Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008113.htm

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 июля 1999 года                           № 241


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ И ПРОДУКТОВ
ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
(с изменениями на 7 июля 2000 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:

    приказом Минтопэнерго России от 7 июля 2000 года N 39 (учтено определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года N КАС 00-184).

    ____________________________________________________________________


    В целях приведения нормативных актов Министерства в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации"*
________________

    * Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.4037.

    приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований (далее - Порядок).

    Настоящий Порядок вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Варнавского Б.П.).


Министр                            В.И.Калюжный



Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
22 июля 1999 года,
регистрационный N 1841



Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтопэнерго России
от 21 июля 1999 года № 241



ПОРЯДОК
проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований
(с изменениями на 7 июля 2000 года)



    1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федерального закона от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 года), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 года N 371 "О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов" и актами Правительства, регулирующими вопросы лицензирования деятельности в системе топливно-энергетического комплекса*; Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 938; Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 года N 60.
________________

    * Положение о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе и передвижных), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1995 года N 897; Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 394.

    2. В соответствии с действующим законодательством составными частями системы государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор России), объединяющими действующие в топливно-знергетическом комплексе надзорные организации и инспекции, являются и региональные госнефтеинспекции, в основную задачу которых входит выдача предусмотренных законодательством заключений от имени соответствующих управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

    В настоящем Порядке органы, осуществляющие указанную функцию, далее именуются государственные надзорные и контрольные органы.

    Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют контроль за рациональным и безопасным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов, сохранением их качества с целью предотвращения аварий, нарушения экологии, угрозы человеческих жертв и повреждений, а также эффективного использования энергетических ресурсов.

    3. Настоящий Порядок распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, а также на индивидуальных предпринимателей, далее именуемых "организациями".

    4. Обследования для осуществления указанного контроля производятся с целью:

    - проверки соблюдения соискателем соответствующей лицензии требований и условий, установленных для осуществления деятельности, указанной в лицензии, и выдачи заключений для получения лицензий в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;

    - проверки выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

    - осуществления энергетического надзора в области добычи, переработки, транспортировки, учета, хранения, реализации и потребления нефти и нефтепродуктов.

    4.1. Соискателем лицензий для получения заключения о соответствии его лицензионным требованиям и условиям в государственные надзорные и контрольные органы представляются следующие документы:

    - заявление о выдаче заключения установленной формы (приложение 1);

    - копии учредительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц или копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена у нотариуса) - для индивидуальных предпринимателей;

    - сведения о наличии емкостей и другого технологического оборудования (их основные характеристики), необходимого для осуществления лицензионной деятельности, а также документы, подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам технической, пожарной и экологической безопасности;

    - сведения о профессиональной подготовке работников, осуществляющих деятельность на лицензируемом объекте.

    Документы, представленные в государственные надзорные и контрольные органы для получения заключения, регистрируются в специальном журнале.

    Рассмотрение заявления предусматривает оценку полноты и достоверности, представленных материалов, проверку соответствия их законодательным актам, требованиям действующих стандартов и других нормативных и технических документов.

    Срок рассмотрения заявления не должен превышать одного месяца с момента его регистрации. При необходимости проведения дополнительной экспертизы этот срок увеличивается на 10 дней.

    Заключение (положительное или отрицательное) выдается заявителю в течение одной недели со дня принятия соответствующего решения государственных надзорных и контрольных органов (приложение 2).

    Основаниями для отрицательного заключения являются:

    - несоответствие представленных документов действующему законодательству;

    - наличие в документах недостоверной или искаженной информации;

    - несоответствие объекта лицензирования условиям, необходимым для осуществления указанного вида деятельности, что подтверждено актом обследования и заключением государственных надзорных и контрольных органов инспекции.

    4.2. При проведении обследований деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки и выдаче соответствующих заключений, государственные надзорные и контрольные органы инспекции проверяют соответствие следующим требованиям правил технической эксплуатации:

    - общие требования к нефтебазам (АЗС);

    - требования к территории нефтебаз (нефтескладов, АЗС), зданиям и сооружениям;

    - требования по сокращению потерь нефтепродуктов при их приеме, хранении и отпуске, техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;

    - документация;

    - требования к техническому состоянию резервуаров, технологического оборудования, трубопроводов и арматуры;

    - метрологическое обеспечение нефтебаз;

    - контроль качества и сбора отработанных нефтепродуктов;

    - основные требования к технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности;

    - учет нефтепродуктов;

    - охрана окружающей среды;

    - требования к профессиональному отбору, проверке знаний и инструктаж по технике безопасности;

    - оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.

    При проведении обследований деятельности по содержанию и эксплуатации АЗС (в том числе передвижных) проверяется:

    - общая организация работы при проведении обследования;

    - общие требования к АЗС;

    - требования к территории АЗС;

    - укомплектованность АЗС оборудованием и материалами;

    - наличие документации и порядка ее ведения;

    - техническое состояние резервуаров и технического оборудования;

    - техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;

    - техническое состояние трубопроводов и арматуры;

    - техническое состояние электрооборудования;

    - устройство и техническое состояние вентиляции;

    - организация контроля качества и сбора отработанных нефтепродуктов;

    - организация подготовки обслуживающего персонала и инструктажа по технике безопасности;

    - оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.

    Основными направлениями проверок являются следующие работы и операции:

    а) использование моторного топлива, предназначенного для работы автотракторной техники;

    б) использование горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов в нарушение государственных стандартов, технических условий, а также нормативных документов по эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;

    в) сверхнормативные потери при хранении, транспортировке, приеме и отпуске нефтересурсов;

    г) перерасход горюче-смазочных материалов сверх установленных норм в технологических процессах, при эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;

    д) сверхнормативное расходование моторного топлива автомобилями, предназначенными для работы на сжиженном нефтяном и сжатом природном газах;

    е) потери нефтересурсов из-за неудовлетворительного технического состояния и обслуживания трубопроводного транспорта, автотракторной техники, резервуарных парков и других сооружений;

    ж) потери в результате неполного слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, танкеров и других средств транспортировки;

    з) необоснованное использование жидкого резервного топлива вместо основного при эксплуатации топливопотребляющих объектов, техники и оборудования;

    и) потери от неудовлетворительного состояния измерительных средств и приборов, нарушений в ведении учета нефти, нефтяного сырья и нефтепродуктов;

    к) потери топливных нефтяных ресурсов, затраченных на производство бракованной продукции;

    л) потери из-за нерационального использования отработанных нефтепродуктов и нарушений установленного порядка их сбора и сдачи;

    м) потери из-за снижения качества нефти и нефтепродуктов в результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т.д.;

    н) потери нефтепродуктов или ухудшение их качества из-за невыполнения условий лицензирования деятельности, связанной с нефтепродуктами.

    4.3. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, а также осуществление энергетического надзора, проводятся не реже одного раза в год. При необходимости по решению государственных надзорных и контрольных органов могут быть проведены дополнительные проверки.

    При проведении обследований и проверок государственные надзорные и контрольные органы вправе получать необходимые заключения соответствующих подразделений Минтопэнерго России и других заинтересованных органов.

    По прибытии на место проверяющий предъявляет руководителю организации задание на проверку, знакомит с ее целями и задачами, уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.

    4.4. Проверка с целью осуществления энергонадзора проводится по следующим основным вопросам:

    - организация обеспечения нефтепродуктами и результаты их использования с составлением баланса поступления и расхода по всем направлениям;

    - нормирование расхода нефтепродуктов при эксплуатации автотранспортной техники, других машин и механизмов;

    - учет работы топливопотребляющей техники;

    - состояние бухгалтерского и первичного учета по вопросам использования нефтепродуктов, наличие сверхнормативных и аварийных потерь, правильность списания и расход горюче-смазочных материалов;

    - техническое состояние нефтескладского и заправочного оборудования с расчетом потерь нефтепродуктов из-за его неисправности;

    - организация контроля качества нефтепродуктов с проверкой паспортов качества, выявлением фактов смешения и порчи нефтепродуктов, проверкой работы лаборатории;

    - организация слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с выявлением недослитых железнодорожных цистерн и количества потерянных при этом нефтепродуктов;

    - работа автотранспортной техники, работающей на автобензине, дизельном топливе, сжатом и сжиженном газах, с расчетом непроизводительных потерь от неправильной ее эксплуатации, неудовлетворительного технического состояния и содержания;

    - использование котельно-печного топлива;

    - сбор и использование отработанных нефтепродуктов;

    - соблюдение условий, предусмотренных лицензией на деятельность с нефтепродуктами.

    4.5. Результаты каждой проверки оформляются актом. В акте должно быть отражено состояние дел по вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений. К акту прилагаются протоколы, справки, таблицы.

    Акт подписывается всеми участниками проверки, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения.

    Участники проверки, а также представители проверяемой организации, несогласные с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту.

    Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой организации, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.

    Акт проверки передается проверяемой организации, копии акта - государственным надзорным и контрольным органам, проводившим проверку, а также при необходимости соответствующему органу исполнительной власти, представителям организаций, участвовавшим в проверке, и в Госэнергонадзор Минтопэнерго России.

    В случае обнаружения изменения на обследуемом объекте условий его эксплуатации, связанных с нарушением действующих норм и правил технической, пожарной и экологической безопасности государственные надзорные и контрольные органы могут выдать предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений.

    Предписание, заверенное печатью проверяющего органа, направляется вместе с актом проверки.

    Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют контроль за выполнением организацией предписаний путем проведения дополнительных проверок.

    При невыполнении предписаний выданные ранее заключения аннулируются государственными надзорными и контрольными органами, которые в трехдневный срок со дня принятия такого решения либо другой срок, установленный действующим законодательством, информируют об этом соответствующий лицензионный орган для принятия соответствующих решений и лицензиата.

    Переоформление заключения производится в порядке, установленном для его получения.

    До переоформления заключения заявитель может осуществлять свою деятельность при условии обеспечения безопасности и безаварийности работы.

    При выявлении нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства, государственные надзорные и контрольные органы обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

    В этом случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии.

    5. При проведении обследований сотрудники государственных надзорных и контрольных органов вправе:

    - беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации и объекты, где производятся прием, хранение, отпуск, транспортировка и используется нефть, нефтяное сырье, нефтепродукты, в том числе отработанные масла;

    - требовать от руководителей проверяемых организаций обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе предоставления необходимых для работы документов, материалов и лабораторной базы, привлечения специалистов для проведения соответствующих анализов и измерений;

    - давать предписания об устранении нарушений законодательных и нормативных данных требований и условий по вопросам своей компетенции и устанавливать сроки устранения этих нарушений;

    При проведении обследований государственные надзорные и контрольные органы руководствуются методиками, утвержденными в установленном порядке.

    6. Действительными для получения лицензии и подтверждения соответствия лицензионным условиям являются только те заключения, которые получены организациями в соответствии с настоящим Порядком.

    7. Обследование зданий, сооружений, оборудования и иных технических средств, с помощью которых осуществляются лицензируемые виды деятельности, и выдача заключений государственными надзорными и контрольными органами на их соответствие действующим нормам и правилам для получения соответствующих лицензий или их продления проводятся по заявлениям соискателей лицензий или лицензиатов. Стоимость этих работ определяется договорами, заключаемыми в установленном порядке, в зависимости от объема работ и оформления документов.
    
    Ежегодные обследования организаций на подтверждение соответствия объектов действующим нормам и правилам технической эксплуатации осуществляются надзорными и контрольными органами по согласованию с этими организациями в установленном порядке.
    
    Осуществление энергетического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов в части рационального и эффективного использования нефти и нефтепродуктов, а также проверки выполнения лицензиатами лицензионных требований и условий проводятся государственными надзорными и контрольными органами за счет средств, выделяемых на их содержание, в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2000 года приказом Минтопэнерго России от 7 июля 2000 года N 39).

    8. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Порядком, осуществляется отделом нефтяной и газовой инспекции Госэнергонадзора Минтопэнерго России.

    9. Государственные надзорные и контрольные органы при организации и осуществлении лицензионной деятельности, в том числе при выдаче заключений в установленном порядке, координируют свою работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    10. Спорные вопросы по решениям руководителей государственных надзорных и контрольных органов рассматриваются руководителем Госэнергонадзора Минтопэнерго России, а по его решениям Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

    В случае несогласия соискателя лицензии или лицензиата с принятыми решениями они могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.
    

    

Приложение 1
к Порядку


    

Регистрационный N ________________

В_______________________________________
(наименование органа Госнефтеинспекции
или территориального Управления
Госэнергонадзора Минтопэнерго России)

Дата регистрации __________________

 

    

ЗАЯВЛЕНИЕ

Заявитель ______________________________________________________________________________
                      (для юридических лиц - наименование и организационная форма, для
______________________________________________________________________________
индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные)

______________________________________________________________________________
просит выдать заключение на ____________________________________________________________

(вид деятельности)

______________________________________________________________________________


    Почтовый   адрес   заявителя   и   местоположение   лицензируемого объекта

______________________________________________________________________________
    

телефон ___________, телефакс__________________
    
    К заявлению прилагаются документы согласно пункту 4.1 Порядка

    1. ______________________________________________________________________________
    
    2. ______________________________________________________________________________
    
    3. ______________________________________________________________________________
    
    4. ______________________________________________________________________________
    
    

    Дата

Личная подпись
заявителя

    
    


Приложение 2
к Порядку



Регистрационный N_______________
Дата выдачи________


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Госнефтеинспекции (территориального Управления Госэнергонадзора)
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации


    
    Рассмотрев на основании заявления ____________________________________________________
                                                                              (регистрационный номер, дата регистрации)
___________________________________________________________________________________

документы заявителя и другие материалы по вопросам лицензионной деятельности
 ___________________________________________________________________________________

(наименование вида деятельности, работ, услуг)

___________________________________________________________________________________,
Госнефтеинспекция (территориальное Управление Госэнергонадзора) считает, что
___________________________________________________________________________________

(наименование  юридического  лица  или  индивидуального  предпринимателя,

___________________________________________________________________________________

его паспортные данные)

(не) имеет возможность(и) выполнять ____________________________________________________
                                                                           (наименование вида деятельности,
___________________________________________________________________________________

работ, услуг)

(из-за не) при соблюдении(я) следующих условий

___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________



Руководитель_______________________________________               

                (Госнефтеинспекции или территориального
                Управления Госэнергонадзора)

(подпись)
печать