ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ
Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря
РЕКОМЕНДАЦИЯ 20/2
Разрешенные к использованию пестициды (для защиты растений)
на территории водосбора Балтийского моря
Принята 23.04.99
в соответствии со Статьей 13, Параграф b)
Хельсинкской Конвенции 1974 г.
КОМИССИЯ,
РУКОВОДСТВУЯСЬ Статьей 2 Конвенции по защите морской окружающей среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкской Конвенции), в которой "загрязнение от наземных источников" определено как загрязнение моря, вызванное сбросами с суши и поступающими в море от всех источников загрязнений, точечных и рассредоточенных, с водами рек, воздушными потоками или непосредственно с побережья,
НАПОМИНАЯ Параграф 1 Статьи 6 Хельсинкской Конвенции, в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны обязуются предотвращать и ограничивать загрязнение района Балтийского моря от наземных источников, используя, кроме всего прочего, наилучшую природоохранную практику для всех источников и наилучшую имеющуюся технологию для точечных источников,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ также Статью 3 Хельсинкской Конвенции, в соответствии с которой Договаривающиеся Стороны должны индивидуально или совместно принимать все соответствующие законодательные, административные или другие приемлемые меры для предотвращения и прекращения сброса загрязнений, с целью обеспечения экологического возрождения района Балтийского моря,
НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ Приложение I, Часть 3 Конвенции, в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны должны стремиться к минимизации использования, а там, где это возможно, запретить использование веществ, перечисленных в Приложении I, Часть 3, в качестве пестицидов в районе Балтийского моря и на его водосборных территориях,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ Министерскую Декларацию 1988 года и Декларацию Балтийского моря 1990, призывающих, в числе прочего, к устойчивому снижению нагрузки загрязнений, наиболее вредных для экосистемы Балтийского моря,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ Министерское Коммюнике 1998 г., призывающее выполнить Рекомендацию 19/5, касающуюся задач ХЕЛКОМ относительно вредных веществ,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ Рекомендацию ХЕЛКОМ 13/13 "Пестициды, разрешенные для использования на водосборе Балтийского моря", параграфы a), b), c), d), e), f)*, относящиеся к основным требованиям для разрешения использования и регистрации пестицидов, выполненным в 1997 г., как представлено в Приложении 2 к данной Рекомендации,
_____________
* Рекомендация ХЕЛКОМ 13/13 не применяется. - Примечание .
ЖЕЛАЯ ДАЛЕЕ ограничить потенциальный риск от воздействия пестицидов в районе Балтийского моря,
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон гарантировать, что пестициды, обозначенные как проблематичные, в соответствии с Критерием, содержащемся в Приложении I, не будут разрешены для использования на водосборе Балтийского моря, и начать применять этот критерий не позднее 2003 года,
РЕКОМЕНДУЕТ ТАКЖЕ ежегодно публиковать национальный регистр разрешенных к использованию пестицидов,
РЕШИЛА, что Технологический Комитет будет вносить соответствующие поправки в перечень запрещенных пестицидов в районе Балтийского моря и на его водосборе (Приложение I, Часть 2 и 3 Хельсинкской Конвенции 1992 г.),
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ Договаривающимся Сторонам представлять отчеты через каждые три года, начиная с 2003 г.
Приложение 1
Критерии для идентификации проблематичных пестицидов
("продукция для защиты растений"), используемых
на водосборной территории Балтийского моря
1. Введение
Для того, чтобы охватить потенциальные проблемы морской окружающей среды, вызываемые использованием продукции, предназначенной для защиты растений, на водосборе Балтийского моря, была разработана основа критерия для разрешения использования пестицидов на основе Рекомендации ХЕЛКОМ 13/13*.
_____________
* Рекомендация ХЕЛКОМ 13/13 не применяется. - Примечание .
2. Утечки из точечных источников
Утечки от точечных источников могут возникнуть во время производства средств, предназначенных для защиты растений, или от других точечных источников, например от станций очистки сточных вод, или от непосредственных сбросов ферм, в результате переполнения или очистки емкостей, что вносит свой вклад в общую нагрузку.
3. Утечки от рассредоточенных источников
3.1. Наилучшая природоохранная практика (ВЕР)
Меры, направленные на снижение загрязнений от средств, предназначенных для защиты растений, первоначально были представлены в Рекомендации ХЕЛКОМ 8/2, а затем в Рекомендации 16/11, которая заменила Рекомендацию 8/2. Соблюдение наилучшей природоохранной практики вносит существенный вклад для успешного снижения сбросов.
3.2. Извещение
Основные критерии для извещения о средствах, предназначенных для защиты растений в районе Балтийского моря, были разработаны в соответствии с Рекомендацией 13/13 (параграф с)*, принятой в 1992 г.
_____________
* Рекомендация ХЕЛКОМ 13/13 не применяется. - Примечание .
4. Критерий для идентификации проблематичных пестицидов
Критерий для идентификации пестицидов, которые могут действовать как вредные вещества в морской окружающей среде, может включать вещества или группу веществ, которые:
(i) представляют угрозу водной среде вследствие своих вредных свойств;
(ii) которые показывают симптомы риска для морской окружающей среды или могут угрожать здоровью человека через потребление пищи прямо или косвенно из морской среды;
(iii) обнаружены в одном или более разделов территории действия Конвенции;
(iv) достигают или могут достичь морской окружающей среды, например, от различных источников и различными путями;
Необходимо гарантировать, что средства, предназначенные для защиты растений, которые используются на водосборе Балтийского моря, полностью соответствует требованиям Директивы ЕС 91/414/14 ЕС и Приложению VI "Единые принципы для оценки и санкционирования продукции для защиты растений", принятой Европейским Советом 97/57/ЕС. В Главе С "Решение - Работа", Приложения VI описаны основные и специальные принципы.
5. Участь и распределение в окружающей среде
Соответствующие параграфы в Приложении VI гласят следующее:
5.1. Не должно выдаваться разрешение в тех случаях, если активное вещество, с токсикологической, экотоксикологической или экологической точек зрения, а также продукты распада или реакции, после использования средств для защиты растений при предполагаемых условиях использования:
- в период испытания на полях присутствуют в почве более одного года (например, DT>1 года и DT более 3 месяцев), или
- в период лабораторных испытаний образуются неспособные к экстракции остатки в количестве, превышающем 70% от первоначальной дозы после истечения 100 дней, и уровнем минерализации менее 5% в течение 100 дней,
За исключением, если научно доказано, в соответствии с требованиями, приведенными ниже в параграфе 5.2 и 6 в Приложении 1, параграф 1 данного документа, что активное вещество в полевых условиях не аккумулируется в почве до таких уровней, что неприемлемые остатки проявятся в последующих урожаях и/или что не проявится неприемлемое фитотоксическое воздействие на последующие урожаи и/или неприемлемое воздействие на окружающую среду.
5.2. Не должно выдаваться разрешение в тех случаях, если можно ожидать, что концентрация активного вещества или продуктов метаболизма, распада или реакции в подземных водах в результате использования средств для защиты растений в предполагаемых условиях превысит нижеследующие значения:
- максимально допустимая концентрация (МДК) не должна превышать для веществ, рассматриваемых раздельно: 0,1г/л и, как общее значение, 0,5 г/л, в зависимости от качества воды и дальнейшего ее использования потребителем, или
- концентрация корреспондируется к 0,1 приемлемого ежедневного потребления, за исключением, если научно обосновано, что в соответствующих полевых условиях нижний уровень концентрации не превышается.
6. Воздействие на нецелевые виды
6.1. В тех случаях, когда есть вероятность, что птицы и прочие нецелевые позвоночные обитатели подвергаются воздействию, разрешение не должно выдаваться, если:
- Уровень острой и краткосрочной токсичности/воздействия на птиц и других не целевых позвоночных обитателей менее 10 от базы LD или уровень долгосрочной токсичности/воздействия менее 5, за исключением, если четко установлено, посредством соответствующей оценки риска, что в полевых условиях не возникает неприемлемое воздействие при использовании средств, предназначенных для защиты растений, в соответствии с предложенными условиями использования;
- Фактор биоконцентрации (ФБК, относящийся к жировым тканям) становится более 1, за исключением, если научно обосновано, посредством соответствующей оценки риска, что в полевых условиях не возникает неприемлемое воздействие - прямо или косвенно - при использовании средств для защиты растений, в соответствии с предложенными условиями использования.
6.2. В тех случаях, когда имеется возможность воздействия на морские организмы, не должно выдаваться разрешение, если:
- Уровень токсичности/воздействия на рыб и дафний ниже 100 для острого воздействия и ниже 10 для долгосрочного воздействия, или
- Уровень торможения/воздействия на рост водорослей ниже 10, или
- Максимальный фактор биоконцентрации (МФК) выше 1 000 для средств, предназначенных для защиты растений, содержащих активные вещества, которые легко биодеградабельны, или 100 для веществ не биодеградабельных,
За исключением, если точно установлено, посредством соответствующей оценки риска, что в полевых условиях не возникает неприемлемое воздействие на жизнеспособность подвергаемых видов (хищников) - прямо или косвенно - при использовании средств для защиты растений, в соответствии с условиями использования, согласно Приложению 1, параграфы 2, 3, 4 и 5.
Дополнение 1 / Приложение 1
Выдержки из Приложения VI к Директиве 91/414/ЕС,
касающейся размещения средств для защиты растений на рынке торговли
Глава С, Решение-Работа, ре L265 / 106ff;
1. Разрешение не должно выдаваться в том случае, если предполагается, что активные вещества или продукты метаболизма, распада, или химической реакции в поверхностных водах после использования средств для защиты растений:
- в поверхностных водах в районе, предусмотренном для использования, или вытекающих из этого района, предполагаемых для отвода на питьевое водоснабжение, превышают значения, твердо установленные Директивой Совета 75 / 440 / ЕС от 16 июня 1975 г. и поправками к Директивам, относительно требований к качеству поверхностной воды, предполагаемой для отвода на питьевое водоснабжение, в странах ЕС, или
- оказывают неприемлемое воздействие на нецелевые виды, включая животных, нарушая требования, представленные в пункте 6 - воздействие на нецелевые виды.
Инструкции по использованию средств для защиты растений и по очистке применяемого оборудования, должны быть такими, чтобы вероятность аварийных загрязнений поверхностных вод была бы сведена к минимуму.
(Текст соответствует Директиве ЕС 91/414/ЕС, Параграф 2.5.1.3)
2. Разрешение не должно выдаваться, когда существует вероятность того, что воздействию могут быть подвержены пчелы, если количество вредных оральных контактов превышает 50, за исключением, если точно установлено, посредством соответствующей оценки риска, что в полевых условиях отсутствует неприемлемое воздействие на личинки пчел, их поведение или выживаемость пчелиных семей и их развитие, после использования средств для защиты растений, в соответствии предложенными условиями использования.
(Текст соответствует Директиве ЕС 91/414ЕС, Параграф 2.5.2.3)
3. Разрешение не должно выдаваться, когда существует вероятность того, что воздействию могут быть подвержены прочие членистоногие, кроме пчел, если более 30% тестируемых организмов подвергается летальному и сублетальному исходу при максимально допустимом уровне, за исключением, если точно установлено, посредством соответствующей оценки риска, что в полевых условиях отсутствует неприемлемое воздействие на данные организмы, после использования средств для защиты растений, в соответствии предложенными условиями использования. Любые требования для селективности и предложения для использования в интегрированных системах управления борьбы с сельскохозяйственными вредителями должны опираться на соответствующие данные.
(Текст соответствует Директиве ЕС 91/414ЕС, Параграф 2.5.2.4)
4. Разрешение не должно выдаваться, когда существует вероятность того, что уровень острой токсичности/воздействия на червей менее 10 или уровень долгосрочной токсичности/воздействия менее 5, за исключением, если точно установлено, посредством соответствующей оценки риска, что в полевых условиях популяции червей не подвергаются риску после использования средств для защиты растений, в соответствии с предложенными условиями использования.
(Текст соответствует Директиве ЕС 91/414 ЕС, Параграф 2.5.2.5)
5. Разрешение не должно выдаваться, если существует вероятность воздействия на не целевые микроорганизмы почвы, если в лабораторных испытаниях процессам азотной и углеродной минерализации подвергаются более 25% по истечении 50 дней, за исключением, если точно установлено, посредством соответствующей оценки риска, что в полевых условиях микробиологическая активность не подвергается неприемлемому воздействию после использования средств для защиты растений, в соответствии с предложенными условиями использования, принимая во внимание способность микроорганизмов к размножению.
(Текст соответствует Директиве ЕС 91/414ЕС, Параграф 2.5.2.6)
Приложение 2
Цитата из рекомендации ХЕЛКОМ 13/13
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон предпринять следующие меры для того, чтобы уменьшить риск загрязнения пестицидами, которые, как подразумевается, включают акарициды, фунгициды, гербициды, инсектициды, моллюскоциды, нематоциды, родентициды, используемые в сельском хозяйстве, лесоводстве и садоводстве как средства для опрыскивания растений и предохранительные средства против гниения древесины:
a) пестициды не должны продаваться, импортироваться и использоваться, пока не будет выдано разрешение уполномоченными органами;
b) не должны быть включены в официальный реестр вещества и продукция, которые признаны особенно опасными для здоровья и особенно вредными для окружающей среды при использовании, при обращении с ними и хранении, либо по результатам предварительного изучения, исследований и опыта;
c) основные критерии для разрешения использования пестицидов на территории Балтийского моря должны быть разработаны в течение двух лет;
d) пересмотр реестра пестицидов должен проводиться регулярно, в соответствии с разработанными критериями;
e) ежегодно должны публиковаться национальные списки разрешенных к использованию пестицидов;
f) "запрещенные пестициды" не должны использоваться. "Запрещенные пестициды" - означают пестициды, которые в силу причин негативного воздействия на здоровье и природу не могут быть разрешены в качестве средства для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, что должно быть регламентировано Правительственным Законом. Список запрещенных пестицидов помещен в дополнении.
Дополнение к Рекомендации 13/13.
Перечень веществ, запрещенных к использованию в качестве пестицидов
|
Номер по международной классификации |
Акрилонитрил |
107131 |
Альдрин |
309002 |
Арамит |
140578 |
Соединения кадмия |
- |
Хлордан |
57749 |
Хлордекон |
143500 |
Хлордимеформ |
6164983 |
Хлороформ |
67663 |
ДДТ |
50293 |
1,2-дибромэтан |
106934 |
Диэльдрин |
60571 |
Эндрин |
72208 |
Фторуксусная к-та и ее производные |
7664393, 144490 |
Гептахлор |
76448 |
Изобензан |
297789 |
Изодрин |
465736 |
Келеван |
4234791 |
Соединения свинца |
- |
Соединения ртути |
- |
Морфамкват |
4636833 |
Нитрофен |
1836755 |
Пентахлорфенол |
87865 |
Полихлорированные терпены |
8001501 |
Квинтоцен |
82688 |
Соединения селена |
- |
2,4,5-Т |
93765 |
Токсафен |
8001352 |
Формат отчетности к Рекомендации ХЕЛКОМ 20/2
Разрешенные к использованию пестициды (для защиты растений)
на территории водосбора Балтийского моря
1 |
Страна |
|
Год |
| |
2 |
Количество пестицидов, произведенных за последние 3 года (кг активного вещества) |
| |||
|
Фунгициды |
| |||
|
Гербициды |
| |||
|
Инсектициды ( вкл. акарициды и моллюскициды) |
| |||
|
Регуляторы роста растений |
| |||
|
Репелленты |
| |||
|
Дезинфицирующие средства для почвы |
| |||
|
Прочие |
| |||
|
Всего: |
| |||
3 |
Количество пестицидов, проданных за год в течение последних 3 лет |
| |||
|
Фунгициды |
| |||
|
Гербициды |
| |||
|
Инсектициды ( вкл. акарициды и моллюскициды) |
| |||
|
Регуляторы роста растений |
| |||
|
Репелленты |
| |||
|
Дезинфицирующие средства для почвы |
| |||
|
Прочие |
| |||
|
Всего: |
| |||
4 |
Площадь сельскохозяйственной территории: |
| |||
|
Сельское хозяйство |
| |||
|
Фруктовые сады |
| |||
|
Пейзажное садоводство/оранжереи |
| |||
5 |
Площадь лесных массивов: |
| |||
|
Перечень разрешенных активных веществ, содержащихся в продукции, предназначенной для защиты растений |
| |||
|
Активное вещество(а) |
| |||
|
Область использования (фунгициды, гербициды, инсектициды и пр.) |
| |||
|
Способ применения для каждого активного вещества (кг активного вещества для каждого способа применения в год за последние 3 года) |
| |||
|
Перечень активных веществ, содержащихся в изъятой продукции, предназначенной для защиты растений (напр. по экологическим, коммерческим причинам) |
| |||
|
Активное вещество(а) |
| |||
|
Область применения |
| |||
|
Причины изъятия |
| |||
|
Перечень "запрещенных" активных веществ, содержащихся в продукции, предназначенной для защиты растений |
| |||
|
Активное вещество(а) |
| |||
|
Область применения |
| |||
|
Причины для "запрета" |
| |||
|
Как часто происходит пересмотр реестра пестицидов ? |
|
Укажите методы, применяемые на государственном уровне, для ввода в действие данной Рекомендации:
- через общие рекомендации в национальном законодательстве.
- через принятие специальных поправок к существующему национальному законодательству.
- путем принятия административных или иных мер. Пожалуйста, укажите, каких.
- укажите возможные проблемы, появившиеся в процессе ввода в действие Рекомендации на национальном уровне:
Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002