ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2004 года Дело N КА-А40/9601-04
[Дело по иску о признании незаконным постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ передано на новое рассмотрение с указанием суду установить, какие именно документы, указывающие на количество перемещаемых припасов, представлялись таможенному органу и можно ли их считать стандартными документами перевозчика]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:
ЗАО "Континентальные авиалинии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Шереметьевской таможни от 27.05.2004 N 10005000-2516/2003 о привлечении к административной ответственности на основании ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2004 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, как незаконное. При этом сослалась на то, что Таможенный кодекс Российской Федерации в новой редакции сохранил обязанность декларанта по декларированию горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) и ответственность за их недекларирование. Изменился лишь порядок и форма декларирования ГСМ. Также указала на то, что ни в генеральной декларации, ни в сводной загрузочной ведомости сведений о декларировании ГСМ не имеется. В связи с чем административная ответственность применена правомерно.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Шереметьевской таможни поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ЗАО "Континентальные авиалинии" настаивал на ее отклонении, ссылаясь на декларирование ГСМ в установленном порядке.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст.286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене принятое по делу судебное решение по следующим основаниям.
Постановлением от 27.05.2004 N 10005000-2516/2003 Шереметьевская таможня признала ЗАО "Континентальные авиалинии" виновным в совершении административного правонарушения и на основании ч.1 ст.16.2 КоАП РФ назначила наказание в виде административного штрафа в размере 50% стоимости непосредственного объекта административного правонарушения, что составляет 229840 руб. В качестве правонарушения признан факт недекларирования в установленной письменной форме авиаГСМ, выразившегося в непредставлении в отдел таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств Шереметьевской таможни заявления на перемещение ГСМ при выполнении 06.11.2003 рейса N 5843.
Названное общество не согласилось с привлечением его к административной ответственности и оспорило названное постановление в судебном порядке.
Рассматривая заявленное требование, Арбитражный суд г.Москвы установил, что на генеральной таможенной декларации поставлен штамп "Вылет разрешен", подпись должностного лица таможенного органа, дата и оттиск номерной печати, проставленных на документах перевозчика. На штампе указано, что самолет, груз, почта, багаж, ручная кладь пассажиров и членов экипажа в таможенном отношении оформлены. В связи с чем суд сделал вывод, что общество произвело декларирование ГСМ, таможенный орган оформил как самолет, так и находящиеся на нем грузы, в том числе и авиаГСМ.
Данный вывод сделан на основании неполного исследования всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств и доказательств.
Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, регулировался ранее Положением о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 524, а также приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000.
В соответствии с п.2 приложения к указанному приказу N 1000 декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда на таможенной территории Российской Федерации признается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Согласно п.п.7, 8 приложения к приказу N 1000 погрузка товаров (припасов) на транспортное средство производится на основании заявки, в качестве которой могут быть использованы поручения на отгрузку, требования, накладная и т.п. документы.
Арбитражный суд г.Москвы правильно отметил, что приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000 не была установлена конкретная форма заявки.
В п.19 приложения к приказу N 1000 предусмотрено, что сведения о погруженных товарах (припасах) вносятся перевозчиком в стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а которых должны содержаться сведения о наименовании и количестве перевозимых припасов, подаваемые при декларировании транспортного средства при его убытии с таможенной территории Российской Федерации.
Вступивший с 01.01.2004 Таможенный кодекс Российской Федерации в статье 279 предусмотрел, что таможенное оформление транспортных средств, в т.ч. перемещаемых припасов, производится в упрощенном порядке. При таможенном оформлении таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве и его припасах. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно выездной или въездной декларации по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно выездной и въездной декларации.
Таким образом, на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не требовалось отдельного декларирования перемещаемых припасов. Сведения о них могли содержаться в стандартных документах перевозчика.
Утверждение первой судебной инстанции о том, что ГСМ были задекламированы при подаче генеральной таможенной декларации, не может быть признано обоснованным.
В дело представлены копии генеральной таможенной декларации и сводной загрузочной ведомости, выполненные на иностранном языке. Русский перевод этих документов отсутствует.
Суд не проверил, включены ли данные о количестве перемещаемых припасов при выполнении рейса N 5843 в упомянутую декларацию.
С учетом того, что таможенным законодательством установлена специальная процедура декларирования ГСМ, суд обсудил вопрос о том, может ли указание, проставленном на декларации в штампе о таможенном оформлении груза, признаваться декларированием ГСМ.
Суд не выяснил, какие документы, указывающие на количество перемещаемых припасов, представлялись таможенному органу и можно ли их считать стандартными документами перевозчика.
Предметом обсуждения не был и вопрос о том, в чем конкретно заключается правонарушение, за которое Шереметьевская таможня привлекла ЗАО "Континентальные авиалинии" к административной ответственности: за недекларирование ГСМ или за несоблюдение установленной приказом Шереметьевской таможни от 28.08.2003 N 183 формы письменного декларирования ГСМ.
Выяснение указанных выше вопросов имеет существенное значение для правильного разрешения спора, в связи с чем дело направляется на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.176, 284-289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.07.2004 по делу N А40-26656/04-125-265 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка