ГОСТ 1667-68
Группа Б13
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВО МОТОРНОЕ
ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ И МАЛООБОРОТНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Технические условия
Motor fuel for medium and low speed diesel engines.
Specifications
МКС 75.160.20
ОКП 02 5221 0100
Дата введения 1968-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Т.X.Мелик-Ахназаров, канд. техн. наук; В.В.Булатников, канд. техн. наук (руководители темы); П.С.Дейнеко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 01.02.68
Изменение N 5 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.11.98)
Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС N 3085
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 8217-87 в части марок F-RMA 10 и F-RMF 25
4. ВЗАМЕН ГОСТ 1667-51
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, |
Номер пункта |
3 | |
3 | |
3 | |
ГОСТ 1437-75 |
3 |
6.1 | |
3 | |
3 | |
4.2; 5.1 | |
3 | |
3 | |
3 | |
3 | |
3 | |
3 | |
3 | |
3 |
6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
7. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 2, 3, 4, 5, утвержденными в сентябре 1978 г., феврале 1981 г., декабре 1988 г., марте 1999 г. (ИУС 10-79*, 4-81, 4-89, 6-99)
___________________
* Ошибка оригинала. Следует читать ИУС 10-78 (Указатель "Государственные стандарты" 2004 год). - Примечание .
1. Настоящий стандарт распространяется на топливо для среднеоборотных и малооборотных дизелей, получаемое из продуктов переработки нефтей.
Допускаются депрессорные присадки, допущенные к применению в установленном порядке.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в п.3, разд.4 и 5.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
2. В зависимости от качественных показателей устанавливаются следующие марки моторного топлива:
ДТ - применяется для среднеоборотных и малооборотных дизелей;
ДМ - применяется для судовых малооборотных дизелей.
3. Моторное топливо должно соответствовать нормам, указанным в таблице.
Наименование |
Норма для марки |
Метод | |||
|
ДТ высший сорт |
ДТ первый |
ДМ |
| |
1. Плотность при 20 °С, г/см, не более |
0,930 |
0,930 |
0,970 |
||
2. Фракционный состав: |
|
|
|
| |
до 250 °С перегоняется, %, не более |
15 |
15 |
10 |
||
3. Вязкость при 50 °С: |
|
|
|
| |
а) кинематическая, м/с (сСт), не более |
20·10(20) |
36·10(36) |
130·10(130) |
||
б) соответствующая ей условная в градусах, не более |
2,95 |
5,0 |
17,4 |
||
4. Коксуемость, %, не более |
3,0 |
3,0 |
9,0 |
||
5. Зольность, %, не более |
0,02 |
0,04 |
0,06 |
||
6. Массовая доля серы, %, не более: |
|
|
|
| |
а) в малосернистом топливе |
0,5 |
0,5 |
- |
ГОСТ 1431 | |
7. Содержание сероводорода |
Отсутствие |
||||
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
||||
9. Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
||
10. Массовая доля воды, %, не более |
0,1 |
0,5 |
0,5 |
||
11. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже |
70 |
65 |
85 |
||
12. Температура застывания, °С, не выше |
Минус 5 |
Минус 5 |
10 |
||
13. Массовая доля ванадия, %, не более |
0,01 |
0,015 |
0,01 |
Примечания:
1. В топливе для среднеоборотных и малооборотных дизелей, транспортировавшемся морскими или речными судами, допускается содержание воды не более 2%.
2. Допускается поставка потребителям топлива марки ДТ в период с мая по сентябрь в южных районах с температурой застывания не выше 10 °С.
3. Допускается поставка топлива марки ДТ, вырабатывемого из сернистых нефтей, с содержанием серы не более 2% и коксуемостью не более 4%.
4. Допускается поставка потребителям, кроме организаций Министерства морского флота, топлива марки ДМ с температурой застывания не выше +20 °С.
5. Норма по показателю "Температура застывания" гарантируется предприятием-изготовителем в течение одного месяца со дня выпуска продукта.
6. Марка топлива указывается в заказе.
7. На моторное топливо марки ДТ высшего сорта примечания 2 и 3 не распространяются.
8. (Исключено, Изм. N 4).
9. При применении в дизелях моторного топлива с содержанием серы более 0,5% одновременно должно применяться дизельное (моторное) масло с соответствующими присадками.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 4).
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Топливо для среднеоборотных и малооборотных дизелей принимают партиями.
Партией считают любое количество моторного топлива, однородного по своим показателям качества и оформленного одним документом о качестве.
4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.
4.3. Содержание ванадия определяется периодически, не реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4.4. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
Разд.4. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Пробы моторного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Для контрольной пробы берут 2 дм топлива.
Разд.5. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие моторного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
7.2. Гарантийный срок хранения моторного топлива всех марок - пять лет со дня изготовления топлива.
7.3. (Исключен, Изм. N 4).
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
8.1. Моторное топливо представляет собой горючую жидкость.
8.2. Температура самовоспламенения моторного топлива 350-370 °С; температура вспышки 110 °С; температурные пределы воспламенения: нижний 91-99 °С, верхний 137-155 °С.
8.3. Взрывоопасная концентрация паров моторного топлива в смеси с воздухом составляет 2-3%, предельно допустимая концентрация углеводородов в воздухе производственных помещений 300 мг/м.
8.4. В помещениях для хранения и использования моторного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывопожаробезопасном исполнении.
При работе с моторным топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударах искру.
8.5. При загорании моторного топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
8.6. При разливе моторного топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
8.7. Моторное топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.
При работе с моторным топливом следует применять индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным в установленном порядке.
8.8. Помещения, в которых проводятся работы с моторным топливом, должны быть снабжены надежной вентиляцией.
8.9. При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности и применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
Разд.8. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Топлива. Технические условия:
Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003