.2. провести проверку запаса назначенного ресурса тросов управления на самолетах Ан-12 и принять согласованное решение.
    3. Начальнику ГУЗСАНТ МГА до 01.10.89:
    3.1. обеспечить контроль за оформлением Решения на выпуск бюллетеня по дополнительной защите электрошин T7203-1823, установленных в РК левых двигателей самолета Ан-12;
    3.2. потребовать от промышленности уточнения ВТУ-180-60 на монтаж тросовой проводки управления, конкретизировав величину зазоров относительно конструкции планера и электропроводки, и выдачи рекомендаций эксплуатационным и ремонтным предприятиям по обеспечению уточненной величины зазоров на самолетах Ан-12.
    4. Начальнику ГлавУЭАТ МГА до 01.10.89 внести в Регламент технического обслуживания самолета Ан-12 дополнение по осмотру электропроводки, тросов управления и зон потолочного пространства в районе РК левых двигателей.
    5. Начальникам ГлавУЛС МГА и ГосНИИ ГА до 01.05.90:
    5.1. дополнять главу РЛЭ самолетов с ТВД "Особые случаи полета" разделом по выполнению полета при отказе управления двигателями, работавшими на взлетном режиме;
    5.2. ввести в программу подготовки летного состава, эксплуатирующего самолеты с ТВД, раздел: "Действия экипажа при отказе управления двигателями, работающими на взлетном режиме" при прохождении ежеквартальной тренировки на тренажерах.
    6. Начальникам ГлавУВД МГА и ЦУЭРТОС ГА до 01.11.89 решить вопрос о введении дополнительной (звуковой) сигнализации контроля за расходом фотопленки фоторегистратора ФР-2.
    7. Начальникам ГлавНТУ и УРиОА МГА рассмотреть вопрос о включении в отраслевой заказ НИОКР на 1990-1991 гг. разработку методики и тактики тушения пожаров на грузовых самолетах и вертолетах и уточнения руководящих документов, регламентирующих порядок проведения аварийно-спасательных работ на воздушных судах.
    8. Начальнику ЦПДУ МГА дополнить пункт 4.6 РПАСОП ГА-86 требованием о выдаче информации при оповещении аварийно-спасательной команды об авиационном происшествии о количестве, характере и степени опасности груза на воздушном судне.
    9. Согласиться с мерами, принятыми к виновным в приказах начальника ГУРАТ МГА от 21.08.89 № 46 и начальника Уральского управления ГА от 28.06.89 № 138 (командиру Свердловского ОАО Скуратову С.Н., заместителю директора завода № 412 ГА по качеству ремонта Перову О.А. и начальнику ЛИС Автомонову Э.А. объявлен выговор, начальнику отдела движения управления Кузикову Б.В.и главному инженеру завода Ананьину А.В. строго указано, начальнику инспекции ВОХР управления Борисову Ю.А. объявлено замечание).
    10. Самолет Ан-12 № 12997 списать.
    11. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
    

    
    

Первый заместитель Министра

Б.Е. Панюков