Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780804212.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2001 г. № Ф08-3991/2001-1287А

Дело N А15-887/2001-1

[У таможенного органа отсутствовали основания требовать от ЗАО уплаты таможенных платежей (налога на добавленную стоимость), так как до 01.07.2001 при ввозе на территорию Российской Федерации товаров с
территории Азербайджанской Республики налог на добавленную стоимость
таможенными органами России не взимается]
(Извлечение)


    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  при участии в судебном заседании представителя ЗАО "Вино-коньячный завод "Избербашский", в отсутствие представителей Дагестанской таможни, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление за N 1183 и отзыв от 06.11.2001 N 03-23/7394 с заявлением о рассмотрении жалобы без участия представителя таможни имеются в деле), рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 09.08.2001 и постановление от 05.10.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-887/2001-1, установил следующее.
    
    Решением арбитражного суда отказано в иске закрытому акционерному обществу "Вино-коньячный завод "Избербашский" (далее - ЗАО "ВКЗ "Избербашский") о признании недействительным требования Дагестанской таможни от 24.05.2001 N 4 об уплате 5 738 790 рублей 40 копеек налога на добавленную стоимость на товар, ввезенный на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики по грузовой таможенной декларации N 90601/07052001/0000298.
    
    Апелляционной инстанцией решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе на решение и постановление арбитражного  суда ЗАО "ВКЗ "Избербашский" просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права и удовлетворить иск, признав недействительным решение Дагестанской таможни от 24.05.2001 N  4 о взыскании налога на добавленную стоимость на товар (коньячный спирт), поступивший в адрес истца из Азербайджанской Республики по грузовой таможенной декларации N 90601/07052001/0000298. По мнению заявителя жалобы, в силу статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.
       
    В отзыве на жалобу Дагестанская таможня просит отклонить кассационную жалобу, так как отношения по уплате НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 01.04.2001 регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", ратифицированным Федеральным законом Российской Федерации от 24.03.2001 N 31-ФЗ.
    

    Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение и постановление арбитражного суда подлежащими отмене по следующим основаниям.
    
    Как видно из материалов дела, ЗАО "ВКЗ "Избербашский" в мае  2001 года по грузовой таможенной декларации N 90601/07052001/0000298 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации с территории Азербайджанской Республики товар (коньячный спирт). Выпуск товара в свободное обращение разрешен Дагестанской таможней 11.05.2001 без каких-либо условий и ограничений. Требование об уплате НДС таможенным органом также не заявлялось.
    
    24.05.2001 Дагестанской таможней в адрес ЗАО "ВКЗ "Избербашский" выставлено требование N 4 об уплате задолженности по таможенным платежам (налога на добавленную стоимость) в сумме 5 738  790 рублей 40 копеек по товару, ввезенному на таможенную территорию Российской Федерации по вышеуказанной грузовой таможенной декларации.
    
    Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из того, что отношения по уплате НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 01.04.2001 регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", ратифицированным Федеральным законом Российской Федерации от  24.03.2001 N 31-ФЗ. Следовательно, истец обязан уплатить НДС при ввозе товаров после 01.04.2001, а не с 01.07.2001, как предусмотрено статьей  13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
    
    Судом не учтено следующее. Отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", статьей 13 (частью 2) Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N  118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
    
    Вышеуказанное межправительственное Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" устанавливает принцип взимания косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.
    
    В статье 4 Соглашения установлен принцип налогообложения при ввозе товаров, в соответствии с которым товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.
    
    В спорный период отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались с статьей 13 (частью 2) Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
    
    Следует отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 24.03.2001 N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" внесены изменения в часть 2 вышеуказанной статьи 13 Федерального закона.
    
    Федеральный закон от 24.03.2001 N 33-ФЗ вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 26.03.2001; Парламентская газета, N 56, 27.03.2001; Российская газета, N 61, 28.03.2001).
    
    Таким образом, в период до 27.04.2001 действовала часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от 05.08.2000, а после   27.04.2001 - часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от   24.03.2001. Обе редакции части 2 статьи 13 Федерального закона "О введении  в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" содержат одинаковое положение о том, что до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.
    
    То, что российский законодатель при ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" не предусматривал взимание налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, ранее 01.07.2001, подтверждается обстоятельствами их принятия и одобрения. Федеральный закон N 31-ФЗ о ратификации межправительственного Соглашения принят Государственной Думой Российской Федерации 21.02.2001, а Федеральный закон N 33-ФЗ "О внесении изменений :" 22.02.2001. При этом оба Федеральных закона одобрены Советом Федераций 14.03.2001, а подписаны Президентом Российской Федерации 24.03.2001.
    
    Таким образом, у таможенного органа отсутствовали основания требовать от ЗАО "ВКЗ "Избербашский" уплаты таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) в сумме 5 738 790 рублей 40 копеек.
    
    В связи с изложенным решение и постановление суда по спору подлежат отмене, а исковые требования от ЗАО "ВКЗ "Избербашский" -- удовлетворению. При подаче иска ЗАО "ВКЗ "Избербашский" была уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей по квитанции от  26.06.2001, возвращенная судом первой инстанции в сумме 1 000 рублей как излишне уплаченная.
    
    При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 рублей по квитанции от  05.09.2001, возвращенная в сумме 500 рублей судом апелляционной инстанции. Таким образом, возврату истцу подлежит государственная пошлина в сумме 1 500 рублей.
    
    Руководствуясь статьями 93,  162,  174,  175 (пунктом 2),  177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

    решение от 09.08.2001 и постановление от 05.10.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-887/2001-1 отменить.
    
    Признать недействительным требование N 4 от 24.05.2001 Дагестанской таможни об уплате закрытым акционерным обществом "Вино-коньячный завод "Избербашский" налога на добавленную стоимость в сумме 5 738 790 рублей 40 копеек.
    
    Возвратить закрытому акционерному обществу "Вино-коньячный завод "Избербашский" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей (1 000 рублей, уплаченных по квитанции от  26.06.2001 и 500 рублей, уплаченных по квитанции от 05.09.2001). Выдать справку на возврат из федерального бюджета  государственной пошлины.
    
    Постановление вступает в законную силу с момента его принятия  и обжалованию не подлежит.
    
    

текст документа сверен по:
файл-рассылка