ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 октября 2006 года N 10089/06
[Суд передал в Президиум Высшего Арбитражного Суда дело о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в части возложения на общество обязанности разработать и представить на согласование проект санитарно-защитной зоны для пересмотра в порядке надзора, т.к. акт, составленный по результатам проведения мероприятий по контролю АЗС, иные документы, имеющиеся в материалах дела, не содержат данные, позволяющие отнести АЗС к предприятиям и сооружениям, на которых проводится реконструкция или техническое перевооружение]
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юхнея М.Ф., судей Андреева Е.И., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" о пересмотре в порядке надзора решения от 15.11.2005, постановления апелляционной инстанции от 17.01.2006 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-6580/05-13 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.05.2006 по тому же делу, установила следующее:
Открытое акционерное общество "Рязаньнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - управление) от 30.05.2005 N 835 в части возложения на общество обязанности разработать и представить на согласование в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны автозаправочной станции, расположенной по адресу: город Тамбов, улица Астраханская, 39в (далее - АЗС), предусмотрев очередность и сроки отселения жильцов из жилого дома по улице Астраханская, 39, как попадающего в границы 50-метровой санитарно-защитной зоны, в срок до 01.09.2005.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2006 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 10.05.2006 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы указанного дела, судебная коллегия усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки управлением составлен акт от 24.05.2005 и вынесено предписание от 30.05.2005 N 835, пунктом 2 которого обществу до 01.09.2005 предписано разработать и представить на согласование в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны АЗС, предусмотрев очередность и сроки отселения жильцов из жилого дома по ул.Астраханская, 39, как попадающего в границы 50-метровой санитарно-защитной зоны.
Считая предписание в указанной части недействительным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суды сделали вывод о законности предписания в оспариваемой части и обязательности его выполнения для общества, сославшись на требования, установленные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.03.2003 и введенными в действие 15.06.2003.
Между тем суды не учли следующее.
На момент ввода АЗС в эксплуатацию действовали строительные нормы и правила "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*", введенные в действие с 01.01.90, и "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00", введенные в действие с 01.10.2000, в соответствии с которыми расстояние от автозаправочных станций до жилых домов должно составлять 50 метров (пункты 2.12, 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00, пункт 6.42 СНиП 2.07.01-89*). Данными нормативно-правовыми актами также предусматривалась возможность уменьшения размеров санитарно-защитной зоны и в соответствии с пунктом 6.42 СНиП 2.07.01-89* ее можно было сокращать до 25 метрам.
Как следует из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 14.05.2001 по проекту АЗС, утвержденного приказом Комитета природных ресурсов по Тамбовской области от 15.05.2001 N 404, фактическое расстояние от АЗС до жилого дома по ул.Астраханская, 39 составляет 35 метров. С учетом указанных нормативных положений санитарно-защитная зона АЗС была принята равной 25 метров.
В заключении по проекту АЗС экспертная комиссия признала допустимым представленное в проекте влияние на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации АЗС и рекомендовала этот проект к реализации.
Актом приемочной комиссии от 16.11.2001, утвержденным постановлением мэра города Тамбова от 20.11.2001, эксплуатация АЗС была разрешена.
Таким образом, на момент ввода АЗС в эксплуатацию подтверждено соответствие ее санитарно-защитной зоны предъявляемым требованиям.
На день проведения проверки общества СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 утратили силу.
Согласно пунктам 2.12, 4.4 и 2.19 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" 2003 года санитарно-защитная зона автозаправочных станций для легкового автотранспорта, оборудованных системой закольцовки паров бензина, автогазозаправочные станции с компрессорами внутри помещения с количеством заправок не более 500 м/сутки без объектов технического обслуживания автомобилей должна составлять 50 метров, но может быть снижена. Минимальный размер санитарно-защитной зоны по-прежнему определяется СНиП 2.07.01-89*, которые допускают уменьшение данной зоны до 25 метров.
Таким образом, санитарно-защитная зона АЗС, составляющая по проекту 2001 года 25 метров, соответствует как утратившим силу, так и действующим санитарным нормам и правилам, касающимся ширины санитарно-защитных зон.
Судами также не учтено положение пункта 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, из которого следует, что мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости, должны быть предусмотрены в предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений.
Акт, составленный по результатам проведения мероприятий по контролю АЗС, иные документы, имеющиеся в материалах дела, не содержат данные, позволяющие отнести АЗС к предприятиям и сооружениям, на которых проводится реконструкция или техническое перевооружение.
Следовательно, возложение на общество обязанности предусмотреть в проекте санитарно-защитной зоны очередность и сроки отселения жильцов из жилого дома по улице Астраханская, 39 является незаконным.
Кроме того, положением о Территориальном управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 января 2005 года N 64, а также иными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не предусмотрено полномочий данного государственного органа выносить предписания, возлагающие на юридические и физические лица обязанность по обеспечению переселения жильцов домов (квартир).
При таких обстоятельствах следует признать, что принятые по делу судебные акты не соответствуют закону и нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что согласно пункту 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия предлагает вышеуказанные судебные акты отменить, заявление открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области от 30.05.2005 N 835 в части возложения на общество обязанности разработать и представить на согласование в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны автозаправочной станции, расположенной по адресу: город Тамбов, улица Астраханская, 39в, предусмотрев очередность и сроки отселения жильцов из жилого дома по улице Астраханская, 39, как попадающего в границы 50-метровой санитарно-защитной зоны в срок до 01.09.2005, удовлетворить.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А64-6580/05-13 Арбитражного суда Тамбовской области для пересмотра в порядке надзора решения от 15.11.2005, постановления апелляционной инстанции от 17.01.2006 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N A64-6580/05-13 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.05.2006 по данному делу.
2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 15 ноября 2006 года.
Председательствующий судья
М.Ф.Юхней
Судья
Е.И.Андреев
Судья
А.И.Чистяков
Текст документа сверен по:
официальный сайт
Высшего Арбитражного Суда РФ
www.arbitr.ru
по состоянию на 18.01.2007